Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БРЕННСТНРМИНГ__ 4 страница
ДАРВИНИЗМ — учение Ч. Дарвина и его ближайших последователей (А. Уоллес, Т. Гексли, Э. Гекксль, К.А. Тимирязев и др.) о том, что, во-первых, вся ныне существующая живая природа (от одноклеточных бактерий до человека включительно) есть продукт длительного исторического развития, а, во-вторых, развитие это осуществляется таким образом, что необходимыми и достаточными условиями его являются наличие в живой природе наследственности, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. При этом именно подчеркивание творческой роли естественного отбора и его ведущей роли в процессе исторической трансформации видов живых организмов отличало собственно дарвинистическое понимание механизмов биологической эволюции от всех других вариантов эволюционных и трансформистских учений второй половины XIX — начала XX в. Однако исторически, в силу определенных научных и идеологических соображений, термину «дарвинизм» придавался различный смысл. Впервые в научный обиход он был введен А. Уоллесом в заглавии его монографии «Дарвинизм. Изложение теории естественного отбора и некоторых из ее приложений» (1889). Весь период от момента появления первых работ Ч. Дарвина до выхода указанной монографии Уоллеса характеризовался не столько борьбой за «дарвинизм» в собственном смысле слова, сколько за идею исторического развития живой природы вообще. Поэтому на этом этапе «дарвинистами» назывались часто просто защитники самого факта биологической эволюции, независимо от того, насколько последовательно они придерживались взглядов самого Ч. Дарвина. А с объединением идеи естественного отбора с идеями дискретной менделевской генетики и формированием популяционной генетики и того, что стало потом называться «синтетической теорией эволюции» (30 - 40 гг. XX в.), в мировой литературе, посвященной проблемам эволюции и эволюционной теории, термин «дарвинизм» вообще постепенно вышел из употребления. Это связано с тем, что наполнение общей схемы Ч. Дарвина конкретным генетическим содержанием не только позволило превратить идею естественного отбора из гипотезы, каковой она была еще в трудах как самого Ч. Дарвина, так и дарвинистов конца XIX — начала XX вв., в подлинную научную теорию, но и так переинтерпретировать все основные понятия этой теории, что и по своему объему, и по своему содержанию она вышла далеко за рамки того, что еще целесообразно было бы называть «дарвинизмом». Иначе сложилась судьба дарвинизма в нашей стране. Поскольку в виде «творческого дарвинизма» он был на долгие годы захвачен сторонниками лысенков-ской агробиологии, ничего общего с подлинным дарвинизмом не имевшей, то подлинные последователи Ч. Дарвина в нашей стране и активные творцы современной биологической теории эволюции (например, академики Н.И. Вавилов, Н.П. Дубинин, И.И. Шмаль-гаузен и др.) сохранили за ней название «дарвинизм» и активно пользовались им в борьбе с различного рода анти- и псевдодарвинистичсскими концепциями. В настоящее время термин «дарвинизм» имеет в биологии лишь исторический смысл и всплывет лишь эпизодически в связи с возникающими время от времени кампаниями по очередному «опровержению» теории естественного отбора. Имеется, правда, и другая, более веская причина для сохранения этого термина, непосредственно связанная с проблемой происхождения человека. Как известно, из теории эволюции Ч. Дарвина прямо следовал вывод о происхождении человека от какого-то ближайшего к нему обезьяноподобного 34 предка, вывод, который и был сделан самим творцом теории естественного отбора. Это, как опять же хорошо известно, сразу же вызвало резко негативную реакцию со стороны сторонников идеи божественного творения мира и человека. С тех пор, с первого знаменитого диспута Т. Гексли с епископом Уилбер-форсом и не менее знаменитых «обезьяньих процессов» 20-х гг. в США, дарвинизм остается символом и бастионом научного подхода к решению вопроса о происхождении человека, о его глубоком внутреннем родстве со всем миром, живых организмов на Земле. (См. биология, эволюция, антропогенез). В.Г. Борзенков ДВИЖЕНИЕ — любое изменение, связанное с перемещением в пространстве. Предельные, идеальные случаи движения — покой и перемещение с бесконечной скоростью. Современная физика (частная теория относительности) налагает ограничения на реальную скорость движения физических тел, считая, что оно не может быть более скорости света (300000 км/сек) относительно покоящейся системы отсчета. С современной физической точки зрения любые количественные характеристики движения являются относительными и имеют операциональный (конкретный) смысл только по отношению к определенной (фиксированной) системе отсчета. (См. изменение, эволюция, покой). ДЕДУКТИВИЗМ — методологическая концепция, согласно которой единственным методом доказательства научного знания и его правильной развертки является дедукция, понимаемая: 1) либо как вывод от общего к частному, 2) либо как конструктивное движение мысли от фундаментальных и простых понятий к производным и более сложным (конструктивно-генетический метод), 3) либо как диалектическое восхождение от исходного (абстрактного) противоречия, односторонне представляющего объект, к конкретному (всестороннему или многогранному) противоречию, как изображению его развитого состояния (диалектическая дедукция — Гегель), 4) либо как всякий логически необходимый вывод от посылок (любой степени общности и содержания) к следствиям (также UU любой степени общности и содержания). Ограниченность дедуктивистской методологии состоит в том, что она не может объяснить происхождение и природу посылок дедукции (анпелируя часто либо к интуиции — Декарт, либо к априорному знанию — Кант), а также недооценивает роль эмпирического опыта и когнитивных коммуникаций в процессе научного познания. (См. дедукция, методология, метод). ДЕДУКЦИЯ — категория философии и методологии науки, имеющая два основных значения: 1) вывод от общего знания к менее общему, частному и даже единичному (с помощью правила подстановки вместо общих терминов их конкретных значений); 2) всякий логический вывод, т. е., когда независимо от степени общности посылок и заключения заключение следует с необходимостью из посылок (с точки зрения такого понимания как классическая полная индукция, а тем более — математическая индукция являются особыми формами дедуктивного вывода). Бинарной оппозицией «дедукции» во втором значении является «индукция», понимаемая как любой не-необходимый, вероятный вывод (неполная индукция, аналогия, статистические выводы от образца к популяции и обратно и т. д.). (См. вывод, логика). ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — актуализированное, явное, фактически данное бытие в отличие от возможного. По своей мощности всегда значительно меньше возможного бытия, представляя собой только реализованную часть последнего. ДЕНОТАТ — объект (область значений), обозначаемый любым именем. Денотатом собственного имени является один-единственный предмет (например, создатель общей теории относительности, пятая проблема Гильберта и т. д.). Денотатом общего имени является класс однородных предметов (электрон..... прямая линия и т. д.). Имеются имена, у которых денотат отсутствует (например, «круглый квадрат», «совершенное общество» и т. д.). Денотаты могут быть как конкретно-чувственные (планета, протон и т. д.), так и абстрактные (число, идеальный газ, теория и т. д.). (См. значение, смысл, язык). ДЕТЕРМИНИЗМ — философско-научная концепция о самодостаточности природы и регулировании всех отношений в мире объектов однозначными причинно-следственными и функциональными законами. Является альтернативной признанию фундаментальной роли случайности в структуре, функционировании и эволюции мира объектов, а также креационистских концепций, исходящих из творческого характера бытия любого объекта. Впервые сформулированный Демокритом, получивший всестороннее обоснование во французском материализме (Гассенди, Ламетри, Лаплас и др.) и конкретную реализацию во многих теориях классического естествознания, детерминизм получил «первое серьезное предупреждение» от статистической физики (Больцман, Гиббс) и генетики, второе — от квантовой механики и третье — от синергетики. Сегодня детерминизм рассматривается не как универсальная, а как одна из частных моделей закономерностей объективного мира. (См. необходимость, случайность, индетерминизм). ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС - одно из фундаментальных понятий синергетики как науки о самоорганизующихся статистических системах (ансамблях). Исходным понятием и элементом любой статистической системы является случайное, независимое событие (то, которое при наступлении определенных событий может произойти с некоторой вероятностью, а может и не произойти). Однако множество случайных событий уже не ведет себя абсолютно случайным образом. Благодаря принадлежности одной системе и резонированию друг с другом, эти элементы усиливают одни возможности системы и ослабляют другие. Причем частично этот процесс может регулироваться извне, с помощью воздействия на так называемые контрольные (существенные для бытия данной системы) параметры. Таким образом, необходимо различать абсолютный хаос и управляемый (детерминированный) хаос. Наука имеет дело только с последним типом хаоса. (См. хаос, детерминизм, синергетика). и/ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — структурно и операционально-организованная активность любых систем для достижения определенных целей. Такая активность характерна для живых (органических) систем, но прежде всего для человека и различного рода социальных систем. Структура любой деятельности состоит из четырех основных компонентов: предмет, средства, цель и результат, которые органически взаимосвязаны между собой в рамках определенного вида деятельности. Главное назначение и смысл взаимосвязи — обеспечение эффективного характера осуществляемой деятельности. Эффективность — высший критерий оценки деятельности. Эффективность включает в себя такие параметры: полезность, экономичность, адаптивность. Возможны и существуют различные классификации видов деятельности в зависимости от того, какой из основных компонентов деятельности (предмет, средства, цель или результат) взят в качестве основания классификации. Например, среди основных предметных видов человеческой деятельности выделяют практическую, познавательную, духовную. Среди основных видов познавательной деятельности различают в зависимости от используемых средств эмпирическую и теоретическую, дискур-сную и интуитивную, рассудочную и разумную и т. д. Еще более разнообразны классификации различных видов деятельности в зависимости от целей и результатов. Общее понятие деятельности необходимо различать от более узкого понятия «конструктивная деятельность». Последняя представляет собой жестко детерминированную последовательность шагов (действий) в соответствии с некоторым стандартным правилом (алгоритмом), однозначно приводящим к определенному результату. Бинарными оппозициями понятию «деятельность» выступают понятия «недеяние» (пассивность, созерцание), «беспорядочная активность» и «игра» (в последнем случае результат имеет случайный характер). (См. жизнь, научная деятельность, практика, цель). ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМ - один из вариантов философии логического эмпиризма (позитивизма), U0 считавшего эмпирический опыт источником, основой и критерием истинности научного знания. С точки зрения джастификационистов (Р. Карнап, Г. Рейхен-бах, К. Гемпель и др.) главное назначение опыта — утверждение истинности научных гипотез и теорий, а задача философии науки — выработка метода определения степени этого подтверждения, которая должна служить главным основанием выбора наилучшей из гипотез. С этой точки зрения наилучшая гипотеза или теория — та, которая имеет наибольшую степень подтверждения опыто.м. Поскольку отношение подтверждения мыслилось как логическое отношение между отдельной гипотезой и эмпирическими данными в ее поддержку, постольку были предприняты многочисленные попытки создания логической теории подтверждения в виде одного из вариантов современной индуктивной логики. Однако все подобного рода попытки оказались несостоятельными по целому ряду оснований. Однако решающий удар джастификацио-нистской версии логического позитивизма был нанесен К. Поппером, который выдвинул и обосновал радикальную идею, что назначение эмпирического опыта в науке состоит вовсе не в том, чтобы подтверждать и утверждать истинные или наиболее вероятно-истинные теории, а в том, чтобы опровергать ложные. Эта версия логического эмпиризма получила название «фальсификационизм», которая является бинарной оппозицией «джастификационизму». (См. подтверждение, вероятностная логика, неоиндуктивизм). ДИАЛЕКТИКА — категория философии, имеющая два основных значения: 1) искусство обсуждения проблем, взвешивания аргументов pro и contra в защиту или опровержение предлагаемых решений и вынесение на этом основании итогового суждения. Это понимание «диалектики» родилось в Древней Греции и рассматривалось как оппозиция, с одной стороны, догматическому мнению, а с другой — логическому доказательству; 2) философское учение о всеобщем характере развития, его основных закономерностях и их проявлении в различных сферах (мышлении, природе, обществе, духе). Это понимание диалектики было введено и систематически развито Гегелем, а впослед-ствии было закреплено в марксистско-ленинской фило- ии _____________________________________________________________________________________________ ДИДАЕКТЯКД софии. Бинарной оппозицией «диалектики» во втором значении этого слова является категория «метафизика». (См. развитие, научная критика). ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, именно в философии культура рефлектирует себя как целое. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаимосвязи философии и науки является разработка такой «кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и классики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуанкаре, Гильберт, Бор, Гейзенбсрг, Пригожий, Моисеев и др.). (См. философия, наука, философия науки). ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - понятие, введенное в философию Гегелем в качестве бинарной оппозиции категории «метафизический метод». Впоследствии широко использовался в марксистско-ленинской философии в интерпретации «диалектико-материалис-ии тический метод» и считался единственно научным ме- Mm_____________________________________ тодом адекватного познания не только социальной действительности, но и природной, не только в философии, но и во всех частных науках. Однако, как и всякий другой, диалектический метод, как в гегелевской, так и в «диаматовской» его интерпретации не является универсальным, а применим только в определенном интервале абстракции, только по отношению к определенным объектам и целям их познания. Диалектический метод применим тогда и поскольку, поскольку интересующий исследователя объект быстро изменяется во времени, когда можно более или менее определенно зафиксировать качественные изменения его состояний, этапы его динамики. Учет таких изменений динамики чрезвычайно важен в практических, адаптационных целях, давая человеку возможность предсказывать будущее объектов и адекватно объяснять их прошлое. Диалектический метод познания объектов заключает в себе кроме учета количественных изменений требование нахождения его основных внутренних противоречий, а также его внешних противоречий с окружающей средой, требование учета целостности системы и взаимосвязи всех ее сторон, возможных скачкообразных изменений ее состояний, связи этих изменений с теоретическими и практическими интересами исследователя и общественных структур и др. (См. развитие, практика). ДИАЛОГ— обмен мнениями (информацией) между субъектами познания о предмете познания. Диалог может быть дополняющим, кумулятивным, результатом которого является увеличение, рост полноты информации о предмете, и альтернативным, дискуссионным, когда высказываются противоположные суждения об одном и том же предмете познания или его сторонах (диалог в форме спора). Конструктивной целью любого диалога является выработка консенсуального когнитивного решения о предмете познания. В науке диалогичность процесса познания ярко проявляется в ситуации конкуренции предлагаемых научных решений, (См. выбор альтернативной теории, эмпирический репертуар, социальный репертуар, субъект научного познания). 01 ДИАХРОННЫЙ АНАЛИЗ - метод познания, состоящий в расчленении процесса эволюции изучаемого предмета (объекта) на ряд последовательно сменяющих друг друга в реальном историческом времени этапов и последующем сравнении этих временных состояний объекта по определенным признакам их структуры. Диахронный анализ, осуществляемый путем горизонтального временного сечения, позволяет выявить определенные закономерности, тенденции в эволюции предмета познания. Бинарной оппозицией диахронному анализу является синхронный анализ объекта, а вместе они образуют необходимые стороны исторического метода познания. Активно используется во многих естественных науках (геологии, географии, космологии, биологии, антропологии), но особенно в социальных науках (истории, социологии, культурологи и т. д.). (См. исторический метод, эволюция). ДИСКУРС — понятие лингвистики и языкознания, обозначающее любой письменный текст (языковое знание) в отличие от устной речи, устного диалога, устной языковой игры, а также от интуитивного мышления. Именно дискурс, по мнению ряда современных философов (структуралистов, постструктуралистов, постмодернистов), является непосредственным и главным предметом философии вообще, философии науки (научный дискурс) в частности. (См. сознание, язык, текст). ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — способ обоснования какого-либо утверждения, когда в пользу его принятия приводятся достоверные и достаточные основания. Существуют различные виды доказательств: практические, теоретические, эмпирические, логические. Разработкой теории логических доказательств, построением и анализом их многообразных форм и видов занимается специальная наука — логика. (См. логика, вывод, теория). ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП - один из фундаментальных принципов квантовой механики, сформулированный Н. Бором, согласно которому полное описание поведения квантовых объектов (элементарных частиц, фотонов, электронов) невозможно в рамках Ьс единого их представления. Внутренне присущий этим объектам дуализм (каждый из них потенциально обладает и волновыми и корпускулярными свойствами) относительно различных экспериментальных условий их исследования («условий наблюдения») реализуется всегда только одной стороной (либо как корпускула, либо как волна). Поэтому полное их описание на классическом языке требует взаимодополняющих друг друга моделей. Важным философским выводом из введения этого принципа является тот, что наше знание фундаментальных объектов микромира всегда принципиально зависит от условий их наблюдения, которые существенно влияют на результат наблюдения. Принцип дополнительности может быть легко обобщен и на познание многих других объектов, также имеющих противоречивую или очень сложную природу, и быть серьезным аргументом в пользу субъект-объектной природы любого знания. Сегодня он активно используется в методологическом арсенале многих наук (лингвистика, экономика, социология, психология, математика и др.). (См. принцип, метатеоретическое знание). ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ НАУКА - знания на Древнем Востоке, которые вырабатывались с помощью популярных индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знания протекали стихийно; отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генезиса познавательных результатов, их принятие осуществлялось на бездоказательной догматической основе в обход критического испытания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологичес-кого характера. Исторический тип познавательной деятельности, сложившейся на Древнем Востоке, соответствует в целом донаучной стадии развития интеллекта и собственно научным еще не является. (См. исторические формы науки). В.В. Ильин ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Вопросы о выявлении подлинной внутренней связи между всеми частными естественными науками (и прежде всего, между такими главнейшими разделами естествознания, как физика, химия, биология и психология), об их классификации, о возможности (или невозможности) создания их системы по принципам координации и субординации и пр. являются важнейшими вопросами современной философии науки. И надо сказать, что несмотря на наличие в литературе целого ряда интереснейших разработок по этим вопросам, в целом они не только далеки от сколь-нибудь общезначимого решения, но и от ясности. По своему содержанию и методам изучения природных явлений естествознание может быть подразделено на эмпирическое (описательное) и теоретическое; по формам своего влияния на практическую деятельность людей — на фундаментальное и прикладное; по типам своих познавательных уста- новок на— аналитическое и синтетическое и пр., и т. д. Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассичсское и по-стнеклассическое естествознание. Основания и критерии их выделения предлагаются разные. В частности, таким основанием может быть исходное понимание отношения субъекта и объекта научно-познавательной деятельности. Все классическое естествознание исходило из презумпции возможности (и необходимости) их полного и абсолютного различения. Природа как объект познания характеризуется с этой точки зрения набором различных, внутренне присущих ей свойств и законов, познать которые человек может полностью отвлекаясь от особенностей самого процесса познания. Однако в XX в. от этой презумпции пришлось отказаться уже в физике (теория относительности и, особенно, квантовая механика), а тем более при научном изучении душевной жизни человека в психологии (психоанализ, гуманистическая психология). Еще более необходимость учета субъективного, человеческого фактора при научном изучении природы стала проступать в тех разделах современного естествознания, которые имеют дело со сложными и сверхсложными системными образованиями, в которые и сам человек входит на правах лишь части их органической целостности (например, экология). Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См. природа, наука). В.Г. Борзенков ЖИЗНЬ — 1) высокоорганизованная форма (и единица) бытия, способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой, их переработкой и усвоением для осуществления своих жизненных функций, способностью к потенциально бесконечной репродукции, адаптивностью к среде в достаточно широком диапазоне. Простейшими формами жизни выступают бактерии и микроорганизмы; 2) целесообразное бытие; 3) целостное и осмысленное бытие. (См. бытие, биология, целесообразность, смерть). ЗАБЛУЖДЕНИЕ — оценка некоторого утверждения (высказывания, концепции, теории), принимавшегося ранее за истинное, как не соответствующего определенному пониманию «истины» и критериям ее установления. Как показывает история познания вообще, история научного познания в частности понятия «истина» и «заблуждение» являются относительными, исторически изменчивыми и подвижными характеристиками (оценками) конкретных результатов познания. (См. истина, ложь). ЗАКОН — существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между различного рода материальными и идеальными предметами (природными, социальными, психическими, мыслительными). Открытие, конструирование, формулировка и обоснование законов — одна из главных задач научного познания. В таких развитых науках как физика, статус ее теоретических законов обеспечивается принципом относительности (направленным на сохранение ковариантности закона по отношению к различным системам отсчета, независимости закона от последних) и соответствующими преобразованиями. (См. необходимость, научная теория, научное познание). ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО - один из основных законов классической двузначной логики, исходившей из наличия у суждений только двух истинностных значений: истины или лжи. Его формальная запись такова: А V А (где V — означает исключа- |]7 ющую дизъюнкцию: либо — либо). Согласно этому закону: любое суждение (высказывание вида «А есть В») либо истинно, либо ложно, третьего — не дано. Или: из двух противоречащих друг другу суждений одно непременно истинно. Развитие науки показало неуниверсальность этого закона формальной логики. С" одной стороны, создание квантовой механики показало, что в ней не два, а три истинностных значения для ее высказываний («истинно», «ложно», «неопределенно»), что наиболее подходящей (простой) логической основой для нее может быть скорее трехзначная, чем двухзначная логика. В системах трехзначной логики действует закон не исключенного третьего, а закон исключенного четвертого, который, правда, может рассматриваться как обобщенная форма закона исключенного третьего. Однако более радикальной критике универсальность закона исключенного третьего была подвергнута в интуиционистской логике и математике (Брауэр, Рейтинг и др.), где была показана его неприменимость к рассуждениям о свойствах элементов бесконечных множеств в силу невозможности перебора всех элементов таких множеств на предмет установления наличия или отсутствия у них определенного свойства. С точки зрения интуиционистов и конструктивистов закон исключенного третьего применим к рассуждениям только о конечно обозримых множествах. (См. мышление, рассудок, логика). ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ - один из основных законов формальной логики и рассудочного мышления, запрещающий нечто утверждать, и в то же самое время и в том же самом смысле это же отрицать. Формальная (синтаксическая) запись этого з акона-занре-та выглядит следующим образом: А & А (неверно «А и не А»). Другая формулировка этого закона гласит: не Moiyr быть оба истинными (иметь одно и то же истинностное значение) высказывание (А) и его отрицание (не-А). С гносеологической точки зрения наличие формально-логического противоречия в любой когнитивной системе (в том числе и в научной) делает ее бесконечно информативной и потому абсолютно неопределенной. В такой системе все выводимо, все возможно, она ничего не запрещает и, следовательно, не может быть основой человеческого поведения, всегда основанного на выборе и предпочтении одной из возможностей. (См. мышление, рассудок, логика). ЗАКОН ТОЖДЕСТВА — один из фундаментальных законов формальной логики и рассудочного мышления, запрещающий произвольно менять в ходе конкретного рассуждения и аргументации смысл и значение используемых понятий (терминов). Императивно это означает соблюдение требования определенности мышления. Формальная запись закона тождества такова: А = А. Без соблюдения этого требования абсолютно невозможно никакое рациональное рассуждение, а тем более — логическое доказательство. (См. мышление, рассудок, логика).
|