Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕРАОГНЗМ__
ложников научного телеологизма явился Аристотель, построивший на его основе свою «физику». В XX в. сторонником телеологизма был выдающийся ученый Тейяр де Шарден. Язык целевых причин нередко используют в кибернетике для объяснения согласованного функционирования элементов систем различной природы. В наше время проявлением телеологизма в науке является введение антропного принципа в космологических и физических моделях эволюции Вселенной. Если исходить из метафорического характера языка в целом и любого его элемента (постструктурализм), то понятие цели и целевой детерминации имеет такое же право на универсальное применение, как и понятие причинно-следственной взаимосвязи всех явлений или их самоорганизации, или их случайного характера, также имеющих метафорическую компоненту в своем происхождении и использовании. (См. цель, детерминация, антропный принцип). ТЕЛЕОЛОГИЯ —в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д. (См. цель, целесообразность). В.Г. Борзенков ТЕОЛОГИЗМ — концепции в науке и научные картины мира, включающие аппеляцию к понятию бога как необходимому объяснительному ресурсу для полного описания происхождения и функционирования природы, космоса как целостности, а также возможности их адекватного познания Человеком. Наибольшее и при этом гипертрофированное распространение теологизм получил в средневековом познании. Однако в умеренных вариантах(деизм, пантеизм, концепции предустановленной гармонии, как в мире объектов природы, так и между бытием и сознанием) широко использовался как создателями классической, так и неклассической науки (Галилей, Декарт, Кеплер, Ньютон, Кантор, Павлов, Тейяр дс Шарден, Уай-тхед и др.). Вопрос о возможности, необходимости и степени включения Бога в научную картину мира, со- вместимости науки и религии принадлежит к числу самых тонких и сложных проблем современной философии науки. (См. целостность, научная картина мира). ТЕОРЕМЫ — множество производных, в частности, логически выводимых в конечном счете из аксиом высказываний теории. Истинность теорем гарантируется самим фактом их логического выведения (или генетического конструирования) из аксиом либо установлением тождества их содержания некоторому подмножеству протокольных предложений данной теории. (См. теория, аксиомы, вывод). ТЕОРЕТИЗМ — одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности (или ложности) любых утверждений науки и особенно фундаментальных научных теорий (парадигм) является не их соответствие конкретным эмпирическим данным, а их внутренняя непротиворечивость, конструктивная полезность, приемлемость для научного сообщества и органическая «вписываемость» (гармония) в структуру наличного (ненроблематизированного) научного знания. Основные представители — Г. Лейбниц, Т. Кун и др. (См. теоретическое и эмпирическое, рационализм, истина). ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов. Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона (закон инерции, закон взаимосвязи силы, массы и ускорения, закон равенства действия и противодействия) как полностью характеризующие движение такого ее исходного объекта, как материальная точка. Понятно теоретической схемы было введено в методологию науки И.С. Степиным для оппозиции позитивистскому пониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество ее высказываний без указаний на конкретный тип тсороти- ческого объекта, к которому они относятся. Благодаря существованию в научных теориях таких конструктов, как теоретические схемы, частные научные теории не могут быть получены чисто логически из более общих теорий (например, теория движения идеального маятника из общих законов механики Ньютона), так как последние описывают существенно иной тип объектов, нежели частные теории. Между объектами частно-научных и фундаментальных теорий имеет место отношение конструирования объектов менее общей теории из объектов более общей теории. Благодаря различию теоретических схем частных и общих теорий (например, теории математического маятника, или небесной механики Кеплера, или оптики по сравнению с теоретической механикой Ньютона) становится понятным, почему частно-научные теории могут возникать и развиваться до возникновения более общих теорий, и в то же время после возникновения последних, относительно независимо от них. (См. теория, структура научной теории). ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ- мысленный идеальный конструкт (предмет), образующий непосредственную предметную основу теории. Необходимо отличать теоретические объекты от эмпирических (тоже абстрактных) объектов, а так же от чувственно-данных, а тем более —- от реальных, независимых от человека и процесса его познания онтологических сущностей («вещей в себе» или «вещей самих по себе» — Кант). Теоретические объекты создаются учеными в ходе рационального моделирования эмпирических объектов путем применения к последним операций абстрагирования и идеализации. Необходимой и заключительной операцией создания теоретических объектов является именно идеализация, с помощью которой (в отличие от абстрагирования) не только отвлекаются от определенных свойств объектов, но и добавляют к ним новые, принципиально не фиксируемые в чувственном опыте свойства и отношения (безразмер-ность точек; одномерность, однородность и абсолютную прямизну прямых линий; полное отсутствие трения; полное поглощение телом подающей на него световой энергии и т. д. и т. п.). Введение в науку идеальных объектов вызвано необходимостью построе- 245 ния логических моделей действительности. (См. идеальный объект, идеализация, теория). ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатсоре-тичсским его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры). Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений с помощью дедуктивно-аксиоматического метода. (См. теория, теоретическая схема). ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ - два основных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источниками, критериями истинности. Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты, которые представляют собой результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания. В состав методологического кластера эмпирического познания входят: научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификации и др. Источником эмпирического познания является мышление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок). Критерием истинности эмпирического знания является удостоверение научным сообществом его хорошего соответствия конкретному множеству эмпирических объектов. Теоретическое познание (и знание) качественно отличается от эмпирического по всем параметрам. Предметом теоретического познания является множество идеальных объектов; основными методами: идеализация, продуктивное воображение, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование и др. Источником теоретического познания является свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания. Критерием истинности теоретического знания является удостоверение научным сообществом его соответствия определенному множеству теоретических объектов, его эффективность в решении теоретических проблем, соответствие мета-теорстическому знанию, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту. Эмпирическое и теоретическое в реальном научном познании всегда внутренне взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, взаимно детерминируя друг друга. (См. теория, опыт, уровни научного знания). ТЕОРИЯ — 1) мысленная (понятийно-дискурс-ная) модель реальности (в отличие от чувственно-перцептивной модели реальности); 2) идеализированно-логическая модель эмпирического опыта; 3) любой продукт идеальной деятельности человека (в отличие от продуктов его предметно-практической, материальной деятельности) (см. научная теория, разум, идеальный объект). ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - физическая теория, основной смысл которой состоит в утверждении: в физическом мире все происходит благодаря структуре пространства и изменению его кривизны. Различают частную и общую теорию относительности. В основе частной теории, сформулированной А. Эйнштейном в 1905 г., лежат два постулата: 1. Все законы физики имеют один и тот же вид во всех инерциональ-ных системах отчета. 2. Во всех физических системах скорость света постоянна. Развивая эту теорию, в 1918 г. Г. К4инковский показал, что свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. В 1916 г. Эйнштейн сделал следующий шаг и опубликовал общую теорию относительности (ОТО) — фактически теорию гравитации. Причиной тяготения, согласно этой теории, является искривление пространства вблизи массивных тел. В качестве математического аппарата в ОТО использован тензорный анализ и общая риманова геометрия. Из теории относительности следует ряд важных следствий. Во-первых, закон эквивалентности массы и энергии. Во-вторых, отказ от гипотез о мировом эфире и абсолютных пространстве и времени. В-третьих, эквивалентность гравитационной и инерционной масс. Теория относительности нашла многочисленные экспериментальные подтверждения и используется в космологии, физике элементарных частиц, ядерной технике и др. Л.В. Лесков ТЕХНИКА — множество материальных объектов и систем, созданных на основе научных знаний о свойствах, отношениях и законах функционирования составляющих их элементов и подсистем, выполняющих определенные, необходимые человеку функции и операции (практические и теоретические). Технику иногда образно называют воплощением науки в «железе». (См. научная деятельность, научная практика). ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — множество теоретических и прикладных дисциплин о машинах, механизмах, устройствах и их совокупностях, способных эффективно и надежно осуществлять определенные действия и операции. Основными теоретическими дисциплинами в области технических наук являются теория машин и механизмов, сопротивление материалов, теоретическая механика, системотехника, теория надежности, материаловедение и др. В свою очередь все теоретические и прикладные технические дисциплины сами основаны на использовании определенных физических, химических и биологических законов в своих моделях и расчетах. Важнейшие категории технических наук: машина, механизм, эффективность, надежность, полезность, целесообразность, осуществимость, перспективность. (См. инженерные пауки, технологические науки, техника). ТЕХНОКРАТИЗМ — социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятель-„._ ности человека, но и всей социальной жизни обще- с" а ства в целом. Концепциям технократизма (К. Штайн- бух, Г. Краух, Дж. Г. Гэлбрейт и др.) противостоят, с одной стороны, концепции приоритета духовных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с другой, концепции сбалансированного взаимодействия технического прогресса и духовной сферы, осуществляемого с позиций гуманизма под контролем всего общества с помощью его демократических политических институтов. (См. коэволюция, техника, технология). ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность теоретических и практических дисциплин о процессах, позволяющих получить определенный продукт для дальнейшего целесообразного использования в человеческой жизнедеятельности. Все технологические науки заимствуют знание об интересующих их процессах из более фундаментальных естественных, технических и социальных наук: физики, химии, биологии, материаловедения, сопротивления материалов и др., если это касается материального производства, а также социологии, психологии, теории поведения, если это касается человеческих технологий (менеджмента, масс-медиа, пиар-компании, лоббирования, образования и др.). Важнейшими категориями технологических наук являются: полезность, эффективность, стоимость и себестоимость продукта, его потребительские свойства, безопасность и надежность в использовании и др. (См. технология, техника, технические науки, менеджмент). ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - суждение, в соответствии с которым все то, что становится технически осуществимым, неизбежно будет реализовано. Это суждение, однако, не подтверждено какими бы то ни было эмпирическими данными; напротив, люди отказываются, часто по моральным соображениям, от осуществления многих практически достижимых проектов. (См. технократизм, технология, культура). Б.Г. Юдин ТЕХНОЛОГИЯ — последовательность материальных процессов и операций, реализация которых при- водит к появлению продукта (потребительной стоимости) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность). ТЕХНОПОЛИС — город, в экополитикс которого главную роль играют научные центры и наукоемкие отрасли производства и сферы услуг. (См. управление наукой, государственная научно-техническая политика). А.Н. Авдулов ТОЧНОСТЬ — количественная определенность, установление которой для эмпирических объектов познания достигается с помощью измерительной аппаратуры (научных приборов), а для теоретических объектов — введением в язык описания их свойств и отношений определенных математических функций. (См. определенность, однозначность). ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - мысленная («теоретическая») оппозиция категориям «чувственный», «эмпирический». Активно использовался в гносеологии И. Канта: «трансцендентальный субъект» (т. е. не единичный, а идеализированный, теоретический), «трансцендентальный объект», «трансцендентальное (т. е. теоретическое) знание», «трансцендентальная апперцепция» и т. д. (См. теоретический, идеализация). ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — лежащий за пределами возможного человеческого опыта, человеческого познания, как чувственного, так и рационального (трансцендентального), и поэтому могущий быть предметом только чистой веры, а не познания. Трансцендентная реальность и ее элементы (Бог, сатана, ангелы и т. д.) — предмет освоения религиозного опыта и его методов (вера, откровение, озарение, переживание, религиозное общение и др.). Трансцендентная реальность лежит за пределами ее научного исследования. (См. бытие, сознание). ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ - °Ана из основных категорий теории познания И. Кан- та, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возможным. По Канту, содержание трансцендентальной апперцепции имеет априорный характер. (См. априорное знание, апперцепция, категориальная апперцепция). ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от Античности до нашего времени, занимавшая до середины XIX в. монопольное положение в культуре, концепция соотношения философии и науки, обосновывавшая гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам, и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее ярким выразителями данной концепции явились Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исторического материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистскои концепции претензии ее представителей на универсальную, объективную и абсолютную истину философии были осознаны как несостоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеологический статус и общекультурное значение, нежели частно-научное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инструментальных гипотез (Тсй-яр де Шарден и др.). (См. натурфилософия). УПРАВЛЕНИЕ — искусство соотнесения целей деятельности со средствами с позиции ее эффективности. (См. менеджмент, управленческие науки). УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ - совокупность мер, направленных на организацию научной деятельности, повышение ее продуктивности и эффективности. Различают управление наукой на уровне отдельной научной организации (научный менеджмент) и на государственном или национальном уровне (государственная научно-техническая политика). Управление наукой — комплексная проблема, включающая в себя науковед-чсские, экономические и правовые аспекты. Как показывает анализ национальных систем управления наукой в развитых странах, существуют как общие закономерности эффективного управления наукой, так и специфические особенности, обусловленные культурно-историческим различием стран. К числу универсальных закономерностей управления наукой относятся: 1) отношение к науке как к одному из приоритетов национального развития; 2) необходимая доля финансирования науки в валовом национальном продукте (не менее 2% ВВП); 3) диверсификация источников финансирования науки из государственных источников и частного бизнеса (в среднем — 50: 50); 4) систематическая и последовательная научно-техническая полигика, созданная на основе компромисса интересов научного сообщества, государства и частного бизнеса; „__ -5) налоговые преференции при вложении капитала в 12L развитие науки; 6) развитая система пропаганды до- стижений науки и ее престижа в национальном самосознании; 7) активная роль государства в качестве координатора всех секторов национальной науки, обеспечения интеграции науки и промышленности. Национальные особенности систем управления наукой связаны со спецификой распределения ролей и ответственности государства и частного бизнеса в финансировании национальной науки, отношений государства и научного сообщества, специфики взаимодействия различных секторов науки. (См. национальный научно-технический потенциал). УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность теоретических и практических дисциплин о достижении определенных целей (результатов), исходя из возможных наличных условий, средств и методов деятельности. Многообразие и величина этих параметров человеческой деятельности являются настолько разнообразными, что не может быть предложен какой-то один алгоритм успешного достижения целей. В теориях управления различными сферами человеческой деятельности (экономики, политики, науки и др.) описываются лишь отдельные образцы и схемы успешной деятельности в этих сферах. Несмотря на то, что и в общих теориях управления и в частных теориях менеджмента в различных сферах и формируются некие принципы и правила, однако все они являются в лучшем случае только необходимыми, но отнюдь не достаточными условиями для осуществления действительно успешного управления. В целом эффективное управление — это скорее область искусства (техно), нежели предмет научного проектирования. Теоретической основой любых управленческих наук является язык и категории кибернетики как общей науки об управлении: предмет управления, цель, средства, вход, выход, прямая связь, обратная связь, результативность, эффективность, надежность и др. (См. цель, целесообразность, кибернетика, деятельность, управление, менеджмент). УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рам- ках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить три таких уровня: эмпирический, теоретический и ме-татсоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе. (См. эмпирическое, теоретическое, метатсоретическое). УСТУПКА ПАТЕНТА — это полная уступка продавцом покупателю всех (в том числе формальных) прав, связанных с обладанием патентом. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ФАКТ (научный) — опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить четыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.); 2) информационную составляющую (информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику — средству фиксации фактов); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.). (См. научное наблюдение, прибор, научный эксперимент). Факт — -1) само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репрезентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности (см. научный факт, эмпирическое знание). (См. теория, объект, истина). ФАЛЛИБИЛИЗМ — философско-методологическая концепция научного знания (К. Поппер и др.), согласно которой последнее (в отличие от других видов знания — философского, религиозного и др.) не только потенциально (по природе) фальсифицируемо (опровержимо) с помощью эмпирического опыта (иначе оно выпадает из-под контроля последнего), но и реально, поскольку любые научные (особенно теоретические) модели всегда односторонни и неуниверсальны по отношению к своему реальному предмету (прототипу). Это означает, что все теоретические научные построения в своих универсалистских притязаниях на истину являются в принципе ошибочными (ложными). С последовательно фалли-билистекой точки зрения истина и ложь вообще не могут быть значимыми критериями в оценке научного знания и должны быть заменены на другие (содержательная информативность, простота, эвристичность, практическая полезность и т. п.). (См. постпозитивизм, критицизм, фальсификация). ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий (потенциальных или актуальных). В методологию науки категория «фальсификация» как обозначение существенно значимой процедуры для определения динамики науки была введена К. Поппером. Фальсификация суть логическая экспликация более широкой по содержанию категории гносеологии — «опровержение». Согласно Попперу, назначение опыта по отношению к теории отнюдь не в том, чтобы доказывать, определять и внедрять в науку истинные теории (в этом отношении Поппер выступает последовательным и убедительным критиком любой формы индуктивизма), а в том, чтобы опровергать ложные гипотезы. В этой связи Поппер характеризует индуктивизм в методологии науки как аналог ламаркизма в биологической теории эволюции, тогда как свою концепцию взаимоотношения теории и опыта он рассматривает как аналог неодарвинизма, где сРеАа истолковывается лишь как выбраковочный фак- тор по отношению к неспособным приспособиться к ней особям. Абсолютизация Поппером фальсификации как, безусловно, важной методологической процедуры научного познания опирается на два спорных положения: 1) запретна возможность усовершенствования фальсифицированных теорий, что в целом противоречит реальной истории науки, где усовершенствование и достижение согласия с опытом до этого фальсифицированных теорий постоянно имеет место (яркие примеры — гелиоцентрическая система мира Галилея — Коперника, планетарная модель атома Резерфорда и т. д.); 2) предположение о том, что истинность эмпирических следствий всегда является бесспорной, так как принимается конвенционально. Как и в случае с подтверждением, решение вопроса об истинности и достаточности качества и количества эмпирически удостоверенных следствий теории для суждения об ее ложности является не чисто логическим или конвенциональным, а содержательным и кон-сенсуальным, предполагающим выработку и достижение определенного единства по этому вопросу среди членов профессионального научного сообщества. Ясно, что с точки зрения исторической перспективы развития науки любое такое консенсуальное решение должно рассматриваться как относительное и временное. (См. научный консенсус, фаллибилизм). ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - логически организованная система высказываний о некотором множестве эмпирических объектов (например, небесная механика, феноменологическая термодинамика, эмпирическая психология восприятия и т. д. и т. п.). Необходимым цементирующим конструктом феноменологических научных теорий является множество эмпирических законов, установленных путем индуктивного обобщения некоторого множества протокольных предложений теории. (См. индукция, обобщение, эмпирическое знание). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философская концепция (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Брентано, Э. Гуссерль и др.), согласно которой предметом философии является не мир объектов (природных или социальных), а мир сознания, его элементарных структурных единиц и ак- тов (феноменов), имманентных сознанию априорных (внсопытных, внссоциальных и внеисторичсских) форм и условий функционирования сознания в любом из его основных измерений (структурном, когнитивном, коммуникационном, рефлексивном). Феномены (явления сознания как элементы, непосредственно представляющие само сознание, а не нечто вне его) имеют следующие характеристики: языковые оболочки, психические переживания, мыслимый предмет, смысл. Феноменология занимается анализом только двух последних характеристик феноменов. Феноменология, с одной стороны, аргументативно отказывается от натуралистической трактовки содержания сознания, в том числе и научного познания, как отражения реальности, а с другой — не приемлет субъективно-конструктивистскую интерпретацию сознания и познания, так как обе они ведут с точки зрения феноменологов к релятивизму и скептицизму в вопросах возможности достижения сознанием объективной, абсолютной истины. Последняя достижима только в том случае, если исходить из ее трактовки как объективной, априорной идеи «чистого сознания», или априорной структуры человеческого существования. Феноменологическое направление анализа сознания показало свою большую плодотворность в гуманитарных науках (искусствознании, культурологии, праве, психиатрии, социологии, педагогике). Однако попытки его применения в естествознании и технико-технологическом знании оказались явно неудачными. (См. априоризм, сознание). ФИЗИКА — наука, изучающая фундаментальные и наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира. Понятия физики и физические законы — основа всего естествознания. Термин «физика» (от греческого physis — природа) введен в науку Аристотелем. Развитие физики как современной науки началось после обоснования Н. Коперником гелиоцентрической системы мира: физика Аристотеля противоречила этой системе. Принципиальной важности шаг сделан Г. Галилеем, кото- рый превратил физику в экспериментальную науку. И. Ньютон ввел в физическую теорию математичес- кий аппарат изобретенного им (и независимо от него Г. Лейбницем) дифференциального и интегрального исчисления. Используя синтез экспериментальных и теоретических методов, Ньютон создал классическую механику, которая к началу XIX в. приобрела современную форму. Целью физики является формулировка общих законов природы и объяснение конкретных явлений. Основные разделы физики: классическая механика, термодинамика и статистическая физика, теория электромагнетизма, теория относительности, квантовая механика. Физика служит научной основой большого числа технических наук и приложений (гидромеханика, теория тепломассобмена, техническая механика, микроэлектроника и др.). (См. физическая реальность). Л.В. Лесков ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - категория философии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых физикой (в отличие от химической реальности, биологической реальности, социальной реальности, математической реальности и др. партикулярных видов реальности); 2) физическая картина мира, образ мира с позиций абстракций и идеализации физической науки, множества ее теорий, особенно фундаментальных (физика элементарных частиц, теория относительности, квантовая механика, синергетика, космология и др.) в отличие от химической картины мира, биологической картины мира и т. п.; 3) синоним объективной реальности в отличие от трансцендентной реальности, психического мира, идеального мира сознания и др. (См. бытие, материя, физика, природа). ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ- совокупность эмпирических и теоретических дисциплин о языке, литературе, их письменных и устных формах, структуре, развитии. Среди основных филологических наук выделяются история и теория литературы, общее и сравнительное языкознание, история языков народов мира, лингвистика, семиотика, устное народное творчество, теория и практика перевода, словарная теория и практика, одной из фундаментальных соврсмен- tUa 17* пых теоретических дисциплин в области филологии является структурная лингвистика, изучающая структуру языка, его функции, порождающие структуры, общие законы синтаксиса, семантики, прагматики и коммуникации. К числу важнейших философских проблем филологии относятся: понятие языка, общая структура и законы функционирования языка, язык и сознание, язык и человеческая деятельность, язык и социальная система, язык и научное знание. (См. язык, структурализм, постмодернизм, дискурс). ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. (См. метатеоретическое знание, принципы, уровни научного знания). ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ - пробле ма, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико-математических, естественно-научных, инженерно-технических, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки: 1. Какова природа математического знания? 2. Каковы философские основания и сущность теории относительности и квантовой механики? 3. Что такое вероятность, детерминизм, индетерминизм? 4. Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности? 5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п. Особенность философских проблем науки (ф. п. н.) состоит в том, что они являются комплексными, выю- 2GD чающими в свой состав весьма разнородные когнитив- ные элементы — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф. и. н. требует профессионального знания, как содержания определенной науки, ос истории, так и профессионального владения философским языком, умения философски мыслить. Разработка ф. п. н. способствует развитию, как философии, так и конкретных наук. Большое место ф. п. н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзен-берг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.). (См. философские основания науки, проблема). ФИЛОСОФИЯ— теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения — решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулируется принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой социальной системой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — отчаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют специализированный характер, то есть обладают своим особым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных мировоззренческих проблем (онтологических, гносеологических, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей при- 281 роды (стремление к всеобщему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нес остается построение различных логически возможных теоретических, мировоззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных мировоззренческих проблем. В силу своей природы философия не может не быть плюралистичной. Однако с общеадаптационной точки зрения плюрализм философии является скорее положительной ее характеристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнообразно и противоречиво внутри себя по своим ценностным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рациональное обоснование в рамках некой универсальной, а тем более «единственно-научной» философской системы. А, во-вторых, плюрализм философии является по-своему опережающим (избыточным) по отношению к реальной истории человечества, конструируя («заготавливая») заранее все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество. (См. мировоззрение, теоретическое, разум, сознание). ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ - раздел философии науки, исследующий философские основания и проблемы математики: онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические предпосылки и принципы математики в целом, ее различных направлений, дисциплин и теорий. К числу важнейших философских проблем математики в целом относятся: предмет математики, природа математического знания, способы его обоснования, анализ логических принципов и законов, используемых в математике, ценность математического знания, место математики в науке и культуре. Философские проблемы математики на протяжении всей ее истории привлекали к себе пристальное внимание как самих математиков, особенно крупных ее творцов, так и многих философов (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эвклида, Гаусса, Лобачевского, Кантора, Пуанка- lut ре, Гильберта, Рейтинга, Гсделя, Маркова, Колмого- рова и мы. др.). Как и в философии в целом, в философии математики существуют различные направления и подходы. Например, при решении проблемы предмета математики это — объективизм (идеалистического и материалистического характера) и субъективизм (интуиционистского и конструктивистского толка). При решении вопроса о природе математического знания (как возможно математическое знание?) это — эмпиризм и априоризм. В решении проблемы обоснования математики в XX в. четко оформились четыре основных направления: логицизм, формализм, интуиционизм и конструктивизм. Пет единства среди математиков и философов и в решении вопроса о ценности математического знания, и его роли в культуре (от понимания математики как обслуживающего средства и языка других, более практически значимых и объективных по содержанию естественных, инженерно-технических и социальных наук, до ее понимания как самодостаточной, высшей, универсальной и подлинно объективной науки). Для более строгого решения проблем обоснования математики, в XX в. оформилась даже определенная математическая дисциплина: метаматематика. Ее основными проблемами являются вопросы непротиворечивости, полноты и логической строгости отдельных математических теорий и доказательств. Имеющий место плюрализм в философии математики и вытекающая из него конкуренция различных направлений и школ имеет для математики в целом положительное значение, характеризуя ее как сложную и открытую когнитивную систему, способную к дальнейшему развитию. (См. математика, философия науки, философские основания науки). ФИЛОСОФИЯ НАУКИ- область философии, предметом которой является общая структура закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, £ 00 культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. (См. философские основания науки, философия, наука, уровни научного знания). ФОН НАУКИ — конкретная совокупность социокультурных факторов (общих ценностей как ядра культуры, философии, политики, морали, искусства, уровня развития науки, техники и производительных сил общества, форм социальной коммуникации и т. д.), составляющих инфраструктуру бытия науки, необходимое условие ее функционирования как органической части культуры. Только обращение к исторически-конкретному содержанию культуры позволяет понять существование науки определенного исторического периода как специфической по содержанию и, вместе с тем, целостной системы (античная наука, средневековая наука, английская или французская наука XVII в., постмодернистская и модернистская наука и т. п., различные сечения реальной науки и др.). Социокультурный фон науки как релевантная для науки часть культуры, является посредствующим звеном не только между наукой и социумом, но и между наукой и изучаемыми ею объектами, которые всегда постигаются в рамках определенных социальных и культурных форм (средства фиксации, язык науки, средства научной коммуникации, идеологии науки и т. д. и т. п.). Важнейшими элементами социокультурного фона конкретной пауки являются, во-первых, другие науки, а, во-вторых, философия как форма рациональной репрезентации оснований социокультуры как целого. Вот почему связь науки с культурой и воздействие последней на науку осуществляется через социокультурный фон науки. (См. исторические формы науки, история науки, наука). ФОРМА — свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они являются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их количественные свойства и отношения. Количество — приоритетный вид формы для научного познания действительности. (См. количество, качество, структура). ФОРМАЛИЗАЦИЯ — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Формализация позволяет превратить содержательно построенную теорию (например, раздел механики) в систему материализованных объектов определенного рода (символов), а развертывание теории — свести к манипулированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, принимающих во внимание только и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться оттого познавательного содержания, которое выражается научной теорией, подвергшейся формализации. (См. форма, синтаксис, логика). „ Ф.В. Лазарев £ 03 ФОРМАЛИЗМ — направление в философии математики, основателем которого явился Д. Гильберт. Главные усилия формалистов были направлены на решение проблемы обоснования математики, доказательство ее непротиворечивости. Их не устраивали философские взгляды на сущность математики ни логицистов, ни интуиционистов. Они исходили из того, что старая, классическая математика является добротной, истинной и непротиворечивой наукой. Возражая интуиционистам, Гильберт восклицал: «Отнять у математиков закон исключенного третьего — это все равно, что запретить боксерам пользоваться кулаками». Однако для того, чтобы исключить вес сомнения в добротности классической математики, все ее основные теории (эвклидову геометрию и арифметику натуральных чисел в первую очередь) необходимо было полностью формализовать, то есть представить (отобразить) в виде формальных, синтаксических систем, а затем доказать чисто финитными средствами логическую непротиворечивость, полноту (относительно их содержательных моделей) и независимость аксиом этих формальных систем. При формальном отображении любой содержательной математической системы мы должны полностью отвлечься от содержательной интерпретации ее собственных и логических терминов, представить ее в виде чисто синтаксической конструкции и только тогда мы увидим ее принципиальную математическую сущность, все ее необходимые и достаточные основания. Сам Д. Гильберт формализовал содержательную часть эвклидовой геометрии и в результате показал недостаточность аксиоматической базы классической эвклидовой геометрии. Однако, первые же серьезные попытки полной формализации самой простой из математических теорий — арифметики натуральных чисел — принесли формалистам разочарование. К. Гедсль, попытавшийся решить проблему обоснования арифметики в рамках программы формализма, пришел в итоге к противоположному результату — доказательству невозможности ее реализации. Он доказал невозможность полной формализации содержательной арифметики натуральных чисел в рамках одной формальной системы, а также невозможность доказательства ее непротиворе- чивости средствами самой формальной системы. Доказательство абсолютной непротиворечивости математики оказалось в принципе невозможным. Результаты, полученные Геделем, имеют огромное философ-скос значение. Однако невозможность реализации программы формализма в полном объеме не отменяет огромной ценности самой формализации математического знания. (См. форма, философия математики). ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА - исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах. Целью таких исследований является расширение горизонта науки. Решение конкретных практических задач при этом, как правило, не предусматривается. Иногда в англоязычной литературе различают «базовые» исследования и «фундаментальные». Первые считаются «чистой наукой», далекой от практики, накоплением знаний ради знаний, вторые направлены на получение знаний, которые когда-нибудь принесут практическую пользу. (См. наука, структура наук). А.Н. Авдулов ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс — получение нового знания как основа научной профессии — в обоих типах исследований протекает абсолютно одинаково. Социальные функции фундаментальных и прикладных исследований в современном науковедении определяются следующим образом. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона...) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех совре-менных профессий. Пи одна форма организации чело- сЬ/ веческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.). (См. наука, научная деятельность). Э.М. Мире кий ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ (ФСК) — жизнеустроительные оптимумы, выражающие стиль, строй, порядок максимально отлаженного (сопоставительно с идеалами) социального бытия. В сфере материального воспроизводства это — максимальная мотивированность, стимулированность продуктивной деятельности. В сфере духовного воспроизводства это — максимальная самореализуемость. В сфере политико-гражданского воспроизводства это — максимальное участие, вовлечение, волеизъявление. В сфере экзистенциального воспроизводства это — максимальная самоудовлетворенность, полнота, глубина существования. ФСК — это показатели многокритериальной оптимизации, получаемые не формально, а эмпирически, — посредством статистического резюмирования исторических опытов социального устроения (социальных распределений). Возможность обустраивать общество лишь но видимости представляет собой задачу с произвольным решением. Изначально она (возможность) лимитируется условиями: 1) фазовые, временные, ресурсные ограничения — человеческий, социальный, геополитический, физический, властный потенциал; 2) инициативные ограничения — недопустимость саморазрушения, самоуничтожения. ФСК имеют эмпирическую и критическую сущность; орудием их выделения служит аналитическое обобщение социально-исторического опыта. (См. гуманитарные науки). 268 В.В. Ильин ФУНКЦИЯ— 1). В биологии и социальных науках (социология, этнография, социальная антропология, культурология и др.) — роль, которую выполняют различные структуры и процессы в поддержании целостности и устойчивости тех систем, частями которых они являются. Например, функцией сердца является поддержание непрерывности движения крови по всем органам живого организма, снабжение их посредством этого кислородом и тем самым благоприятствование поддержанию целостности и жизнеспособности этого организма; функцией университетов является подготовка специалистов в фундаментальных областях науки, сохранение высокого интеллектуального потенциала и тем самым обеспечение жизнеспособности общества, частью которых они являются. Так понимаемая функция накладывает определенные ограничения как на класс систем, по отношению к которым уместен сам «функциональный подход», так и на класс следствий или изменений, претерпеваемых их частями, которые могут быть квалифицированы в качестве именно «функций». Системы должны представлять собой не любые «комплексы взаимодействующих элементов» (таковыми являются и атом, и Солнечная система, и бесконечное множество других материальных тел и объектов), а быть способными в широком диапазоне вариаций внешних условий своего существования сохранять свою целостность, устойчивость и жизнеспособность, благодаря именно наличию специальных структур (и процессов) поддержания своей упорядоченности. В свою очередь функцией будет считаться не любое изменение любой части такой системы, а именно изменение такой специфической структуры, которое вносит вклад в сохранение и поддержание се (системы) целостности. Иногда в литературе по методологии биологии такие системы называют органическими, органически-целостными, организованными или даже направленно-организованными. Главная философская трудность, порождаемая функциональными объяснениями (особенно в области естествознания), заключается в том, что фактически они всегда служат ответом не на каузальный вопрос «почему?», а на телеологический вопрос «для чего?». И до тех пор пока этот вопрос и ответ на него сии связывались с необходимостью признания Творца природы (который якобы и сотворил все таким образом, чтобы одно служило целью для другого), функциональные объяснения с трудом приживались в науке. Ситуация изменилась, когда Ч. Дарвином было показано, что все функциональные (целесообразные) структуры и процессы в живых организмах могут быть истолкованы как причинно (каузально) обусловленные адаптации (приспособления), выработанные естественным отбором в процессе их исторической эволюции. Еще большую респектабельность приобрели функциональные объяснения после легализации кибернетикой всего блока телеологических понятий в качестве полностью релевантных при научном объяснении строения и поведения весьма широко класса сложноорганизованных систем природы и общества. 2). В математическом смысле функция — зависимая переменная в так называемом «функциональном отношении» между переменными величинами, при котором каждому значению какой-либо определенной величины (аргумента, или независимой переменной) ставится в соответствие определенное значение другой величины (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различными способами: формулой, графиком, таблицей и пр. (См. телеологизм, телеология). В.Г. Борзенков ХАОС — модель реальности, в соответствии с которой реальность представляет собой множество событий и процессов, ведущих себя случайным образом, то есть реализующих одну из бесконечного множества своих потенциальных возможностей, имеющих различную вероятность своих реализаций при различных условиях, внешнем окружении, обстоятельствах. Согласно этой модели, в основе мира лежат возможность и случай. Необходимость же или закон есть лишь название для очень редких случаев возможностей, вероятность реализации которых при определенных условиях, которые могут быть повторены неограниченное число раз, близка по значению к единице. Невозможные же события суть те, вероятность появления которых при любых условиях всегда равна нулю (логически противоречивые события). Хаос — одна из древнейших и возможно изначальных моделей объективной реальности. Ее необходимым дополнением для объяснения факта осуществления именно наблюдаемого положения дел явилось введение в конструкцию мира различного рода сверхъестественных сил (богов, демонов и т. д.), которые управляют миром возможностей, проявляя благосклонность то к одним, то к другим возможностям. Бинарной оппозицией древнейшей модели мира как «хаоса + боги» явилась более поздняя модель мира как «космоса» — упорядоченной и закономерно самоуправляемой реальности. Современная наука, вернувшись к статистическим моделям и методам описания предметов и их эволюции, исходит из модели мира как иерархии статистических систем различного вида, которые находятся друг с другом в кооперативных, резонансных (а не причинных) отношениях. Таким образом, современная научная картина мира может быть названа «самодетерминируемым хаосом» или хаосом без Бога. (См. случайность, научная картина мира, картина мира, космос). ХОЛИЗМ — философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельное]1!, и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и подсистем. Напротив, функционирование и развитие последних полностью определяется целями целого как такового» — кредо холизма. Холизм опирается, прежде всего, на анализ функционирования биологических и социальных систем, однако иногда претендует и на универсальность своего применения, включая и неорганический мир (Бытие вообще, Космос, галактика, Солнечная система, Земля и т. д.). В философии науки холизм представлен такими именами как Аристотель, Кеплер, Гегель, Шеллинг, Тейяр дс Шарден и др. (См. целое, система, принцип системности). ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ - характеристика деятельности, направленной на достижение определенного конечного результата, цели. Парадигматическим примером такого рода деятельности является деятельность человека. Но, с другой стороны, и поведение, скажем, зайца, убегающего от волка (как и поведение волка, преследующего зайца), демонстрирует не менее очевидные признаки целенаправленности. О целенаправленности в биологии говорят также, характеризуя такой заведомо далекий от субъективности процесс, как онтогенез. До возникновения кибернетики понятию цели фактически не было места в системе научного объяснения природных явлений, да и по отношению к поведению человека оно долгое время не было бесспорным. Кибернетика легализовала использование этого понятия для описания и объяснения всех сложноорганизованных систем, снабженных соответствующими механизмами поиска и достижения цели. Тем самым была как бы подведена черта под многовековой дискуссией между механистическим материализмом и идеалистической телеологией по поводу соотношения причинного и целевого подходов к объяснению природных (как, впрочем, и социальных) явлений. Важнейшие философские вопросы, обсуждаемые в связи с понятием «целенаправленности» и «целевым подходом» в современной науке, можно свести к трем основным. Первый — вопрос о критериях «целенаправленности», т. с. о достаточном и необходимом наборе признаков, по которым целенаправленный процесс можно эффективно отличить от нецеленап- равленного. Считается, что, по крайней мере на феноменологическом (поведенческом) уровне целенаправленное поведение отличается такими особенностями, как пластичность, гибкость, способность достигать одного и того же результата («цели») различными способами, исходя из разных начальных условий (знаменитая эквифинальность Дриша). Второй: каковы специфические механизмы, обеспечивающие целенаправленное поведение систем различной природы? Бесспорным признаком принадлежности предмета к классу, имеющему целенаправленное поведение, считается наличие в нем информации и обратных связей. Третий: каковы специфические модели и логические схемы объяснения целенаправленного поведения, в частности, соответствуют ли они обычной схеме причинного объяснения или модели объяснения по типу «охватывающего закона»? Полезным различением, достигнутым в процессе обсуждения этих проблем в современной философии науки, является различение телеоматических, телеономических и, собственно, телеологических процессов (Э. Майр). Например, достижение камнем, брошенным в колодец, поверхности воды достигается автоматически под действием сил тяготения (телеоматический процесс); поведение хищника, преследующего жертву, регулируется определенной программой (информацией) и обратными связями (телеономический процесс); целенаправленное поведение человека регулируется идеальными целями и мотивами деятельности, формирование которых тесно связано с ценностными установками личности и законами функционирования различных сфер общественной жизни (телеологический процесс). (См. цель, телеология, целесообразность). 15.Г. Борзенков ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие некоторого вида деятельности или черты строения какого-либо инструмента, органа, части и т. д. той цели (см.), для достижения которой они предназначены. Так, деятельность человека, «готовящего сани летом», или хомяка, запасающего зерно на зиму, весьма целесообразны. _7 Целесообразность нередко отождествляется с целе- (.14 направленностью, что не всегда верно. Деятельность может быть весьма целенаправленной, но отнюдь не целесообразной, и наоборот. Например, ребенок, тянущийся к огню, или мотылек, летящий на огонек свечи, действуют целенаправленно, но не целесообразно. В то же время большинство инстинктивных реакций, как животных, так и человека, весьма целесообразны, но редко целенаправленны. По смыслу к понятию «целесообразности» в русском языке близки понятия «оптимальности», «рациональности» и им подобные. Наибольшие философские трудности и дискуссии всегда вызывало понятие «органической целесообразности», в котором нашел свое выражение факт очевидного соответствия биологических структур выполняемым ими функциям, а общая морфофи-зиологическая организация живых организмов — условиям их существования. Достаточно напомнить о строении клюва дятла или крыла птицы, чтобы принять идею о целесообразности в мире живых организмов. Это обстоятельство в течение многих столетий было источником бесконечных спекуляций в биологии. Тайна органической целесообразности была впервые научно объяснена в рамках теории естественного отбора Ч. Дарвина. В современной теоретической биологии целесообразность понимается, во-первых, только как относительная целесообразность, а, во-вторых, как адаптация, приспособление к конкретным условиям существования, выработанным в процессе исторического развития живой природы на основе и под определяющим влиянием естественного отбора. Только такая интерпретация «органической целесообразности» дает возможность вписать живую природу в контекст общей эволюционной картины мира современной науки и с успехом противостоять крайностям как механистического материализма (и близкого к нему позитивистского редукционизма), так и витализма. (См. цель, целенаправленность, телеология). В.Г. Борзенков ЦЕЛОСТНОСТЬ — внутреннее единство объекта, а также сам объект, обладающий самостоятельностью по отношению к окружающей его среде. Это следует понимать не в абсолютном, а только в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множс- ством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены развитием научного мышления. В истории философии в трактовке данного понятия можно выделить две тенденции: 1) понимание целостности как полноты, как всестороннего охвата всех свойств, сторон и связей объекта (в этом смысле она сближается с понятием конкретности), и 2) понимание се как внутренней сущности объекта, определяющей его специфику, уникальность. Понятие целостности играет существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным (например, в системных и структурных исследованиях, в которых часто ставится задача выявления механизмов, обеспечивающих целостность объекта). (См. цель, система, холизм). ЦЕЛЬ — конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием его достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению. Наибольшие философские проблемы и трудности, связанные с использованием понятия цели, возникают при попытках распространения этого понятия за пределы собственно человеческой деятельности, например, на мир живых организмов, а тем более на природные объекты и процессы в целом. Хотя известно, что уже Аристотель полагал, что для полного объяснения любого явления или события в мире необходимо знание 4-х видов причин: 1) материальной, 2) действующей, 3) формальной и 4) целевой (или causa finalis). Последняя отвечает на вопрос «для чего?». В последующие века развития европейской культуры обращение к «целям» для объяснения природных явлений прочно срослось с различного рода спиритуалистическими и религиозными концепциями. В то же время научное объяснение стало жестко связываться с поисками исключительно материальных и действующих причин любого явления в мире. Перелом в европейской на-
|