![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОММЕНТАРИИ. Поскольку общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми
Поскольку общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, то оно может быть следующих видов: Вербальное – присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагается усвоение языка. Невербальное – не предполагает использование речи для общения, а осуществляется посредством мимики, жестов, пантомимики. Деловое – включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Такое общение формирует и развивает способности, организаторские качества личности, служит средством приобретения знаний и навыков. Личное – сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность. Такое общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, привычки, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Межперсональное – участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Ролевое – участниками общения являются носители определенных ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный) и проявляют себя уже не как индивидуальности, а как социальные единицы, выполняющие определенные функции. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс. Оно включено в индивидуальную или групповую деятельность, которая не может осуществляться без интенсивного и разностороннего общения. Поэтому общение выполняет ряд важных функций: - контактную – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности (учебный процесс, деловая встреча); - информационную – прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями (справочное бюро, дискуссия); - побудительную – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий (воспитательный процесс, совет, просьба); - координационную – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности (распределение поручений); - установочную – осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду; - влияющую – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений); - понимания – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, переживаний). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны, каждая из которых не существует изолированно от других: к оммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная – заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная – включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
|