Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легитимация правопорядка ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В социологии права процессы формирования легитимации правопорядка именуются понятием институционализации. Она означает наделение части нормативной системы общества обоснованным юридическим статусом, общеобязательным определением прав и обязанностей, а также санкций к правонарушителю. С точки зрения участников институционализации различается нисходящая и восходящая институционализация. Нисходящая институционализация или законотворчество состоит из идеологической и законодательной деятельности. Правовая идеология обосновывает отбор ценностных предпосылок правового порядка, а законодательные учреждения государства принимают нормативные акты с учетом этих предпосылок. Нисходящая институционализация создает гражданскую правоспособность, возможность иметь права и нести обязанности. Отличительные черты формирующегося правового порядка в нынешней России определяет Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году. Она означала переход от советского конституционного строя к демократическому конституционному порядку. Этот переход был подготовлен демократическим движением конца 80-начала 90-х годов и, с учетом международного опыта, получил институциональное воплощение в принятии новой Конституции. Политическая модернизация России означала отмену цензуры и информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация общества и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем. Демократический конституционализм является рамками плюралистического общества, где политический процесс ориентирован на компромиссы между различными силами. Однако в России между политическими партиями редко возникают коалиции. Нерешенность проблемы легализации влияния групповых интересов увеличивает коррупцию бюрократии и противоправные действия групп давления. Противоречия законодательной и исполнительной власти редко перерастают в компромиссные решения, что приводит к политическим кризисам. Таким образом, формирование нового правового порядка в России имеет своей основой демократический конституционализм, главным принципом которого является приоритет индивидуальных прав и гражданских свобод. Свободы в либеральном, демократическом и социальном смыслах — высшая конституционная ценность. Конституция стала постепенно воплощаться в новый правовой порядок в различных сферах жизни общества.
|