Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и политика в политической мысли Древнего Востока.






Каждый исторический период развития общества характеризу­ется специфическим способом взаимодействия личности и по­литики, человека и власти. Эта специфика концентрированно выражается в господствующих идеологических концепциях го­сударства, группы стран или целой исторической эпохи.

Особенностью положения человека в политической системе и жизни всего Древнего мира и восточного общества, в частно­сти, является прежде всего то, что он выступает лишь как объ­ект политической деятельности и политических отношений. Это объясняется как неразвитостью личности в этот период, так и тем обстоятельством, что политика еще не стала само­стоятельной сферой бытия общества. Элементы политики, ее нормы и правила первоначально были непосредственно впле­тены в целостную, синкретическую общественную жизнь. Не случайно, например, в древнеиндийских «Ведах» и «Законах Ману» всеобщий божественный закон добродетели — «дхарма» включает в себя весь комплекс норм: политических, нравствен­ных, правовых, религиозных, бытовых.

В этот период на Востоке господствует патерналистская кон­цепция государства, в которой общество рассматривается как большая семья, а земная власть принадлежит правителю-отцу. Именно он и выступает в качестве субъекта политической жиз­ни, рядовой же человек вообще не рассматривается в качестве суверенного индивида.

Политическая мысль этого периода выделяет два основных типа политического поведения правителя и типа власти: 1) пра­витель, опирающийся на добродетель и традиции, 2) правитель, опирающийся на силу и закон.

Первый тип политического поведения в политической идеологии Древней Индии утверждался, например, в «Законах Ману». Но особенно сильно он выражен в политической мысли древнекитайского философа Конфуция. Именно ему принадлежит заслуга в утверждении единства политики и морали, в пропаганде идеи человеческого содержания и измерения поли­тики.

Второй тип политического поведения личности и власти в древнеиндийском обществе утверждался, например, Каутильей, автором «Артхашастры». Согласно ему только тот правитель может достигнуть успеха, который опирается на силу и наказание — «данду». При этом власть следует приобретать всеми возмож­ными средствами — и хорошими и плохими. Таким образом, уже в то время мы встречаемся с типом личности правителя, принципом политической деятельности которого является: «цель оправдывает средства». Не случайно Каутилью называют индийским Макиавелли, который также выступал за освобож­дение политики от морали.

В Китае данный принцип правления утверждали представи­тели школы законников — легисты (Шан Ян, Хань Фэй и др.). Их концепция основана на том, что справедливость, мораль, добродетель как основания политики и права — лишь «пустая болтовня», если власть не опирается на закон. Государственные законы нужны везде, всегда и для всех. С этим связано и стремление легистов путем системы четко фиксируемых поощ­рений и наказаний создать «унифицированного человека», ус­тановить единообразие не только в действиях и поступках, но и мыслях и чувствах человека. Именно с такой целью император Цин, глубоко воспринявший учение легистов, приказал сжечь книги, не отражающие данный взгляд, в первую очередь книги Конфуция и его последователей, В политической теории леги­стов, таким образом, очень хорошо выражена мысль, что ос­новным субъектом политики выступает не рядовой гражданин, а правитель и государство.

Личность и политика в античности. Во многом аналогичная связь личности и политики наблюдается и в античном общест­ве. Причина та же — рядовая личность еще не выступает в ка­честве суверенного индивида. Для этого не было еще ни эко­номических, ни политических условий. На теоретическом уровне подчиненность личности власти и государству адекватно отражается в работах виднейших мыслителей того времени. Так, согласно и Платону и Аристотелю, именно государство и правители — подлинные субъекты политической жизни.

Создателями классического либерализма, т.е. либерализма пер­вого этапа в Европе, были Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, А. Смит и др. В Америке у его истоков стояли Б. Франклин и Т. Джефферсон.

Именно в рамках либерализма впервые была разработана целостная концепция личности как субъекта политической дея­тельности. Социально-философскими основаниями ее служили такие положения: самоценность личности и природное равен­ство всех людей; суверенитет индивидуальной воли; изначаль­ное существование неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность; создание государства на ос­нове общественного договора с целью защиты естественных прав человека; верховенство закона и др. Пафосом всех либе­ральных политических концепций была идея свободной лично­сти, которая является ценностью сама по себе и в этом качест­ве образует главный источник власти.

Личность и политика в идеологии неолиберализма. В конце XIX в. наблюдается кризис классического либерализма с его принципом невмешательства (laissez-faire), идеологией свобод­ной конкуренции. Начинает формироваться неолиберализм, или социальный либерализм. Его идеология особенно укрепляется после кризиса 1929—1933 гг. на Западе. Наиболее характерные черты нового либерализма: ограничение принципа свободной конкуренции; стремление соединить свободу и равенство и ут­вердить таким образом социальную справедливость; осознание того, что экономическая свобода должна необходимо сочетать­ся с социальной защитой граждан от неблагоприятных эконо­мических обстоятельств в условиях рыночного хозяйства.

Для реализации ключевых положений неолиберализм в от­личие от классического либерализма признал необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения свободной конкуренции. В политическом аспекте важно отметить, что идеология неолиберализма при­знает необходимость расширения участия рядовой личности в политической жизни общества.

Личность и политика в идеологии консерватизма. Идеология консерватизма во многом противоположна либерализму. Защи­щая частную собственность как основу общественного устрой­ства, она вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. В качестве политической фило­софии, ориентированной на защиту традиционных ценностей, консерватизм сформировался в XVIII в. По этой теории разви­тие общества и государства является результатом естественной эволюции жизни, а не общественного • договора, как утвержда­ется в либерализме, поэтому людям не следует активно вмеши­ваться в процесс общественной жизни. Отсюда и отрицание представителями консерватизма важности политической актив­ности рядовой личности и в целом народных масс. И хотя сво­боду личности как таковую данная идеология не отрицает, од­нако в политическом плане акцент делается на ее подчинение власти, которая должна принадлежать политической элите.

Личность и политика в идеологии коммунизма. Коммунистиче­ская идеология имеет в основе марксистскую теорию развития общества и государства. Согласно данной теории историческое развитие в конечном счете обусловлено уровнем развития про­изводительных сил и возникающими на их основе производст­венными отношениями. Совокупность производственных от­ношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и полити­ческая надстройка и которому соответствуют типы идеологии. Поэтому развитие общества рассматривается как объективный процесс, в котором историческая необходимость обязательно пробивает себе дорогу независимо от того, хотят этого люди или нет. Однако люди своей деятельностью могут влиять на ход истории, ускоряя либо замедляя его.

Личность и политика в идеологии социал-демократизма. Со­циал-демократия возникла в XIX — начале XX вв. как партия рабочего класса. Сегодня она представляет собой направление, синтезировавшее самые разные идеологии, что связано прежде всего с изменением социальной структуры современных об­ществ. Ныне в рядах социал-демократии состоят представители разных слоев населения: рабочие, служащие, интеллигенция, предприниматели.

Ввиду широкой социальной базы социал-демократических партий их политические программы и заявления весьма демократичны, хотя и очень расплывчаты. Широкая внутрипартий­ная демократия, свобода дискуссий, терпимость к различным точкам зрения создают благоприятные условия для политиче­ской активности личности в рамках социал-демократии.

Идеологическая основа социал-демократии — демократиче­ский социализм, включающий утверждение принципов свобо­ды, равенства, солидарности и социальной справедливости. Включение в программные документы столь широких и при­влекательных для каждого человека лозунгов создает благопри­ятные условия для дискуссий и политической активности лич­ности. Этому в большой степени способствует и то, что поли­тическая установка демократического социализма направлена на обеспечение прав и свобод личности, господство закона, реальное участие каждого человека в управлении государством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал