Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БРЕННСТНРМИНГ__ 3 страница
ретического знания. Так, в последние годы В. Гейзен-берг был склонен считать, что в то время как предметом эмпирического познания является действительный мир, предметом теорий (квантовой механики, в частности) является мир возможностей, мир потенций. В несколько ином контексте подобную мысль высказывают математики, трактуя последнюю как науку об абстрактных структурах (Н. Бурбаки), оппозициони-руя их от реальных, физических структур. В этом плане интересной представляется мысль интерпретировать мир объективных идей Платона или объективного мышления Гегеля как мир объективных возможностей (у Гегеля — развивающихся при этом) или как сущностный мир, мир по истине, в отличие от действительной, эмпирически наблюдаемой реальности. Объективные возможности могут различаться количественно, иметь различный (больший или меньший) вес или меру. В этом случае вероятность и есть не что иное, как количественная мера возможности и является, как и последняя, диспозиционной характеристикой действительных явлений и процессов. В эмпирическом, действительном мире вероятность реализуется, репрезентирует себя в виде относительной частоты. Другая бинарная оппозиция возможности — необходимость может рассматриваться, с одной стороны, в качестве ее частного случая как возможность, имеющая максимальный вес (значение), равное 1, либо как дополнение к возможности, если из континуума численных значений последней исключить значения О и 1. Тогда весь универсум предстанет в виде трех взаимно-непересекающихся множеств (мир невозможного, мир возможного и мир необходимого). (См. вероятность, необходимость, случайность). ВРЕМЯ — одно из базовых понятий философии и науки. Развитие представлений о времени в различных областях науки, особенно в физике, оказало большое влияние на философские концепции времени. Категория времени выражает проявления бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношениях «раньше, чем...», «позже, чем...», «одновременно с...». Время неразрывно связано с изменением. Без изменений, т. е. без про- о/ цессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время относится к изменению так же, как числа относятся к нумеруемому. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека. Человек не только познает время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия — потому определенное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, обыденное повседневное сознание. Время является измеряемым. Процессы, используемые для его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета. Человек конструирует специальные приборы для измерения времени, называемые часами (часы песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и т. д.). Процедура измерения осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени. В физике появились высоко абстрактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, на которые наложена определенная система отношений между ними. Все моменты имеют одинаковый статус существования, т. е. их нельзя характеризовать понятиями «настоящее, прошлое, будущее». Этот познавательный прием назвали опространствованисм времени, или его гсометризацией. Современная наука знает об ассиметрии прошлого и будущего, об относительности одновременности, об относительном ускорении и замедлении времени, о его связи с пространством и гравитирующими массами, о непрерывности и одномерности времени в макромире, о гипотезах многомерного времени, о моделях ветвящегося времени в логике, о циклическом времени в древнегреческой мифологии, о хронотопе, о разорванности и неупорядоченности времени в литературном произведении, о линейном однонаправленном конечном 00 времени 15 христианстве и многое другое; ни одно философское учение не обходится без концепции времени, которая тесно связана с другими основополагающими принципами и категориями философии. (См. изменение, измерение). В.П. Казарян ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ - познавательная ситуация в науке, когда исследователь оказывается перед необходимостью оказать предпочтение одной из нескольких предложенных теорий для объяснения некоторого определенного круга явлений (фактов, наблюдений и т. п.): волновая и корпускулярная теория света, модели Солнечной системы Птолемея и Коперника, ламарксистская и дарвиновская теория биологической эволюции, классическая и конструктивная математика и т. д. и т. п. Этот выбор, как показывает история науки, осуществляется на основе многих критериев: степени объяснительной и предсказательной силы теории по отношению к множеству известных фактов, степени ее логической доказательности, степени ее простоты (минимальному числу исходных допущений теории), степени ее практической полезности, степени ее соответствия определенным философским основаниям и т. д. и т. п. Трудность осуществления такого выбора состоит не только в сложности количественного определения и сравнения указанных параметров конкурирующих теорий, но и в достижении консенсуса относительно веса каждого из параметров в общей системе всего множества параметров выбора. Для современной науки ситуация выбора наилучшей из альтернативных теорий является не только массовой, но и по-прежнему драматичной. (См. научный консенсус, социальный репертуар, эмпирический репертуар). ГАРМОНИЯ — один из ценностных регулятивов научного познания, состоящий в убеждении, что в основе бесконечного разнообразия наблюдаемых явлений лежит относительно небольшое количество фундаментальных законов и констант, регулирующих это разнообразие, что все объективные взаимодействия и взаимосвязи основаны на принципе наименьшего действия или принципе минимакса, что природа в своем функционировании — проста, экономна и не терпит излишеств. (См. симметрия, идеалы и нормы научного познания). ГЕНЕТИКА — обычно определяется как наука, изучающая закономерности процессов наследственности и изменчивости живых организмов. Формальным годом рождения генетики считается 1900 г., хотя основы ее фактически были сформулированы еще в XIX в. австрийским монахом и ученым Г. Менделем (1822— 1884). Именно Мендель на основе своих классических опытов по растительным гибридам уже в работе 1865 г. сформулировал основные идеи всей классической генетики XX в.: материальность и дискретность наследственности (существование особых единиц, факторов наследственности) и случайно-комбинаторный механизм их передачи по поколениям живых организмов. В силу центральной роли генетических структур в осуществлении практически всех важнейших процессов жизнедеятельности, генетика в XX в. заняла особое — стержневое — место во всей 40 системе биологического знания о живой природе, включая и человека как ее части. Начавшись в 1900 г. с переоткрытия законов Менделя, генетика в XX в. прошла стремительный путь развития от формальной идентификации генов (так были в начале века названы менделевскис «факторы» наследственности) с определенными участками ядерных хромосом до выяснения их подлинной химической природы (1944) в форме особого класса химических биополимеров — дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК); от раскрытия структуры ДНК в виде знаменитой теперь и известной всем двойной спирали (1953) до расшифровки кода наследственной информации (1961); и от открытия методов быстрого прочтения, определения (или, как говорят ученые, — секвенирования) длинных нуклеотидных последовательностей ДНК (1977) до расшифровки (точнее, — секвенирования) генома человека (2000). Бурное развитие генетики в течение всего XX в. сопровождалось не только сенсациями и бурными дискуссиями в широкой печати. Оно непрерывно порождало (и продолжает порождать) и большое число серьезнейших философских, социальных, моральных, этических, юридических и др. вопросов. Их обсуждение уже внесло немалый вклад в общую философию науки XX в., а в будущем именно с их решением можно связывать надежды на окончательное преодоление раскола двух культур — естественнонаучной и гуманитарной. (См. биология, биоэтика, наследственность). В.Г. Борзенков ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко используется не только в естественных науках (биология, физиология, медицина, геология, почвоведение и т. п.), и в социально-гуманитарном познании (археология, антропология, языкознание, история и т. п.), но и в математике (метод математической индукции). (См. исторический метод, диахронный анализ). 41 ГЕОПОЛИТИКА — фундаментальная доктрина политического пространства: синтезирует рельеф и ценности, просматривает связи пространственных конфигураций с реальной политической активностью, устанавливает корреляции пространства с национально-государственными параметрами, расценивает протяжение через призму его сращенное™ с цивилизационным состоянием народа. С позиций учета регионального местоположения, расположения стран в мировой системе государства подразделяются на теллурократии (континентальные державы, проводящие материковое расширение — колонизацию — пространств сухопутным путем) и талассократии (морские державы, ведущие захват территорий водным путем). Теллурократии враждуют с теллурократиями: Германия с Францией, Россией; Польша с Россией; талассократии — с талассократиями: Англия с Испанией, Голландией. (Иные подходы, отстаивающие идеи, будто талассократии воюют с теллурократиями и всегда побеждают, беспочвенны, основаны на искажении фактов, натяжках, недоразумениях. Не Англия победила Францию, а Россия. Не Англия и США выиграли войну у Германии, а Россия). Центральная роль во всех страновых пикировках отводится сильным державам, обладающим двойной принадлежностью к теллуро- и талассократиям. Это — США, Китай, Германия, Россия. Без их участия ни один сколь-нибудь серьезный вопрос мировой гегемонии, стратегического лидерства не может ни ставиться, ни решаться. США — обладатель капиталов, баз данных, технологий. Китай — средоточие колоссальных людских, естественных ресурсов. Германия — мощный централь-ноевропейский лидер. Россия — индустриально развитое государство, великая держава, занимающая около 1/8 планетарной суши. (См. общество, культура, цивилизация). В.В. Ильин ГЕРМЕНЕВТИКА — теория понимания текстов и искусство истолкования их истинного смысла. Возникла в античной философии и филологии как искусство понимания изречений жрецов, оракулов, мудрецов. В Средние века герменевтика служила умению истин- ного истолкования религиозных текстов. В современной философии науки герменевтика все больше приобретает статус общей теории понимания любых текстов, а также взаимопонимания участников когнитивных коммуникаций. (См. понимание, смысл). ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - категория герменевтики как науки о понимании. Исследователь имеет дело с ситуацией герменевтического круга, когда элементы познаваемой им системы взаимоопределя-ют друг друга (например, взаимоопределение части и целого, общего и единичного, текста и контекста, личности и общества, теории и опыта, философии и науки и т. д. и т. п.). Выход из «дурной бесконечности» повторения в ситуации герменевтического круга состоит в пошаговой конструктивности движения познания при переходе от одного взамоопределяемо-го элемента к другому. (См. герменевтика, понимание). ГИПЕРТЕКСТ — понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст — максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертскст, неявное знание). ГИПОТЕЗА — любое утверждение (или система утверждений) эмпирического или теоретического характера, относительно значения истинности которого, веса и существенности в наличной системе знания решение пока не принято. (См. истина, научный консенсус). ГИПОТЕЗА AD HOC — буквально «гипотеза для данного случая», т. е. введение в теорию после установления се противоречия с опытом такого нового ______________________________________________________________________ ГИПОТЕЗА ЛР ШС допущения, которое ликвидирует это противоречие, и таким образом спасает теорию от ее фальсификации опытом. Такая защитная стратегия спасения теорий путем их модификации в истории науки действительно часто имеет место (хотя подобное поведение категорически осуждается и запрещается в философии науки К. Поппера). Ярким примером ad hoc стратегий в физических науках является гипотеза Лоренца о принципиальной невозможности обнаружения сокращения длины отрезка при прохождении его через эфир. Примером гипотезы ad hoc в социальных науках является, согласно Попперу, предложенная Лениным модификация учения Маркса о возможности социалистической революции первоначально в одной и даже экономически отсталой капиталистической стране (теория «слабого звена»). Когда после прихода к власти в России большевиков, не последовало замены капитализма социализмом в развитых странах Запада, апологеты марксисткой теории решили спасти се от опровержения введением еще одной ad hoc гипотезы: о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, находящейся в капиталистическом окружении. Несмотря на то, что такая теория была реализована на практике, она не смогла выдержать длительной проверки, так как на ее основе оказалось невозможно построить экономическую систему, превосходящую по производительности труда развитые капиталистические страны. Искусственное дополнение теории Маркса многочисленными ad hoc гипотезами серьезно дискредитировало се, превратив из научной теории в волюнтаристскую идеологию. Вообще же роль ad hoc гипотез в развитии науки принципиально двойственна, амбивалентна. С одной стороны, это средство развития научной теории за счет некоторой ее модификации. С другой, всякого рода такая модификация ведет к усложнению теории, нарушению необходимого уровня ее простоты, что лишает теорию определенности и предсказательной силы. Теория начинает работать не на предсказание, а только на свою собственную защиту от опровержения опытом, становясь все более сложной и запуганной. (См. гипотеза, научная гипотеза, теоретическое и эмпирическое). ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - спосоо научного познания наблюдаемых явлений, состоящий в выдвижении (конструировании) таких объясняющих их гипотез, из которых описывающие эти явления высказывания следовали бы чисто логически (дедуктивно) в качестве их следствий. Другое название гипоти-ко-дедуктивного метода — индукция как обратная дедукция. Вся трудность заключается в том, что одни и те же явления могут быть логически выведены из совершенно разных гипотез, и таким образом соответствие гипотезы выводимым из нее наблюдаемым следствиям само по себе никак не решает ни проблемы истинности таких гипотез, ни проблемы выбора наилучшей из них. (См. научная деятельность, обоснование, теоретическое и эмпирическое). ГЛОБАЛИСТИКА — междисциплинарная область знания, предметом исследования которого являются глобальные проблемы. (См. глобальные проблемы). ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - проблемы, затрагивающие существование современного человечества как целого, все страны и народы, независимо от их цивилизационной специфики и уровня развития. Их решение требует столько средств и согласованных усилий, что под силу только коллективным усилиям всего человечества, хотя, разумеется, наибольший вклад должны вносить самые сильные в экономическом отношении страны и государства. Среди списка глобальных проблем, требующих неотложного решения для дальнейшего продолжения существования человеческого рода, необходимо указать: 1) на демографическую, требующую принятия международным сообществом согласованных мер но замедлению и возможно даже замораживанию темпов роста численности населения земного шара; 2) экологическую, требующую резкого сокращения техногенного воздействия на биосферу, способность которой к воспроизводству своих ресурсов приблизилась к нулевой отметке; 3) энергетическую, 4) продовольственную, 5) исключение возможности мировых войн с применением ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей; 6) борьба с международным тер- 45 _________________________________________________________________________ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ роризмом и др. К сожалению, как показали первые аналитические расчеты возможностей решения этих проблем, сделанные учеными — представителями Римского клуба уже в 1970-е годы, прогнозы -в целом — пессимистические. Постоянный мониторинг состояния этих проблем, осуществляемых ежегодно независимыми экспертами из разных стран, пока не дает оснований для разумного оптимизма. (См. глобалистика, коэволюция). ГНОСЕОЛОГИЯ — общая теория познания, один из важнейших разделов философии. Главной проблемой гносеологии является вопрос о том, как (при каких условиях, необходимых и достаточных) возможно человеческое познание вообще и его различные виды (научное, художественное, философское, религиозное, мистическое, обыденное и др.). Понятия объекта и субъекта познания, истины и способов ее получения и удостоверения, уровней и этапов процесса познания, кодификация и организация знания, структура сознания, познавательные способности субъекта и методы познания — вот неполный список существенных проблем гносеологии. Их решение во многом зависит от принятых исходных философских установок по вопросам соотношения бытия и сознания (материализм, идеализм, дуализм), чувственного и рационального (сенсуализм, рационализм, иррационализм), познания и практики (созерцательность, деятельность), отражения и творчества (детерминизм, конструктивизм). В истории философии реализованы (построены и развиты достаточно глубоко) все перечисленные выше возможные модели познания. Каждая из них имеет поддержку не только среди философов, но и со стороны крупных ученых. Это объясняется тем, что те особенности познания, которые в каждой из них абсолютизированы, наиболее адекватно соответствуют определенным, качественно различным видам, аспектам и уровням познавательной деятельности, представляющей собой в целом очень сложную и противоречивую систему. (См. познание, сознание, философия, истина). ГОМЕОСТАЗИС — тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Простейший пример — терморегулятор, который при достижении некоторой минимальной (или максимальной) температуры автоматически включает нагревательное (соответственно охлаждающее) устройство. Понятие гомсостазис введено американским физиологом У. Кэнноном, описавшим целый ряд гомеостатических процессов в биологическом организме. В дальнейшем это понятие получило распространение в кибернетике, психологии, социологии и др. науках. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения которых нарушают нормальное функционирование системы (напр., температура крови у высших животных); 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием условий внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений переменных за эти границы. Каждый такой механизм регистрирует изменение существенных параметров и действует по принципу обратной связи в направлении восстановления нарушенного состояния равновесия. Изучение гомеостатических процессов привело к выработке понятий гетеростази-са (отражающего иерархию гомеостатических систем, разделение параметров на более и менее существенные) и гомеореза(внутренних механизмов, обеспечивающих закономерное изменение существенных параметров в процессе развития системы). (См. равновесие). Б.Г. Юдин ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — система мероприятий, планируемых и осуществляемых органами государственного управления в соответствии с их иерархией для обеспечения оптимальных условий динамичного, эффективного и экологически безопасного развития научно-технического потенциала страны (региона, области, округа и т. п.). 4/ Государство выступает но отношению к сфере науки и техники в следующих основных функциях: 1) как законодатель, устанавливающий правовые основы функционирования науки и общество в целом и конкретные нормы регулирования его научно-технического сегмента; 2) как крупный заказчик и потребитель новой технологической продукции, в том числе единичной и уникальной (например, крупные ускорители элементарных частиц, радио или оптические телескопы, суперкомпьютеры и т. п.); 3) как координатор совместной деятельности всех секторов науки, направленной на развитие научно-технического потенциала в целом, на повышение конкурентоспособности национальной науки на мировой арене; 4) как политическая сила, определяющая отношение всего общества к проблемам науки и техники. Лишь одна из перечисленных функций государства — законотворческая — присуща только ему. Во всех остальных случаях государство выступает как одно из действующих лиц наряду с частными фирмами и корпорациями, различными фондами, общественными организациями и политическими партиями. (См. управление наукой, науковедение). А.Н. Авдулов ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ - совокупность целенаправленных действий государства, обеспечивающих баланс интересов участников инновационного процесса, включая авторов созданных на средства государственного бюджета объектов интеллектуальной собственности и лиц, содействовавших созданию и использованию этих объектов, а также самого государства и представляющих его интересы государственных заказчиков. (См. интеллектуальная собственность, инновационная деятельность). Г.В. Бромбсрг ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ - совокупность научно-исследовательских учреждений, принадлежащих государству и финансируемых из государственного бюджета. Государственный сектор обеспечивает все те научные направления, которые будучи необходимыми обществу в целом, не разрабатываются частным капиталом по тем или иным причинам (высокая степень риска, необходимость концентрации очень больших ресурсов и т. п.). Основными из этих направлений являются в большинстве стран оборона, национальная безопасность, исследование космического пространства и его освоение, научно-методическая помощь сельскому хозяйству, атомная энергетика, здравоохранение и сложные медицинские установки, экология. (См. управление наукой). А.Н. Авдулов ГОСУДАРСТВО — важнейшая социальная и политическая подсистема общества, основными функциями которой являются репрезентация всеобщих интересов различных слоев населения страны, защита ее от внешних и внутренних угроз, поддержание стабильности, экономического развития и благосостояния граждан, охрана общественного порядка, эффективная координация взаимодействия всех социальных подсистем общества. Основными методами реализации государством своих функций являются идеология, право, деятельность средств массовой информации, экономическое регулирование, использование в соответствии с существующим законодательством средств и органов принуждения (армия, полиция, прокуратура, судебная система). Государство всегда отражает уровень развития общества и меняется в ходе эволюции последнего. (См. политика, политические науки, юридические науки, право). ГУМАНИЗМ — направление в философии, идеологии и социальном познании, считающее главной ценностью человеческого существования его реальную, земную жизнь, создание в обществе условий, обеспечивающих достойную человека материальную и духовную жизнь, максимальное раскрытие творческого потенциала каждой личности. (См. человек). 43 ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ - знание о собственно человеческом в человеке, что сосуществует в нем вместе и наряду с его физическими, физиологическими и прочими натуралистическими определениями. Предмет гуманитарного знания — человечески значимое и значащее содержание, личностные измерения объектов, их «судьбоносность». Вещь может стать гуманитарной в случае сопряжения с ней человеческих ценностей, свойств, качеств. По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать» из себя человеческое, по степени замкнутости на человека, собственно, и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного знания. Предмет гуманитарного знания образует реальность, так сказать, самонетождественная, превосходящая свои физические пространственно-временные пределы. Она потому не равна себе самой, что наделена человеческим смыслом: воплощает вне- и сверхприродные значения, относящиеся к самоопределению человека, его самодеятельности. Реальность, следовательно, борется не в форме объекта, а субъективно, что и позволяет выделять в ней специфически человеческие значения и предназначения, квалифицировать ее как гуманитарный предмет. Любая картина, скульптура, звук, жест сами по себе, как таковые, еще не гуманитарные объекты. Они становятся гуманитарными, когда воспроизводят, побуждают в нас человеческие возможности, отсутствовавшие до контакта с ними. Экстенсивно предмет гуманитарного знания образует широкий спектр феноменов, выражаемых понятием «мир человека», куда входит все актуально и потенциально переживаемое, выстраданное, индивидуально значимое. Это — интенции, ценности, значения, смыслы, интерсубъективные и аутокоммуника-тивные отношения, детерминированные различными уровнями сознания; это — текущее настоящее, прошедшее прошлое, открытое к протеканию будущее, данные в памяти, эмоциях, душевных порывах, всех расположенностяхи предрасположенностях, которые конструируют и конституируют мир из «субъективной спонтанности»; в более общей форме это — целостный континуум реальности, составляющий досто-у|| янис и внутреннее богатство индивида. Гуманитарное знание, следовательно, есть знание о том, что не укладывается в «точную» науку в принятом понимании слова. Оно есть знание о чисто экзистенциальных ценностях, обо всей внутренней сложности личности с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией; оно есть знание обо всех приоритетных проблемах человека и человечества, какими являются духовные проблемы, лежащие в границах самоотречения, самоуважения, самопознания, самонр.еобразования, самоосущсствле-ния и подпадающие под столь фундаментальные аксиологические начала, как Истина, Добро, Красота, Польза. Познание в сфере гуманитарного апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу. Последнее определяет ряд особенностей концептуальной репрезентации предмета гуманитарного знания в форме его объекта. Во-первых, оно обусловливает его более мобильный, гибкий статус. В противоположность объекту естествознания объект гуманитарного знания в гораздо меньшей мере стеснен своей внутренней сущностью, само его существование как объекта (смысла) есть дериват некоего априорного относительно него принципа его осмысления, порождающей семантической модели. Во-вторых, оно обусловливает его двойственную сущность. Дело в том, что сущность объекта гуманитарного знания слагается, с одной стороны, из понимания некоторого знака как достояния человеческого, а с другой — его декодирования, расшифровки, т. е. из его конструктивного понимания-истолкования. Объект знания здесь, таким образом, есть смысловая реальность, которая развертывается при контакте с фрагментом реальности как конструктивная оценка и переоценка сопрягаемых с ним личностных ценностей и смыслов. Отсюда вытекает: объект гуманитарного знания образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры. В пределах гуманитарного знания мир задан человеку не вещно-натуралистическим, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая 31 пониманию и истолкованию. Собственно это и определяет основные задачи гуманитария: ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным человеку (экзистенциальный аспект) и общечеловеческой культуре (культурологический аспект). (См. культура, ценности, человек). В.В. Ильин ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - в широком смысле -науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле — науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу, общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом. (См. естествознание, человек, гуманитарное знание).
|