Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Унификация права.






Данное понятие в большей степени используется в Международном праве (частном и публичном), соответственно данная тема подробно будет вами исследоваться в курсе Международное право. Но хочется отметить следующее.

Сближение законодательства различных стран, рассматриваемое в качестве одной из составляющих всемирного интеграционного процесса, в последние годы стремительно расширяется как по предметной сфере, так и по способам, которые используют государства для создания единообразных норм. Сближение национальных правовых систем не всегда предопределяется целенаправленными действиями по созданию единых норм, но может быть обусловлено влиянием внутригосударственных нормативных актов отдельных стран, международных соглашений, решений международных организаций на структуру и содержание правовых актов других государств. То, насколько далеко готовы идти государства в сближении своих правовых норм, во многом зависит от преследуемых при этом целей - сделать нормы идентичными или лишь схожими в общих чертах или не вступающими между собой в противоречия.

Длительное время предпочтение отдавалось сближению правовых норм на основе международных договоров. В качестве важнейшей и наиболее эффективной формы договорного сближения правовых норм рассматривается унификация национального законодательства, под которой понимается создание при помощи международных договоров единых норм, подлежащих включению в систему применяемых государством правовых предписаний и обеспечивающих преодоление различий в регулировании какого-либо рода отношений. Унификация национального законодательства предусмотрена, например, во многих соглашениях, заключенных в рамках СНГ. Важнейшая роль в унификации национального законодательства принадлежит механизмам, созданным в рамках Совета Европы. Наиболее наглядно это проявляется в сближении регулирования правового статуса личности. Созданию унифицированного правового пространства способствует не только и не столько сама Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, сколько деятельность Европейского суда по правам человека, который, по сути дела, расшифровывает и уточняет единые европейские стандарты прав и свобод человека.

Всемирная унификация национальных законодательств по таможенным вопросам необходима для единообразного толкования терминологии, упрощения таможенного оформления товаров во взаимной торговле, укрепления сотрудничества национальных таможенных служб, взаимодействия в рамках международных организаций. В результате применения унифицированных документов ускоряется перемещение лиц через таможенную границу, повышается качество работы сотрудников таможенных органов, улучшается процесс обмена информацией между таможенными органами, и в частности стран-участниц Таможенного союза и ЕврАзЭС.

В международном частном праве, под унификацией понимается процесс выработки в более или менее широком международном масштабе единообразных национально-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере хозяйственного международного оборота. Например, Йорк-Антверпенские правила, свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие расходов и пожертвований, произведённых во время морской перевозки намеренно для спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Й.-А. п. были выработаны международной конференцией представителей торговых палат, судовладельцев, грузовладельцев и страховых компаний ряда стран, ведущих морскую торговлю, в 1864 в г. Йорке (Великобритания), в 1877 существенные изменения в них были внесены на конференции в г. Антверпене.

Форма унификации:

В нынешних условиях унификация осуществляется преимущественно посредством заключения договоров международно-правового характера, хотя возможны и другие ее формы (типовые законы, регламенты, унифицированные правила, правила толкования и т.п.).

  1. Юридическая (законодательная) техника

Юридическая и законодательная техника соотносятся как целое и часть в этом целом.

Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств и способов разработки и оформления НПА (законов, подзаконных актов) и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.

Законодательная техника – система правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению.

Закон как нормативный регулятор достигает своей цели в том случае, если он обладает определенным качеством, т.е. отображает интересы участников регулируемых отношений, и его форма является совершенной. Поэтому законодатель осуществляя законотворчество должен профессионально владеть законодательной техникой (другими словами законодатель должен- юридически грамотно сформулировать понимание соответствующих институтов (содержание) и закрепить его в форме конкретных правовых норм (форма).

Как отмечал Д.М. Гродзинский: “Чем закон технически лучше изложен, тем меньше вызовет он осложнений при его применении и, следовательно, тем меньше сил и энергии будет затрачено на различного рода толкования, разъяснения и указания, вызванные неясностью, неточностью, неполнотой и иными дефектами закона”.

В России вопросами совершенствования законодательства стали заниматься во второй половине XIX в. О повышенном внимании ученых и практиков к форме законов того времени говорит дискуссия, развернувшаяся в юридической литературе по поводу проекта Уложения о наказаниях уголовных 1885 г. Так, в одном из отзывов на проект писалось, что: “Ближайшее знакомство с проектом убеждает в том, что предлагаемое проектом упрощение законодательства, путем сокращения до минимума числа определений о похищении имущества, достигается за счет полноты, ясности и определенности закона. Для будущей судебной практики проект открывает перспективу целого ряда затруднений, так как текст закона слишком краток для того, чтобы ответить на все запросы права и действия жизни”

Наибольший интерес русских юристов к проблемам законодательной техники проявился в период с 1900 по 1917 г., т.е. в период, когда в России назревала буржуазная революция. В это время исследованиями техники законодательства занимались такие русские ученые, как Н.С.Таганцев, Ф.П. Буткевич, М.А. Унковский, П.И. Люблинский. Одновременно с трудами русских издавались и работы европейских ученых, таких как И. Бентам и Р. Иеринг. П.И. Люблинский в своем известном пособии “Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса” писал, что, являясь изменчивым творением рук человека, юридический закон находит свою силу сам в себе и только в этой своей форме он является действующей, создающей порядок волей. Поэтому слово законодателя является делом, которое в совершенстве удается только человеку богоодаренному, который может создать интуитивно священный правопорядок, состоящий в живом соответствии с душой народа и реальными силами. Далее он отмечал, что искусству развивать мысль законодателя и извлекать из нее нужное содержание учит нас юридическое толкование. Но оно мыслимо только при знакомстве с теми техническими приемами, которыми пользовался законодатель, при построении своих норм.

Как разновидность юридической техники, законодательная техника имеет специфическое содержание, обладает набором юридических инструментов.

Инструментарий (компоненты) законодательной техники:

1. Выбор формы правового регулирования (внешняя форма правовых норм). От данного компонента зависит достоверность и юридическая сила принимаемого акта, место акта в системе законодательства и пр. В данном случае внешней формой НПА в РФ выступает Закон (к НПА, имеющий высшую юридическую силу на территории РФ, по кругу лиц).

2. Выбор способа правового регулирования. Это означает, что из всех юридических средств, находящихся в арсенале законодателя (запретов, обязываний, дозволений, рекомендаций, ограничений, убеждений, принуждений, стимулирования и пр.), последний выбирает те, которые в наибольшей мере отвечают характеру регулируемых законом отношений. Например, если законодатель ставит задачу способствовать принимаемым им законом возникновению тех или иных отношений – то и способом правового регулирования будет дозволение, рекомендация. Если цель законодателя не допустить возникновения каких-либо отрицательных отношений – то способом правового регулирования будет запрет. Если отношения возникают в частно-правовой сфере (гражданско-правовые отношения), то законодатель использует при закреплении в законе данных отношений – диспозитивный метод правового регулирования. И, наоборот, в уголовной сфере – метод императивного регулирования.

3. Использование законодателем технико-юридических средств (юридических терминов, понятий, конструкций, оговорок, примечаний и др.).

- юридический термин – это носитель, внешний символ соответствующего ему понятия

- юридические понятия – главное средство обобщения в праве (выделяют абстрактные и конкретные понятия). Исторически – от конкретных (например, конкретное судебное решение, казус) к абстрактным (любая статья в материальном праве). Соответственно в РГПС – основное место занимают абстрактные нормы, в АСПС – конкретные (или процессуальные) нормы.

- юридические конструкции (используются при конструировании правовых норм): выделяют общие и оценочные понятия. Оценочные встречаются во всех отраслях права: «крупный ущерб», «тяжкие последствия», «разумный риск» и т.п. Общие (например, в ГК РФ дано общее определение договора аренды (общая конструкция) и обязательные его условия, которые являются общими для всех договоров аренды конкретного имущества (аренды нежилого помещения, проката, транспортных средств, предприятий и пр.)

- законодательные оговорки – применяются для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей (например, ч.1 ст. 30 КРФ формулирует право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав; а ч. 2 той же статьи специально оговаривает, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение)

- примечания – позволяют устранить неясности, неопределенности, которые имеют место в тексте закона (прямо указываются под статьей как «Примечание, «исключение составляют»)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал