Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности в России
2.1. Органы государственного регулирования аудиторской деятельности в России
Аудитор независим от кого-либо в своей профессиональной деятельности. Но именно для обеспечения независимости аудита, а также для обеспечения прочих его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование). Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В ФРГ, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В Российской Федерации до 01.01.2009 г. имело место государственное регулирование аудиторской деятельности с элементами саморегулирования, с 01.01.2010 г. – саморегулирование с элементами государственного регулирования (2009 год – переходный период). К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относится уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов (Минфин) Российской Федерации. К его основным функциям относятся: 1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; 4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; 5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции: 1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; 3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов; 4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; 5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; 6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 7) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. В состав совета по аудиторской деятельности входят: 1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа; 2) два представителя уполномоченного федерального органа; 3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации; 4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.
2.2. Саморегулирование аудиторской деятельности В соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской (ИП и ЮЛ) или профессиональной (ФЛ) деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Организация становится саморегулируемой с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. При этом она должна соответствовать следующим обязательным требованиям: 1) в составе саморегулируемой организации аудиторов должно быть не менее 700 аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций; 2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов; 3) обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда. Формирование и размещение средств данного фонда осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором указано, что Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее 3000 рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда может осуществляться только в целях их сохранения и прироста. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда. В объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда. В государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда. Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями оказанных ими услуг. Функции саморегулируемой организации аудиторов: 1) разработка требований к вступлению в саморегулируемую организацию, внутренних стандартов и кодекса профессиональной этики аудиторов; 2) разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; 3) организация профессионального обучения, аттестации аудиторов, прохождения обучения по программам повышения квалификации; 4) представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 5) анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в форме отчетов; 6) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, опубликование информации об этой деятельности в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности» и внутренними документами саморегулируемой организации; и другие функции. Органами управления саморегулируемой организации являются: 1) общее собрание членов саморегулируемой организации; 2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации; 3) исполнительный орган саморегулируемой организации. Постоянно действующий коллегиальный орган управления формируется из числа аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами саморегулируемой организации, а также из независимых членов. Независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией и ее членами. Они должны составлять не менее 1/5 от числа членов этого органа. Требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов: 1) организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия; 2) численность аудиторов, являющихся работниками организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее 3 человек; 3) доля уставного капитала организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%; 4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией; 5) безупречная деловая репутация; 6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею; 8) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов. Требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов: 1) наличие квалификационного аттестата аудитора; 2) безупречная деловая (профессиональная) репутация; 3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею; 4) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов. Аудиторская организация или аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов. 2.3. Правовая основа аудиторской деятельности в России
Правовую основу аудита в Российской Федерации в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней: • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (с изменениями и дополнениями); • постановления Правительства РФ; • документы министерств и ведомств; • правила (стандарты) аудиторской деятельности. В Федеральном законе: • определены понятия аудита и аудиторской деятельности; • дан перечень прочих услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации; • установлены требования к аудиторам и аудиторским организациям; • перечислены права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов; • определен круг экономических субъектов, для которых аудит является обязательным; • установлена обязательность соблюдения принципа конфиденциальности (аудиторской тайны) при проведении аудита; • установлена обязательность соблюдения принципа независимости при проведении аудита и введены ограничения для его обеспечения; • дано определение федеральных правил (стандартов) аудита и установлена их обязательность; • определен статус аудиторского заключения, установлена ответственность за предоставление ложного заключения; • установлена обязательность контроля качества аудита; • определены требования к аттестации аудиторов и установлены основания для аннулирования аттестата; • определена компетенция федерального органа, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности; • определены требования к саморегулируемым организациям аудиторов и установлены их функции. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ (за исключением некоторых пунктов) вступил в силу 01.01.2009 г. До вступления в силу этого закона аудиторская деятельность в Российской Федерации регулировалась Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ, а до него – «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвержденными Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22.12.1993 г., который утратил свою силу в соответствии с Указом Президента № 1459 от 13.12.2001г.
2.4. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности
В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX в. в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней: • международные; • национальные; • внутренние (стандарты саморегулируемых организаций аудиторов). Стандарты обеспечивают: • единство принципов аудита – единство требований к качеству и надежности; • унификацию аудита в вопросах методологии; • единство подходов к проведению аудита и составлению аудиторской отчетности. Благодаря этому, при соблюдении аудиторских стандартов: • могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита; • может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки; • облегчено внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений; • обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки; • обеспечена возможность контроля качества работы аудитора; • может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора. Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового. МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов: № 100-199 — «Вводные замечания», № 200-299 — «Ответственность», № 300-399 — «Планирование», № 400-499 — «Внутренний контроль», № 500-599 — «Аудиторские доказательства», № 600-699 — «Использование работы других», № 700-799 — «Выводы и отчеты в аудите», № 800-899 — «Специализированные области», № 900-999 — «Сопутствующие услуги», № 1000-1099 — «Положения по международной практике аудита». Таким образом, всего перечисленные объекты могут содержать 1100 аудиторских стандартов. Но для практической деятельности такое количество стандартов, конечно, не требуется. В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке национальных стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе Российской Федерации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Цель ПСАД – это обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. ПСАД помогают аудиторам вести переговоры с клиентами и обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса, заставляют аудиторов повышать уровень своей квалификации и т.д. Российские ПСАД подразделяются на федеральные и внутренние правила (стандарты). Федеральные ПСАД являются обязательными к исполнению аудиторами и аудируемыми лицами, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. В РФ с 2002 по 2009 гг. было утверждено 34 федеральных Правила (стандарта) аудиторской деятельности. Однако они постоянно дополняются и переиздаются. ПСАД в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы: ü общие принципы стандарта (цель и необходимость разработки), объект стандартизации ü сфера применения стандарта ü взаимосвязь с другими стандартами ü основные понятия и определения, используемые в стандарте ü сущность стандарта (формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и предлагаются методы решения) ü практические приложения, которые включают в себя схемы, таблицы, образцы документов и т.д. К внутренним стандартам аудита относятся стандарты саморегулируемых организаций и стандарты аудиторских организаций (внутрифирменные стандарты). Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» установлено, что саморегулируемой организации аудиторов должны разрабатывать свои собственные стандарты, которые: 1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; 2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; 3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; 4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов. Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом. Внутрифирменные стандарты решают те же задачи, что международные и федеральные, но в масштабе аудиторской фирмы. Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться исходя из следующих принципов: • целесообразность — стандарты должны приносить практическую пользу; • преемственность и непротиворечивость— каждый последующий внутрифирменный стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами; • логическая стройность — должны быть обеспечены четкость формулировок, целостность и ясность изложения; • полнота и детализация — необходимо полностью охватывать значимые вопросы стандарта и детализировать их; • единство терминологии — все документы должны содержать одинаковую трактовку терминов. Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов, требований федеральных стандартов. При отсутствии правовых норм или требований федеральных стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться рекомендациями общероссийских или международных стандартов. Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. С учетом рекомендаций, изложенных в федеральных стандартах, общий пакет в аудиторской организации может содержать внутрифирменные стандарты по следующим вопросам: ü общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов); ü порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование); ü порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составления аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту); ü специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов); ü сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг); ü образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров). Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.
2.5. Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит; 2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам; 4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; 4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности; 5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: 1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов; 2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; 3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены; 4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо вправе: 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов; 2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо обязано: 1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц; 2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении; 3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг; 4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2.6. Внутренний и внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторская организация, аудитор обязаны: 1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемой организации аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими саморегулируемыми организациями аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия: 1) вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений; 2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность; 3) вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (если выявлены недостоверные сведения в документах саморегулируемой организации; саморегулируемая организация отказывается от участия в создании, финансировании и деятельности единой аттестационной комиссии; имело место неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией в течение года требований законодательства РФ); 4) обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении. О результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки саморегулируемой организации аудиторов и о принятом решении уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании. Саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.
2.7. Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов
Высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Обеспечение этого принципа достигается системой аттестации аудиторов, которая включает в себя сдачу квалификационного экзамена, выдачу аттестата и последующее повышение квалификации аудиторов. Порядок проведения аттестации утвержден приказом Минфина РФ № 93Н от 12.09.2002 г. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение: 1) сдало квалификационный экзамен; 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации. Аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.01.2009 г., вправе до 01.01.2013 г. сдавать квалификационный экзамен в упрощенном порядке. С 01.01.2011 г. порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если: 1) претендент не сдал квалификационный экзамен и/или не имеет необходимого стажа; 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается, что претендент не соответствует требованию об образовании. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный экзамен проводится по утвержденной программе в течение трех дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагается 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы организаций (финансовый анализ), аудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользоваться любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, – 100. На тестировании претенденту предоставляются 3 академических часа. Претендент, набравший по тестированию меньше 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к последующим этапам экзамена не допускается. Претендент, прошедший тест, на второй день сдает письменно-устный экзамен по билетам, включающим 3 вопроса (по налогообложению, основам правового регулирования, финансам организаций). На подготовку ответа по каждому вопросу дается 1 академический час. На третий день претендент сдает письменно-устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса (по бухгалтерскому учету и аудиту), а также решает практическую задачу. На подготовку ответа по каждому вопросу претенденту также дается 1 академический час, на решение задачи — 2 академических часа. При проведении письменно-устного экзамена пользоваться какими-либо материалами также запрещено (за исключением периода решения практической задачи). Результаты оцениваются следующим образом: при ответах на вопросы — «отлично» (10 баллов), «хорошо» (8 баллов), «удовлетворительно» (6 баллов), «неудовлетворительно» (0 баллов); при решении задачи — 50 баллов, 25 баллов и 0 баллов. На второй и третий день экзамена претендент должен набрать от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы не менее 42 баллов. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после его проведения. Минфин РФ рассматривает результаты квалификационного экзамена в срок, не превышающий 45 дней со дня представления документов, и принимает решение либо о выдаче, либо об отказе в выдаче квалификационных аттестатов. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется Минфином РФ в месячный срок со дня принятия решения о выдаче. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях: 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту; 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 3) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности; 4) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным; 5) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением: а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов; б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций; в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций; г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами; 6) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь); 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор.
|