Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автоматизированный учет законодательства (НПА)
В последние десятилетия все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. 1) в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации (все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т. д. и т. п. 2) справки о законодательстве и практике применения НПА можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. 3) компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту. Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 60-х годах группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В настоящее время в США и других западных государствах созданы десятки систем такого рода. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает в себя примерно 150 тыс. единиц правовых документов. В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и ЦБ, ряде других федеральных органов. Так, при Министерстве Юстиции РФ действует Научный центр правовой информации, который имеет обширный банк данных о федеральных нормативных актах, включая и ведомственные, а также об актах субъектов Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» предусмотрено создание федерального банка НПА субъектов РФ – «федерального регистра». Создан и активно разворачивает свою деятельность также и ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.). В настоящее время информационно-поисковой системой «Консультант-Плюс» разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его несомненных достоинств следует отнести высокий уровень детализации по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик. 2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства Инкорпорация (включать в свой состав) - постоянная деятельность государственных и иных органов, осуществляемая с целью объединения НПА определенного уровня полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке. Цель инкорпорации: 1) поддержание законодательства в действующем (контрольном) состоянии, 2) обеспечение доступности и обозримости законодательства 3) снабжение самого широкого круга субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции Инкорпорация - низкий уровень систематизации и предпосылка для кодификации. Особенность инкорпорации состоит в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации -- сохранение неизменным содержания нормативного регулирования -- отличает ее от кодификации и консолидации (например, Полное собрание законов Российской империи (начиная с 1649 г (Соборного уложения и заканчивая НПА середины 19 века). Классификаций инкорпорации наука теории права знает множество:
Роль (ценность) инкорпорации: очень хорошо было указана в предисловии к Полному собранию законов Российской империи. В этом предисловии говорится, что Собрание предшествует Своду, в нем нет разницы между законами, ныне действующими, и законами отмененными, «сего требует историческая связь и целость законодательства», «сего требуют и следующие особенные уважения»: а) нужно знать не один порядок настоящий, но и порядок предшествующий, дабы на полном обозрении прошедшего и настоящего с большей твердостью основывать будущее; б) на самом производстве дел могут встречаться вопросы, для разрешения коих и для точного смысла законов настоящих восходить к законам прежним, хотя и потерявшим силу, но сохранившим в себе начало и причины законов последующих». В текстах международных договоров термин инкорпорация иногда применяется для обозначения включения одного государства в состав другого государства на основе соглашения. 3. Консолидация как форма систематизации Издержки правотворчества, несовершенство правового регулирования общественных отношений и множество других факторов приводит к тому, что по одному и тому же предмету правового регулирования издано и действует большое число нормативных актов, который подчас входят в противоречие друг с другом, нередко дублируют друг друга. Юридическим средством преодоления множественности НПА является консолидация законодательства, которая является своеобразным «блоком» (не блокиратор) законодательства. Таким образом, консолидация – это такая форма систематизации, в процессе которой большое число нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы. Особенность консолидации - заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство (меняется форма НПА, но не их содержание). Цель консолидации: Разработать общую структуру будущего акта, с помощью определенной редакционной правки, с тем расчетом, чтобы был единым стилем, использовалась единая терминология (другими словами - устранить противоречия, повторения) Мировая практика принятия укрупненных актов достаточно обширна. В Великобритании, например, издаются десятки актов такого рода, объединяющих акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции широко используются так называемые кодексы, объединяющие нормативные предписания по аналогичному вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс. Кодекс морских портов и др. Курс на консолидацию актов, имеющих силу, укрупнение законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному и тому же вопросу, становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства в РФ. Термин консолидация преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией; 4. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства Кодификация – это вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила. Кодификация обладает рядом характерных черт: 1. кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права; 2. такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.); 3. будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний; 4. кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия; 5. предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты; 6. акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Роль (назначение) кодификации - способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи -- совершенствовать и содержание, и форму законодательства.
Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства
|