Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические взгляды русских революционных демократов
Данное направление русской общественно-политической мысли представлено именами уже знакомых нам представителей русского западничества А. И. Герцена и В. Г. Белинского, а также Николая Платоновича Огарева, Николая Гавриловича Чернышевского, Николая Александровича Добролюбова. Социально-политическая направленность их взглядов выражена в их многочисленных высказываниях о необходимости демократического переустройства российского общественного и государственного строя революционным путем. В этом заключается суть их революционного демократизма. Если до отмены крепостного права у Герцена и Огарева еще были серьезные колебания между либерализмом и революционным демократизмом, то после этого они все более склонялись к идее революционного преобразования общества. Правда, в те революции, которые происходили в странах Западной Европы в 40-х годах XIX столетия, они верили все меньше, однако рассчитывали на возможность иных, более подходящих для России путей демократического преобразования общества. Между тем, пишет Н. П. Огарев (1813—1877), из уничтожения крепостного права должен был последовать целый ряд преобразований, прежде всего: освобождение крестьян и приобретение ими реального права на землю; уничтожение помещичьего землевладения. Право каждого на землю. Общинное владение ею. Мирское управление. На этих началах и только на них может развиваться будущая Русь, — утверждал он. И далее: «в мирском начале наших коммун лежит великая основа самоуправления». По мнению Герцена и Огарева, к указанным преобразованиям следует добавить такие, как ликвидация сословий, отмена института назначаемого чиновничества и «организация управления выборными лицами». Все это отвечало их представлениям о принципах подлинной демократии, реализуемых в области государственной жизни. Их взгляды получили дальней шее развитие в работах Н. Г. Чернышевского (1828—1889) и К А. Добролюбова (1836—1861). Как и их предшественники, эти революционные демократы решали проблемы политической жизни российского общества, опираясь на опыт не только России, но и стран Западной Европы. Так, например, Чернышевский положительно оценил требования, выдвинутые демократическими н.г. Чернышевский силами Англии в середине XIX в. в так называемой «Народной Хартии». Основная цель народной революции — социализм. Путь к социализму многим революционным демократам виделся через общину. Эта идея нашла всестороннее обоснование в учении А. И. Герцена о русском социализме. Община представлялась ему экономической и социальной основой социалистического образа жизни людей, коллективного решения ими «общих вопросов», касающихся всех, а также основой развития самоуправления. При этом Герцен постоянно подчеркивал, что национальные особенности развития русского народа не должны изолировать его от процесса развития мировой цивилизации. Он указывал на необходимость творческого использования опыта Западной Европы и современной науки. Задача новой эпохи, в которую мы входим, состоит в том, чтобы на основаниях науки сознательно развить элементы нашего общинного самоуправления до полной свободы лица — писал Герцен. Как видим, свобода личности выступает в качестве главной цели общинного социализма, а наука и общинное самоуправление — в качестве важнейших средств ее достижения. Таким образом, в учении Герцена о русском социализме органически соединились национальные особенности развития России и ценности мировой цивилизации. Более радикальных взглядов придерживался Н.Г. Чернышевский. Он призывал к установлению в России республиканского строя, хотя в отдельных высказываниях соглашался с возможностью установления конституционной монархии. При, этом он указывал, что царь должен учитывать интересы народа, а народ имеет право смещать неугодного царя.
|