![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правообразование и правотворчество, понятие и соотношениеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Тема 15. Правотворчество Вопросы к учебному занятию:
а) Содержание, цели и субъекты правотворчества. б) Принципы и виды правотворчества.
а) Понятие и соотношение правотворчества и законотворчества. б) Этапы и основные стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс как составная часть правотворческого процесса.
а) Понятие, стадии и принципы систематизации. б) Виды (способы) систематизации. Унификация права.
Актуальность темы: Как уже отмечалось, большинство норм права формируются стихийно в отношениях людей. Но существует и блок факторов, имеющих целевой характер, оказывающих направляющее воздействие на формирующиеся нормы права. Именно здесь проявляется соответствующая роль государства. В системе правового регулирования общественных отношений важное место занимает правотворческая деятельность государства. Правотворчество - богатое по содержанию социальное явление, имеющее управленческую природу, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Правотворчество представляет собой деятельность целенаправленную, активную, государственную Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов — это показатель цивилизованности и демократизма общества. Появление, существование и действие правовых актов нельзя понять без процесса их создания. Правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует и оформляет его и открывает «дверь» в общественную жизнь. Правотворчество служит начальным этапом развития правовых актов и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовые, так и политические, экономические, социальные. Очевиден поэтому громадный общественный и научный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса государства. Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение Такие понятия как «правообразование» и «правотворчество» надо различать. Понятия «правообразование» и «правотворчество» - далеко не слова синонимы. Хотя, если рассматривать соотношение данных понятий с позиции позитивизма (право=закону) данные понятия можно рассмотреть как синонимы (являются идентичными) – но это в известной мере условно. Соотношение данных понятий можно рассмотреть через призму определения стадий процесса правообразования.
Таким образом, правотворчество представляет собой профессиональную деятельность, в процессе которой происходит формирование и принятие норм права (а также их изменение и отмена) уполномоченными субъектами с применением определенных методов и способов в рамках соответствующих процедур с целью удовлетворения потребностей в регулировании общественных отношений. В указанном определении правотворчества выделяются следующие элементы (содержание правотворчества): - что является содержанием данной лекции 1. определение органа или иного субъекта, уполномоченного принять тот или иной правовой акт (законодательный орган, исполнительный орган, народ, директор предприятия и т.п.); 2. выбор формы предполагаемого правового акта (закон, подзаконный акт), 3. соответствующая процедура, в рамках которой осуществляется подготовка, принятие или изменение правовых актов; 4. применение специальных методов и способов подготовки правовых актов (юридическая техника); 5. цель правотворчества. Все названные элементы находятся между собой в органическом единстве. Выпадение каких-либо элементов или их отсутствие, ослабление их внутренних связей и зависимостей делает дефектным правотворчество в целом. Такое правотворчество необъективно или с опозданием будет отражать общественные ситуации и тенденции развития экономики, политической и социальной сферы. Возможно создание необоснованных, неэффективных правовых актов, которые отрицательным образом могут повлиять на общественные процессы и поведение Цель правотворчества: Цель правотворчества — суть идеальное воплощение в сознании членов общества объективно возможных, необходимых правовых предписаний, регулирующих поведение членов общества (другими словами, цель правотворчества – регулирование общественных отношений). Объективный характер цели (т.е. не зависит от воли отдельного индивида) заключается в следующем: Предпосылка правотворчества – объективная действительность, существующая в обществе, условия материальной жизни общества - Функции правотворчества (основные направления): - обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов; - устранение (отмена) устаревших юридических норм; - восполнение пробелов в праве. Субъекты правотворчества Правотворчество представляет собой деятельность компетентных субъектов. Ими являются: - государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), - должностные лица - суды (Конституционный суд в РФ, Палата Лордов в Англии) - органы местного самоуправления, - народ при принятии законов путем референдума - общественные организации - трудовые коллективы
|