![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политической социализация личности
Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности. В общем плане социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения. Наряду с политическим элитами, партиями, социальными и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации, наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека — в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, — писал Аристотель, — одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий - как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства...» Политическая социализация выступает как сложный, внутренне противоречивый процесс обретения, утраты человеком тех или иных политических качеств. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности, т. е. фиксация усвоения личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, требуемых данным обществом, с другой стороны, демонстрирует как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, это реализация предписанных им ролей в осуществлении электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях. От чего же зависит выбор индивида тех или иных ценностных ориентации, норм, образцов политического поведения? Исследования показывают, что этот выбор зависит от общей культуры, от тех внутренних убеждений и верований, ценностных ориентации, которые сформировались у него в процессе становления социального «я», его самосознания как личности. Таким образом, стало ясно, что влияние общества на формирование политических качеств личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются общей культурой. Именно она задает рамки политической социализации. А это означает, что процесс политической социализации не может быть рассмотрен как самостоятельный процесс отдельно от процесса социализации индивида в целом, становления индивида как личности. Необходимо выстроить такую модель социализации, которая бы, опираясь на общесоциологическую теорию социализации, показала специфику политической социализации. Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Выбор той или иной модели политической социализации диктовался типом господствовавшей в обществе политической культуры. Она предписывала определенную модель отношений власти и личности. Можно выделить несколько теорий политической социализации. Классическая теория политической социализации или ролевая теория, в ней данный процесс трактуется в качестве тренировки индивида в освоении предназначенных ему ролей, которые необходимо выполнить в сфере политики, его научения «правилам игры» в отношении к институтам власти (Истон Д., Коэн, Липтон, Парсонс Т.). Бихевиористская теория, исследует политическую социализацию как процесс становления индивидуального политического сознания, связанный с преобладанием либо унаследованных (Скиннер Б.), либо социально приобретенных ценностей и эмоций (Маслоу А., Уотерс Р., Лейн Р.). Теория, рассматривающая процесс политической социализации как аккультурацию, т. е. освоение новых ценностей. На первый план при формировании политического сознания и поведения ставится внутриличностный, психологический механизм. (Хабермас М., Луман К.). Психоаналитическая теория связывает политическую социализацию с анализом бессознательных иррациональных мотивов политического поведения, политическая социализация представляет собой процесс политизации человеческих чувств и представлений (Эриксон, Фромм Э.). Схожесть всех теорий в том, что они отмечают важность функций политической социализации, которые проявляются в достижении личности ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно последнему процесс развития личности включает три стадии, связанные с принятием на себя роли других людей: 1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его; 2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.); 3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей. II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни человека. Согласно этой теории личность проходит восемь стадий, каждая из которых связана с преодолением кризисов индивидуального развития. III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовавшего процесс развития познания человека, обучение его мышлению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — связана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими предметами; 3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял только руками; 4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее. IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со значимыми для нее. Основной общностью первичной социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не заканчивается. Она представляет собой постоянный процесс приспособления человека к существующим в обществе ценностным образцам поведения. Воздействие на процесс социализации политической системы двоякое: - своей практической политикой во внутренней и международной жизни, созданием условий для формирования у масс заинтересованного участия в общественных делах; - информационной и идеологической деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение населения информацией о политической жизни и пропаганду одобряемых системой ценностей, норм и культурных образцов. Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружаюшего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
|