Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура земельных правоотношений
Субъектами земельных правоотношений являются: 1) государство; 2) государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель; 3) юридические лица Респблики Беларусь; 4) физические лица (граждане Республики Беларусь), в том числе иностранцы и лица без гражданства; 5) иностранные и международные юридические лица и их представительства; 6) иностранные государства. Республика Беларусь стала субъектом правоотношении государственной собственности на землю в 1990 г. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. впервые было установлено право государственной собственности Республики Беларусь на свои природные ресурсы. Однако государство в целом редко выступает участником конкретных земельных отношений. Свои права собственника на землю государство передает соответствующим органам на местах. Эти государственные органы сами собственниками земли не являются, но выполняют функции собственника.Для того, чтобы юридические лица и граждане, могли вступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей. Объектом материальных земельных правоотношений является земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим (например, земли сельскохозяйственного назаначения). Процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие (данные кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решения местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка и т.д.) Конечным же объектом является земля как объект первичного к ним материального правоотношения. Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и частной собственности определяется законодательством. Объектами земельных правоотношений государственной собственности не землю являются все земли, за исключением земель, переданных в частную собственость и собственность иностранного государства.Объект земельным правоотношений в области использования земли составляет индивидуально обособленный земельный участок.В правоохранительных земельных правоотношениях обьектом является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных провоотношений. Под содержанием земельных правоотношений в земельно-правовой литературе понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, указанных в законе.
14. Субъекты земельных правоотношений Субъекты земельных правоотношений перечислены в ст. 4 КоЗ. К их числу отнесены: Президент РБ; Совет Министров РБ; государственные органы, осуществляющие государ- иностранные юридические лица и их представительства; иностранные государства, дипломатические и консульские учреждения иностранных государств; международные организации и их представительства. В данной статье в числе субъектов земельных правоотношений не указана РБ, что, однако, не исключает ее из их числа. Республика Беларусь стала субъектом правоотношения государственной соб-ти на землю в 1990 г. В Декларации о государственном суверенитете РБ от 27 июля 1990 г. впервые было установлено право государственной соб-ти РБ на свои природные ресурсы. Однако государство в целом редко выступает участником конкретных земельных отношений. Свои права собственника на землю государство передает соответствующим органам на местах. Эти государственные органы сами собственниками земли не являются, но выполняют функции собственника. Для того, чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей. Земельная правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения (регистрации) его устава (положения) и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями и задачами деятельности данного юридические лица. Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении 18 лет. Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Согласно законодательству граждане РБ имеют право получать в соб-ть, владение, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого лома, садоводства, огородничества и т. д. Земельная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, чем земельная правоспособность граждан РБ. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами правоотношения пожизненного наследуемого владения землей.
15. Объекты земельных правоотношений Объектами земельных отношений являются земля (земли) как компонент природной среды, земельные участки, а также права на земельные участки и ограничения (обременения) прав на земельные участки. К вещным правам на участки относятся: право соб-ти, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, право временного пользования, право аренды (субаренды). Под землей (землями) понимается земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Зем. уч-к - это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). Зем. уч-к может быть делимым или неделимым. Объектом материальных земельных правоотношений является земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим (например, земли сельскохозяйственного назначения). Процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие (данные земельного кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решение местного исполнительного комитета о предоставлении зем.уч-ка и т. д.). Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и частной соб-ти определяется законодательством. Объектами земельных правоотношений государственной соб-ти на землю являются все земли, за исключением земель, переданных в частную соб-ть, соб-ть иностранного государства или международной организации. В сфере государственного управления землями объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, земельного кадастра), земля в пределах определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель), отдельный зем. уч-к (внутрихозяйственное землеустройство). Объект земельных правоотношений в области использования земли составляет индивидуально обособленный зем. уч-к. В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы участников земельных правоотношений. Содержание зем. пр.-отн. Под содержанием земельных правоотношений в земельно-правовой литературе понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, указанных в законе.Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового статуса, особенностей объекта, вида, подвида отношений. Права и обязанности юридического лица — участника земельных правоотношений определяются в соответствии с его уставом (положением) и являются специальными. Права и обязанности физических лиц как участников земельных правоотношений определяются в значительной мере гражданством. В соответствии со ст. 1 КоЗ землепользователи - лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной соб-ти граждан, негосударственных юридических лиц РБ либо в соб-ти иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде (субарендаторы). Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право: самостоятельного осуществления землепользования; соб-ти на посевы, посадки сельскохозяйственных культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; на использование в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющихся на земельном участке водных объектов, общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, а также полезных свойств земель; на возведение в установленном законодательством порядке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных капитальных строений (зданий, сооружений); на проведение в установленном законодательством порядке мелиоративных мероприятий, размещение водных объектов; на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием зем. участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением зем. сервитута; добровольного отказа от зем.уч-ка; требования установл. или прекращ. зем.сервитута. Землепользователи неделимого зем.уч-ка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их обшей долевой соб-ти, осуществляют права, пропорционально своим долям в праве соб-ти на капитальные строения (здания, сооружения). Землепользователи имеют и иные права, предусмотренные законодательством. Землепользователи обязаны: использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков; осуществлять мероприятия по охране земель, пре-дусмотренные законодательством; своевременно вносить плату за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков; не нарушать права иных землепользователей; возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением; соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на зем. уч-к, в том числе условия земельного сервитута.
17. Виды зем. пр.-отн. Земельные правоотношения представляют собой общественные отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, урегулированные нормами земельного права. Земельные правоотношения в зависимости от присущих им существенных признаков могут подразделяться на определенные виды. Земельные правоотношения можно подразделить на следующие основные виды: правоотношения, связанные с созданием, изменением и прекращением существования земельных участков; правоотношения, связанные с возникновением, переходом и прекращением прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки; правоотношения по использованию и охране земель.В зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников земельные правоотношения классифицируются по основным институтам земельного права. Так, выделяют: правоотношения соб-ти на землю; правоотношения в сфере государственного управления землями; правоотношения в области использования земель; правоотношения в области охраны земель и земельных прав. Каждый из этих видов земельных правоотношений, в свою очередь, подразделяется на разновидности.Правоотношения соб-ти на землю подразделяются: на правоотношения частной соб-ти на землю; правоотношения государственной соб-ти на землю; правоотношения соб-ти на землю иностранных государств; правоотношения соб-ти на землю международных организаций. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями выступают по форме как административно-правовые. Согласно направлениям деятельности по управлению землями к земельным правоотношениям по государственному управлению относятся следующие правоотношения: по планированию использования и охраны земель; по землеустройству; по ведению государственного земельного кадастра; по предоставлению и изъятию земельных участков Классификация правоотношений в области использования земель может производиться в зависимости от принадлежности зем.уч-ка к той или иной категории земель, выделяемой по основному целевому назначению. Согласно этому критерию видами земельных правоотношений по использованию являются правоотношения по использованию: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса. Также земельные правоотношения можно классифицировать на: материальные; процессуальные. Земельное материальное правоотношение — это урегулированные нормами материального земельного права взаимные права и обязанности участников земельных отношений. Земельное процессуальное правоотношение - это урегулированные процессуальными нормами земельного права отношения, связанные с деятельностью соответствующих органов государства, имеющих целью реализацию земельных материальных правоотношений.
18. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений — это юр.факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются на следующие виды: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие. При наличии правоустанавливающего факта возникает земельное правоотношение (заключение договора купли-продажи зем.уч-ка, предоставление зем.уч-ка во временное пользование).При наличии правоизменяющих фактов происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения.С возникновением правопрекращающих фактов связано прекращение земельных правоотношений (например, истечение срока, на который был предоставлен зем. уч-к и т. д.). Для возникновения некоторых земельных правоотношений необходимо наличие простого юридического факта (например, совершение земельного правонарушения). Ряд земельных правоотношений возникает при наличии совокупности двух или более фактов (например, для возникновения правоотношения по владению и пользованию земельным участком гражданином необходимо: 1) принятие решения государственным органом о пре- Одним из оснований возникновения земельных правоотношений служит правовой акт индивидуального значения. Данный акт влечет возникновение лишь конкретных земельных правоотношений. К этим актам относятся решения исполкомов о предоставлении земельных участков либо изъятии земельных участков для государственных нужд, решение суда о принудительном изъятии зем.уч-ка у собственника за нарушения земельного законодательства. В последнее время все большее значение в качестве основания возникновения конкретного правоотношения приобретает сделка и ее разновидность — договор. Договор может быть как самостоятельным основанием установления конкретного земельного правоотношения, так и дополнением к соответствующему административному акту. Как дополнение к административному акту он может быть заключен в соответствии с решением уполномоченного органа о предоставлении субъекту зем.уч-ка в аренду из земель, являющихся соб-тью государства. Среди оснований, влекущих прекращение конкретных земельных правоотношений, можно выделить следующие: 1) действия, которые могут быть правомерными и неправомерными; 2) бездействия; 3)события, указанные в законодательстве.К правомерным действиям относятся: добровольный отказ от зем.уч-ка; прекращение деятельности юридического лица; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством РБ; отчуждение зем.уч-ка; изъятие зем.уч-ка для государственных нужд. К неправомерным действиям, прекращающим земельные правоотношения, относятся: использование зем.уч-ка не по целевому назначению; совершение землепользователем сделок с земельным участком, не допускаемых законодательством. Бездействиями, влекущими прекращение земельных правоотношений, являются: неуплата земельного налога по истечении двух налоговых периодов; неиспользование в течение определенного срока предоставленного зем.уч-ка. Событиями, прекращающими земельные правоотношения, являются: 1) истечение срока, на который был предоставлен зем. уч-к; 2) смерть землепользователя.
19. Понятие и общая характеристика права соб-ти на землю Принятый Верховным Советом РБ 11 декабря 1990 г. Кодекс РБ о земле признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на земле. Кодекс устанавливал только государственную форму соб-ти на землю. В 1993 году был принят Закон РБ «О праве соб-ти на землю», который коренным образом изменил принцип исключительной соб-ти государства на землю. Следующий этап регулирования отношений соб-ти на землю был связан с принятием КоЗ 4 января 1999 г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам РБ приобретать земельные участки в соб-ть при соблюдении ряда условий. Новым этапом реформирования отношений соб-ти на землю можно назвать принятие Кодекса РБ о земле 23 июля 2008 г., вступающего в силу с 1 января 2009 г. Как юридическая категория соб-ть на землю представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей. Право соб-ти является одним из основных вещных прав. В объективном смысле право соб-ти на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной соб-ти. В субъективном смысле право соб-ти на землю — это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективному праву соб-ти на землю как праву абсолютному противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право. В случае нарушения субъективного права соб-ти оно независимо от формы соб-ти защищается законом в принудительном порядке. Согласно ст. 13 Конституции государство гарантирует равную защиту всем формам соб-ти. В соответствии со ст. 210 Гражданскою кодекса РБ (далее - ГК РБ) владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Право соб-ти бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему зем.уч-ка, если иное не предусмотрено законом или договором. Как указывалось выше, право соб-ти на землю в Республике Беларусь регулируется Кодексом о земле, Г К РБ и рядом иных нормативных правовых актов. Следует подчеркнуть, что абсолютной земельной соб-ти нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника, например, обязанность использовать землю только по целевому назначению, выполнять природоохранные мероприятия и т. д. Наиболее существенным образом ограничена частная соб-ть на землю (ограничения по сделкам и т. д.). Статья 12 КоЗ устанавливает две формы соб-ти на землю: государственная; частная. Кроме того, земля может находиться в соб-ти иностранных государств и международных организаций. 20. Субъекты и объекты права собственности на землю. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли физическим лицам и негосударственным юридическим лицам. Субъектами права частной собственности на землю являются: граждане Республики Беларусь; негосударственные юридические лица; иностранные граждане и лица без гражданства. Объектами права частной собственности на землю граждан Республики Беларусь являются земельные участки, предоставленные для следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства; для строительства и обслуживания жилого дома; для коллективного садоводства; для дачного строительства; для обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме. Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Площадь иных земельных участков, приобретаемых в частную собственность граждан Республики Беларусь, следующая: для коллективного садоводства - до 0, 15 га на одного члена садоводческого товарищества; для дачного строительства - до 0, 15 га на одного члена дачного кооператива; для строительства и обслуживания жилого дома, а также обслуживания квартиры в блокированном жилом доме: в городах - от 0, 05 до 0, 15 га включительно; в сельских населенных-от 0, 15 до 0, 25 га включительно.
21. Основания возникновения и прекращения права соб-ти на землю Основанием возникн. права гос. соб-ти на землю служит НПА. В настоящее время основаниями возн. права гос. соб-ти на землю являются: решение местного исполкома о выкупе зем. участка из ч. соб-ти в гос. соб-ть; постан. суда о принуд. изъятии зем. участка из частной соб-ти в соб-ть РБ; заявление гражданина, юр. лица о добровольной безвозмездной передаче зем.уч-ка из частной соб-ти в соб-ть РБ. Основанием прекращения права гос. соб-ти является решение соотв. гос. органа о передаче зем. участка в ч. соб-ть, соб-ть иностранного государства или международной организации. Основаниями возникновения права ч. соб-ти на землю являются: адм.-прав. акты (решения гос. органов о передаче зем. участков в ч. соб-ть); гражда.-прав. сделки с зем. участками (в т.ч. приобретение участка с аукциона); постановление суда, устанавливающее право соб-ти на землю. Новеллой зем. зак-ва явл. возможность приобрет. права на зем. уч-к, владение которым осуществляется в течение длительного времени, предусм-ая ст. 44 КоЗ. Так, гр-не РБ, у кот. отсут-т документы на зем. уч-к или которые используют зем. уч-к, граница и (или) размер кот-го на местности не совпадают с данными параметрами по док-там, но кот. добросовестно, открыто и непрерывно владеют им как своим собственным в теч. 15 и более лет, имеют право в соотв. с зак-вом приобрести этот зем. уч-к в частную соб-ть или получить его в пожизн. наслед. владение, аренду в сложившейся границе. Добросовестность, открытость и непрерывность владения подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом, паспортом домовладения и документами об уплате земельного налога. К возникновению права частной соб-ти на землю необходимо отнести и совокупность оснований (например, заключение сделки с землей и регистрация права соб-ти на землю в государственных органах как особого основания для возникновения права соб-ти). Право ч. соб-ти на зем. уч-ки прекращается по реш. Обл, Минского гор., гор. (города обл. подчинения), районного, сельского, поселкового исполкома в соотв. с его компет. либо по постановлению суда: при отчуждении зем.уч-ка лицам, которые в соответствии с законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков; =при добровольной передаче земельных участков в государственную соб-ть; =при изъятии зем.уч-ка для государственных нужд; =при ликвидации негосударственного юридического лица РБ; =в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным; =в случае, предусмотренном ч. 9 ст. 50 КоЗ; =при признании зем. участка бесхозяйным. Право частной соб-ти на зем. уч-к прекращается также при принудительном изъятии зем.уч-ка по постановлению суда: 1) при неуплате зем. налога по истечении 2 налоговых периодов; 2) при исп. зем.уч-ка не по целевому назначению; 3) при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в соб-ть соответствующей адм.-терр. единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа адм-терр. единицей или передачи соотв. исполкому для продажи с публичных торгов; 4) если гражданин в течение 1года, а негос. юр. лицо РБ в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о гос. регистрации создания зем.уч-ка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка; 5) если гражданин в течение 1 года, а негос. юр. лицо РБ в течение 6 месяцев либо в течение иного срока, установленного в соотв. с зак-вом, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся зем. участок, не приступили к восстановлению
22. Содержание права соб-ти на землю В соответствии с Гражданским кодексом РБ собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над земельным участком, реального фактического обладания земельным участком, т. е. возможность определять участок как часть своего хозяйства, числить его на балансе. Собственник регистрирует зем. уч-к, отграничивает его от других земельных участков, закрепляет границы зем.уч-ка на местности. На основании данного правомочия собственник вправе требовать путем предъявления виндикационного иска возврата участка из чужого незаконного владения (ст. 282 ГК РБ). Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из участка его полезных свойств при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок. Собственнику запрещается самостоятельно изменять целевое назначение своего участка. При использовании участка не по целевому назначению, а также при неиспользовании участка по целевому назначению в течение определенного периода времени к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности вплоть до изъятия зем.уч-ка. Владение землей подразумевает возможность пользоваться ею, а также с учетом имеющихся правил использовать ресурсы, находящиеся на поверхности и под землей, и извлекать пользу. Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу участка. Распоряжаться принадлежащим ему участком собственник может путем его продажи, мены, дарения, завещания, сдачи в аренду, в ипотеку с учетом ограничений по сделкам, установленных законодательством.
23.Защита прав собственности на землю. Общая норма о защите прав землепользователей, в том числе собственников земельных участков, содержится в ст. 71 Кодекса о земле содержатся только правила о судебном рассмотрении споров, связанных с возмещением убытков, и о возможности альтернативного обжалования решений государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков.Способы защиты гражданских прав закрепляются в ст. 11 ГК. Существуют следующие способы защиты: признание права собственности на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право собственности или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Возмещение убытков как способ зашиты прав землепользователей предусматривается нормами земельного и гражданского законодательства. Статья 75 Кодекса о земле регламентирует возмещение причиняемых: -изъятием или временным занятием земельных участков; - сносом расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества; -ограничением прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов. Законодательство об охране и использовании земель закрепляет определенные гарантии прав землепользователей: 1.при изъятии земельных участков для государственных нужд - землепользователям возмещаются убытки и производится выкуп земельных участков по кадастровой стоимости на дату выкупа. Исключением является выкуп земельного участка, приобретенного в собственность по результатам аукциона. 2. При изменении границ ате-стабильность права на предоставленный зем. уч.
24. Право государственной соб-ти на землю Право государственной соб-ти на землю можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, оно представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству. Во-вторых, оно выступает в качестве меры возможного поведения государства в отношении всех земельных ресурсов республики. Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях: владение, пользование, распоряжение. В соб-ти РБ находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную соб-ть, в соб-ть иностранных государств или международных организаций. Права по распор яжени ю государствен ными землями путем и х передачи в пользование, аренду, владе ние, а также отчуждения из соб-ти РБ при-надлежат_областным, районным, городски м, сельским, поселковым испол ни тельным к омитетам в случаях, пре-дусмотре нных земельным закон одательств ом. В отношении земельной соб-ти государство действует как публичный субъект и как частно-правовой участник. Публично-правовые функции государства как собственника земли следующие: учет земель, контроль за использованием земли, разрешение земельных споров, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Все земли РБ подразделяются на категории исходя из основного целевого назначения и независимо от форм соб-ти. Кроме того, все земли подразделяются на виды. Определенные категории и виды земель в силу их особой значимости не могут отчуждаться из соб-ти РБ. Не подлежат предоставлению в частную соб-ть, соб-ть иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: — земли сельскохозяйственного назначения; - земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; - земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; — земли общего пользования. Не подлежат предоставлению в частную соб-ть, соб-ть иностранных государств, международных организаций земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной соб-ти; на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в соб-ть. Данные земли исключены из свободного гражданско-правового оборота. Они могут предоставляться только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования, государство сохраняет за собой права собственника. 25. Право соб-ти на землю иностранных государств и международных организаций. КоЗ 1999 г. предоставил право иностранным государствам на приобретение земли на территории РБ в соб-ть. КоЗ от 23 июля 2008 г. предоставил возможность международным организациям приобретать зем ельные участки в соб-ть на территории РБ. Иностранные государства вправе приобрести земельные участки в соб-ть для следующих целей: для размещения дипломатического представительства; для размещения консульского учреждения. Межд унаро дна я организация в праве приобрести зем. уч-к в соб-ть для размещения сво его пред стави тель ства. П орядок приобретения земельных участков для данных целей должен быть установлен Президентом РБ. В КоЗ 1999 г. этот вопрос решен следующим образом. Иностранное государство вправе приобрести в соб-ть зем. уч-к в случае, если: в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в соб-ть зем. уч-к на территории этого иностранного государства; одновременно с приобретением в соб-ть зем.уч-ка на территории РБ иностранное государство гарантирует Республике Беларусь право приобретения в соб-ть зем.уч-ка на территории этого иностранного государства для тех же целей. Зем. уч-к приобретается иностранным государством н а основании договора, за ключенного с Сове- том Министров РБ. Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения необходимо согласовать с Министерством иностранных дел РБ. Данный зем. уч-к подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный зем. уч-к на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из соб-ти РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.
26. Право частной соб-ти на землю Право частной соб-ти на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме государства. Субъектами права частной соб-ти на землю являются: граждане РБ; негос. юр. лица. Объектами права частной соб-ти на землю граждан РБ являются земельные участки, приобретенные для следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства; для строительства и (или) обслуживания жилого дома; для коллективного садоводства; для дачного строительства; для обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущест-ва, прав на него и сделок с ним квартиры в блокирован-ном жилом доме. Площадь земельных участков, приобретаемых в частную соб-ть для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 га с учетом площади зем.уч-ка, имеющегося при доме в данном населенном пункте. Площадь иных земельных участков, приобретаемых в частную соб-ть граждан, следующая: для коллект. садоводства — до 0, 15 га на одного члена садоводческого товарищества; для дачного строительства - до 0, 15 га на одного члена дачного кооператива; для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме: — в городах - от 0, 05 до 0, 15 га включительно; - в с/х насел. пунктах (поселках городского типа) - от 0, 15 до 0, 25 га включительно. Но в отдельных случаях земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома могут предоставляться в размерах: в городах — менее 0, 05 га, в сельской местности - менее 0, 15 га. При этом должны учитываться местные условия и особенности, соблюдаться противопожарные, санитарные, экологические, строительные и иные нормы и правила. На предоставление зем.уч-ка в меньших размерах необходимо согласие гражданина. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общая площадь земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства и коллективного садоводства законодательством не ограничивается. Ограничения установлены для каждого конкретного участка. Таким образом, получается, что в частной соб-ти гражданина может находиться неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, но при этом размер каждого отдельного зем.уч-ка не должен превышать норм, установленных ст. 36 КоЗ.Негосударственным юридическим лицам РБ земельные участки, находящиеся в государственной соб-ти, могут предоставляться в частную соб-ть по результатам аукционов. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве соб-ти капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную соб-ть земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом РБ. Право частной соб-ти на зем. уч-к удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах. Земельное законодательство достаточно узко рассматривает право частной соб-ти на землю с позиций прав соб-ти на поверхность земли. Недра РБ являются исключительной соб-тью государства. Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя.
|