Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 1 страница
МЕТАФИЗИКА — категория философии, имеющая два основных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития как всеобщего, необходимого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской философии, а также других философских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конкретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации). (См. априорное знание, философия, синтетическое знание, натурфилософия). МЕТАФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, предметом которой является анализ различных логически возможных и исторически реализованных типов философии науки (классическая философия науки, неклассическая философия науки, постмодернистская философия науки), их когнитивно-ценностной структуры, интерпретативных возможностей и социокультурных оснований, связи с реальной историей науки и ее самосознанием. Метафилософия науки является с одной стороны рефлексивным уровнем знания самой науки, а с другой — результатом применения когнитивных ресурсов той или иной общей философской системы. Поэтому ее основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный (философский) анализ. (См. философия науки, метатеоретическое знание, рефлексия). МЕТАФОРА — перенесение свойств одного пред-„. мета на другой по принципу их сходства в каком-либо lull отношении или контрасту. Например, «электрический ток», «аромат элементарных частиц», «город Солнца», «Царство Божие» и т. д. Метафора представляет собой скрытое сравнение весьма удаленных, на первый взгляд, предметов, свойств и отношений, в котором слова «как будто», «словно» и т. п. опущены, но подразумеваются. Эвристическая сила метафоры в смелом объединении того, что до этого считалось разнокачественным и несовместимым (например, «световая волна», «давление света», «земной рай» и т. д.). Это позволяет разрушить привычные когнитивные стереотипы и создать новые мысленные конструкции на основе уже известных элементов («мыслящая машина», «общественный организм» и т. д.), что ведет к новому видению мира, изменяет «горизонт сознания». (См. сравнение, научное творчество, синтез). МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ— способ реконструкции развития объекта, разработанный в диалектической философии и впервые достаточно широко и глубоко использованный Гегелем в теории развития мышления и других разделах философии (феноменология духа, философия природы, философия общества и др.). Его сущность заключается: 1) в признании главным источником и причиной развития любой системы ее внутренних противоречий; 2) в выделении среди множества всех противоречий системы главного (основного) ее противоречия («клеточки»); 3) в полагании неразвитой, простейшей по содержанию и благодаря этому всеобщей, формы основного противоречия в качестве исходного пункта всего последующего процесса рациональной реконструкции развития изучаемой системы; 4) в использовании в качестве внугреннсго механизма последовательной развертки из исходного (абстрактного) противоречия всех остальных противоречий системы (называемых Гегелем конкретными противоречиями) диалектического (противоречивого в своей сущности) ритма «тезис — антитезис — синтез», повторяющегося после достижения определенного синтеза противоположностей каждый раз с новой силой, но на более «высоком уровне». В истории конкретных наук наиболее мощной попыткой применения данного метода явилась реконструкция К. Марксом в «Капитале» развития экономической системы ка- lul питализма из исходного противоречия между «меновой и потребительной стоимостью», заключенного в любом товаре. Механизмом же обращения и расширенного воспроизводства исходного противоречия капитализма К. Маркс считал ритм «товар — деньги — товар». Все остальные попытки применения метода восхождения от абстрактного к конкретному к реконструкции развивающихся систем, в том числе и систем конкретно — научного знания, были менее последовательными и менее удачными. Гораздо более широко используемым в науках и плодотворным при реконструкции развития изучаемых систем является гибкое сочетание исторического и логического подходов при моделировании динамики объекта. Метод восхождения от абстрактного к конкретному относится только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения знания от простого к сложному. Последний метод является более общим по сравнению с методом восхождения от абстрактного к конкретному. (См. метафизика, марксистская философия, синтез). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР - множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию некоторого специфического типа содержания (реальности). Так для описания эмпирической реальности используется методологический кластер, состоящий из методов систематического наблюдения, эксперимента, индукции, моделирования. Совсем другой методологический кластер используется на теоретическом уровне познания: идеализация, конструирование, дедукция, математическое моделирование, формализация. Внутри конкретного кластера один метод релевантен другому и органически дополняет его для решения общей задачи. Существует различие методологических кластеров для разных типов паук (логико-математические, естественнонаучные, социально-гуманитарные, инженер-но-технико-технологические), для отдельных наук (физика, история, юриспруденция, почвоведение и т. д.) и даже для таких крупных единиц научного знания как lot исторические типы науки (античная, средневековая, неклассическая, постнеклассическая). Так для классической науки методологическим кластером выступали методы получения чистого объективного, абсолютно истинного, однозначного, доказательного знания. Методологический же кластер неклассической науки существенно иной: методы достижения общезначимого, относительно-истинного, вероятного знания, методологический плюрализм, системность, комплементарность, партикулярность теорий и др. (См. методология науки, исторические формы науки). МЕТОДОЛОГИЯ — раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. В отечественной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.Н. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого, Э.В. Ильенкова, Г. Батищева и др. Предметом методологии как части общей теории познания является исследование универсальных (присущих всем видам познавательной деятельности: обыденному познанию, научному, художественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и применения знания. К числу универсальных форм и средств познания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, синтез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. В истории философии неоднократно принимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истинного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Каша, интуиция и Бергсона и т. д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалектический метод у Гегеля и марксистов и т. д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реальное познание; является слишком сложной, многоуровневой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в прокрустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода. (См. научная деятельность, деятельность, метод). МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и мстатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы мстатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является отнесение одних к контексту научного откр?, ггия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других — к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимо-10д сти и др.). (См. методология, философия науки, метод). МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ — способы преодоления привычных когнитивных стереотипов ученых, шаблонного мышления, активизации воображения, фантазии, латентного опыта субъекта познания, раскрепощение индивида, формирование веры в самого себя и свои возможности как личности, чувства неограниченной свободы и ощущения собственной силы. На сегодняшний день существует в общей сложности более тридцати таких методов и методик (мозговой штурм, синектика, транс-цедентальная медитация, групповая динамика, рабочие листы и др.). Современная психология науки настаивает на том, что «рабочий язык» творческого мышления — зрительные образы, метафоры, аналогии, а отнюдь не понятия и законы логики. Последние лишь закрепляют и организуют когнитивные инновации в безличностные системы, стирая с них следы индивидуального творчества. Творческое научное мышление регулируется не логическими правилами, а психологическими методами и закономерностями. (См. научное творчество, психология науки). МЕХАНИЦИЗМ— философская концепция науки, согласно которой: а) фундаментальные законы природы суть однозначные причинно-следственные зависимости; б) фундаментальные законы природы описываются в механике как части физики; в) законы всех областей естествознания (физики, химии, биологии, наук о человеке) в принципе сводимы к сложной комбинации законов механики; г) механика является парадигмой, образцом построения научных теорий для всех остальных областей естествознания^) механика — необходимая основа, фундамент научной и философской картин мира. Имела широкое распространение среди ученых классического и некласси-ческого естествознания. В настоящее время в ходе построения постнсклассичсскои науки и утверждения в научном сообществе все большей приверженности идеалам последней, гносеологический авторитет механицизма резко снизился. (См. парадигма, историческая форма науки). < пс МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей мировоззрения является именно отношение человека к миру (природе, обществу, другим людям, к самому себе). В процессе своего исторического развития человечество выработало (сконструировало) различные формы мировоззрения: обыденное познание, мифологию, религию, философию, искусство, науку и др. Только обыденное мировоззрение является стихийным и не профессиональным. Все остальные формы мировоззрения являются рефлексивными и профессионально специализированными: имеют свой язык, свои средства и методы репрезентации и решения мировоззренческих проблем, свои профессиональные сообщества. Каждая из форм мировоззрения имеет свои плюсы и минусы, связанные с ее выразительными, когнитивными и коммуникативными возможностями. Главная проблема мировоззрения: отношение «человек — мир» имплицитно содержит в себе множество различных, более конкретных отношений: 1) онтологическое (что первично: мир или человек, бытие или сознание, я или не-я); 2) гносеологическое (познаваем ли в принципе человеком мир); 3) праксеологическое (как человек должен практически действовать в этом мире); 4) эстетическое; 5) этическое; 6) прагматическое; 7) экзистенциальное и др. Каждое из этих отношений регулируется определенными полярными ценностями, положительными и отрицательными (онтологическое: материя-сознание; гносеологическое: истина-ложь; праксеологическое: деяние —недеяние; эстетическое: красота-безобразие; этическое: долг-вседозволенность; прагматическое: польза-вред; экзистенциональ-ное: бытие-небытие и т. д. Таким образом, в целом проблема мировоззрения имеет не предметно-атрибутивный, а ценностный характер, а то или иное ее решение задает определенные нормы и интерпретации человеческого поведения. Таким образом, основная задача мировоззрения — дать ответ не столько на вопрос, каков мир, сколько на вопрос, как правильно жить в этом мире. Наиболее теоретически проработанной.__ формой мировоззрения является философия. Однако, lub она имеет принципиально плюралистический харак- тер, оставляя человека всегда перед ответственным выбором, предпочтением тем или иным философским теориям и концепциям. (См. философия, онтология, гносеология, аксиология, человек). МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА - множество логических систем, в которых область истинностных значений высказываний состоит из более чем двух значений. В этом отношении многозначная логика выступает как обобщение классической двузначной логики, которая ограничила область истинностных значений только двумя значениями (истина и ложь). Первые системы многозначной логики (трехзначной логики) были построены Лукасевичем и Рейхенбахом. Впоследствии были построены системы логики с бесконечным числом истинностных значений. Во всех системах многозначной логики выполняются закон тождества и закон противоречия, однако закон исключенного третьего здесь уже не действует. В системах логики с п значений истинности вводится закон исключенного (п + 1), а в системах бесконечнозначных логик не действует даже обобщенный закон исключенного третьего, поскольку он не имеет смысла в таких системах по определению. Примером бесконечнозначных логик может служить вероятностная логика Рейхенбаха, в которой основная логическая функция p(h, e) интерпретируется как степень истинности гипотезы (h) на основе данных (е) и может принимать бесконечное число значений истинности в интервале {0, 1}, включая крайние значения. (См. логика, математическая логика, истинностные значения). МНОГОЗНАЧНОСТЬ — наличие нескольких значений или смыслов у одного и того же термина или высказывания (полисемия). (См. однозначность, определенность). МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА — системы математической логики, в которых формализованы модальные операторы естественного и научного языка, такие, как «возможно», «необходимо», «невозможно». Использование модальных логик позволило расширить область применения методов математической логики для формализации научных языков. (См. математическая логика). 10/ МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал. Метод постижения предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в науке и технике XX в. в связи с резким усложнением самих объектов исследования. Эффективность и эв-ристичность данного метода вытекают из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется. (См. модель, эмпирическое познание, научный метод). Ф.В. Лазарев МОДЕЛЬ — опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции. В этом смысле модель есть изоморфный или гомоморфный образ исследуемого объекта (оригинала). (См. моделирование, метод). Ф.В. Лазарев МОДЕРНИСТСКАЯ НАУКА - категория постмодернистской философии для обозначения того образа науки, который сформировался в Новое время, Его сердцевиной было понимание науки как такого вида познания, которое реализирует следующие идеалы рациональности («научного разума»): объективная истинность, определенность, однозначность, доказательность, непосредственная практическая (прагматическая) полезность. Такое понимание науки охватывает период от XVII в. до начала XX в. Постмодернистские философы считают, что возможны вообще только два типа науки, которые полностью отрицают друг друга и сущностно несовместимы: модернистская наука и постмодернистская наука. У них абсолютно противо-Ш положные социальные, философские и идсологичес- кие основания. Эпоха модернизма — время человеческого тщеславия, гордыни, преувеличенных представлений о своих возможностях, в том числе и познавательных. Кризис модернистского понимания науки начался в конце XIX — начале XX в., когда были обнаружены противоречия в классической физике и математике и им на смену пришли новые научные конструкции: теория относительности, квантовая механика, интуиционистская математика, а также большое число конкурирующих научных гипотез и теорий во всех областях науки, особенно в сфере социально-экономического и гуманитарного знания. На смену модернистскому образу науки постепенно приходит ее постмодернистский образ, основанный на представлении о существенно более скромных познавательных возможностях науки, чем это казалось ранее. (См. постмодернистская наука, постмодернистская философия науки). МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным. (См. эксперимент, теоретическое и эмпирическое). Ф.В. Лазарев МЫШЛЕНИЕ — одна из сфер сознания, состоящая в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Тремя основными способами образования понятий (идей) являются: абстрагирование, идеализация и конструирование. Мышление всегда огрубляет, схематизирует и конструктивизирует объективный предмет познания, как правило непрерывно изменяющийся, текучий. Платой за достижение мышлением определенности в моделировании реальности является плюрализм (дополнительность) в видении одного и того же объекта. Мышление существует в двух основных формах: интуитивное и дис-курснос (закрепляемое с помощью языка, терминов и высказываний). В науке основной формой мышления является его дискурсная репрезентация. (См. сознание, рассудок, разум, рациональность). НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, основанный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод). НАБЛЮДЕНИЕ (научное) — получение фактуаль-ной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием, различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки поступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводимость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность. (См. эмпирическое знание, научный метод). НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов творческой интеллсктуалыю-мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей наличного бытия как одна из возможных траекторий его эволюции. И в этом отношении надсознатслыюе и ее выражение — идея, Ш категория не есть нечто чисто субъективное, изначально содержащееся в глубинах сознания, а сугь резуль- тат резонирования содержания сознания творческой личности с реальными возможностями бытия. Роль надсознателыюго, как одного из факторов развития науки, становится особенно очевидной при обращении к многочисленным факторам одновременного и независимого открытия в науке многих фундаментальных теорий (гелиоцентрическая модель мира — Галилей, Коперник, Кеплер; неевклидовы геометрии — Лобачевский, Бойяи, Гаусс; частная теория относительности — Пуанкаре, Эйнштейн и т. д. и т. п.). В отличие от подсознательного, детерминирующего настоящее прошлым, надсознательное — фактор, детерминирующий настоящее будущим. (См. сознание, интуиция). НАРРАТИВ — категория лингвистики и языкознания, означающая «письменное повествование», «рассказ». Последние являются бинарными оппозициями категорий «устное общение», «свободная проза», «логическое доказательство». Активно используется постмодернистами в предлагаемой ими интерпретации философии науки. В частности, они утверждают, во-первых, что именно нарратив является самой естественной формой существования любого (в том числе и научного) дискурса и что большая часть современного естественно-научного и гуманитарного знания имеет явную форму нарратива. Во-вторых, что даже на уровне математических и физических теорий, где явной формой дискурса является логическое доказательство, его подлинную основу и контекст всегда составляет повествование, в основе которого лежит определенный сюжет. Основными логическими средствами построения нарратива являются сравнение, антитеза, метафора, аналогия, констатация. (См. «пастиш», «рассказ», «дискурс»), НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura — природа) — в общем случае — философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизнонных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностей, недоступных обычному научному познанию. (См. природа, естествознание). В.Г. Борзенков |/}| НАТУРФИЛОСОФИЯ — философское учение о природе, о ее наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа формирования научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естественных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Лев-киппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эв-ристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретический аппарат, натурфилософия была вытеснена на периферию науки, на уровень ее философских оснований, философской интерпретации и обобщения содержания частных наук о природе. Попытка чисто спекулятивной разработки философского учения о природе, без опоры на данные современного естествознания, может привести только к дискредитации философии вообще в глазах ученых. Подобная реакция с их стороны уже имела место в отношении натурфилософских построений Гегеля и Шеллинга и др., а позже — в отношении некоторых натурфилософских построений в рамках марксистско-ленинской философии, отказавших генетике, кибернетике, математической логике и теории систем в статусе истинных теорий, как противоречащих законам материалистической диалектики. С другой стороны, необходимо признать право натурфилософии на ее относительную самостоятельность и независимость от уровня, достигнутого современной ей наукой, иначе она перестает выполнять свои эвристические функции. Высокомерие, как и «хвостизм» философии по отношению к пауке — одинаково неприемлемые стратегии во взаимоотношении философии и естествознания. (См. онтология, картина мира, метатеоретическос знание, философские науки). НАУКА — специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование в практике нового научного Ш знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать опре- деленным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в своей основе инновационным. (См. научная деятельность, научная рациональность, научный метод). НАУКИ О ДУХЕ — комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро, Красота, Любовь, Справедливость и др.) — обеспечение устойчивого, положительного, высокоадаптивного существования и развития всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важнейшее место принадлежит теории ценностей, истории и теории культуры, общей истории, истории религии, истории философии, истории искусства, политической и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. (См. ценности, гуманитарные науки, культура, науки о культуре). НАУКИ О КУЛЬТУРЕ- множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и 143 цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история. (См. культура, науки о духе, история, пауки о человеке). НАУКИ О ПРИРОДЕ - см. естествознание. НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ — комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.). (См. антропология, человек, гуманитарные науки, педагогические науки, психологические науки и др.). НАУКОВЕДЕНИЕ — дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Оформление науковедения как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60-м гг. XX в. Цель науковедения (II.) — разработка теоретического понимания науки и определение способов и критериев рационального ее участия в жизни и развитии общества. Н. изучает проблемы организации научной деятельности, политики
|