Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ишги_____⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
ки, все они укладываются в общую логику познания исторически эволюционирующих объектов, состоящей из трех основных стадий: 1) исторических реконструкций конкретных путей и стадий изменения эволюционирующих объектов и построения на этой основе своеобразных «родословных древ»; 2) построение собственно эволюционных теорий, описывающих природу и динамику эволюционных сил, и законы их взаимодействия, и 3) объяснения первого на основе второго. Весь этот комплекс методологических проблем эволюционно-исторических исследований в науке находится сейчас в стадии активной разработки. (См. эволюция, развитие). В.Г. Борзенков ЭВОЛЮЦИЯ — направленное изменение любого процесса, системы, предмета, имеющего необратимый характер. Это изменение всегда происходит в реальном (динамическом или историческом) времени. Эволюция бывает различных видов: 1) от простого к сложному и обратно, 2) прогрессивная и регрессивная, 3) линейная и нелинейная, 4) стихийная и сознательная и т. д. Как правило, происходит постепенно, путем накопления большого количества микроизменений явления. Большую роль направленные изменения играют не только в биологической, а тем более — социальной сфере, но и в физических и химических процессах, а также — в познавательной сфере. (См. изменение, прогресс, революция). ЭКОЛОГИЯ — наука об отношении организмов и окружающей их среды (условий существования). Термин «экология» ввел в научный обиход Э. Геккель в 1866 г. На первых этапах экология развивалась как раздел биологии: экология животных (А.Ф. Мидден-дорф, К. Мебиус), экология растений (А. Гризбах и др.). Характерными особенностями современного этапа развития экологии является, во-первых, изучение процессов, охватывающих всю биосферу, а, во-вторых, взаимоотношение биосферы и человека (глобальная экология, медицинская экология, социальная экология). Последняя возникла в связи с резким увеличе-нием в XX в. масштабов и последствий антропогенной сОи деятельности, ее влияния (возможно необратимого и отрицательного) на всю биосферу. Главная практическая задача социальной экологии состоит в выработке рекомендаций по поддержанию оптимальных параметров взаимоотношения человечества и окружающей его среды на настоящее и ближайшее и отдаленное будущее. Для современной философии науки социальная экология представляет особый интерес также в методологическом плане как пример комплексной (био-социальной) дисциплины, изучающей структуру и закономерности поведения сложных рефлексивных систем. (См. биология, коэволюция, социобиология). ЭКОНОМИКА НАУКИ - область науки и практики, занимающаяся разработкой методов и моделей эффективного экономического регулирования научной деятельности: экономического обоснования научных программ и разработок, оптимального сочетания различных (государственных и частных) источников финансирования науки, определение необходимой доли затрат на науку в рамках валового национального продукта и т. д. От решения этих проблем существенно зависит не только динамика развития науки в той или иной стране, но и ее конкурентоспособность в современном мире, основанном на инновационной экономике. (См. инновационная деятельность, управление наукой). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ - комплекс дисцип лин об экономической деятельности общества, охватывающий все ее основные сферы: производство товаров, их обмен, распределение и потребление. Различные экономические дисциплины изучают конкретные аспекты такой сверхсложной социальной системы, как экономика: национальная экономика, мировая экономика, региональная экономика, финансы, банковское дело, производственные технологии, маркетинг, менеджмент, торговля, экономическая эффективность и др. Как и в других науках, в теоретической экономике существует несколько основных парадигм, которые сосуществуют и конкурируют друг с другом в лучшем объяснении, предсказании и управлении экономической деятельности: классическая модель свободной рыночной экономики, модель частично регулируемой государством рыночной экономики, модель полностью управляемой государством (плановой) экономики, теория социально-ориентированной экономики, концепция инновационной экономики. Большинство из экономических парадигм по существу логически не противоречат друг другу, а находятся друг к другу в отношении дополнительности. Основные категории экономических наук: экономическая деятельность, субъект и объект экономической деятельности, стоимость, производство, обмен, распределение, товар, научно-технические инновации, экономическая эффективность, экономическое проектирование и прогнозирование и др. (См. общество, социальная система, научно-технический потенциал, менеджмент). ЭКСПЕРИМЕНТ — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно было бы определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор), позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступени познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. Слово «эксперимент» относится к такой ситуации, когда мы можем ска-зать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор). ______________________________________________________________________________________ ЭКСПЕРИМЕНТ (См. эмпирическое знание, опыт, теоретическое и эмпирическое). Ф.В. Лазарев ЭКСПЛИКАЦИЯ — явное определение или уточнение значения и смысла отдельных, широко используемых в науке терминов, имеющих, как правило, не одно, а несколько значений (например, «вероятность», «детерминизм», «закон», «формализация», «вывод» и т. д., и т. п.). (См. определение, значение, смысл). ЭКСТЕРНАЛИЗМ — направление в философии и историографии науки, представители которого (О. Шпен-глер, Б. Гессен, Дж. Бернал, Ст. Тулмин, Д. Гачев, Л.Н. Косарева и др.) считают, что наука и как система знания, и как социальный институт является имманентной, органической частью социокультуры и поэтому испытывает с ее стороны существенное влияние, как от. целого, так и от различных входящих в социокуль-туру подсистем (экономика, техника, политика, духовная культура). Это влияние социокультура оказывает не только на темпы и выбор направления развития научного знания, но и на содержание последнего. Например, с этой точки зрения невозможно чисто внутренними научными причинами объяснить создание геометрии как теоретической системы знания в Древней Греции, ибо она явилась закономерным продуктом социокультуры эпохи и ее фундаментальных ценностей (Разума, Свободы, Доказательной Истины и др.). Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить научные революции, появление новых фундаментальных теорий, несовместимых со старыми по целому ряду содержательных параметров. Необходимо при этом отличать «грубый», социо-логизаторский экстерпализм, когда за каждой крупной когнитивной инновацией в науке ищут некий социокультурный вызов, и «мягкий» экстернализм, признающий за научным знанием и его развитием относительную самостоятельность по отношению к социокультурс и опосредованный характер влияния последней на научное знание (прежде всего, через общий знаниевый фон культуры). (См. интернализм, too история науки, развитие науки, фон науки). ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области). Ф.В. Лазарев ЭЛЕМЕНТАРИЗМ — философская концепция, утверждающая приоритет единичного, частного перед целым. С точки зрения элсментаристов, целое — вторично, и есть-лишь некоторая интегральная характеристика суммы составляющей его частей. При этом возможны различные интегральные обобщения, преставление одной и той же суммы элементов в зависимости от точки зрения, угла рассмотрения решаемой проблемы и т. п. Наиболее ярко элементаристская концепция представлена в таких науках, как математика, механика, физика и др. Элементаристская концепция явилась важной составной частью механицизма как философской парадигмы классического естествознания. В современной философии науки элементаризм рассматривается как одна из возможных и наиболее эффективных стратегий для решения огромного числа научных и практических задач. Противостоящей ей и столь же значимой исследовательской стратегией современной науки для решения также значительного класса важных научных проблем является холизм. (См. редукционизм, холизм, системность). ЭМПИРИЗМ— одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции явилось такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители — Дж. Ст. Милль, Р. Кар-нап, К. Поппер и др. (См. позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм, постпозитивизм). 287 ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - второй этап в развитии позитивистской философии науки (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.), конец XIX — начало XX в. С точки зрения эмпириокритиков, их предшественники по позитивизму (О. Копт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) исходили из двух неверных философских предпосылок в интерпретации научного познания: 1) исходным пунктом науки являются объективные («чистые») чувственные данные (содержание ощущений и восприятий); 2) научные законы и теории получаются путем логического анализа и индуктивного обобщения этих данных. На материале истории науки эмпириокритики показали, что чувственные данные в науке (данные наблюдения и эксперимента) всегда получаются и интерпретируются с позиций некоторой гипотезы и, таким образом, зависят от мышления. Следовательно, ни о каких «чистых» эмпирических данных в науке говорить не приходится (отсюда название «эмпириокритицизм»). Во-вторых, не существует и не может существовать логики открытия научных законов и теорий как обобщений эмпирических данных. Путь от опыта к мышлению не является однозначным. Более того, эмпирические данные не всегда являются необходимым исходным пунктом выдвижения научных гипотез и теорий (математические и логические теории, теоретическое естествознание). Согласно эмпириокритикам, процесс выдвижения научных гипотез имеет творческий характер, а теории имеют чисто инструментальный характер. Их цель не в том, чтобы быть обобщением эмпирических данных. Назначение теорий в другом — быть средством наиболее простой, наиболее экономной систематизации и кодификации (на своем, теоретическом языке) эмпирических данных. Лучший путь для этого — логическая организация теоретического знания. Наука — наиболее экономный способ упорядочения опыта и в этом ее главное практическое преимущество и предназначение. Согласно эмпириокритикам, предметом философии науки должно быть изучение психологических механизмов научного творчества, а также наиболее эффективных форм и способов организации научного знания. А. Пуанкаре подчеркивал в конечном счете конвенциональный характер теоретического знания. Об объективно-истинном характере научного знания можно более или менее определенно говорить только па эмпирическом уровне. (См. позитивизм, эмпиризм). ЭМПИРИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР - одна из основных категорий когнитивной социологии науки, введенная М. Малксем и Дж. Гибертом для обозначения дискуссий (переговоров) между членами профессионального научного сообщества по оценке веса и качества внутринаучной составляющей (эмпирических и теоретических факторов): данных наблюдения и эксперимента, их количества и качества, объяснительной и предсказательной силы гипотезы, ее математической репрезентации и т. д. при решении вопроса о приемлемости научной гипотезы или теории. Другой важной составляющей при решении данного вопроса является социальный репертуар переговоров. Априорно все сценарии каждого из репертуаров не могут быть заданы заранее, они — индивидуальны для каждого случая научной гипотезы и теории. Более того, как показали когнитивные социологи, они меняются со временем даже у одних и тех же участников переговоров по отношению к оценке степени научности, обоснованности и приемлемости одной и той же гипотезы или теории. Временным итогом переговоров является выработка определенного научного консенсуса, который всегда есть результат взаимодействия как эмпирического репертуара переговоров (чем ограничиваются позитивисты и интерналисты вообще), так и социального репертуара. (См. социальный репертуар, научный консенсус, когнитивная социология науки). ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ- низшая ступень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общие эмпирические высказывания, графики, естественные классифика- _ ции и др.). Необходимо отличать эмпирическое зна- too ние, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического знания. (См. чувственное знание, теоретическое знание). ЭНЕРГИЯ — универсальная количественная мера движения и взаимодействия всех видов энергии (по-гречески energcia — действие). Основным свойством энергии является ее сохранение при любых превращениях. В механике закон сохранения энергии (в первоначальной терминологии — живых сил) был открыт не сразу. Его частные случаи использовали Галилей и Лейбниц, а в общей форме он был обоснован Лейбницем. В придании этому закону универсального характера решающее значение сыграли исследования процессов превращения теплоты в работу и обратно и установление механического эквивалента теплоты. Эти исследования в середине XIX в. выполнили Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц. В термодинамике закон сохранения энергии получил название ее первого начала. В соответствии с разными разновидностями движения рассматривают различные формы энергии: механическую, внутреннюю, электромагнитную, химическую, ядерную и др. Энергия системы определяется параметрами, характеризующими ее состояние. В технике, в частности, различают кинетическую энергию-^у^- и потенциальную mgh, где m — масса тела, v — его скорость, h — высота подъема, g — ускорение силы тяжести. Одним из следствий теории относительности является закон эквивалентности массы и энергии Е = тс2, где Е — энергия, а с — скорость света. Очевидно, этот закон следует рассматривать как обобщение закона сохранения энергии. Если классическая физика рассматривает любые превращения энергии как непрерывный процесс, то в квантовой механике это не так: энергия может передаваться только порциями, или квантами. А из релятивистской квантовой механики следует, что энергией, причем отрицательной, обладает и физический вакуум. (См. вещество, поле, материя). 290 Л.В. Лесков ЭНТЕЛЕХИЯ — осуществление, явленность чего-либо изначально данного, как бы предзаложенного; переход возможности в действительность, потенции в акт. Важнейший термин философии Аристотеля, им впервые и введенный. В Новое время использовался Г.В. Лейбницем в его монадологии, а в конце XIX в. — Г. Дришем при создании им системы витализма в биологии. В XX в. термином «энтелехия» все чаще стали пользоваться при характеристике объектов специфически человеческой духовной культуры и механизмов ее развития и восприятия человеком (П.А. Флоренский, Э. Гуссерль и др.). Иногда понятию «энтелехия» придается предметно-онтологический смысл. Например, в системе витализма Г. Дриша она понималась как специфическая жизненная реальность («жизненная сила»), организующая поток химических реакций и физических взаимодействий в систему именно жизненных, «живых» процессов и отправлений. Но сейчас этот термин все чаще используется в более общем смысле, а именно для обозначения акта реализации, осуществления чего-то потенциально предзаложенного. При этом имеются в виду все-таки не любые превращения возможности в действительность, а такие, которые наполнены глубоким внутренним содержанием и ценностным смыслом. Так, у Флоренского, например, Троице-Сергиева Лавра есть осуществление (или Энтелехия) самой Русской Идеи, а по Гуссерлю вся европейская культура есть Энтелехия (т. е. осуществление) впервые сформулированной древними греками идеи философии как науки. (См. цель, возможность, действительность). В.Г. Борзенков \ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — теория научного познания как важнейшего и специфического вида познавательной деятельности. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» (т. е. «доказанное утверждение») и имело в качестве своей бинарной оппозиции понятие «докса» (мнение — утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания является производство именно эпистемной информации, знания (или всеобщих и необходимых истин) в отличие от обыденного, практически ути- till литарного или других видов познания. Соответственно основной проблемой эпистемологии является вопрос, а возможно ли и как возможно получение необходимо-истинного и всеобщего знания. К числу основных вопросов теории научного познания относятся вопросы о том, что такое научное знание, каковы критерии, отличающие его от других видов познания, виды научного знания (эмпирическое, теоретическое, аналитическое, синтетическое и др.), методы получения и обоснования различных видов и структурных единиц научного знания, критерии истинности научного знания, закономерности его развития и дрДСуществует ряд моделей научного познания: эНтГиристская, теоре-тистская и др. Представители первой считают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента). Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Конт, Милль, Мах, Рассел, Карнап, Рейхенбах и др.). Сторонники теоретистской модели считают источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Ее сторонники — Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Л. Брауэр и др. Попытка преодолеть крайности эмпиризма и теоретизма в понимании сущности и основных проблем научного познания и, вместе с тем, сохранить положительное содержание каждой из них была предпринята в рамках модели, которую можно условно назвать «диалектической». Она исходит из признания равноправия и взаимосвязи эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания. Эту концепцию, у истоков которой стоял Г. Галилей, разделяло подавляющее число крупных ученых (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, П. Бор, В. Гейзенберг, П. Капица, А. Колмогоров и мм. др.). По своей проблематике современная философия науки является продолжением тех исследований, которые до XX в. назывались эпистемологией. (См. философия на-ппп уки, наука, научное познание). ЭПОХЕ— познавательная установка на воздержание категорических истинных суждений о предметах объективной действительности, поскольку любые суждения такого рода всегда делаются конкретными субъектами, которые не только не гарантированы от ошибок, но, наверняка, делают односторонние, а скорее всего просто ошибочные высказывания с точки зрения их абсолютной адекватности объекту суждения. Каждому суждению такого рода следовало бы предпосылать вводные слова «Как мне кажется», «Возможно», «Вероятно», «На мой взгляд» и т. п. В современном сознании на роль таких слов все больше претендует выражение «как бы», необходимость обращения к которому в процессе «ответственного говорения» специально обосновывается в философии постмодернизма. (См. истина, ложь, критицизм). ЭССЕНЦИАЛИЗМ - философская концепция о соотношении знания и реальности, согласно которой знание описывает существующую реальность (ее свойства, отношения, законы). Все научные высказывания, могущие иметь истинностные значения, должны иметь форму ассерторических суждений («А есть В»). Соответственно, процедура установления их истинности состоит в непосредственном сопоставлении их содержания (утверждающему наличие или отсутствие некоторого тождества между понятиями А и В) с реальным отношением их объективных денотатов (Аристотелевская концепция истины). Слабость эссенциализма состоит в том, что многие наиболее важные высказывания науки (например, ее законы и принципы): а) не имеют характер ассерторических утверждений; б) не сводимы к последи им; в) имеют существенно конструктивный и идеализированный характер и поэтому могут быть сопоставлены с объективной действительностью лини, косвенным и весьма опосредованным образом (с подключением интерпретационных предложений, фиксации контекста, консенсуса членов научного сообщества и т. д.). Бинарной оппозицией эссенци-ализму в современной философии науки является радикальный конструктивизм. (См. конструктивизм, истина). ЭТИКА НАУКИ — совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); 2) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; 3) обществу и государству (социальная свобода и ответственность); 4) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого). ЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - предваряющая исследование проверка того, связано ли исследование с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых, сопоставим ли этот риск с теми выгодами, которое им может принести участие в исследовании, обеспечено ли надлежащее информирование испытуемых и гарантирована ли добровольность их участия в исследовании. Этическая экспертиза предваряет каждое биомедицинское исследование, а в США и некоторых других странах — каждое исследование, в котором человек участвует в качестве испытуемого. (См. этика науки, этос науки). Б.Г. Юдин ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ — структура, проводящая этическую экспертизу. В состав этического комитета входят ученые-специалисты в данной области знаний, но не те, кто так или иначе связан с исследователями; представители медицинского персонала; юристы, свя- щенники и т. п. — лица, не являющиеся профессиона- лами. Этический комитет должен быть независим от исследователей, проект которых подвергается экспертизе, и от администрации научного или медицинского учреждения, в котором намечается проводить исследование. Одобрение этического комитета является необходимым условием проведения исследования. (См. этика науки, этическая экспертиза). Б.Г. Юдин ЭТОС НАУКИ — множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной деятельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р. Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. Императив универсализма утверждает вне-личностный, объективный характер научного знания. Императив коллективизма говорит о том, что результаты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых или научных коллективов. Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение объективной истине, а не достижение личных выгод. Императив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег и свои собственные взгляды, если на то имеются малейшие основания. Ценность рационализма утверждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказанному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эмпирическое) поведение ученых, как показывают исследования, существенно амбивалентно по отноше- нию к нормам научного зтоса. Однако вне указания ценностей научного этоса, отличить науку от других социальных подсистем оказывается весьма проблематично. (См. этика науки, биоэтика, социология науки, социальная психология науки). ЭТНОС — ландшафтная человеческая общность на базе родства языка, культуры, обычаев, традиций, устоев жизневоспроизводства, поддержания существования. Синонимичен понятию «народ», «национальность», но не «нация». Опорной точкой «нации» является «государство», «державная организация». Опорой же «этноса» выступает «язык», «традиция», утрата которых означает разложение «этнического». (См. нация, культура, общество). В.В. Ильин ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность дисциплин о позитивном праве, системе действующих юридических законов и норм, регулирующих все основные сферы деятельности общества и государства, все главные аспекты взаимоотношений между различными субъектами как носителями права. Среди множества юридических дисциплин одной из важнейших является конституционное право, дающее толкование сущности и применения основного закона государства — его Конституции. Основные категории юридических наук: субъект права, юридическое лицо, предмет юрисдикции, права и обязанности государства, права личности, безопасность личности, система судопроизводства и др. (См. государство, право, политика, общество).
|