Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 1 страница
Два обращения Два обращения к русским слушателям лекционных курсов в Гельсингфорсе занимают особое место в «Россике» Рудольфа Штейнера. Две встречи 1912 и 1913 гг. в столице Финляндии были единственными, когда Рудольф Штейнер имел возможность обратиться прямо к русским (более ранняя встреча с Мережковскими, Минским и другими в 1906 г. в Париже, о которой вспоминает М.В. Волошина-Сабашникова в «Зеленой змее», носила совсем иной характер). Ни до этого, ни тем более после Рудольф Штейнер не посещал России, хотя предложения делались и переговоры велись (в 1906 г. — по инициативе Е.Ф.Писаревой, в 1908 г. — А.Р. Минцловой, см. Приложение III). Встречи в Гельсингфорсе имели закрытый характер, и текст самих обращений Рудольфа Штейнера к русским антропософам был впервые опубликован только в 1968 г. в составе 158 тома GA (в России он стал известен и получил хождение в переводе едва ли не сразу но возвращении участников встреч домой). Сказанное Рудольфом Штейнером во время этих двух встреч названо дорнахскими издателями «обращениями», очевидно, в намерении подчеркнуть особую близость, возникшую во время этих встреч между лектором и его аудиторией. Исключительному характеру их соответствовало и содержание, оценить которое в какой-то мере, пожалуй, можно только теперь, несколько десятилетий спустя. На них ложилась уже тень надвигавшихся на Европу и Россию событий, — об этом говорит, прежде всего, их тревожная и предостерегающая тональность. Слово «ответственность» прозвучало в лекции 11 апреля 1912 г. девять раз. И с другой стороны, — кто тогда мог посмотреть на содержавшееся в обращениях указание на противостояние России и США иначе, чем как на культурнохарактерологическую зарисовку? В сдержанных выражениях говорил Рудольф Штейнер в эти вечера о фактах основополагающего значения для русской души в наступавшей фазе ее исторического бытия. Вспоминая о первой из встреч, М.В. Волошина писала: «Наш маленький круг собрался в номере гостиницы. Никогда еще я не слышала, чтобы Штейнер говорил так задушевно, так легко. Как будто каждое свое слово, излучавшее бесконечную теплоту, он хотел погрузить в душу каждого». («Зеленая змея». История одной жизни. Перевод М.Н. Жемчужниковой. М.: Энигма, 1993. С. 205). — О второй встрече вспоминала Ася Тургенева: «Русских на гельсингфорсский цикл приехало человек сорок. Среди них выделялась фигура Бердяева, через посредство Бугаева получившего разрешение присутствовать на этом цикле» (Ася Тургенева. «Андрей Белый и Рудольф Штейнер» // Мосты. 1968, № 13-14. С. 246). «В Гельсингфорсе, — писала она также в своей книге „Воспоминания о Рудольфе Штейнере“, — мы поместились в том же отеле, где должен был жить Рудольф Штейнер. Постепенно набралась группа примерно из тридцати русских, чуть ли не „русская провинция“... Мощное впечатление оставила лекция, которую он прочитал специально для русских слушателей курса» (Assja Turgeneff. Erinnerungen an Rudolf Steiner. Stuttgart, 1972. S. 40-41). Об этой же встрече оставила более подробные воспоминания К.Н. Васильева-Бугаева: «Другое неизгладимое впечатление этих дней — лекция Доктора к русским. Он читал ее в номере гостиницы, очень интимно. Кроме одного стенографиста собрались одни русские. Комната была переполнена. Сидели на окнах, на скамеечках, на полу, теснились у дверей. Лица всех обратились к нему, как цветы к солнцу. Одно дыхание связывало нас всех... Доктор говорил с невыразимой сердечностью и теплотой. Он касался самых заветных глубин. И ободрял, утверждая всем своим жестом... Он кончил. И медленно стал выходить с жестом рук, который явно сказывался как жест благословения. Он словно видел предстоящее нам очень тяжелое, что было в нашей судьбе, чему он должен был нас предоставить. И он отдавал нам все, что мог, в этом жесте. Мы все замерли, пропуская его среди своих рядов» (по машинописи воспоминаний К.Н.Васильевой-Бугаевой «О том, как образ Рудольфа Штейнера отразился в одной душе»). В хранящемся в библиотеке Санкт-Петербургской ветви Всеобщего Антропософского общества (ветвь «София») машинописном экземпляре первого перевода на русский язык обоих обращений автором перевода, очевидно, участником обеих встреч, сделаны пометки относительно некоторых деталей. Согласно одной из них, встреча И апреля 1912 г., датированная в машинописи 29 марта по старому стилю, проходила в номере 42 гельсингфорсского отеля «Фениа» (здание сохранилось до настоящего времени), а к тому месту в тексте этого обращения, где упомянуты Достоевский, Толстой и Соловьев, сделано примечание: «Здесь Доктор взял в руки портрет Владимира Соловьева, поднесенный ему от русских членов „В.Б.“' (буквы неотчетливы, возможно также «В.В.» — сост.), вылившегося затем в А.О.». Известно также, что по окончании встречи 11 апреля 1912 г. Рудольф Штейнер познакомил своих русских слушателей с только что вышедшим «Календарем 1912/1913 гг.», а затем имел отдельные разговоры почти со всеми участниками встречи. Нынешний перевод двух обращений выполнен на основе дорнах -ской публикации 1968 г. При переводе учитывались все известные переводы, сделанные ранее. К стр.: 11 мы... ищем теософию — Рудольф Штейнер употреблял в это время термин «теософия» в том смысле, в каком он существовал еще до возникновения Теософского общества в 1875 г., и сохранил его в названии одной из своих фундаментальных книг и после того, как немецкая секция Теософского общества отделилась от последнего и 28 декабря 1912 г. в Кельне было основано Антропософское общество. С тех пор Рудольф Штейнер находил более уместным говорить об антропософии, имея в виду обоснованную и развитую им духовную науку. С отмежеванием возглавляемого им движения от ориентализованного Теософского общества и создания Антропософского общества такое обозначение точнее соответствовало смыслу представляемого им христианского духовнонаучного импульса. 12 Блаватская Елена Петровна (1831-1891) — урожденная Ган (по матери Фадеева). С 1848 г. за границей с эпизодическими появлениями в России; обширные путешествия по странам Востока, южной Европы и Америки. В 1873 г. приняла американское подданство. 17 ноября 1875 г. совместно с полковником Г. Олькоттом в Нью-Йорке учредила Теософское общество. В 1875-1883 гг. — в Индии, где сначала в Бомбее, а с 1882 г. в Адьяре близ Мадраса находилась главная квартира Общества. В 1883 г. покидает Индию и поселяется в Париже. С 1886 до своей смерти 8 мая 1891 г. живет в Лондоне. Блаватская — автор объемистых сочинений по оккультизму — «Исиды без покрывала» (1877), «Тайной доктрины» (1893) и др. 15 Возможно, «ветвь Бенедикта», так как имя героя драм-мистерий Рудольфа Штейнера носила ветвь в Санкт-Петербурге; «А.О.»— Антропософское общество. — Прим. сост. 16 Сакснот — божество древнегерманского племени саксов; известно также под именем Циу и Тор. 16 слова апостола Павла — I послание к коринфянам, 3: 19. 17 Заратустра (Зороастр) — в духовной науке — инаугуратор второй послеатлантической, древнеперсидской — доисторической! — культурной эпохи (5067-2907 гг. до Р.Х.). По сведениям древних авторов между временем его жизни и падением Трои (1184 г. до Р.Х.) лежало 5000 лет. (См. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 55; Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 46 // Вестник древней истории. 1977, № 4). Согласно Рудольфу Штейнеру, «существовало семь Заратустр. Тот Заратустра, который называется обыкновенно, является седьмым. Он является инкарнацией всех прежних Заратустр» (GA 264, S. 362). 18 Сам я родился в славянской местности — Рудольф Штейнер родился 27 февраля 1861 г. в местечке Кралевец в Хорватии, тогда входившей в состав Австро-Венгрии. 24...я посетил пасхальную службу в русской церкви — Рудольф Штейнер присутствовал на пасхальной заутрене в гарнизонной церкви в Гельсингфорсе в ночь с 6 на 7 апреля 1912 г. Позднее он говорил о тяжелом впечатлении, произведенном на него лицами, совершавшими культ: «К самым печальным воспоминаниям моей жизни относится та комедия, которую разыгрывали тогда по отношению к вечной истине комедианты-попы, внутренне страшно лгавшие» (13 ноября 1921 г., Дорнах. GA 208). 24 Мистерия Голгофы — события, связанные с воплощением, земной жизнью, Смертью и Воскресением Христа Иисуса Рудольф Штейнер описывает как процесс, в ходе которого открыто на физическом плане осуществилось то, что прежде втайне происходило в древних мистериях. См. его книгу «Христианство как мистический факт и мистерии древности». 2-е издание. М., «Духовное знание», 1917 г., а также современные переиздания. 26 из эпохи Бхагавад Гиты — время откровения Кришны, составляющего содержание «Песни Господней», Бхагавад Гиты, Рудольф Штейнер в лекции в Базеле 19 сентября 1912 г. (GA 139) относит к концу третьей послеатлантической культурной эпохи («третьего мирового возраста» индийского предания), а в лекции в Гельсингфорсе 4 июня 1913 г. указывает IX, X вв. до Р.Х. (GA 146). 27 риши — семь учителей древней Индии, давших своими откровениями основания, на которых развилась первая поСлеатлантическая культура (7227-5067 гг. до Р.Х.). 27 Фихте Иоганн Готтлиб (1762-1814) — выдающийся представитель немецкой классической философии. 27 Спиноза Бенедикт (1632-1677) — голландский философ-рацио-налист. 28 Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов — Мф. 8: 22; Лк. 9: 60. 30 Вильсон Вудро (1856-1924) — президент США в 1912-1920 гг. Доктор философии и теоретик государства и права. Его труд «Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений» был издан в русском переводе в 1905 г. в Москве с предисловием М.М. Ковалевского. 30 вчера я говорил о свободе — в лекции 4 июня 1913 г в Гельсингфорсе. GA 146. 32 в этот час, когда вы нашли возможным также и во внешнем отношении, организационно отдаться теософии в вашей стране — речь идет, очевидно, о намерении, заявленном в эти дни русскими участниками курса в Гельсингфорсе, учредить в России Антропософское общество. Русское Антропософическое общество, как оно тогда называлось, было основано 20 сентября 1913 г. в Москве, в тот же день и час, когда в Дорнахе происходила закладка здания Первого Гетеанума.
II Дух народа Содержание лекций данного раздела и вообще лекций 1914-1919 гг. было своего рода откликом Рудольфа Штейнера на события Первой мировой войны, в которых европейские народы менее всего обнаруживали способность к непредвзятому пониманию существа чужой народной души. Знаменательно, что именно лекциям Рудольфа Штейнера этих лет мы в наибольшей степени обязаны настоящими откровениями относительно существа русской народной души. Бросается в глаза, что как раз в лекциях военного времени — это заметно еще больше в лекциях следующих разделов — Рудольф Штейнер, в сущности, избегает говорить, например, о Германии, о немецком народе и т.д., а говорит вместо этого о Средней Европе, среднеевропейской культуре. То же в отношении России: она в этих лекциях — Восток (Osten), и не в смысле азиатского Востока (для последнего в немецком языке существует понятие Orient). Некоторая размытость термина отражает размытость границ в самой действительности: ведь Россия — сплошной переход от Запада к Востоку. Понятно, что в этом контексте Рудольф Штейнер не включает в понятие Запада Германию. Запад — это западная окраина Европы: Англия, Франция, Бельгия... Так встает из лекций периода мировой войны образ трехчленной Европы, три части которой взаимно дополняют друг друга. К стр.: 36 цикл лекций о народных душах — одиннадцать лекций под общим названием «Миссия отдельных народных душ в связи с германонордической мифологией» были прочитаны Рудольфом Штейнером в Христиании (Осло), Норвегия, 7-17 июня 1910 r. GA 121. 36 в эти дни — лекцией 30 марта 1918 г. открывался цикл из семи лекций, которые Рудольф Штейнер читал в Берлине под названием «Жизненные дары антропософии». GA 181. 40 даже в публичной лекции — лекция в Берлине 14 марта 1918 г. «Историческая жизнь человечества и ее загадка». GA 67. 40 Гримм Герман (1828 — 1901) — немецкий искусствовед, автор «Жизни Рафаэля Урбино» и «Жизни Микеланджело» (1 и 2 главы в русском переводе изданы в 1913 г.), часто упоминаемый Рудольфом Штейнером. 46 жизненный эфир, световой эфир — элементы физического плана. Относительно его строения, а также строения примыкающего к нему астрального плана, затрагиваемого в лекции, необходимо иметь в виду следующее. — «В обычной жизни различают три состояния тел: твердое, жидкое и газообразное или воздушное. Твердое надо отличать от минерального. Воздух и вода тоже минеральны. В теософских сочинениях к ним причисляются еще четыре других более тонких вида вещества. Следующее, что будет более тонким, чем воздух, — это тот элемент, который расширяет его (воздух), делает его в пространственном отношении все больше. То, что так раздвигает воздух, есть тепло; это, собственно, более тонкий эфирный материал, первая степень эфира, тепловой эфир. Теперь в качестве эфира второго рода следует световой эфир. Тела, которые светят, испускают вещество, обозначаемое в теософии световым эфиром. Третий род эфира — носитель всего, что формирует тончайшие вещества, формирующий эфир, именуемый также химическим эфиром. Это тот эфир, который вызывает соединение кислорода и водорода. А наитончайший эфир — это тот, который образует жизнь, это прана или жизненный эфир. Наука смешивает все четыре вида эфира в одно. Но постепенно она все-таки откроет их. Наше обозначение выдержано в духе розенкрейцеров, тогда как индийская литература говорит о четырех различных степенях эфира» (30 сентября 1905 г., Берлин. GA 93а). Для сопоставления этих сведений с данными главы «Мир душ» из книги Рудольфа Штейнера «Теософия» существенно указание на соотношение верхних подразделений физического плана и нижних — астрального, содержащееся в лекции в Кельне 27 декабря 1907 г., GA 101: «Исходя из физического плана, мы имеем здесь [рисунок] семь подразделений физического плана, далее — семь подразделений астрального плана. Три нижние из них совпадают с тремя верхними физического плана. Нам надо представлять себе астральный план совмещенным с физическим так, чтобы три верхних части физического плана являлись одновременно тремя нижними частями астрального плана. Мы можем говорить о пограничной зоне. Она та, которую наши души не могут покинуть после смерти, если они еще прикованы вожделениями к земле. Ее называют Камалокой». 51 этого первого принципа — имеется в виду первый из трех основных принципов Теософского общества: «Составлять ядро общего братского союза человечества без различия веры, нации, социального положения, пола». 52 древнегреческий элемент... египетско-халдейский элемент третьего послеатлантического культурного периода — культурное развитие человечества со времен гибели Атлантиды протекало, согласно Рудольфу Штейнеру, в смене культурных периодов продолжительностью в 2160 лет каждый: I. древнеиндийский — 7227 — 5067 гг. до Р.Х. II. древнеперсидский — 5067 — 2907 гг. до Р.Х. III. египетско-халдейский — 2907 — 747 гг. до Р.Х. IV. греко-латинский — 747 г. до Р.Х. — 1413 г. 2160 лет — время, в течение которого Солнце проходит полностью один из знаков Зодиака, чьи силы, соединяясь с силами Солнца, вливаются в развитие соответствующей культуры на Земле. Тем временем получают развитие и накладывают свой отпечаток на всю культуру поочередно силы человеческого существа — эфирного тела в древней Индии, тела ощущений — в древней Персии, а в исторические времена — души ощущающей в древнем Египте, души рассудочной в древней Греции и Риме и души сознательной, начиная с 1413 г., в Западной и Средней Европе. Историческое сознание появляется с первым проблеском Я в душе. В эпоху души ощущающей, когда это происходит, человечеству было дано откровение Божественного Я на Синае. Крестную Смерть Христа Иисуса на Голгофе Рудольф Штейнер обозначает как момент рождения Я в человечестве. В будущем, охватывая период с 3573 г. по 5733 г., подлежат развертыванию силы Самодуха или Манаса, по восточной терминологии. Подробнее см. в «Очерке тайноведе-ния» последний раздел главы «Развитие мира и человек» и главу «Настоящее и будущее развитие мира и человечества». GA 13. 54 особым выступлением Христа — речь идет об открывающейся перед человечеством с XX ст. возможности пережить личную встречу с Христом. 16 лекций Рудольфа Штейнера на эту тему изданы под общим названием «Событие явления Христа в эфирном мире» GA 118. 56 духи, к которым мы... имеем только одно отношение — Ангелы-хранители. Под их властью и защитой находится часть астрального тела человека, на которую не распространяется его сознание-Я. См. лекцию 6 августа 1908 г. GA 105. 57 Он располагался выше, когда действовал больше в душевном элементе; он сходит вниз, когда действует больше в телесном — здесь, по-видимому, следует видеть объяснение тому, что выражение «душа народа» Рудольф Штейнер употребляет как будто в том же смысле, что и «дух народа». Очевидно, имеется в виду уровень, на котором действует дух народа: остается ли он на уровне душевной жизни, или спускается глубже, достигая телесного состава своего народа, для чего требуется развить больше духовных сил. 60 астральный план... ментальный план — области духовного мира, с которыми человек связан своим астральным телом и духовной частью своего существа. Описаны в «Теософии» Рудольфа Штейнера как мир душ и страна духов (GA 9); в существенно ином аспекте рассмотрены в лекции «Эфиризация крови. Вступление эфирного Христа в земное развитие» 1 октября 1911 г. в Базеле. GA 130. 62 в Камалоке — то есть в месте очищения души после смерти. См. выше примечание к с. 46 и схему. 62 сражаются на стороне японцев — имеются в виду неудачи, которые русская армия и флот терпели во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
III Инкарнация в России Вопрос о путях реинкарнации душ, проходящих развитие в составе различных народов, Рудольф Штейнер рассматривает по понятным причинам весьма сдержанно. Тем не менее из его лекций явственно вытекает мысль, что существует известная закономерность, с которой души, приобретшие определенный земной опыт в одном народе, ищут, — пройдя через жизнь между смертью и новым рождением, — приобретения нового опыта во вполне определенном другом народе или по крайней мере — группе народов. В настоящем разделе на фоне широкой панорамы сложных духовных взаимодействий и соотношений освещается — опять-таки достаточно сдержанно — значение того опыта, который душа извлекает из своей земной жизни в составе русского народа. Идея реинкарнации, рассматриваемая в связи с прохождением души на пути инкарнаций через разные народы и расы, будучи принята, составит благодатную почву для развития здорового чувства принадлежности человека к тому или иному народному сообществу без преувеличений ложно понимаемого патриотизма. К стр.: 66 Константин, сын Констанция Хлора (272-337) — император Римской империи в 306-337 гг., ранее военачальник при Диоклетиане. После смерти императора Галерия в 311 г. повел против своего соправителя Максенция борьбу за единодержавие, закончившуюся победой в 312 г. Основатель Константинополя (326 г.) и ранневизантийской государственности. При нем произошел поворот римской религиозной политики в сторону христианства и одновременно положено начало вмешательства государства в жизнь христианской церкви. 66 Юлиан Апостата, греч. Отступник (332-363) — племянник Константина Великого, император Римской империи в 361-363 гг., один из образованнейших людей своего времени, философ на троне. Получил строгое христианское воспитание, однако, заняв престол, сделал попытку возродить в империи старые языческие культы в противовес христианству, ставшему уже фактически официальной религией в государстве. Был убит 26 июня 363 г. под Ктезифоном во время похода против новоперсидского царства. Подробно о нем см.: Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб.: Алетейя, 1994. 69 благодаря великим открытиям — географические открытия конца XV-XVI вв., в ходе которых далеко раздвинулись пространственные представления европейцев о мире и расширилось поле их хозяйственной и культурной деятельности. 70 Жанна д’Арк (ок. 1410/1412-1431) — героиня Столетней войны, завершившейся в значительной мере благодаря ее выступлению изгнанием англичан из Франции и территориальным размежеванием двух стран. Попав в плен к англичанам, была подвергнута церковному суду, обвинившему ее в колдовстве, и приговорена к смерти на костре. Провозглашена католической святой в 1910 г. 71 тот, кого вы ищете, его здесь нет — слова Ангела, обращенные к женщинам, ранним утром в воскресенье пришедшим ко гробу, куда было положено тело распятого Христа Иисуса (Лк. 16: 6). 72 Лекция «Германская душа и немецкий дух с точки зрения духовной науки» была прочитана 14 января 1915 г. в Берлине. GA 64. 72 эпоха, когда творили создатели «Песни о Нибелунгах», Вальтер фон дер Фогелъвейде — Высокое средневековье, XII-XIII вв., эпоха крестовых походов и готики, подъема городов, первых университетов, расцвета рыцарской любовной лирики, первым представителем которой в Германии был Вальтер фон дер Фогельвейде. 73 великий Лессинг в минуту слабости допустил идею повторных земных жизней — Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1785) —• немецкий мыслитель, драматург и художественный критик. Рудольф Штейнер имеет в виду §§ 94-100 «Воспитания человеческого рода» (1780 г.), где Лессинг говорит: «Но почему каждый человек в отдельности не мог бы побывать в этом мире больше, нежели только один раз? Потому ли смешна эта гипотеза, что она самая древняя? Что человеческий разум с самого начала додумался до нее, прежде чем школьная софистика отвлекла и обессилила его? Почему бы я не мог совершить здесь один раз все те шаги и направлении моего совершенствования, которые могут принести человеку лишь одни временные наказания и награды, а в другой раз — все те, совершить которые столь сильно помогает нам надежда на вечное воздаяние? Почему я не должен был бы возвращаться столь часто, сколько я способен приобретать новые знания, новые умения? Разве я столь много уношу с собой за один раз, что не стоило бы возвращаться? Не потому ли? — Или потому, что я забываю, что некогда уже был здесь? Благо мне, что я забываю. Воспоминание о моем прежнем состоянии привело бы меня лишь к дурному использованию настоящего. А то, что я должен забыть на сегодня, забыл ли я это навечно? Или потому, что тогда мною было бы потеряно слишком много времени? Потеряно? — А что же я могу упустить? Разве вся вечность не моя?» (Перевод по: Lessings Werke in fü nf Banden. Bd 2. Aufbau — Verlag. Berlin u. Weimar. 1975. S. 315-316). 76 если прибавить к тысяча четырехсотому году две тысячи сто лет — точнее 2160 лет. См. выше примеч. к с. 52. 80 Скифиан — один из величайших посвященных в истории Земли, «хранитель древней атлантической мудрости, глубоко проникавшей во все то, что составляет тайну физического тела» (31 августа 1909 г. в Мюнхене, GA 113); «древняя, высокоразвитая личность, руководившая в более поздней инкарнации школами во внутренней Азии, а позже ставшая также учителем внутренних школ Европы» (31 мая 1909 г. в Будапеште. GA 109/111). В контексте лекции 9 ноября 1914 г. особенно важно упоминание о культурных влияниях, исходивших от Скифиана, в лекции 14 ноября 1909. в Штутгарте: «Послеатлантические культуры происходили из двух потоков (переселенцев из Атлантиды). Отвлекаясь от того, который пошел на Запад и населил нынешнюю Америку, два потока переселенцев излились под руководством их предводителей на Восток — один в северном, другой в южном направлении. Северный, определенная часть которого отстала в Европе, проник вплоть до самой Азии. В то время как там подготавливались и развивались новые культуры, европейское население столетиями жило как бы в состоянии ожидания. Его силы были как бы задержаны ради того, что должно было настать. Они находились в своем сущностном культурном элементе под влиянием того посвященного, который избрал себе это поприще, простиравшееся вплоть до областей Сибири, и которого именуют посвященным Скифианом. Им были инспирируемы предводители первоначальной европейской культуры, покоившейся не на том, что входило в человечество в качестве мышления, а на восприимчивости к элементу, стоявшему посередине между тем, что можно было бы назвать речитативноритмической речью и своего рода пением, сопровождаемым своеобразной музыкой, которой уже не существует сегодня, но которая держалась на сочетании инструментов наподобие свирели. То был своеобразный элемент, остаток которого жил в бардах и скальдах. Все, о чем рассказывает греческий миф об Аполлоне и Орфее, развилось отсюда. Наряду с этим в Европе развивались практические способности благодаря колонизации, возделыванию почвы и так далее» (GA 117). 82 наше здание — Гетеанум, строительство которого велось в Дорнахе (Швейцария) в годы Первой мировой войны. 82 «Калевала» — финский национальный эпос. Записан со слов ру-нопевцев Элиасом Ленротом и опубликован в 1835 г. (полная версия — в 1849 г.). 83 Лекция 9 апреля 1912 г. о «Калевале» в Гельсингфорсе. GA 158. 85 «и», чье значение... известно — гласная «и», согласно Рудольфу Штейнеру, во всех языках выражает ту же силу, которая вызвала выпрямление человека, сделала его существом прямоходящим. 85 «руотси», что позднее превратилось в название русских — вопрос о происхождении названия «Русь» был предметом ожесточенного спора так называемых норманистов и антинорманистов. По существу выходивший за пределы науки спор этот вызывался стремлением антинорманистов во что бы то ни стало опровергнуть скандинавское происхождение этнонима «русь». Вот что пишет в этой связи известный исследователь-лингвист Г.А. Хабургаев: «...Известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Рьсь) лингвистически несостоятельны — для славянских диалектов рассматриваемого времени чередование о/у и даже ь/у невероятны (учитывая, что термин русь появляется около IX столетия!); а сам этноним в славянской среде известен только с у в корне _ (новое Россия — книжное образование, исходящее из греческой огласовки ‘pmq, где соответствие й> славянскому у закономерно).... на севере этот термин отразился как в славянских названиях местности (например, Руса — Старая), так и в ономастической номенклатуре соседних народов: финск. — суоми Ruotsi — «шведы», Ruotsalainen «Швеция»; эст. Roots — «шведы»; Rootslane «Швеция»; водск. Rotsi — «шведы»; ливск. Rü ot’sli — «Швеция». При этом финск. Ruotsi славянами могло быть воспринято только как русь, подобно тому как финское самоназвание Suomi в Новгородской летописи передается как сумь......все, не подвергшиеся славянизации прибалтийско-финские народы знают (и до сих пор сохраняют) этноним Ruotsi (русь) для обозначения шведов (а не славян!)...» Хабургаев Г.А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979. С. 218-220. 87 Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) — американский философ-спиритуалист. 88 мюнхенский цикл «Тайны Порога» — цикл в составе восьми лекций, прочитанных Рудольфом Штейнером 24-31 августа 1913 г. в Мюнхене; последний из традиционных предвоенных августовских лекционных курсов, устраивавшихся в Мюнхене ежегодно с 1909 г. GA 147. 89 после «мировой полуночи» — середина и одновременно вершина жизни души после смерти, после чего начинается спуск к земле для нового воплощения. Подробнее в венском цикле лекций 9-14 апреля 1914 г. «Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением». GA 153. 89 наступило владычество Михаила, тогда как прежде правил Гавриил — развитие культуры на земле протекает в смене так называемых архангельских эпох, продолжительностью примерно в 350 лет каждая. Поочередно семь ведущих духовных существ из иерархии Архангелов осуществляют формирующие воздействия на земную культуру, которая благодаря этому всякий раз приобретает новые ориентиры и новый основной тон. Эпоха архангела Гавриила, представляющего силы Луны, заняла отрезок времени с 1510 по 1879 гг. Ее отличал расцвет естествознания, национальных государств и культур. Сменившая ее в 1879 г. новая эпоха архангела Михаила, представляющего в своей иерархии силы Солнца, характеризуется, как и прежние эпохи его правления, космополитической устремленностью развития. См. об этом: Рудольф Штейнер. Наставления для эзотерического ученичества. Из содержания Эзотерической школы. СПб.: Дамаск, 1994. С. 119, 178. 90 Теодора — персонаж драм-мистерий Рудольфа Штейнера. 94 Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327) — один из великих немецких мистиков, монах-доминиканец. См. о нем в кн.: Рудольф Штейнер. Мистика. М.: «Духовное знание», 1917. «Избранные проповеди» Мейстера Экхарта в переводе М.В. Сабашниковой были изданы в России в 1912 г. 95 франко-русский союз — поворот России от традиционного для нее в XIX в. союза с Германией и Австро-Венгрией к военному союзу с Францией произошел в 1891 г., а окончательно союз был оформлен в 1893 г. Он подготавливался с 1886 г., когда французское правительство открыло парижский денежный рынок для займов правительства Александра III. С этого года правительство России стало регулярно черпать во Франции недостававшие ему денежные ресурсы для покрытия своих бюджетных дефицитов. Французские правящие круги, стремившиеся к реваншу после поражения во франко-прусской войне 1870-1871 гг., нуждались в союзнике против Германии и свою финансовую поддержку русского правительства обуславливали заключением военного союза двух стран, оказавшегося роковым прежде всего для самой царской России.
|