![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Платон, Аристотель, ЦицеронСтр 1 из 10Следующая ⇒
Лекция 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ План: Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк. Политические воззрения французских просветителей XVIII в. Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Политические взгляды американских просветителей XVIII в. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. Политические теории европейских мыслителей XIX — начало XX вв. И, Бентам, R. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Еллинек. Политическая мысль в России в XIX —начале XX вв.
Семинар 2. 1) Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). 2) Религиозная концепция политической мысли средних веков. (Августин, Аквинский). 3) Эпоха Возрождения. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Монтескье, Руссо, И. Канта и Г. Гегеля). 4) Марксистская теория политики. Основные концепции современной западной политологии (либерализм, реформизм, неоконсерватизм и др.). 5) Просветительская мысль в России во второй половине XVIII века. (В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, И. Посошков). 6) Конституционные проекты конца XVIII — первой половины XIX в. (М. Сперанский, декабристы). Полемика западников и славянофилов, либералов и консерваторов. Проблема русского пути (П. Чаадаев, А. Пушкин). Концепция «Русской идеи». Земское движение и идеи либеральной демократии. 7) Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Политико-религиозные концепции (Н. Бердяев, В. Соловьев). Развитие социалистических идей Г. Плехановым, В. Лениным. Социально-политическое творчество Ф. Достоевского и Л. Толстого. 8) Обоснование необходимости модернизации политического строя вРоссии (реформы П.Столыпина). Формирование партийной системы в России.
Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон Политическая мысль человечества развивалась с древних времен в странах Запада и Востока. На каждом этапе развития политические взгляды мыслителей отражали соответствующие реалии общественной жизни. Вместе с тем в них были выражены результаты развития самой политической мысли в ее исторической преемственности. Рассмотрим основные этапы развития политических взглядов мыслителей от древности до нашего столетия. Как сказана выше, понятие «политика» произошло от древнегреческого понятия «polis», означавшее «город-государство». Как утверждал древнегреческий философ Платон (427 — 347 до н. э.), а затем и его ученик Аристотель (384—322 до н. э.), государство возникло из потребностей людей. Прежде всего из потребности преодоления хаоса и определенной организации жизни общества, ибо только это могло обеспечить необходимые условия жизни людей, реализации их разнообразных интересов. Другая фундаментальная потребность, обусловившая возникновение государства, заключалась в необходимости установления социальной справедливости между людьми. Указания на потребности наилучшей организации общественной жизни и установления справедливости красной нитью проходят через такие произведения, как «Государство», «Законы» Платона, а также «Политика», «Афинская политая» Аристотеля и др. Произведение Платона «Государство» (десять книг) начинается и заканчивается решением проблемы справедливости как социально-политического и нравственного основания существования государства. Платон создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства; воинов или стражей, защищающих государство от внешних и внутренних врагов; земледельцев и ремесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. Названные сословия имеет «свою долю в общем процветании соответственно их природным данным» [12, с. 208]. Платон указывает на основные добродетели идеального государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость [12, с. 217]. Аристотель продолжил исследование проблемы государства. Аристотель говорит о «правильных» и «неправильных» формах государственного устройства. К первым он относит монархию, аристократию и политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах государственного устройства правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов: К таким формам Аристотель относит тиранию, олигархию и демократию. Тиранию он истолковывает как отклонение от монархии. Власть тирана направлена на осуществление его эгоистических интересов при полном игнорировании интересов всех слоев общества. Олигархия выступает как отклонение от аристократии и выражает интересы немногочисленной группы наиболее богатых людей. Демократия же истолковывается Аристотелем как отклонение от политии. «В политии наивысшая власть сосредоточена в руках военного сословия» [1, с. 112]. Однако осуществляется она в интересах широких слоев общества. Привилегированное положение при этом получают представители среднего класса и «лица, обладающие большим имущественным достатком». К тому же полития олицетворяет собой не только богатство, но и свободу. К крупным мыслителям в области политической проблематики античного общества следует отнести выдающегося государственного деятеля Древнего Рима Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.). Соединение в одном лице мыслителя и политического деятеля наложило отпечаток на политические воззрения Цицерона. Свои политические взгляды он изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др. Как Платон и Аристотель, Цицерон исходил из того, что государство создается для блага людей. Цицерон считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми, а также между различными слоями общества. Как бы подводя итог своим размышлениям, Цицерон утверждает, что законы создаются государственными деятелями «ради блага граждан, целостности государств, спокойной и счастливой жизни людей» [19, с. 113]. Значение политических взглядов Платона, Аристотеля, Цицерона огромно. Они не только формировали политическое сознание своих современников, но и оказали существенное влияние на последующее развитие политической мысли.
|