Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации к написанию текста глав






 

Основная часть дипломной работы содержится в главах, в которых дается: обзор литературы по теме и выбор направления исследований, изложение общей концепции и основных методов исследований, описание источников информации, выполненные в работе теоретические и экспериментальные исследования, анализ и обобщение результатов исследований.

Распределение основного материала дипломной работы по главам, выделение в отдельные главы или разделы обзора, методики, экспериментальной части определяется дипломником. Каждая глава дипломной работы должна раскрывать один из главных вопросов изучаемой темы. Главы могут делиться на разделы или параграфы.

Содержание дипломной работы должно быть четким и сжатым и, в тоже время, включать все необходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений.

Изложение материала по проблеме должно быть конкретным и при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в выпускной квалификационной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. В тексте дипломной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

Следует избегать длинных рассуждений, повторений известных доказательств, обширных выписок из учебников и специальной литературы. В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точка зрения дипломника. При этом используется следующее выражение: «по мнению автора …».

В конце каждой главы необходимо сформулировать выводы.

В первой главе дается теоретическая оценка поставленной проблемы. На основе анализа научных публикаций оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Высказывается собственная точка зрения по дискуссионным вопросам, то есть вопросам, освещенным в литературе по-разному. В этой главе необходимо сделать обзор научной литературы по проблеме, сформулировать свою позицию по данному вопросу.

Во второй главе - аналитической - обосновывается методика сбора, обработки и анализа первичной информации, и на основе её анализа поставленная проблема исследуется на эмпирическом уровне.

Материалами для анализа могут быть: данные полевых исследований, статистические сведения, материалы научных публикаций, архивные данные, социологические опросы и опросы экспертов, географические карты, архивные источники и т.п.

Статистические материалы собираются, как правило, за последние 4-5 лет. Но возможна и более длительная ретроспектива (в зависимости от темы).

Содержание этой главы должно показать умение дипломника работать с первичной информацией, сжато и аргументировано формулировать результаты наблюдений.

В третьей главе – рекомендательной - обосновываются рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы. Демонстрируются преимущества географического подхода: территориальность, комплексность, системность, глобальность и локальность; применение на практике теории районирования. Обосновывается вклад географической науки в решение проблемы.

Результатом этой главы могут быть авторские предложения, основанные на выявленных тенденциях и закономерностях; авторские карты районирования (зонирования) с обоснованием особенностей развития явления (процесса) в каждом районе (зоне); авторские схемы, характеризующие влияние различных факторов, тенденции развития и т.п.

В четвертой главе раскрываются возможности использования результатов исследования в практике школьного обучения.

Не переписывая положений учебных пособий по методике преподавания, необходимо сформулировать свои предложения по возможным направлениям использования результатов и материалов исследования в преподавании географии в школе.

Дипломнику следует помнить, что объем одной главы не позволяет провести полноценного педагогического эксперимента. Ибо, методическое новаторство, изменения в содержании образования, предложения о перестройке структуры учебно-воспитательного процесса, новые элементы методической системы, вводимые исследователем, - все это требует объективной проверки, доказательного обсуждения и многоаспектного обоснования. В связи с этим, чрезвычайно существенным является вопрос о планировании педагогического эксперимента в методической главе дипломной работы по географическому профилю, о возможности разработки методического экспериментального исследования.

Здесь можно рекомендовать проведение двух типов педагогического эксперимента: констатирующего и поискового. Констатирующий эксперимент лишь условно можно назвать экспериментом (точнее – это констатирующие срезы), так как при его проведении не вводится никаких изменений в учебный процесс. Его целью может быть изучение состояния знаний учащихся конкретного класса школы и их соответствие обязательным результатам обучения, изучение качества остаточных знаний у учеников, изучение отношения к изучаемому предмету и т.д. Результаты проведенного анкетирования, тестирования при необходимости могут найти свое отражение в методической главе в качестве доказательства, конкретизации тех или иных методических аспектов.

Поисковый эксперимент чаще всего проводится локально, без деления классов на экспериментальные и контрольные и не требует более расширенного участия учителей и учащихся. Его целью может служить лишь получение сведений об итогах использованных учителем усовершенствованных методов, приемов и средств обучения в процессе преподавания в конкретном классе. При этом, в силу известных причин, не следует отождествлять полученные результаты с реально существующей картиной знаний, умений и т.д.

Описанный методический путь выполнения дипломной работы по теории и методике обучения географии и методической главы дипломной работы по географическому профилю является рекомендательным и предусматривает реализацию студентом всего потенциала сформированных компетенций за весь период обучения в Вузе.

В зависимости от темы исследования дипломник может представить собственную методическую оригинальную разработку цикла уроков, интерактивных игр, олимпиад, КВН, программу факультатива или внеурочного мероприятия. Крайне актуальными являются разработки мультимедийных пособий для учащихся, материалов для дистанционного обучения, подготовка интерактивных карт, разработка различных вариантов пособий, тестовых работ с использованием компьютерных технологий, Интернет-ресурсов и многое другое. Если разработанная методика уже была апробирована дипломником на практике, то желательно описать результаты ее использования.

Заключение

 

Заключительная часть ВКР (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему (3-4 стр.), имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты труда. Заключение - это не просто перечисление достигнутых результатов, а своего рода синтез отдельных результатов по теме и совокупный итог работы в целом.

В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить в заключении.

Из текста Заключения должен вытекать общий вывод о том, что цели и задачи дипломной работы полностью достигнуты и решены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал