![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОММЕНТАРИИ. Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьмиСтр 1 из 19Следующая ⇒
ТЕМА 1. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
КОММЕНТАРИИ Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Общение - это процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а также намеренное или ненамеренное влияние или воздействие на состояние, установки, поведение, уровень активности и деятельность партнеров. В структуру общения входят: Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому (о потребностях; об эмоциональном состоянии субъекта; о состоянии внешней среды; знания о мире, приобретенные опытом, способностями, умениями и навыками). По содержанию общение может быть: - материальное – обмен предметами и продуктами материальной и духовной культуры, результатами деятельности; - когнитивное – обмен знаниями в процессе воспитания и обучения, способствующий интеллектуальному развитию (расширение кругозора); - кондиционное – обмен психическими и физическими состояниями, чтобы оказать определенное воздействие на самочувствие (поднять настроение); - мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями (установка к действию); - деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками, направленное на совершенствование и обогащение деятельности (развитие способностей). Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делиться на: - биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма (связано с удовлетворением потребностей); - социальное – направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, форм общественной жизни (коллективов, государств, человеческого мира в целом), личностного роста индивида. Количество частных целей общения огромно и зависит в большинстве своем от потребностей личности: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и т.д. Средства – это то, посредством чего происходит общение. По средствам общение может быть: - непосредственным – осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку от природы (руки, голова, туловище, голосовые связки) и необходимы для того, чтобы обучаться и воспитываться с рождения используя самые простые средства и способы научения; - опосредованным – связано с использованием специальных средств и орудий: природных (палка, камень, след на земле) или культурных (знаковые системы, символы, печать, радио, телевидение), способствует самообразованию и самовоспитанию личности; - прямым – предполагает личный контакт и непосредственное восприятие партнеров (беседа, экзамен); - косвенным – осуществляется через посредника (переговоры разного уровня). Принято выделять следующие уровни общения: - императивное – один из партнеров по общению стремиться подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям (строгие родители, стремящиеся управлять жизнью своих детей в форме требований, приказов); - манипулятивное – достижением своих намерений по контролю за партнером по общению осуществляется скрыто (намек, пожелание); - диалогическое – противостоит императивному и манипулятивному, т.к. основано на равноправии партнеров (коллеги, одноклассники).
|