Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БРЕННСТНРМИНГ__ 5 страница
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ - несмотря на рукотворный характер, наука как система имеет ряд объективных закономерностей развития. Важнейшими из них являются: 1) непрерывно-дискретный характер (чередование эволюционных этапов в ее развитии с качественными скачками, революционными изменениями ее когнитивного содержания, структуры и социокультурных функций; это относится к развитию как науки в целом, так и ее отдельных дисциплин и теорий); 2) экспоненциальный рост научной информации, количества ученых и материальных затрат на науку; 3) усложнение структуры науки как в отношении знания, так и институциональном отношении; 4) увеличение относительного веса науки в системе культуры, особенно в сфере материальной деятельности и др. (См. наука, история науки, философия науки). ЗНАНИЕ — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научное и вне-научное и др. (См. информация, сознание). Во ЗНАЧЕНИЕ — содержание, высказываемое в том или ином языковом выражении. Значение выражения необходимо отличать, с одной стороны, от денотата, а с другой — от его смысла. Денотат представляет собой лишь одну сторону значения выражения. Например, два разных имени могут иметь один и тот же денотат, но разные значения (например, «создатель частной теории относительности» и «создатель общей теории относительности»). Другим аспектом значения языкового выражения (имени, предложения, текста) является его смысл. Смысл - это то содержание выражения, которое усваивается в процессе его понимания (например, имя «атом» имело разный смысл в физике XIX в. и в физике XX в.). (См. денотат, смысл). ИДЕАЛИЗАЦИЯ — конструирование мышлением особого рода реальности — мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от мира эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объектов, а тем более — мира реальных объектов («вещей самих по себе»). Примеры теоретических, идеальных объектов хорошо известны (это — все объекты «чистой» математики и логики, а также значительное число объектов теорий естествознания, социальных наук и философии: инерция, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, трансцендентальный субъект и т. д. и т. п.). Существует два основных способа идеализации: 1) через предельный переход, как продолжение и дополнение абстрагирования путем максимизации значений (0 или 1), отдельных реально наблюдаемых свойств (протяженность, прямизна, поглощение энергии и т. д. и т. п.); 2) как независимая от абстрагирования, самостоятельная операция, когда идеальные объекты вводятся (задаются) конструктивно, по определению (иррациональные числа, бесконечно-мерные пространства и т. д.). Исторически первым способом идеализации было введение идеальных объектов через предельный переход. И до сих пор он является ведущим в естественных и социально-гуманитарных науках, а когда-то был основным и при построении математических и логических теорий (например, при конструировании теоретических объектов геометрии в Древней Греции). Второй способ идеализации используется в основном в рамках современных математических и логических теории. Начало его широкого применения в этих науках можно отнести к времени построения и принятия неевклидовых геометрий (т. е. начиная с середины XIX в.). (См. теория, теоретическое и эмпирическое, теоретический объект). ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — множество внутринаучных ценностей, организующих, направляющих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результаты — научное знание. К их числу относятся категории «научная истина», «научное доказательство», «научная эффективность», «критерии научности знания», «критерии истинности научного знания», «научная теория», «научное объяснение», «научное понимание» и др. Как показывает анализ истории научного познания и его современной структуры, содержание этих ценностей исторически изменчиво и образует аксиологический фундамент того или иного исторического типа науки (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука). Существенно различно понимание идеалов и норм науки и в зависимости от класса наук и уровня научного исследования (логико-математические науки, инженерно-технологические науки, эмпирическое и теоретическое исследование и др.). Идеалы и нормы научного исследования могут быть различными и в рамках одной научной дисциплины (например, классическая и конструктивная математика и др.). (См. ценности, наука, методологический кластер). ИДЕОГЕНЕЗ — один из важнейших параметров личности ученого, характеризующий особенности усвоения и присвоения им тех произведенных и высказанных до него научных идей, которые он впоследствии максимально разовьет, придаст им новое звучание и интерпретацию (например, идея мозга как машины, механизма у Декарта, Павлова или Винера). Категория «иде-огенеза» подчеркивает то обстоятельство, что абсолютно новых идей, без каких-либо предшествовавших им аналогов, в науке не существует. Дело в их личностном и творческом наполнении конкретным ученым. (См. психология науки, творчество, научная деятельность).
|