![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология политических лидеров и их функции
Проявления лидерства разнообразны. Попытки их типологизации на основе различных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров. Одна из первых типологий (популярная по сей день) была предложена М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных лиц. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое. Термин «легитимность» означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться. Не следует его смешивать с понятием «легальность», означающим правовое, формальное закрепление власти. Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению. Это тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее он до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (Хомейни в Иране) и в некоторых других странах. Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров. Примеров данного типа лидерства можно привести много: Г. Шредер (Германия), Б. Клинтон (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания). Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, — вере в его харизму (от греч. — дар божий). Для Вебера харизма — это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям1. Важное отличие харизматического лидерства от лидерства традиционного и рационально-легального состоит в том, что если последние имеют более или менее объективные основания (традиции или закон), то харизматическое носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, т.е. трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный. Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция), С. Хусейн (Ирак). В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры. Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип консерваторы встречаются достаточно редко, чаще проявляя эту направленность в какой-либо из сфер своей деятельности. Приверженность консерватизму во внешней политике проявлял У. Черчилль, отказавшись от искушения заключить союз с нацистской Германией в 1936 г., объяснив это тем, что на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте. Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К этому типу лидеров можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ. Революционеры в отличие от реформаторов трактуют ситуацию как не поправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение — фундаментальное переустройство общественной системы. «Архитипичным» революционным политическим лидером Р. Такер называет К. Маркса, а его «Манифест Коммунистической партии» — программой такого переустройства.
|