Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические взгляды русских революционных демократов






Данное направление русской общественно-политической мысли представлено именами уже знакомых нам представите­лей русского западничества А. И. Герцена и В. Г. Белинского, а также Николая Платоновича Огарева, Николая Гавриловича Чернышевского, Николая Александровича Добролюбова.

Социально-политическая направленность их взглядов вы­ражена в их многочисленных высказываниях о необходимости демократического переустройства российского общественного и государственного строя революционным путем. В этом заключа­ется суть их революционного демократизма. Если до отмены крепостного права у Герцена и Огарева еще были серьезные колебания между либерализмом и революционным демокра­тизмом, то после этого они все более склонялись к идее рево­люционного преобразования общества. Правда, в те револю­ции, которые происходили в странах Западной Европы в 40-х годах XIX столетия, они верили все меньше, однако рассчиты­вали на возможность иных, более подходящих для России пу­тей демократического преобразования общества.

Между тем, пишет Н. П. Огарев (1813—1877), из уничтоже­ния крепостного права должен был последовать целый ряд преобразований, прежде всего: освобождение крестьян и при­обретение ими реального права на землю; уничтожение помещичьего землевладения.

Право каждого на землю. Общинное владение ею. Мирское управление. На этих началах и только на них может развиваться бу­дущая Русь, — утверждал он. И далее: «в мирском начале наших коммун ле­жит великая основа самоуправления». По мнению Герцена и Огарева, к указанным преобразованиям следует добавить такие, как ликвидация сословий, отмена института назначаемого чи­новничества и «организация управления выборными лицами». Все это отвечало их представлениям о принципах подлинной демократии, реализуемых в области государственной жизни.

Их взгляды получили дальней шее развитие в работах Н. Г. Чер­нышевского (1828—1889) и К А. Доб­ролюбова (1836—1861). Как и их предшественники, эти революцион­ные демократы решали проблемы политической жизни российского общества, опираясь на опыт не только России, но и стран Западной Европы. Так, например, Чернышев­ский положительно оценил требова­ния, выдвинутые демократическими н.г. Чернышевский силами Англии в середине XIX в. в так называемой «Народной Хартии».

Основная цель народной революции — социализм. Путь к социализму многим революционным демократам виделся через общину. Эта идея нашла всестороннее обоснование в учении А. И. Герцена о русском социализме. Община представлялась ему экономической и социальной основой социалистического образа жизни людей, коллективного решения ими «общих во­просов», касающихся всех, а также основой развития самоуправления.

При этом Герцен постоянно подчеркивал, что националь­ные особенности развития русского народа не должны изолировать его от процесса развития мировой цивилизации. Он ука­зывал на необходимость творческого использования опыта Западной Европы и современной науки.

Задача новой эпохи, в которую мы входим, состоит в том, чтобы на основаниях науки сознательно развить элементы нашего общинно­го самоуправления до полной свободы лица — писал Герцен. Как видим, свобода личности выступает в качестве главной цели общинного социализма, а наука и общинное са­моуправление — в качестве важнейших средств ее достижения. Таким образом, в учении Герцена о русском социализме орга­нически соединились национальные особенности развития России и ценности мировой цивилизации.

Более радикальных взглядов придерживался Н.Г. Черны­шевский. Он призывал к установлению в России республикан­ского строя, хотя в отдельных высказываниях соглашался с возможностью установления конституционной монархии. При, этом он указывал, что царь должен учитывать интересы народа, а народ имеет право смещать неугодного царя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал