Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Практический маркетингСтр 1 из 28Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Базовый конспект лекций составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Маркетинг» специальность 0608 «Коммерция» Конспект лекций состоит из двух разделов. Раздел 1. Методические основы маркетинга включает следующие темы: • Предмет, цели и задачи дисциплины • Концепция развития рыночных отношений • Структура маркетинговой деятельности • Классификация маркетинга • Сегментирование рынка Раздел 2. Практический маркетинг включает следующие темы: • Объекты маркетинговой деятельности • Субъекты маркетинговой деятельности • Окружающая среда маркетинга • Конкурентная среда • Средства маркетинга • Ценовая политика • Средства распространения товара • Методы маркетинга • Реклама • Маркетинговые исследования • Стратегия и планирование маркетинга Сборник включает две части предназначен для студентов специальности 0608 «Коммерция», изучающих
СОДЕРЖАНИЕ Первая часть Раздел 1. Методические основы маркетинга Тема 1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины............................................. 4 1.1.1. Предмет дисциплины. Структурно – логическая схема связей с другими дисциплинами............................................................................... 4 1.1.2. Правовые основы маркетинга..................................................... 5 1.1.3. Сущность маркетинга.................................................................. 6 1.1.4. Рынок и его показатели............................................................. 10 Тема 1.2. Концепция развития рыночных отношений.................... 13 1.2.1. История возникновения и основные этапы развития маркетинга 13 1.2.2 Основные концепции развития рыночных отношений............. 16 Тема 1.3. Структура маркетинговой деятельности........................ 18 1.3.1. Маркетинговый комплекс.......................................................... 18 1.3.2. Цели и задачи маркетинга......................................................... 19 1.3.3. Функции маркетинга.................................................................. 20 1.3.4. Принципы маркетинга............................................................... 21 1.3.5. Объекты и субъекты маркетинга.............................................. 22 1.3.6. Окружающая среда маркетинга................................................ 23 Тема 1.4. Классификация маркетинга............................................. 26 1.4.1. Классификационные признаки.................................................. 26 1.4.2. Основные виды маркетинга по сфере....................................... 26 1.4.3. Основные виды маркетинга по приоритетности задач............ 27 1.4.4. Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка. 28 1.4.5. Основные виды маркетинга в зависимости от состояния спроса....... 30 Тема 1.5. Сегментирование рынка.................................................. 33 1.5.1. Понятие, цели, признаки и кретерии сигментирования........... 33 1.5.2. Оценка и выбор целевых сегментов.......................................... 36 1.5.3. Рыночное окно. Рыночная ниша............................................... 37 1.5.4. Позиционирование товара........................................................ 38 Раздел 2. Практический маркетинг Тема 2.1. Объекты маркетинговой деятельности......................................... 41 2.1.1. Характеристика объектов маркетинга....................................... 41 2.1.2. Состояние спроса, цели, тип маркетинга................................... 47 Тема 2.2. Субъекты маркетинговой деятельности....................................... 49 2.2.1 Общая характеристика субъектов............................................. 49 2.2.2. Служба маркетинга на предприятии........................................ 49 2.2.3. Виды организационных служб маркетинга............................. 51 2.2.4. Потребители............................................................................... 54 2.2.5. Модель покупательского поведения......................................... 54 Тема 2.3. Окружающая среда маркетинга................................................... 56 2.3.1. Понятие окружающей среды маркетинга................................. 56 2.3.2. Микросреда................................................................................ 57 2.3.2.Макросреда................................................................................. 59 Тема 2.4. Конкурентная среда...................................................................... 61 2.4.2.Конкуренция по объему занимаемого рынка........................... 62 2.4.3. Конкуренция по видам продвижения товара и объектом........ 63 2.4.4. Конкурентная среда................................................................... 63 2.4.5. Конкурентоспособность товара и организации....................... 65 2.4.6. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга.................................................................................. 66 2.4.7.Конкурентные стратегии............................................................... 69 Тема 2.5. Средства маркетинга.................................................................... 72 2.5.1. Общая характеристика товара.................................................. 72 2.5.2. Жизненный цикл товара (ЖЦТ)................................................ 73 2.5.3. Товарный знак и его сущность................................................. 78 Упаковка и маркировка товара................................................. 81 Товарный ассортимент.............................................................. 84 2.5.6.Товарная политика предприятия............................................... 85 Новый товар............................................................................... 86 2.5.8. Комплекс продвижения товара................................................. 89 Тема 2.6. Ценовая политика......................................................................... 92 2.6.1. Роль ценообразования в системе маркетинга........................... 92 2.6.2. Маркетинговые цели ценообразования................................... 93 2.6.3. Факторы ценообразования. 93 2.6.4. Основные методы ценообразования......................................... 94 2.6.5. Стратегия ценообразования...................................................... 95 Тема: 1.1. Предмет дисциплины, его цели и задачи. 1.1.1. Предмет дисциплины. Структурно – логическая схема связей с другими дисциплинами. Учебная схема «Маркетинг» является обще профессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания для освоения специальных дисциплин. Предметом изучения учебной дисциплины являются потребности, средства их удовлетворения и доведения до потребителей, методы маркетинговых исследований. Знания теоретических основ маркетинга позволят специалистам стимулировать сбыт товаров и услуг, изучать, формировать и прогнозировать спрос, разрабатывать и анализировать сбытовую и ценовую политику организаций. Дисциплина маркетинг базируется на знаниях, умениях и навыках полученных студентами при изучении экономических дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Экономика организации (предприятия)», «Экономическая теория» и др. В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление: · о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений; Знать: · структуру маркетинговой деятельности, классификацию маркетинга, принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности; · маркетинговую окружающую среду; · виды конкуренции, конкурентоспособность организации; · стратегию и планирование маркетинга; Уметь: · выявлять потребности и проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; · организовывать рекламные кампании, проводить, опрос потребителей; · применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта. Структурно – логическая схема дисциплин приведена на рисунке 1.1.1.
Рис. 1.1.1. Структурно – логическая схема связей с другими дисциплинами.
1.1.2. Правовые основы маркетинга. Правовые основы маркетинга (marketing legislation) – фактор внешней среды маркетинга, характеризующий юридические рамки ведения маркетинговой деятельности. К числу главных законов данного профиля в России можно отнести следующие: 1. Закон РФ «О рекламе» от 28.07.1995г. № 108-ФЗ. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. 2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» от 23.09.92г. №3520-1. Настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе РФ регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара. 3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. № 2300-1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. 4. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г. №948-1 (с изменениями от 24.06.1992г., 25.05.1995г.). Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. 5. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. №5154-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.1995г. №211-ФЗ). Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
|