Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) Понятие, стадии и принципы систематизации
Понятие законодательства используется в российской теории в нескольких значениях. В данном случае мы подразумеваем под законодательством – совокупность действующих в стране законов. Поскольку система законодательства представляет собой огромный массив правовых актов, существует практическая потребность организации всего этого материала в упорядоченное целое – т.е. систематизация НПА. Таким образом, систематизация НПА – это деятельность по упорядочиванию и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Систематизация имеет определенные стадии: Подробный анализ схемы 1) Четкое определение объекта систематизации. - познание системы законодательства в целом либо ее составных частей. - установление модели системы, к практическому воплощению которой законодатель будет стремиться. 2) Механизм приведения законодательства в систему (прогностический метод (несет информацию об основных тенденциях развития системы законодательства, ее будущем состоянии)) 4 пути введения НПА в уже существующую систему: · Первый тип — это процесс создания новых актов, связанный с потребностями регулирования новых областей человеческой деятельности. · Второй тип составляют процессы дифференциации общественных областей, связанные с обращением к новым предметным областям и введением новых методов. · Третий тип — это формирование на основе связи двух-трех отраслей пограничных институтов законодательства, на базе которых в последующем могут возникнуть более крупные подразделения системы законодательства. · Четвертый тип предполагает создание комплексных нормативно-правовых актов при взаимодействии отраслей, весьма далеких друг от друга. 3) Определение объема законодательного материала, подлежащего обработке (объем современного законодательства сейчас настолько велик, что вряд ли кто-нибудь определит точную цифру ныне действующих нормативно-правовых актов). Причем зарегулированность юридическими нормами общественных отношений, перепроизводство юридических норм — это проблема не только нашего государства. Например, в западной литературе приводились такие данные. В 1986 г. в ФРГ на уровне Федерации действовали 1591 закон, 2644 правительственных указа. Кроме того, в землях (субъектах федерации) действовало около 4 тысяч законов и 9 тысяч указов. Примечательно то, что они постоянно изменяются и дополняются; в 208 законов, 589 указов изменения внесены один раз, а в 8 тысяч такие изменения вносились многократно. Поэтому в развитых капиталистических государствах в последнее время делается многое, чтобы расчистить законодательство. В США в период правления Р. Рейгана была создана специальная целевая группа, благодаря которой Федеральный регистр США, где публикуются акты административной власти, уменьшился примерно на четверть. Подобного рода мероприятия следовало бы осуществить и в отношении российского законодательства, особенно в той его части, которая включает акты исполнительных органов власти. 4) Объединение нормативно-правового материала (систематизация). 5) Ревизия законодательства (попытка отделения, отграничения основной исторической связи между ныне действующими актами и теми, которые были в прошлом, но фактически отменены или заменены другими). 6)Определение схемы сборника или кодифицированного акта (выбор классификации НПА по определенным критериям). Важная стадия, т.к. несоблюдение определенных правил приведения НПА в систему внутри законодательства, может привести к повторяемости НПА в Сборниках (результат – огромный объем Сборника + дублирование одного НПА в различных разделах). Например, Собрание законов РИ 1845 г. – НПА дублируются в различных разделах. Свод законов РСФСР строится одновременно по отраслям законодательства и сферам социально-культурной жизни, что приводит к большой повторяемости материала в различных его разделах. В этом плане интересный результат был получен Ю. Ю. Гальгинайтисом при определении правильности схемы Свода законов Литовской ССР. В Своде законов схема состояла из следующих основных разделов: законодательство об общественном и государственном строе, о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан; об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов; о народном хозяйстве; о правосудии; прокурорском надзоре, арбитраже и охране правопорядка. Этот автор отметил, что из 4836 актов, находящихся в информационной базе, только 100 актов встречаются в двух разделах, а 1 — в трех разделах. Акты располагаются здесь по двум критериям — предмету и функциям. 7) Установление названия НПА – Основы, Свод, Собрание и пр. Таким образом, рассмотрев основные стадии систематизации, можно констатировать, что основными принципами систематизации являются: 1) Полнота охвата нормативно-правовых актов 2) Единообразие терминологии 3) Единство критерия упорядочения нормативно-правовых актов (среди многообразия критериев при классификации систематизации НПА, выбор единственного, базового критерия) 4) Расположение нормативно-правового материала в определенном порядке 5) Обеспечение единства регулирования того или иного вида отношений и полноценности такого регулирования 6) Сочетание комплексной и отраслевой систематизации.
|