![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты политического процессаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 6. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ: Политическое лидерство и политическая элита План: Субъекты политического процесса. Современные теории политического лидерства. Типология политических лидеров и их функции Политическое лидерство и политический маркетинг 5. Современные тенденции в развитии политического лидерства. Классические теории политической элиты. Современные концепции и типологии элит. Политическая элита и класс Семинар: Политическая элита и политическое лидерство 1. Природа и сущность лидерства как механизма взаимодействия лидера и ведомых. Политический лидер: отличительные черты и типы. Формальные и неформальные политические лидеры. Функции лидеров. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и роль) правовых норм в его предотвращении. Роль политических лидеров в преодолении кризисных ситуаций в политическом и экономическом развитии страны. 2. Политическая элита и политический лидер как механизмы и конкретные способы реализации власти. Проблемы подготовки и формирования политической элиты и политических лидеров: методы, формы, социальная база, критерии и порядок отбора. 3. Политическое лидерство в современной России. Портреты политических лидеров России и их сравнительный анализ. 4. Понятия «элита» и «политическая элита». Политическая элита как необходимое структурное звено в механизме политической власти. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит и др. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс о сущности, составе и роли элит. Основные черты политической элиты и ее структура. Социальная представительность и результативность политических элит. 5. Функции политической элиты. Структура властвующей элиты: политическая, экономическая, судебно-правовая, идеологическая, культурная, научная, инженерно-техническая, военная и др. Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. Взаимодействие экономической и политической элит. 6. Политическая элита современной России.
Субъекты политического процесса Ввиду многообразия концепций сгруппируем их в два основных подхода: социально-групповой и институциональный. В первом случае реальным субъектом политики так или иначе признается какая-либо социальная группа (малая или большая, элита или класс, нация, раса и пр.), во втором предпочтение отдается формальным политическим институтам (парламентам, правительствам, партиям и т.п.). Классическим примером социально-групповой интерпретации субъектов политики является марксизм. Политика в нем понимается как отношение между классами по поводу государственной власти. Считается, что облик социальной структуры общества определяется в любую эпоху двумя основными классами, такими, как феодалы и крестьяне, буржуа и пролетарии и т.д. Все прочие социальные группы малозначимы и в лучшем случае способны играть роль союзников основных участников классовой борьбы. Государство в марксизме трактуется исключительно как инструмент классового господства: это организация, с помощью которой господствующий класс удерживает в повиновении эксплуатируемую массу. С помощью государства эксплуататорские классы навязывают всему обществу выгодные им порядки и гасят периодически возникающее сопротивление со стороны неимущих классов. Выстраивается довольно четкая и логичная иерархия субъектов политического процесса (массы — классы — партии — вожди), в основании которой находится объединенная общностью политических интересов большая социальная группа (класс). Именно она-то и является исходным пунктом (движителем) политической активности, которая через своеобразное делегирование полномочий вверх по ступеням политической иерархии превращается в итоге в профессиональную политическую деятельность небольшой группы политиков. Их можно назвать делегативными субъектами политического процесса, поскольку осознанно или неосознанно, но в конечном счете они выражают волю поддерживающих их больших социальных групп, выступающих реальными субъектами политики. Другим вариантом социально-группового подхода к проблеме субъектов политического процесса является концепция групп интересов, разработанная в начале нашего века в противовес марксизму. Ее основателем считается американский социолог и политолог Артур Бентли, чья работа «Процесс управления» («Process of Government», 1908 г.) стала классикой политологии. Суть основного упрека Бентли марксизму сводится к тому, что классовое деление общества — это слишком общий, «грубый» его срез. Классы — слишком большие общности людей, внутри которых существует множество самостоятельных интересов (профессиональных, региональных и пр.), которые также оказывают влияние на политическую жизнь. Но при использовании только классовой дифференциации общества для анализа политики учесть это влияние невозможно. Поэтому первичным субъектом политического процесса, по Бентли, следует считать социальную группу интересов, т.е. объединение людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Эти объединения берут на себя функции представительства интересов входящих в них людей во взаимодействии с политической властью. Их задача — формулировка и агрегирование различных социальных интересов и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству. В числе таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, союзы и общества фермеров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, феминистские и прочие движения, организации различных меньшинств и т.д. В современной политологии представленный социально-групповой подход к интерпретации субъектов политики имеет много сторонников. Однако еще не сложили оружия и его противники, последователи противоположного — институционального подхода к данной проблеме. Институциональный вариант выделения субъектов политического процесса является более традиционным. Он фактически господствовал до второй половины 19 века. Суть его заключается в истолковании политики как деятельности различных политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций и т.д.). Именно политические институты считаются главной движущей силой политического процесса.
|