Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- процесс создания новых потребительных стоимостей (товаров /Ц
и услуг). Цикл инновационной деятельности может быть представлен в виде следующих этапов: новое знание — полезная модель — опытный образец — новая потребительная стоимость. В современных развитых странах инновационная деятельность основана на массовом применении в экономике (на всех се уровнях и этапах) новых научных знаний. Ее воспроизводство и совершенствование являются приоритетной задачей как частного бизнеса, так и государства, так как только инновационные продукты, составляющие более 90% всех товаров и услуг на мировом рынке, обеспечивают фирмам и государствам необходимые конкурентные преимущества и возможность прогрессивного развития. (См. научная деятельность, национальный научно-технический потенциал). ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА - подсистема общества, прежде всего его экономика, нацеленная не только на воспроизводство, репродукцию достигнутого уровня всего развития, но и на его обновление, прогресс. Инновационная система имеет своей сердцевиной инновационную деятельность. Однако она шире последней, так как включает в себя дополнительные звенья: организацию реализации и потребления произведенных новых потребительских стоимостей (товаров и услуг), благодаря успешному осуществлению которых может начаться новый цикл инновационной деятельности. (См. наука, научная деятельность, инновационная деятельность). ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг. Вес научных знаний в производстве таких потребительных стоимостей, особенно с помощью высоких технологий, может составлять значительную часть (до 10—15%) от общей стоимости произведенного продукта. (См. инновационная деятельность, инновационная система, наука). ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ - философско-мстодоло-гическая концепция (П. Дюгем, Ч. Пирс, П. Бриджмон, Ф. Франк и др.), согласно которой большинство теоретических понятий, в том числе и научные теории в це- лом, нс имеют эмпирического содержания и в этом смысле не являются описанием объективного мира. Поэтому к ним просто не может быть применима характеристика объективной истинности или ложности. Цель и ценность теоретического знания в другом — служить хорошим средством (инструментом) организации эмпирического знания и прежде всего его логической упорядоченности. Как и всякий инструмент, теоретические понятия и конструкции имеют относительную ценность. По отношению к одному множеству эмпирических данных они могут хорошо выполнять свою функцию, к другому (в частности, в связи с обнаружением принципиально новых фактов) — хуже или совсем плохо. Тогда ученые-теоретики создают новый инструмент, при котором все старые и новые факты были бы вновь организованы в единую, логически взаимосвязанную целостную систему. Главным критерием в оценке степени приемлемости теоретических конструкций в таком случае становится их эффективность, надежность, простота в выполнении их главной функции: логическая организация эмпирической информации. Критерии же истинности или ложности, согласно инструменталистам, применимы только к эмпирическим суждениям и теориям. (См. теория, теоретические и эмпирическое). ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - право на владение интеллектуальным продуктом, закрепленное за правообладателем юридически. Важнейшим видом интеллектуальной собственности является промышленная собственность - исключительное право на владение и распоряжение результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами и др. Охрана интеллектуальной собственности, а также все другие отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются соответствующим национальным и/или международным законодательством. В современном информационном обществе, экономика которого в существенной степени основана на постоянном использовании новых научных знаний, вес интеллектуальной собственности в структуре ВВП неуклонно возрастает. (См. инновационная деятельность). Г.В. Бромберг Ц] ИНТЕРВАЛ АБСТРАКЦИИ - понятие, обозначающее пределы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее «предметной истинности» и границы применимости, устанавливаемые на основе информации, полученной эмпирическими или логическими средствами. Необходимость введения в методологию понятия интервала абстракции связана с идеей обоснования научной абстракции — как самого процесса абстрагирования, так и его результата. Абстрагируя в процессе познания, исследователь действует отнюдь не произвольно, а по определенным правилам и согласно поставленной познавательной задаче. Поскольку цель любых актов познания в науке связана в конечном итоге с достижением истины, то возникает необходимость учитывать в познавательной деятельности те ограничения и те регулятивы, которые имеют место в отношении самой человеческой способности к абстракции. Во-первых, то, от чего отвлекаются в процессе постижения объекта, должно быть посторонним (по четко оговоренным критериям) для конкретного результата абстракции. Во-вторых, исследователь должен знать, до какого предела данное отвлечение имеет законную силу. В-третьих, при исследовании сложных объектов следует производить концептуальную развертку объекта в виде совокупности его проекций в многомерном пространстве интервалов. В-четвертых, на определенном этапе необходимо осуществлять концептуальную сборку относящихся к делу интервалов абстракции в единую конфигурацию и отвлечение от посторонних перспектив видения данного объекта. (См. абстракция, тождество, абстрагирование). Ф.В. Лазарев ИНТЕРНАЛИЗМ — направление в историографии и теории развития науки, согласно которому главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности; научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий се бытия, от степени развитости социума и характера различных 82 его подсистем (экономики, техники, политики, фило- софии и др.). Наиболее видные представители ин-тернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др. (См. история науки, развитие науки, экстернализм). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — приписывание знакам (словам в частности) определенных значений (денотатов в частности). В качестве самостоятельного и важного научного метода интерпретация была осознана при четком различении формы и содержания научной теории, се синтаксиса (включая различные математические структуры) и семантики. Это осознание произошло в начале XX в. по мере все более широкого использования в науке методов формализации и тео-ретизации сначала в математике, а затем и в естествознании. Необходимо различать два важнейших вида интерпретации в науке: семантическую и эмпирическую. Первое понятие более широкое по объему, чем второе. Эмпирическая интерпретация означает приписывание (идентификацию, отождествление) терминам теории определенных эмпирических значений (например, «материальная точка» суть «планета Солнечной системы» и т. д.), тогда как семантическая интерпретация означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений (например, одной из семантических интерпретаций эвклидовой геометрии могут быть, как показал Д. Гильберт, алгебраические объекты — числа, уравнения, системы уравнений). Различение научной теории и се интерпретации (в частности, эмпирической) необходимо потому, что одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение (например, механика Ньютона верна для огромного числа эмпирических интерпретаций ее основного теоретического объекта — материальной точки: планета Солнечной системы, снаряд, молекула жидкости, корпускула света и т. д. и т. п.). При этом важно иметь ввиду, что на опыте проверяется (подтверждается или опровергается) всегда не теория сама по себе, а лишь система «теория + ее определенная эмпирическая интерпретация». Это означает, что теория имеет относительно самостоятельное и независимое существование по отношению к 00 миру опыта, несводима к последнему полностью, имеет свои собственные правила конструирования и логику функционирования и развития. (См. теоретическое и эмпирическое, редукционные предложения, уровни научного знания). ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - общезначимость, консенсуальное (явное или неявное) согласие среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений (понимания значения и смысла конкретных терминов и понятий, истинностного значения конкретных высказываний и теорий, принятие оснований и логики обоснования конкретных истин, их возможной и реальной полезности и практической эффективности и т. п.). Интерсубъективность является операциональной интерпретацией метафизического понятия «объективность». Понимание «объективности» как интерсубъективности прочно закрепилось в философии и методологии науки с начала XX в., времени кризиса классической науки и ее философии и становления новой неклассической парадигмы научного познания. Непосредственным поводом интерпретации «объективности» в науке как «интерсубъективности» явилось четкое осознание того, что объект сам по себе однозначно не детерминирует его мысленную репрезентацию (модель), подтверждением чему явилось появление в науке большого числа альтернативных описаний, теорий, парадигм для одной и той же предметной области (классическая и неклассическая механика, классическая и неклассичсская математика, волновая и корпускулярная квантовая теория, историческое языкознание и структурная лингвистика и т. д. и т. п.). (См. выбор альтернативных гипотез, научный консенсус, теоретическое и эмпирическое). ИНТЕРТЕКСТ — понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, означающее более широкую языковую систему, чем контекст. Последний входит в качестве элемента в интертекст и взаимодействует в его рамках с другими контекстами. Так, если для физических теорий их контекстом является физическое знание (явное и неявное), то в качестве интертекста для них выступает как минимум все естественно-научное и математическое знание, содержание и методы которого всегда явно либо неявно имеются в виду, либо непосредственно используются при построении и обосновании физических теорий. Неопределенность и неоднозначность интертекста служат, с одной стороны, источником порождения новых идей в привычной для них среде, а с другой — приводят к трудностям однозначного их истолкования и оценки и к длительному процессу достижения определенного консенсуса. (См. текст, гипертекст, неявное знание). ИНТУИЦИОНИЗМ (математический) — одно из направлений в философии математики (Л. Кронекер, А. Пуанкаре, Л. Брауэр, Г. Рейтинг), представители которого предложили новую концепцию предмета и обоснования математики, резко противопоставив ее не только эмпиристской, объективно-идеалистической (платонизм) и наивно-интуиционистской (Декарт) традициям в истолковании предмета и природы математики, но и таким новым направлениям философии математики XX в. как логицизм (Фреге, Рассел и др.) и формализм (Гильберт, Гедель и др.). Согласно инту-иционистам, математика есть синоним максимально однозначных и доказательных построений человеческого разума. Математические объекты и структуры конструируются человеческим мышлением, и до него и вне него не существует. Математическое знание является содержательным, синтетическим, имеющим интуитивную основу, однако в математике допускается только элементарная, так называемая «глобальная» интуиция, которая в силу своей элементарности находится под максимально возможным контролем человеческого сознания. Назначение этой интуиции состоит во введении элементарных единиц содержания и способности их различения или отождествления. Например, глобальная интуиция способна однозначно различить такие элементарные объекты как 0 и 1, все остальные объекты математики должны быть построены из элементарных с: помощью простых операций, которые однозначно контролируются глобальной интуицией (например, + и —). Согласно интуиционис- Щ] там, в математике слово «существовать» должно означать только одно — «быть построенным» в конечное количество шагов под контролем глобальной интуиции. На этом основании интуиционисты отказывают в законности понятию «актуально бесконечное множество» (допускаемого в классической математике: в теории множеств и арифметике). Понятие «актуальной бесконечности» предлагается из математики удалить и ввести вместо него понятие «потенциальной бесконечности», понимаемой как конечная последовательность, которая реально всегда может быть продолжена. Закон исключенного третьего, широко используемый при доказательствах в классической математике, должен быть ограничен только его применением в рассуждениях о конечных множествах. Не является универсальным, с точки зрения интуиционистов, и закон двойного отрицания (А = А). Общий вывод интуиционистов в отношении классической математики очень категоричен: вся классическая математика — ненадежная и нестрогая наука, и поэтому требуется построить новую математику, отвечающую более строгим критериям, предложенных интуиционистами. Усилиями многих представителей интуиционизма и конструктивизма в XX в. были перестроены с позиций новых требований строгости многие разделы классической математики. Сначала многие математики расценивали эти построения как проявление крайнего педантизма, не имеющие никакого теоретического и практического значения для реально работающей математики. Только с развитием вычислительной техники, компьютеров, машинной математики оказалось, что наиболее эффективным языком математических программ для этой техники является язык именно конструктивной математики. (См. логицизм, формализм, философия, математика). ИНТУИЦИОНИЗМ (философский) — гносеологическая концепция (Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Бергсон и др.), согласно которой, наряду с аналитическими процедурами (анализ, синтез, абстрагирование, рассуждения, выводы, мысленное конструирование и др.), мышление обладает и некоторой синтетической, интегральной способнос- тью схватывать, усматривать в предметах и процессах познания их сущность, существенность, необходимость, причастность к Истине. Согласно интуиционистам, истинные основоположения наук, их фундаментальные законы, принципы и аксиомы могут быть постигнуты только в актах интуиции достаточно развитого мышления и сознания (См. мышление, сознание, синтез). ИНТУИЦИЯ (в науке) — использование в процессе познания, при решении научных проблем огромного массива неструктурированной заранее в языке (дискурсе) информации, как подсознательной, так и бессознательной. При четко поставленной проблеме и сильной мотивации в ее решении в сознании ученого на уровне интуиции происходит огромная работа по извлечению из недр сознания и отбору релевантной для решения поставленной проблемы информации. В сознании эти решения появляются внезапно, при самых различных внешних обстоятельствах, и обозначаются словом «инсайт». Однако «инсайт» бывает только у хорошо подготовленных профессионалов. Интуиция в науке выполняет функции фиксации и удостоверения определенного (элементарного) содержания знания (интеллектуальная интуиция). Огромную роль интеллектуальной интуиции в процессе научного (и особенно — математического) познания отводили Р. Декарт, Г. Галилей, А. Пуанкаре, А. Рейтинг, А. Эйнштейн, Ж. Адамар и др.). (См. интуиционизм (философский), контекст открытия, научное творчество). ИНФОРМАЦИЯ — 1) в естествознании и математике — мера упорядоченности, организованности объектов, процессов, систем; 2) в гуманитарных науках — совокупность сведений об объектах, явлениях, процессах, их свойствах и отношениях. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ - процедура, в ходе которой испытуемый знакомится с целями, условиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в исследовании, и соглашается (обычно в письменной форме) принять в нем участие. (См. этика науки, биоэтика). Б.Г. Юдин ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - уступка лицензиаром лицензиату монопольного права использовать объект лицензии в соответствующем условиям договора объеме, сроках и на определенных договором рынках. Неисключительная (простая) лицензия предоставляет лицензиату обычное право пользования, что не исключает права третьих лиц; при простой лицензии лицензиар вправе сам производить и реализовывать продукцию, выдавать любое количество простых лицензий, однако в каждом последующем договоре простой лицензии могут быть изложены различные ограничения. (См. интеллектуальная собственность, лицензия, патент). Г.В. Бромберг ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - их введение в хозяйственный оборот. Продукт (изделие) считается изготовленным с использованием, например, изобретения полезной модели, а способ, охраняемый патентом на изобретение, считается примененным, если в нем использован каждый признак изобретения полезной модели, включенный в независимый пункт формулы, или эквивалентный ему признак. Изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного образца, если оно содержит все его существенные признаки. Использование в коммерческих целях — это продажа, сдача внаем или иной способ коммерческого распространения, а также предложение осуществлять эти действия. Под использованием понимается именно использование в коммерческих целях, если не оговорено иное. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ИСТИНА — такое содержание знания (данных чувственного опыта, интуиции, суждений, теорий, когнитивных систем), которое тождественно (в определенном интервале) предмету знания. В подавляющем большинстве случаев это тождество и его границы лишь относительны, условны, приблизительны. Наиболее жестко это тождество может контролироваться и удо- стоверяться в теоретическом познании. Самая эффективная реализация этого требования имеет место в аналитических истинах и логико-математических дисциплинах. Однако и там достижение абсолютного тождества (абсолютной истины) недостижимо. Впрочем, как показывает историческая практика, в том числе и научная практика, для целей высоко адаптивного существования человечества вполне эффективным, надежным средством человеческой деятельности является относительная истина (относительно-истинное знание). (См. знание, тождество, синтетическое знание). ИСТИННОСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ - континуум оценок соответствия содержания некоторого знания определенному предмету в интервале {0...1}, включая крайние значения: 0 — ложь (полное несоответствие содержания высказывания о предмете самому предмету) и 1 — истина (полное тождество содержания мысли о предмете содержанию предмета). В различных системах логик допускается разное количество возможных истинностных значений высказываний (классическая двузначная логика, трехзначные логики, n-значные логики, бесконечнозначные логики). (См. логика, ложь, истина). ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность дисциплин, изучающих изменение, эволюцию и развитие любых объектов и систем: материальных и идеальных (когнитивных), природных и социокультурных, земных и космических. Поскольку сущность любого предмета в его настоящем может быть адекватно понята и объяснена только как следствие его предшествующего состояния, его прошлого бытия, постольку историческое исследование предмета является необходимой компонентой любой науки. Однако, как правило, под историческими науками обычно имеют в виду исследование во времени различных аспектов человеческого общества и областей человеческой деятельности (мировая история человечества как целого, история отдельных стран, народов, цивилизаций, культур, история науки и техники, история языка, искусства, политическая история и т. д. и т. п.). Основными кате- гориями истории являются понятия: историческое время, осевое и нартикулярно-культурное время, историческая необходимость и творчество, исторический закон, формация, эволюция, революция, прогресс, регресс и др. (См. история, эволюция, время, науки о культуре, науки о Человеке и др.). ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ - основные этапы развития и бытия науки как особого вида познавательной деятельности Человека, обусловленные как внутренними возможностями и закономерностями ее становления, так и влиянием со стороны социокультурного контекста, органическим элементом которого наука, как и остальные подсистемы культуры, всегда являлась и является. Выделяют обычно шесть различных исторических форм науки: 1) древняя преднаука (или пранаука (Вавилон, шумеры, Древний Египет); 2) античный тип науки (VII в до н. э. — III в. н. э.; 3) средневековая европейская наука (IV в. — XVI в.); 4) классическая (XVII — XIX вв.); 5) неклассическая (начало XX в. — 70-е гг. XX в.); 6) постнеклас-сическая (70-е гг. XX в. по наст. вр.). Каждая из исторических форм науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологическими, социально-культурными и методологическими основаниями. Особенности древней пранауки: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания. Характерные черты античной науки: созерцательность, внутренняя самодостаточность, логическая доказательность, системность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость к критике. Особенности европейской средневековой науки: тсо-логизм, тслеологизм, герменевтика, схоластика, догматизм. Принципиально новые интенции и особенности естествознания складываются в эпоху Возрождения и Новое время (XV —XVII вв.): светский характер, Е1атурализм, объектность, экспериментально-математический характер, практическая применимость, доказательность. Триумфом развития классической науки становится создание механики Галилея —Ньютона, гелиоцентрической космологии Коперника —Кеплера, 3D механико-математической картины мира. Гуманитар- ные дисциплины (история, педагогика, медицина, языкознание) также постепенно освобождаются от влияния теологии и рассматриваются как средство совершенствования человека и его самореализации. К XVIII в. в Европе полностью формируется новая социокультурная реальность: классическая наука. Ее идеология: критический дух, объективность, практическая направленность. Принципы онтологии классической науки: антителсологизм, детерминизм, механицизм. Ее гносеологические основания: однозначный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания. Методология классической науки: количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения научных теорий, критицизм. Постепенно происходит институализация науки, создаются профессиональные научные сообщества со своими уставами, возникают научные и учебные заведения нового типа (инженерные, политехнические вузы и школы, лаборатории, испытательные стенды, полевые исследования, академии наук, научные журналы). Во второй половине XIX в. происходит резкое усиление социальной базы науки, возникает «большая наука», укрепляется связь науки с производством, создается промышленный сектор науки, происходит формирование новой системы «наука-техника-технология». В конце XIX в. — начале XX в. возникает кризис в основаниях классической науки, происходят научные революции в математике, физике, социальных науках, создаются и принимаются научным сообществом новые фундаментальные теории, во многом несоизмеримые с прежними: неевклидовы геометрии, теория относительности (частная и общая), квантовая механика, генетика, синтетическая теория эволюции, интуиционистская математика и логика, неклассичсс-кие экономические социальные и гуманитарные теории. Создается неклассическая наука с новыми философскими основаниями. Онтология неклассической науки: релятивизм, вероятностный детерминизм, массовость, системность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность науч- 91 ных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, антифундаментализм. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, когнитивный конструктивизм. В середине XX в. происходит научно-техническая революция, результатом которой становится создание в развитых странах наукоемкой экономики, главным источником массовых инноваций в которой становится наука. С превращением науки в решающую силу общественного развития наука становится важнейшим объектом государственной научной политики развитых стран. В конце XX в. начала складываться новая историческая форма науки — постнеклассическая (или неонеклас-сическая, или постмодернистская). Ее преимущественный предмет исследования — сверхсложные и эволюционные системы. Лидерами постнеклассической науки становятся биология, экология, глобалистика, науки о человеке. Социальным основанием пост-неклассической науки является необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием, уменьшением его негативных последствий для настоящего и будущего человечества. В настоящее время происходит формирование новых философских оснований науки. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, нелинейность, эволюционизм, антропологизм. Ее гносеологические основания: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманитарная направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, эффективность и целесообразность научных решений. В современной науке и обществе происходят компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Основой развития экономики все более становятся высокие технологии. В гуманитарных и социальных науках происходит «лингвистический поворот», начинает преобладать установка, с одной стороны, на микроанализ, а, с дру-BZ гой — на контекстуальность рассмотрения, возмож- ный и необходимый плюрализм подходов, на «демистификацию факта», на социокультурное и ценностное измерение гуманитарных и социальных теорий. Будущее науки видится в сосуществовании и интеграции сформированных ранее исторических типов научности: классического, неклассического и пост-неклассического. В разных научных дисциплинах в зависимости от степени их развития и характера решаемых теоретических и практических проблем реализуется один из ни-х как более эффективный. Глобализация науки становится одним из главных резервов дальнейшего поддержания высоких темпов развития и эффективности мировой и национальной науки. (См. наука, история науки, развитие науки, методологический кластер, парадигма, фон науки). ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда существенное внимание уделяется длительности и скорости их формирования и развития, степени влияния на динамику изучаемых объектов внутренних закономерностей и внешних условий существования («среды»). Применяется там и тогда, когда скорость изменения свойств объекта является достаточно важной с точки зрения практических интересов человека (астрономия, космология, геология, история общества и др.). Адекватное использование исторического метода предполагает наличие такой шкалы времени, которая опиралась бы на устойчивые естественные ритмы самой природы (проблема геохронологии и «реального» исторического времени). (См. развитие, эволюция, диахронный анализ, история). ИСТОРИЯ — 1) последовательное изменение любого процесса от прошлого к настоящему, фиксируемого с помощью определенной временной шкалы, 2) описание такого рода процессов, 3) комплекс наук об изменении и развитии общества в целом и его различных подсистем (стран, цивилизаций, этносов, социальных институтов, духовной жизни и т. д.). (См. изменение, время, развитие, эволюция). по ИСТОРИЯ НАУКИ — изложение в хронологической последовательности динамики научных изменений (зарождение науки в целом и различных областей научного знания, открытие новых эмпирических явлений, фактов, законов, объясняющих их гипотез и теоретических моделей, практических приложений, социокультурного значения). Существует много вариантов истории науки, прежде всего, по широте охвата научных изменений: общая история науки в целом; история ее важнейших отраслей: история логико-математических наук, социально-гуманитарного познания, инженерно-технических достижений; история отдельных научных дисциплин (история физики, химии, биологии, социологии, права и т. д. и т. п.). Во-вторых, различают внутреннюю и социальную историю науки. В рамках внутренней истории науки абстрагируются от ее зависимости от социокультурного контекста, в социальной истории науки — акцентируют. Во многом это зависит от предпочтения той или иной модели развития научного знания (интернализм или экстернализм). Наконец, существуют история национальной науки, история научных биографий, история великих научных открытий и т. д. Как и любая конкретно-научная дисциплина, история науки не свободна от принятия тех или иных философских оснований и предпосылок: кумулятивизм или антику-мулятивизм, прогрессизм или просто эволюционизм, внутренняя взаимосвязь науки с философией или независимость от последней, социальная и ценностная нейтральность науки или ее аксиологическая на-груженность и др. (См. наука, исторические формы науки, развитие науки). КАРТИНА МИРА — общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаи-модогюлняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. (См. онтология, онтология науки, метатеорети-ческое знание). КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ - сетка категорий предшествующего исторического типа научного познания, сквозь призму которого в науке воспринимается любое вновь познаваемое содержание. Термин, введенный в философию науки М.Г. Ярошев-ским. У разных ученых категориальная апперцепция вообще говоря не одинакова. Она зависит от условий их воспитания и образования, профессиональных ин- тересов, общей культуры, ценностей структуры их личности. Так, у И.П. Павлова функцию категориальной апперцепции выполняла причинно-системная матрица биологического детерминизма (с се категориями эволюции, адаптации, гомеостаза и др.). Он не ограничивается ими и вводит новые категории: подкрепление, временная связь и др., сквозь которые он рассматривал отныне любой физиологический феномен. А.А. Ухтомский обогатил аппарат категориальной апперцепции физиологии понятиями «доминанта», «саморегуляция», «торможение», «предвкушение», «проектирование среды» и др. В отличие от трансцендентальной апперцепции категориальная апперцепция имеет лишь относительно априорный характер. (См. апперцепция, теоретическое и эмпирическое). КАЧЕСТВО — взаимосвязанная совокупность (кластер) свойств и отношений предметов, явлений, процессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определенности интересующего ее объекта исследования (качественное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стремится понять то или иное качество через его количественные характеристики («больше», «меньше», «равно»), ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления — вот главная цель науки. Это имеет огромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ориентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практических целях. (См. количество). КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА - теория, описывающая свойства и законы движения физических объектов, для -„ которых размерность действия (эрг • с) сопоставима с Но планковским масштабом h = 6, 62 • 10~27 эрг • с. Этому условию удовлетворяют микрочастицы, а потому можно сказать, что квантовая механика — это наука, описывающая свойства микромира. Квантовая механика включает в себя систему специальных понятий и соответствующий им математический аппарат. Законы квантовой механики образуют фундамент наук о строении вещества. Методы квантовой механики позволили решить большое количество научных задач: расшифровка атомных спектров, объяснение периодической системы элементов Д.И. Менделеева, строение и свойства атомных ядер, теория фотоэффекта, физика твердого тела и полупроводников, ядерные и термоядерные реакции и др. (См. неклассическая наука, индетерминизм, принцип неопределенности, принцип дополнительности). Л.В. Лесков КЕНТАВРОВОЕ ЗНАНИЕ (в науке) - специфическая форма научного знания, представляющая собой единство качественно разнородных, часто противоречащих в некоторых отношениях элементов научного знания. Кентавровое знание существует в виде кентавровых научных понятий («волна-частица», «пространство-время», «мыслящая машина» и т. д.), кентавровых высказываний («планеты Солнечной системы — материальные точки», «человек — это микрокосм», «элементарные частицы имеют аромат» и т. д.), кентавровых теорий (философия науки, религиозная философия, искусствознание, социальная физика и т. д.). Наличие в науке кентаврового знания говорит о необходимости се рассмотрения в более широком гносеологическом контексте, нежели тот, о котором обычно идет речь в логике и методологии науки, где научное знание рассматривается только как гомогенное, логически-организованное, доказательное. Некоторые авторы (Д. Данин, в частности) предложили назвать систематическое изучение разнообразных проявлений кентаврового сознания в культуре и науке «кентавристикой». КИБЕРНЕТИКА — наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации. (См. цель, деятельность, целесообразность, информация). КЛАССИФИКАЦИЯ — способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов, рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака объектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку. Такого рода признак называется основанием классификации и должен быть вполне определенным. Классификация множества познаваемых объектов является одной из первичных и вместе с тем фундаментальных форм как эмпирического, так и теоретического познания. Хорошо известными примерами классификаций в науке являются классификации видов в животном и растительном мире (Линней, Бюффон, Ламарк и др.), в социальном мире (К. Маркс и др.), в духовном мире (И. Кант, Г. Гегель и др.). Различают два основных типа классификаций: 1) естественные, в которых основанием классификации выступает некоторый реальный существенный признак, присущий объектам исходного множества (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, классификация элементарных частиц в современной физике и т. п.), и 2) искусственные, в которых основанием классификации выступает любой признак (например, классификации всех слов русского языка по количеству букв, составляющих слово и т. п.). Классификация — необходимая форма предметного познания, без осуществления которой невозможно понятийно-дискурсное моделирование действительности. (См. эмпирическое знание, факт). КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования вы- водов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм. (См. исторические формы науки, методологический кластер). В.В. Ильин КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - один из логически возможных типов философии науки, рассматривавшийся с наибольшей полнотой в самопознании классического естествознания (XVII — XIX вв.). Необходимо различать понятия «философские основания классической науки», «философия классической науки» и «классическая философия науки». Философские основания классической науки — это реальные философские предпосылки различных дисциплин и теорий классической науки. Философия классической науки — это одна из интерпретаций ее философских оснований. Наконец, классическая философия науки — одна из логически возможных конструкций философии науки в рамках теоретической философии. Хотя все указанные выше понятия тесно связаны между собой, категориальный кластер «классической философии науки» как возможного образа науки составляют: трансцендентальная субъективность, им-манентизм (интернализм), всеобщность, однозначная детерминация содержания научного знания объектом, теоретический монизм (один объект — одна истинная теория), дедуктивная организация научных теорий, объективная истинность научного знания, корреспондентская концепция научной истины, социально-ценностная нейтральность научного знания, фундаментализм научного обоснования, доказательность научного знания, эксплицентный характер всех научных утверждений, абсолютная определенность (однозначность) языка науки, сциентизм. Ее логически возможные варианты: эмпиризм — теоретизм, индуктивизм — дедуктивизм, джастификационизм — фальсификаци-онизм. (См. философия науки, нсклассическая философия науки). {]{] КЛОНИРОВАНИЕ — процесс создания генетически идентичных копий живых организмов (или их фрагментов — молекул, клеток, тканей, органов и т. д.). Термин «клон» происходит от греческого слова klon, что означает — веточка, побег, черенок. С] процессом создания клонов в этом смысле почти каждый знаком по вегетативному размножению растений черенками, почками или клубнями в сельском хозяйстве. Однако, в отличие от растительных, клетки животных, дифференцируясь в процессе онтогенеза, лишаются так называемой тоте-потентности (т. с. способности к образованию любых типов клеток данного организма), что и было долгое время главным препятствием для осуществления клонирования взрослых позвоночных животных. И лишь в 50-е гг. XX в. стали нарабатываться технологии и методические приемы пересадки ядер соматических клеток амфибий в лишенные ядра (или, как говорят биологи, энуклеированные) яйцеклетки, что, в конце концов, сделало свершившимся фактом возможность клонирования животных, в том числе и млекопитающих. Рубежным в этой области принято считать 1997 г., когда в феврале из Эдинбурга (Шотландия) пришло сообщение, что в результате использования донорного ядра клетки молочной железы взрослой овцы было получено клональнос животное — овца по кличке Долли. Эта новость вызвала невиданный взрыв эмоций, поскольку с этого времени речь могла идти и о клонировании человека как вполне технологически реализуемой задаче. О клонировании заговорил весь мир, причем не только ученые, но и политики, государственные деятели, юристы, философы, представители разных религиозных конфессий и др. Как и следовало ожидать, мнения разделились самым радикальным образом: от призыва признать исследования в области клонирования человека преступлением до декларации крупнейших деятелей науки и культуры в защиту клонирования человека и неприкосновенности научных исследований. Анализ этих дискуссий со всей очевидностью показывает, что в отношении проблемы клонирования человека современному обществу требуется не настороженное и не восторженное, а ответственное отношение. (См. биоэтика, этика науки, генетика). В.Г. Борзенков КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ (к. с. н.) - направление в философии и социологии науки, возникшее в 70-х гг. XX в., представители которого считают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние социокультурных факторов не только на выбор научных проблем (направлений) и темпы их разрешения (за счет создания максимально благоприятных финансовых, материальных и организационных условий), но и на способ, результат их решений (в конечном счете' на содержание научных теорий). Представители к. с. н. (М. Малкой, С. Уолгар, К. Кнорр-Цетина, Р. Уитли и др.) отвергают классические модели бессубъектного или трансцендентально-субъектного характера научного познания, настаивая на существенном влиянии реальных, эмпирических субъектов научного познания (их мировоззрения, психологических особенностей и ресурса знаний) на процесс конструирования как самих объектов теории, так и способов их теоретического описания. Они настаивают на принципиальном значении для адекватной теории научной деятельности того обстоятельства, что научное познание всегда совершается конкретными учеными в конкретной социокультурной среде, имеющей специфическое историческое измерение. Согласно к. с. н., важную роль в формировании содержания научной теории, наряду с эмпирической информацией об объекте («эмпирическим репертуаром»), играет разделяемая учеными система общих философских принципов и ценностных мотиваций (их «социальный репертуар»). Последний формируется либо в результате присоединения ученого к определенной научной традиции, школе, авторитету, либо благодаря собственной актуализации накопленных обществом культурных ресурсов вплоть до творческого участия в его создании (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Н.Бор, А. Пуанкаре, Д. Гильберт и др.). В пользу социокогнитивного подхода его представителями приводится большой историко-научный и социологический материал на примерах анализа творчества как классиков пауки, так и се современных творцов. (См. социология науки, научное познание, субъект научного познания). КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - важнейшая составляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на определенный объект мысли и обращенность к некоторому субъекту, адресату своей мысли). В этом смысле мышление всегда не только субъект-объектно, но и субъект-субъектно, т. е. диалогично. «Другой» часто выступает как alter ego, как другое «51». Когнитивное общение выступает в таком случае как беседа, общение субъекта познания с самим собой, убеждение, объяснение некоторой информации самому себе как другому. В этом случае научное мышление выступает как свернутый диалог и часто имеет форму монолога. Но это лишь мимикрия принципиально коллективной, диалогичной природы научного мышления. Часто субъект для того чтобы добиться понимания со стороны Другого вынужден смотреть на себя его глазами, осуществлять рефлексивное проникновение в свою личность и в свои намерения. В конечном счете все процедуры научного познания — объяснение, доказательство, понимание и др. направлены на убеждение Другого и себя самого в своей правоте. Многие крупные ученые обладали незаурядными способностями убеждать себя и других в истинности своих взглядов, используя для этого в том числе и свои блестящие литературные способности (Платон, Галилей, Декарт, Бэкон, Ньютон, Витгенштейн, Бор, Пригожий и др.). (См. научное познание, субъект научного познания, научный консенсус). КОГНИТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - одна из важнейших категорий современной философии и социологии науки, основанная на понимании того фундаментального обстоятельства, что не существует окончательного (абсолютного) ни эмпирического, пи теоретического обоснования любой концепции, что прекращение регресса в бесконечность и в том, и в другом случае осуществляется только принятием конкретными субъек- 1ПП тами познания решения о достаточности имеющихся IUl оснований для положительной или отрицательной когнитивной оценки рассматриваемой концепции. Принятие подобных решений опирается на познавательную волю субъектов и определяется множеством факторов предметного, логического, психологического, практического и социального характера. Когнитивные решения в науке являются результатом научного консенсуса, итогом более или менее длительных дискуссий, критического анализа и оценок и всегда несут в себе определенную долю риска. (См. научный консенсус, когнитивная социология науки). КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ - господствующие в обществе представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся Рациональность, Истинность, Доказательность, Полезность. Содержание этих ценностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания, частично стихийно, но во многом благодаря сознательной рефлексивной деятельности выдающихся ученых и философов. В целом, как показывает исторический опыт развития познания, в том числе история научного познания, содержание когнитивных ценностей изменчиво и обусловлено тремя основными факторами: социокультурными условиями осуществления познавательной деятельности, философской рефлексией содержания этих ценностей и преимущественным типом объектов познавательной деятельности. В науке когнитивные ценности конкретизированы в виде идеалов и норм научного исследования. Понимание этих идеалов и норм и соответственно их содержание также весьма изменчиво и разнообразно как в диахронном, историческом разрезе бытия науки (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская наука и т. д.), так и в ее синхронном сечении (логико-математические науки, естествознание, социально-гуманитарное знание, технико-технологические науки). Анализом всего многообразия когнитивных ценностей, их природы, видов, факторов изменчивости, инвариантности, системного характера занимает- ся философия в таких ее разделах как гносеология, аксиология, философия науки. Когнитивные ценности — имманентная и основополагающая часть процесса познания и его структуры. (См. ценности, сознание, идеалы и нормы научного исследования). КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - операциональная характеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике языка науки, его общих категорий, методов получения и обоснования знания, способов принятия когнитивных решений и их утверждения. Различают общий когнитивный стиль научного познания (стиль научного мышления вообще) в отличие от вненаучных способов познания (обыденное мышление, художественное познание, религиозный стиль мышления, мифологическое мышление и др.) и особенные когнитивные стили мышления в науке. Последние определяются предметными, методологическими и коммуникационными особенностями той или иной частной науки (физический стиль мышления, естественно-научный стиль мышления, математический стиль мышления, гуманитарный тип мышления и т. д.). Независимо от степени общности когнитивного стиля и особенностей различных конкретно-научных стилей мышления все они не зависят от отдельных ученых, принимаются ими в целом в силу своей профессиональной принадлежности и в этом смысле имеют объективный характер в отличие от индивидуального когнитивного стиля. (См. парадигма, методологический кластер, когнитивные ценности). КОЛИЧЕСТВО — важнейшая категория философии и науки, обозначающая численную или структурную определенность предметов, процессов и явлений, относительно безразличную их качественной определенности, то есть тому конкретному множеству образующих их свойств и отношений, которые отличают их от других предметов, процессов, явлений и делают их тем, что они есть. Количество, тем не менее, не абсолютно внешняя для качества предмета характеристика, а является таковой только в границах меры. Так Л. статистическое распределение людей по росту, изоб-IU" ражаемое кривой Гаусса, показывает различие этой характеристики для людей в очень широком, теоретически бесконечном диапазоне. Ясно, однако, что реально, начиная с некоторой величины роста (очень маленькой или очень большой) люди не могут существовать в принципе, в силу определенных физических и биологических законов. Переходя границы своей количественной меры по определенному параметру, предмет теряет свое прежнее качество и переходит в новое, существенно отличное состояние или качество. (См. «качество», «форма»). КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - методологическая кон цепция, абсолютизирующая роль конвенций в научном познании (Ле Руа, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.). Конвенции играют действительно большую роль в научном познании (определение значений основных научных терминов, выбор эталонов и систем единиц измерения физических и других величин, принятие той или системы логических законов и правил и др.). Однако конвенционалисты не правы, когда утверждают конвенциональный характер всех истин, явно недооценивая при этом, во-первых, объективную детерминацию содержания научного знания, а, во-вторых, социально-детерминированный характер принятия самих научных конвенций. (См. научные конвенции, определения, интерпретация, научная истина). КОНСТРУИРОВАНИЕ (мысленное) - деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей. Конструктивная деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования, а именно задаче создания логически непротиворечивых, доказательных, содержательно богатых систем знания, обладающих при этом значительной объясняющей, организующей и предсказательной силой. Конструированию научных теорий невозможно научиться, занимаясь только эмпирическим исследованием реальности. Объективная реальность лишь предпосылка и конечная цель научной теории. Тождество между ними по содержанию лишь относительное (только в определен- Ши ном интервале) и приблизительное. Теоретические конструкты обязательно должны не только совпадать с объективной реальностью, но и существенно отличаться от нее. Важнейшими операциями мысленного конструирования являются определения, конвенции, логические выводы, идеализации и др. (См. продуктивное воображение, синтез, теория). КОНСТРУКТИВИЗМ (математический) - на правление в метаматематике и построенные на его основе математические теории (конструктивная логика, конструктивная теория множеств, арифметика, анализ и т. д. и т. п.). Возникло в 40-50-е гг. XX в. в СССР как результат «скрещивания» основных математических идей интуиционизма (Л. Брауэр, Г. Гейтинг и др.) с аутентичной теорией познания марксизма, где процесс познания трактовался не как процесс пассивного отражения сознанием объекта, а как активная деятельность мышления с идеальными объектами, изоморфными по своей структуре материально-предметной деятельности человека. Наиболее видными представителями математического конструктивизма были Цейтин, Марков, Шанин, Заславский. С точки зрения конструктивистов вся классическая математика является недостаточно строгой наукой, так как основана на таких «темных» понятиях как «актуальная бесконечность», «универсальный характер законов исключенного третьего и двойного отрицания», логической непротиворечивости как необходимого и достаточного критерия существования математического объекта и т. д. Согласно конструктивистам, основным методом построения математических теорий должна быть не дедукция, а конструктивно-генетический метод, согласно которому любой математический объект и любые утверждения о нем должны быть результатом деятельности мышления по построению более сложных конструкций из более простых, по определенным, простым и легко контролируемым правилам построения — алгоритмам, позволяющим с помощью конечного числа шагов, конечного числа операций за конечное время однозначно получить итоговую конструкцию. Полу- чил широкое признание и развитие в связи с развити- ем вычислительной математики и информационной техники. (См. интуиционизм, философия математики). КОНСТРУКТИВИЗМ (философский) - одно из влиятельных течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, 3. Шмидт, X. фон Фер-стер, У. Матурана, Г. Рот, II. Луманн, Г. Ром и др.). Конструктивисты выступают против наивного реализма, интерпретации познания любого вида и любых его продуктов как результатов отражения во взаимодействии субъекта с объектом и т. п. Согласно конструктивистам, не существует никакой иной реальности, кроме той, которая создастся человеком. В этом смысле радикальные конструктивисты утверждают, что вся реальность (и научная, в том числе) и все утверждения о ней антропогенны, антропоморфны и аксиоло-гичны. Не существует некоей объективной, одинаковой для всех и независимой от людей реальности. Равно как не существует некоей, независимой от людей, одинаковой для всех объективной («божественной» по своему статусу) истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно самотворящее себя бытие. Естественно, что человек стремится всегда создать полезные, ценные для существования вида и собственного бытия продукты, однако это в принципе невозможно, так как в механизме творчества изначально и имманентно заложен такой существенный элемент как случай, случайность, хотя и ограниченный в своем действии накопленным ранее опытом. Конструктивно по своей сути не только познавательное отношение, но и все другие отношения (коммуникационные, практические, экзистенциональныеит. д.), в пространстве которых живет и которое постоянно создает заново любой человек, в том числе (и особенно) ученые. С позиций радикального конструктивизма его представителями строятся соответствующие модели научного познания и научной деятельности и критикуются любого рода объективистские, детерми- _ нистские и созерцательные концепции философии ill/ науки. Эта позиция хорошо корродируется с когнитивной социологией науки, социальной психологией науки, философией деятельностной природы человека. (См. научное творчество, синтетическое знание, продуктивное воображение). КОНТЕКСТ — языковая или объективная структура более широкая, чем, соответственно, отдельный текст или отдельное событие, являющееся элементами контекста. Методологический смысл данной категории состоит в том, что контекст как целое, с одной стороны, существенно определяет смысл любого текста, как своего элемента, а, с другой — лишает его однозначности и замкнутости, делая открытой и всегда недоопределенной системой. (См. текст, интертекст, гипертекст, неявное знание). КОНТЕКСТ ОБОСНОВАНИЯ - понятие философии науки, обозначающее процесс доказательства и обоснования научного знания. Согласно логическим позитивистам, хотя не существует логики открытия научных законов и теорий, существует логика их обоснования. Для логико-математических наук основным методом их обоснования служит логический анализ их отдельных высказываний и взаимоотношений между ними. Способом их обоснования является либо показ тавтологического характера логико-математических утверждений, имеющих аналитическую природу, либо логическое выведение подавляющего их большинства из небольшого числа аксиом, условно принятых за истинные высказывания. Большие усилия логическими позитивистами были приложены для того, чтобы логически смоделировать процесс обоснования научных законов и теорий в естественных (и шире опытных) науках. Однако здесь они в целом потерпели неудачу. Во-первых, потому что модель естественно-научной теории как дедуктивно организованного, логически замкнутого множества высказываний, оказалась слишком сильной идеализацией по отношению к реальным естественно-научным и социальным теориям, ни одна из которых не построена подобным образом. Во-вторых, столь же неадекватными оказались попытки логического моделирования отношения эмпирического и теоретического знания с помощью создания различных систем индуктивной логики. Оказалось, что индуктивные методы не могут выполнять функцию не только способов доказательства научных законов, но и функцию подтверждения вероятности их истинности. Это обусловлено как парадоксами материальной импликации, так и нсанали-тическим характером самого отношения подтверждения. (См. научное обоснование, научное доказательство, контекст). КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ - понятие, обозначающее процесс открытия научных законов и теорий. Было введено Г. Рейхенбахом для отличения его от процесса доказательства и обоснования научного знания, получившего названия «контекст обоснования». Согласно воззрениям логических позитивистов, контекст открытия радикально отличается от контекста обоснования, они — существенно ассиметричны по своему содержанию и методам. Только контекст обоснования может быть предметом философии науки, так как только здесь существенную роль играют методы логики, и он поддается логической реконструкции. Процесс же выдвижения научных гипотез является недоступным для логического анализа, так как не существует логики открытия, логических методов восхождения отданных опыта к научным законам и теориям. Процесс открытия — это предмет психологии научного творчества, и здесь важнейшую роль играют интуиция, талант, воображение и удача конкретного исследователя. В конечном счете, процесс научного открытия, по мнению логических позитивистов — это иррациональный процесс. (См. научное открытие, интуиция, контекст, научное творчество). КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАЗВЕРТКА - отображение одного и того же исходного объекта исследования в разных мысленных плоскостях (картинах) и соответственно нахождение для него множества интервалов абстракции. Так, например, в квантовой механике один и тот же объект (элементарная частица) может быть попеременно представлен в рамках двух картин — то как корпускула (в одних условиях эксперимен- Ши та), то как волна (в других условиях). Эти картины логически несовместимы между собой, но лишь взятые вместе они исчерпывают всю необходимую информацию о поведении микрочастиц. Подобно этому в социологии индивид может рассматриваться в разных социокультурных контекстах, в которых он играет разные социальные роли. Каждый такой контекст может быть основанием для выработки понятия с соответствующим интервалом абстракции. (См. абстракция, абстрагирование, интервал абстракции). Ф.В. Лазарев КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СБОРКА - представление объекта в многомерном когнитивном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервалами, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической механике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателями в разных системах отсчета в виде соответствующей совокупности экспериментальных истин. Эти разные картины, тем не менее, могут образовывать некое концептуальное целое благодаря, например, «правилам преобразования» Галилея, регулирующим способы перехода от одной группы высказываний к другой. (См. абстракция, абстрагирование, интервал абстракции). Ф.В. Лазарев КОСМОЛОГИЯ — наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию. Термин «космология» образован из греческих kosmos — мир, гармония и logos — учение, слово. Теоретическим базисом космологии является физическая теория, а ее экспериментальные методы основаны на использовании астрономических наблюдений и специальных космических аппаратов. Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. з.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впср- вые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил многочисленные экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира. И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую механику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений. В начале 1922 г. А.А. Фридман нашел нестационарные решения общей теории относительности, а в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект красного смещения в спектрах излучения далеких галактик. Из открытий Фридмана и Хаббла следовало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13, 7 миллиардов лет назад в процессе так называемого Большого взрыва, когда Вселенная имела микроскопические размеры. Современная космология опирается на мощную экспериментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследовании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разработаны космические аппараты для наблюдений с околоземной орбиты, крупнейшим из которых является телескоп «Хаббл». Открытия в области космологии имеют принципиальное значение для совершенствования современного миропредставления. (См. физика, космос, неклассическая наука). Л.В. Лесков КОСМОС— модель мира, возникшая в Древней Греции, согласно которой мир является самодостаточной реальностью, структурно упорядоченной, все процессы которой управляются внутренними, естественными законами этой реальности и не требуют для своего объяснения обращения к сверхъестественным силам. В соответствии с этой моделью все в мире происходит закономерно и с необходимостью. Случайным же является либо то, причину чего (лежащий в его основе закон) мы еще не знаем, либо то, что является результатом сложного переплетения (пересечения) множества законов. В любом случае в рамках Космоса как модели мира необходимость — первична, а 111 случайность — вторична и есть лишь одна из форм проявления необходимости. Взгляд на мир как на Космос явился отправной точкой формирования науки как особого способа познания мира и способствовал формированию детерминистской картины мира. В современной науке понятие «космос» используется также как синоним «Вселенной» или «физической Вселенной». (См. космология, хаос, природа). КОЭВОЛЮЦИЯ — концепция современной философии науки, считающая необходимым осуществить переход от раздельного рассмотрения эволюции человеческого общества и биосферы к построению общей теории эволюции единой системы «биосфера + человеческое общество». Только таким путем, считают представители этой концепции (Н. Моисеев и др.), возможно предложить оптимальное решение не только современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем. (См. глобальные проблемы, глобалистика, биосфера, общество). КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности
|