Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место ЗП. ЗП как наука и уч. дисциплина
Земельное право является частью правовой системы РБ и находится в тесной взаимосвязи с иными отраслями права. 1. Земельное право связано с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы. Для земельного права значение имеют нормы Конституции РБ, гарантирующие каждому право соб-ти, неприкосновенность законных владений граждан, право взыскать в судебном порядке имущественный вред и т.д. Конституция РБ закрепляет, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в соб-ти государства. 2. Связь земельного права с административным правом имеет место в сфере государственного управления землями, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений земельного законодательства. Представляя собой часть государственного управления в целом, государственное управление земельным фондом входит одновременно в административное и земельное право. Административное право определяет систему государственных органов, осуществляющих управление землями, порядок и формы их деятельности. В нормах земельного права определяются содержательная сторона деятельности государственных органов управления, основные направления их деятельности по эффективному использованию и охране земель, составляющие функции управления землями. 3. Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с гражданским правом. Соприкосновение земельного права с гражданским проявляется в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на зем. уч-к с правом на посевы, насаждения, строения, находящиеся на земельном участке, в судебной защите земельных прав, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. Ст. 2 КоЗ определяет, что нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель. Тесная связь существует между земельным, водным и лесным правом. Общее между землей, водами, лесами как природными объектами, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе использования и охраны определяют собой единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. Связь земельного права с экологическим правом, как указывает профессор Е.Н. Колотинская, обусловливается положением земли как элемента окружающей природной среды, функционирующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в экологической взаимосвязи и взаимодействии со всей ООС.
7. Понятие источников земельного права В теории права под источниками права понимаются различные способы выражения государственной воли, содержащейся в правовых документах, рассчитанных на неоднократное применение. Отличительными признаками источников права являются: документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах; особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент РБ уполномочен принимать декреты, директивы, указы и распоряжения; соответствие компетенции органа или должностного лица в принятии нормативного правового акта действующему законодательству. Например, если городской исполнительный комитет примет решение о порядке передачи земельных участков в соб-ть юридических лиц, он тем самым превысит свои полномочия; 4)наличие в нормативном акте правовых норм. действие нормативных правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа - автора того или иного документа. Например, постановления Совета Министров РБ действуют на всей территории РБ, решения районных исполнительных и распорядительных органов, имеющие нормативный характер, действуют только на территории их района. В силу неперемещаемости земли в земельном праве не предусмотрены основания экстерриториального действия закона, которые имеются в гражданском праве; по времени действия нормативные правовые акты в земельном праве, как правило, не имеют обратной силы; по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении: - общих субъектов, т. е. лиц, по своей природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РБ имеют право на зем. уч-к в порядке, определенном законодательством; — специальных субъектов, т. е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы. Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
8. Система источников земельного права перечислена в ст. 2 Кодекса о земле, которая устанавливает, что земельные отношения регулируются Конституцией, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства. Источниками земельного права являются также приказы, инструкции, положения и иные нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и других уполномоченных государственных органов. Дискуссионным и малоразработанным является вопрос о признании в качестве источников земельного права обычая и судебной практики.Частью второй ст. 2 Кодекса о земле закрепляется приоритет специального законодательства в регулировании земельных отношений, а также норм международных договоров. Так, нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.
9. Законодательные акты как источники ЗП Система ист. ЗП перечислена в ст. 2 КоЗ, которая устанавливает, что зем. отн-я регулируются Конст. РБ, актами Президента РБ, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соотв. с иными актами зак-ва.Центральное место среди источников права занимает Конституция РБ, нормы которой являются основой источников земельного права. Конст. устанавливает, что территория РБ едина и неотчуждаема (ст. 9).Конст. РБ закрепляет такие основополагающие положения земельного права, как нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в государственной соб-ти, равная защита и равные условия для развития всех форм соб-ти, в том числе и на землю (ст. 13), права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность соб-ти (ст. 44). Конституционным является право каждого на благопр. окр. среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Гос-во в соотв. с Конст. РБ (ст. 46) осуществляет контроль за рацион. использ. прир. ресурсов, в т.ч. и земли, в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охр. и восст. окр. прир. среды. Охрана окружающей среды согласно ст. 55 Конституции РБ является долгом каждого. Следующим основным ист. ЗП является Кодекс РБ о земле от 23 июля 2008 г., представляющий собой систематиз. законод. акт, регулирующий зем. отношения. В КоЗ регламентируются отношения соб-ти, по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель и т. д. К источникам земельного права относятся также декреты и указы Президента РБ. Например, Указом Президента РБ от 27 декабря 2007 г. № 667 было утверждено Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам. В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и в соответствии с Конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночных преобразований. Среди законов, относящихся к источникам ЗП, можно выделить следующие: Закон РБ от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Закона от 9 июля 2007 г.); Закон РБ от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп.); Закон РБ от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» (с изм. и доп.); Закон РБ от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.); Закон РБ от 26 ноября 1992 г. «Об охране окр. среды» (с изм. и доп.); Значительную группу источников ЗП составляют постановления Правительства РБ, принятые в том числе и для более точной детализации положений КоЗ и иных актов земельного законодательства. Источниками земельного права являются также приказы, инструкции, положения и иные нормативные правовые акты министерств, госкомитетов и других органов исполнительной власти. Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, большую группу составляют документы, принимаемые Государственным комитетом по имуществу (далее — Госкомимущество). Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ (далее — Комзем) был преобразован в Государственный комитет по имуществу. Государственный комитет по имуществу, созданный в соответствии с Указом Президента РБ от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства РБ», в свою очередь, наделен определенной компетенцией по принятию НПА. Наряду с НПА зем. зак-ва к источникам ЗП относятся также акты других отраслей законодательства, м/нар. договоры РБ. 10. Кодекс РБ о земле в системе источников зем. права. К законодательным актам согласно ст, 1 Закона Р Б от 10.01 2000 №361-3 «О нормативных правовых актах PБ» относится Конституция, законы РБ, декреты и указы Президента Республики Беларусь.Основным источником зем. права является Кодекс о земле 23 июля 2008, вступил в силу 1 янв. 2009 г., представляющий собой систематизированный законодательный акт, регулирующий земельные отношения. Действующий кодекс состоит из 100 статей, 12 глав, в которых урегулированы вопросы: общих положений земельного права, государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, платы за земельные участи и за право заключения договором аренды земельных участков; предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, перехода прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки, прекращение прав, ограничений прав на зем. участки, прав и обязанностей землепользователей, защита их прав, землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разрешение зем. споров, ответственности за нарушение законодательства об охране и использование земель. 11. Понятие и особенности земельных правоотношений. Земельные правоотношения представляют собой общественные отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных урегулированные нормами земельного права. Земельные правоотношения едины по своей юридической форме, но в зависимости от присущих им существенных признаков могут классифицироваться по определенным видам. С учетом определения понятия «земельные отношения», закрепленного в ст. 1 Кодекса о земле, земельные правоотношения можно подразделить на следующие основные виды: 1. Правоотношения, связанные с созданием, изменением и прекращением существования земельных участков; 2. Правоотношения, связанные с возникновением, переходом и прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки.3. правоотношения по использованию земель, земельных участков; 4. правоотношения но охране земель, земельных участков. В зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников земельные правоотношения классифицируются по основным институтам земельного права. Так, выделяют: правоотношения собственности на землю; правоотношения в сфере государственного управления землями; правоотношения в области использования земель; правоотношения в области охраны земель, и земельных прав и т.д. Каждый из этих видов земельных правоотношений, в свою очередь, подразделяется на разновидности. Например, правоотношения собственности на землю подразделяются на: правоотношения частной собственности на землю; правоотношения государственной собственности на землю; правоотношения собственности на землю иностранных государств; правоотношения собственности на землю международных организаций. 12. Состав земель Республики Беларусь. Понятие и сущность правового режима земель. Земли РБ могут быть классифицированы по категориям и видам. В основе классификации земель по категориям лежит такой критерий, как основное целевое назначение и определенный в соответствии с законодательством правовой режим их использования и охраны. Под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны. Все земли Республики Беларусь сгруппированы на 7 категорий: 1.земли сельскохозяйственного назначения, 2.земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, 3.земли промышленности, транспорта и связи, 4.земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культ. назначения, 5. Земли лесного фонда, 6.земли водного фонда, 7.земли запаса. В основе классификации земель по видам заложены такие критерии, как природно-исторические признаки, состояние и использования земель. Подразделение земель Республики на виды производится независимо от деления их на категорий. Внутри одной категории могут находиться земли, отнесенные к различным видам. Некоторые виды земель также мот быть выделены в составе земель различных категорий, например, это земли под застройкой, земли общего пользования. Все земли РБ могутбыть подразделены на следующие виды: 1.пахотные земли-сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта и чистые пары; 2.залежные земли - сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар; 3.земли под постоянными культурами-сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) или насаждениями травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения, 4. луговые земли, 5.лесные земли, 6. земли под древесно-кустарниковой растительностью, 7. Земли под болотами, 8. Земли под водными объектами и иные земли.
|