Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 3 страница
Важно, что в этом существе живет относительно большая мудрость, мудрость, имеющая отношение ко всему космическому ритму. То, что видит голова, принадлежащая этому кентавру, есть космический ритм, в который помещен и человек как существо, живущее между смертью и новым рождением.... Все люди несут в себе весьма мудрого другого человека, именно кентавра. Однако несмотря на свою мудрость этот кентавр оснащен в то же время всеми дикими инстинктами животности. Теперь вы поймете мудрость мирового правления. Она не могла дать человеку сознание, могущественное и прозревающее мировой ритм, с одной стороны, но неукрощенное, погруженное в дикие влечения, с другой. Однако то, что в одной инкарнации является животностью этого кентавра, укрощается, — сопоставьте то, что я теперь говорю, с другими лекциями, где я освещал данную тему с другой точки зрения, — в следующей инкарнации тем, что он проходит между смертью и новым рождением через мир мирового ритма. То, что в нынешней инкарнации лежит в основе нашей системы легких, что утаивается, появляется в виде вашей физической головы, которая тогда, правда, низводится до чувственно-ограниченного знания; оно появляется в следующей инкарнации в виде целого человека с укрощенными дикими влечениями [прежней инкарнации]. То, чем является кентавр в этой инкарнации, является чувственно воспринимающим человеком в следующей инкарнации». (11 декабря 1917 г., Дорнах. GA 179).
VI Народный характер и культурные задатки К стр.: 141 в цикле лекций о миссии народных душ — цикл в составе 11 лекций «Миссия отдельных народных душ в связи с германо-нордической мифологией», GA 121, прочитанных 7-17 июня 1910 г. в Христиании (Осло), Норвегия. 141 Земля наша прекрасна — вольная передача текста «Повести временных лет» под 862 г.: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» (в переводе Д.С. Лихачева). 144 Гердер Иоганн Готфрид (1744-1808) — немецкий мыслитель эпохи Просвещения, протестантский проповедник в Риге и при Веймарском дворе (1776-1808), друг И.В. Гете. Его основной труд «Идеи к философии истории человечества» (1784) оказал большое влияние на формирование самосознания славянских народов. 144 славянофилы — представители течения русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. Из наблюдений над историческим опытом России, формами человеческого общежития, религиозностью славянофилы сделали вывод о культурной самобытности России, но при этом противопоставили их «ложным началам» западных народов. Религиозное единомыслие, мессианизм, соборность, означающая, что общество строится не на отдельной личности, как на Западе, а на соборе или собрании личностей, коллективе, порицание юридических учреждений Запада и объявления их ненужными России, — весь основной набор идей славянофилов, как ни парадоксально, нашел полное осуществление с приходом к власти в России большевиков в 1917 г., и только православие было оттеснено на задворки режима, а его место заняла коммунистическая иерархия со своим вероисповеданием и регулярно отправляемым культом. 145 это третье, самое мирное свойство можно извратить в такой степени, что эту обычно мирную массу организуют и призывают к самой кровавой бойне — очевидный отклик на шовинистический подъем в России, которым сопровождалась мобилизация при объявлении войны Германией 1 августа 1914 г. Показательна последовавшая за этим быстрая смена настроений в обществе, о которой свидетельствует в своих воспоминаниях В.Б. Станкевич, один из деятелей Февральской революции 1917 г., близкий к А.Ф. Керенскому: «...после первого угара манифестаций и патриотического воодушевления хотелось вернуться домой, разобраться в душе... И почти во всех чувствовалось, что война воспринимается как нечто внешнее, чужеродное: масса русского общества никогда не чувствовала в войне своего собственного дела. Оно говорило: „мы сочувствуем войне“, „мы помогаем ей“, но оно не сказало „мы воюем“». (В.Б. Станкевич. Воспоминания. 1914-1919. Берлин, 1920. С. 18). 150 Пуританство — от лат. purus — чистый; религиозное движение, возникшее в Англии в ходе Реформации во второй половине XVI в.; пуритане требовали очищения церкви от остатков «идолопоклонства», т. е. обрядности в культе, осуждали праздники и ввели обязательное чтение Библии дома по воскресеньям; приняли участие в заселении английских колоний в Сев. Америке в XVII в. и сыграли решающую роль в формировании основ американской цивилизации. 155 бруттоновы, белламиевы проекты мироустройства — в первом слове, по-видимому, неточное воспроизведение стенографисткой имени французского писателя-утописта Ретифа де ла Бретона (1734-1806), автора романа «Южное открытие» (в русском переводе издан в 1936 г.); Беллами Эдуард (1850-1898) — автор нашумевшего утопического романа «Глядя назад. 2000-1887», в котором дано описание будущего социалистического общества; под разными названиями неоднократно издавался в России. 159 три вещи в «Сказке» Гете — приводимая Рудольфом Штейнером формула из «Сказки» Гете («Власть, Явление или Видимость и Мудрость, Познание»), была почерпнута последним из масонской традиции, к которой он примыкал с 1780 г., но восходит к более глубоким оккультным познаниям. В «Сказке» формула выражена несколько иначе: «Три начала властвуют над миром: мудрость, свет и сила» (И.В. Гете. Избранные сочинения в десяти томах. Т. 6. М., 1978. С. 216). Опять-таки в несколько ином порядке названы три начала авторами «Интернационального словаря по масонству»: «Мудрость, Сила и Красота — три идеала, которые должны направлять работу масона» (E. Lennhoff, О. Posner. Unternationales Freimaurerlexicon. Wien — Mü nchen, 1932, S. 1680). «Сказка» была написана Гете для журнала Ф. Шиллера «Оры» в 1794/1795 гг. и стоит в творчестве Гете особняком, как и высоко ценимая в антропософских кругах неоконченная поэма «Тайны». Рудольф Штейнер дал толкования на «Сказку» в лекциях 16 и 23 февраля 1905 г. в Берлине (GA 53) и в двух статьях 1899 г. — «Тайное откровение Гете» (GA 30) и «Духовный строй Гете» (GA 22). 160 Страж Порога — по Рудольфу Штейнеру, «самостоятельное существо», встреча с которым необходима для правильного вступления в сверхчувственный мир и дальнейшей ориентации в нем. См. главу «Страж Порога» в книге «Как достигнуть познаний высших миров?». М.: «Духовное знание», 1918 и современные переиздания. 162 Трейчке Генрих, фон (1834-1896) — немецкий историк, с 1886 г. — официальный историограф Пруссии, горячий приверженец О. фон Бисмарка и идеи сильной государственной власти, покоящейся на твердом монархическом основании и олицетворяемой для него династией Гогенцоллернов; автор пятитомной «Немецкой истории в XIX веке». 163 Габсбурги — в данном случае — австрийская ветвь старинного дома Габсбургов, правившая в Австрии с 1283 по 1918 гг.; до 1806 г. носители титула императоров Священной Римской империи германской нации; в апреле 1918 г. были изгнаны из пределов Австрии. 163 Гогенцоллерны — бранденбургские курфюрсты, с 1707 г. короли Пруссии, с 1871 г. императоры объединенной Германии; свергнуты ноябрьской революцией 1918 г.
VII Вехи истории и культуры Высказывания Рудольфа Штейнера, приводимые в данном, а также в последующих разделах, носят, естественно, отрывочный характер. Их значение не только в том, что именно видел Рудольф Штейнер в том или ином явлении русской жизни, но и в точке зрения, с которой он их рассматривал. К стр.: 169 то, что сегодня представляют славяне, находилось еще далее в Азии — Рудольф Штейнер фактически подтверждает здесь гипотезу о приходе славян с востока, высказанную на основе данных языка в XIX в. (см. А. Некрасов. Место первоначального обособления славянского племени и направление его движений по отношению к Черному морю [гипотеза по данным филологии]. Казань, 1879). 169 Славяне пришли сюда гораздо позже — по сведениям составителя «Повести временных лет» (нач. XII в.) славяне в канун своего окончательного расселения проживали на Дунае, «где теперь земля Венгерская и Болгарская». Точных сведений о времени появления их здесь источники не содержат. В VI в. начинается их стремительное выдвижение на Балканы, зафиксированное византийцами. Можно со значительной долей уверенности предполагать, что на это же время, VI—VIII вв., приходится и их выдвижение в район Приднепровья и может быть Приильменья. 170 мы имеем дело с великим множеством природных духов — соответственно четырем основным элементам природы выделяются обитающие в них духи подчиненного порядка, «элементарные духи»; традиция, восходящая к временам древнего ясновидения, различает гномов или кобольдов, живущих во всем твердом, ундин или нимф (в России — русалок), обитателей текучего элемента; эльфов или сильфов — духов воздуха, и саламандр — элементарных духов, чьи действия находят выражение в проявлениях тепла или огня. Описанию элементарных существ и их отношению к человеку посвящено немало лекций Рудольфа Штейнера, в особенности — цикл из 11 лекций «Духовные существа в небесных телах и царствах природы» (GA 136). 176 Давайте допустим, что... там, где Россия, — везде море — это допущение имеет опору в фактическом положении вещей в прошлом, о чем Рудольф Штейнер говорил в другой связи в лекции 16 июля 1910 г. в Христиании: «Рассмотрим ясновидчески древний континент Атлантиды, который мы должны искать там, где теперь находится Атлантический океан — между Африкой и Европой, с одной стороны, и Америкой, с другой. Этот континент был окружен родом теплого течения, течения, относительно которого ясновидческое сознание показывает, что, как странно это ни звучит, оно восходило с юга, протекая через Баффинов пролив к северной Гренландии и охватывая ее, далее перетекало на восток, постепенно охлаждалось, затем в ту эпоху, когда Сибирь и Россия еще долго не поднимались на поверхность земли, текло книзу в область Урала, поворачивало обратно, касалось восточных Карпат, втекало в ту область, где находится теперешняя Сахара и, наконец, в Бискайском заливе достигало Атлантического океана, так что это была область замкнутого течения» (GA 121). 179 это отношение совсем иное — мифологии, сопоставимой с весьма дифференцированным миром богов древних греков, римлян, германцев, славяне действительно не имели; сведения о ней вообще отрывочны и скудны и, похоже, что часть известных по именам богов древних славян заимствованы у других народов. Рудольф Штейнер указывает, что для славян были важны не индивидуализированные фигуры богов одного уровня, а олицетворенные представления о планах бытия. Последние можно уловить в идее поколений, населяющих мир существ. Упоминаемый в Ипатьевской летописи бог Неба, Сварог (от санскрит. Svarga — небо) имеет детей — сварожичей — огонь и Дажьбога. Дажьбог (от слова «дати») — это Солнце, податель жизни. Русские в «Слове о полку Игореве» названы его внуками. (Хоре, полученный славянами из персидской мифологии, очевидно, в то время, когда они находились в близком контакте с персами, и имеющий также отношение к Солнцу, это, по остроумной догадке A.C. Фаминцина, — солнцев конь, а Дажьбог — само Солнце.) 180 То, что появляется как Благославляющий, как весна...— Рудольф Штейнер рисует здесь своего рода имагинацию Троицына дня, когда по народному поверью Небо соединяется с Землей. В этой связи большой интерес представляет толкование рельефов так называемого «Збручского идола», которое дал акад. Б.А. Рыбаков (см. его «Язычество древней Руси». М., 1987. С. 240-243). 180 Это существо, не один раз встречавшееся нам в персидской мифологии...— Аура-Маздао, Агурамазда древних персов, духовная аура Солнца, Дух Солнца, Христос прежде его воплощения на земле. Рудольф Штейнер подчеркивает древнеперсидский аспект существа Христа, поскольку в шестой послеатлантической культурной эпохе, носителем которой готовится стать славянство, возродится на новый лад религия Заратустры (см. лекцию 2 сентября 1908 г. GA 106). 180 Пятый мир — приведем в пояснение выдержку из берлинской лекции 25 октября 1909 г.: «В своем странствии по жизни человек идет от рождения — или также зачатия — к смерти, потом от смерти — к новому рождению. На пути к новому рождению он проходит после смерти сначала астральный мир, затем то, что мы называем нижней частью деваханического мира, и после этого — верхнюю часть деваханического мира. Пользуясь европейскими выражениями, мы называем физический план малым миром или миром рассудка, астральный — миром элементарным, нижний Девахан — небесным миром, а верхний Девахан — миром Разума. И поскольку европейский ум лишь постепенно дорабатывается до соответствующих действительности выражений на своем языке, то лежащее над деваханическим миром получило религиозно окрашенное наименование и называется „миром Провидения“ (Welt der Vorsehung), — это то же самое, что план Буддхи. То, что лежит выше, древнее ясновидение, правда, могло обозревать, и древние предания могли передать это людям, но на европейских языках ему не могло быть дано имени, потому что ясновидящий только сегодня вновь дорабатывается до него. Так что над миром Провидения лежит мир, для которого на европейских языках по-честному и по-настоящему еще не может существовать никакого названия. Он действительно существует, но мышление еще не дошло до того, чтобы его характеризовать, ибо нельзя взять какое придется название для того, что по-восточному называют Нирваной и что лежит над „миром Провидения“. — Человек, сказал я, доходит между смертью и новым рождением до верхнего Девахана, или мира Разума. Там он взирает в более высокие миры, в которых он сам не находится, и видит, как в этих более высоких мирах действуют стоящие над ним сущности. В то время как человек проводит свою жизиь в мирах между физическим планом и планом Девахана, для Бодхисаттвы нормальным будет, что он доходит до плана Буддхи, который мы в Европе называем „миром Провидения“, — это правильное название, потому что его задача — провидчески направлять мир от эпохи к эпохе. А что наступает, когда Бодхисаттва проходит через воплощение Готамы Будды? — Достигнув известной ступени, он доходит до следующего плана, „плана Нирваны“. Это его ближайшая сфера. Этим мы охарактеризовали Бохдисаттв, делающихся затем Буддами, чтобы вступить на план Нирваны. Все, что работает над человеческим внутренним существом, что работает внутри, живет в сфере, простирающейся до плана Нирваны. С другой стороны вовнутрь человеческой природы действует такое Существо, как Христос. Он действует с другой стороны также и в тех мирах, в которые восходят Бодхисаттвы, оставляя регион человечества, чтобы самим учиться и становиться затем учителями человечества. Тогда навстречу им сверху — с другой стороны — выступает такая Сущность, как Христос. Тогда они делаются учениками Христа. Двенадцать Бодхисаттв окружают такую Сущность, как Христос, и мы вообще можем говорить не более как о двенадцати; ибо когда двенадцать Бодхисаттв достигнут конца их миссии, время земного существования будет исчерпано....И когда люди идут вперед и развивают качества, вложенные в них Бодхисаттвами, тогда они становятся все более зрелыми для того, чтобы проникнуть в ту же самую сферу» (GA 116). — Из приведенного следует, что Пятый мир — это мир Провидения или Буддхи, куда поднимаются Бо-дисаттвы, но куда в настоящий период развития человек не имеет доступа в своей посмертной жизни. Из лекции 16 июня 1910 г. можно сделать вывод, что в шестом культурном периоде человек начнет подниматься и в этот, Пятый мир. 183 принял иной ранг — в лекции 12 июня 1910 г. этого же цикла сказано, что Дух Времени древнегреческой эпохи, то есть существо из Иерархии Архаев, или Начал, «в определенный момент, совпадающий приблизительно с приходом на землю Импульса Христа, отказался на весь этот наш нынешний период от ставшего тогда для него возможным подъема в регион Духов Формы и стал ведущим Духом Времени, действующим сквозь эпохи... [он] стал благодаря этому ведущим духом распространяющегося экзотерического христианства» (GA 121). 184 приблизительно в то же самое время — норманны начали выдвигаться из Скандинавии в западном направлении с конца VIII в., завоевание варягами славянских областей на востоке Европы происходило в 60-80-х годах IX в. 185 социальное устройство на основе определенной конфигурации кровных связей — фактическое положение вещей состояло в том, что вся Русская земля с IX в. представляла собой владение одного княжеского рода Рюриковичей, а княжеские столы в Киеве, Чернигове, Переяславле и других городах со времен Ярослава Мудрого (ум. 1054 г.) переходили не от отца к сыну, а в пределах одного поколения по старшинству (в следующем поколении с исключением из права наследования городских столов тех князей, чьи отцы умерли, не побывав киевским князем). Оспариваемое ныне за недостатком фактического материала, но прежде общепризнанное положение о германо-варяжских корнях установленного Ярославом порядка наследования имеет подкрепление в факте перехода властных полномочий от одного брата к другому по старшинству при складывании норманнской династии на юге Италии в XI в. После смерти в 1046 г. предводителя завоевателей-норманнов Вильгельма Железная Рука его место во главе отряда занял его брат Дрого; когда тот был убит в 1050 г., графом Апулии стал его брат Гумфрид; после смерти Гумфрида в 1055 г. герцогом Апулии и Калабрии в обход детей Гумфрида был провозглашен его брат Роберт Гвискар (Шакк А. Ф. История норманнов в Сицилии. Пер. с нем. СПб., 1896. С. 56 и след.). 186 Vaeringjar, также Vä rjinger, Warä ger — принесшие клятву, наемники; в Скандинавии относилось к воинам, поступившим на службу в гвардию византийского императора. Не этноним. 187 Идея монархического государства поступает именно с той стороны, откуда пришли и монголы, но только в западную часть Европы она была принесена уже раньше — загадочное на первый взгляд положение целиком основывается на факте возникновения монархии в Европе под непосредственным влиянием Востока. «Цезарь, Август и последующие римские властители находились под сильнейшим впечатлением восточных теорий о божественности власти; культ императоров ведь прямо заимствован оттуда. Все их преемники, византийские цари, средневековые западные императоры, московские цари жадно усваивали те же теории» (Р. Виппер. Несколько замечаний о происхождении церкви // Сб. статей, поев. В.О. Ключевскому. М., 1909. С. 649). Как трудно было монархическому началу утвердиться в Европе, хорошо видно из того, что еще Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250) с завистью смотрел на Восток, чьи правители соединяли в своих руках светскую и духовную власть. «Счастливая Азия! — писал он в одном своем послании. — Счастливые державы Востока, которым нечего бояться ни оружия своих подданных, ни интриг своих первосвященников!» (Книга для чтения но истории средних веков. Вып. 2. М., 1899. С. 416). 187 татаро-монгольская идея, сколотившая там так называемую государственность — Московское государство, сложившееся к концу XV в., было воспитано Ордой, ее порядками и постепенно превратилось в подобие Орды с ее организацией связи («ямской гоньбой») и раскладки податей, денежным счетом и, главное, организацией власти, самодержавием. 189 «Парсифаль» — роман Вольфрама фон Эшенбаха, создан в начале XIII в. См. примеч. к с. 120. 191 в Ирландии... были... школы — в раннем Средневековье остатки древних мистериальных школ западного посвящения; согласно излагаемой Рудольфом Штейнером «эзотерической легенде» Ирландия (также «Гиберния» от лат. hibernus — зимний) была той частью Рая, которая мешала Люциферу войти в Рай. Люцифер смог войти в Рай, когда «Ирландия выделилась из Рая» (19 ноября 1917 г., Дорнах. GA 178). Исключительное положение, занимаемое Ирландией как остатком Рая в составе организма Земли, определялось восходящими из ее почвы силами, препятствовавшими развитию эгоизма и особенно благоприятствовавшими развитию на острове спиритуальной культуры. Здесь в ясновидческих имагинациях могли непосредственно переживать совершавшуюся в Палестине Мистерию Голгофы. «Мистерия Голгофы происходила в Азии, в Иерусалиме разыгрывалось то, о чем затем исторически традиционно сообщается в Евангелиях. Но без того, чтобы сообщения об этом приносили какие-либо человеческие уста, без какой-либо иной внешней связи в мистериях Гибернии в тот момент, когда трагически совершалась Мистерия Голгофы, ясновидчески знали, что в Палестине происходила реальная Мистерия Голгофы» (29 декабря 1923 г. GA 233). Через внешнюю традицию христианство было воспринято и насаждено в Ирландии в V в. св. Патриком (389-460). Ирландия быстро стала на Западе заметным центром христианского благочестия и образованности, так что ирландские монахи могли понести христианство и свои знания на континент. Об их деятельности см. ст. М.Шайтана «Ирландские эмигранты в Средние века» в сб. «Средневековой бьгт». Л., 1925. 191 Бонифаций (ок. 680-754) — англосакс Винфрид; в первой половине VIII в. по благословению папы Григория II осуществил христианизацию Тюрингии, Гессена и Баварии («апостол Германии»), основал множество церквей, монастырей и епископств, впоследствии игравших важную роль в духовной жизни страны (Эрфурт, Регенсбург, Фульда и др.). Добился подчинения ранее независимых христианских общин, основанных ирландскими и шотландскими миссионерами, Риму. Был убит язычниками-фризами во время проповеди Евангелия 5 июня 754 г. 192 в паломничестве, которое он однажды сам совершил к Гробу Спасителя — паломничества русских людей в Святую Землю действительно практиковались, хотя в настоящее время трудно сказать, в каких масштабах; во всяком случае они были характерным явлением и вызвали к жизни литературный жанр «хождений» — описание путешествий к святым местам и виденного там. Известно около 50 таких русских «хождений» XII XVII вв., но, разумеется, не все, пускавшиеся в путь, оставляли описание своих странствий. Самое старое и популярное из них, «Хождение игумена Даниила» (нач. XII в.), отличает стремление автора к сообщению только того, что он видел сам и чему был свидетелем: «Я, недостойный игумен Даниил, придя в Иерусалим, оставался 16 месяцев в лавре св. Саввы и оттуда ходил по всем святым местам и все хорошо видел...» В этом смысле на читателей на Руси особенное впечатление должно было производить подробное описание игуменом Даниилом Гроба Господня, который он, улучив мгновение, собственноручно измерил, и его рассказ о том, как в Страстную субботу в церкви при Гробе «невидимо сходит с неба благодать Божия», которая зажгла лампаду, поставленную им от всей Русской земли (см. «Памятники литературы древней Руси: XII век». М., 1980). — Позже на основе этой же «тяги к средоточию культа» развились и хождения по святым местам русским. 192 как я показал, говоря о мумии — в лекции 24 сентября 1922 г. этого же цикла, завершением которого была лекция 1 октября. 192 его советник — Анастасий Библиотекарь (ок. 800-879), высокообразованный сотрудник папы Николая I, автор «Vita Nicolai»; участник последних заседаний константинопольского собора 869-870 гг. 194 рассматривать метаморфозу растений — см. труд И. В. Гете «Метаморфоза растений» в кн.: И. В. Гете. Избранные сочинения по естествознанию. Пер. И. И. Канаева. М., 1957. С. 20-57. 195 Петр Амьенский (ок. 1050-1115) — проповедник первого крестового похода 1096-1099 гг. 195 Бернар Клервосский (1090-1153) — пользовавшийся огромным влиянием на Западе аббат цистерцианского монастыря Клерво во Франции, инициатор второго крестового похода 1147-1148 гг. 196 Я говорил вам омонстранце и санктиссимуме — в католической церкви монстранцем называется сделанный из стекла или хрусталя сосуд, в который помещали гостию. Ему также придавали форму прозрачного диска в оправе па ножке и с расходящимися лучами. О нем в лекции 12 марта 1924 г. в Дорнахе: «Сходите как-нибудь к мессе; там, — если это праздничная месса, — вы увидите, что на алтаре стоит и тем самым благословляет так называемый санктиссимум, монстранц; здесь внутри — гостия, а здесь — лучи. Что это такое? Это Солнце, а в нем Луна. И весь монстранц, весь санктиссимум своим видом гласит, что христианство происходит из воззрения, признававшего не только Луну, как иудеи, но и Солнце...» (GA 353). 196 перенесен... бессущностным цезарем в Константинополь — подразумевается римский император Константин Великий, основатель Константинополя. См. примеч. к с. 66. 198 Братство общей жизни — возникшее в Нидерландах в XIV в. религиозное общество, стремившееся, не удаляясь от мира, осуществить идеал христианского общежития по образцу христианских общин первых веков. Члены братства жили совместно, в общности имущества, мужчины — в домах для братьев, женщины — в домах для сестер; не принимая обета, так что каждый всегда мог выйти из общины, они держались безбрачия, проводили свой день в различных работах и духовных упражнениях. Средоточием их жизни было проводившееся ежедневно во время общих полуденных и вечерних трапез чтение Библии (Kollatien), прерываемое вопросами и ответами. Такие же занятия они устраивали по воскресным и праздничным дням для народа, когда двери их домов были открыты для всех. Движение из Нидерландов распространилось на при-рейнскую Германию. 198 Моравские братья — также богемские, чешские братья; религиозная община, основанная в середине XV в. после гуситских войн в Чехии Петром Хельчицким; по своему общему духовному устремлению близка к братству общей жизни. 199 для русской культуры существует опасность оказаться опутанной Люцифером — многообразные факты из русской жизни иллюстрируют это. Для наглядности в пояснение можно привлечь рассказанную кн. E. Н. Трубецким историю его юношеского увлечения «национальной оперой» «Руслан и Людмила» Глинки и своего огорчения тем, что старшие не разделяли его восторженного отношения к ней и даже во время представления просто спали. «Отчего же такая нечувствительность и такое равнодушие ко всему родному? И вдруг я услыхал фразу: „il п’у а pas d’action*”. * В нем нет действия (франц.). Я разом нонял, в чем дело, понял не только их, но и ту черту „Руслана“, которая погружала их в сон. В первый раз в жизни я заметил, что в каждом действии этой оперы кто-нибудь спит. В первом действии засыпают все действующие лица; во втором спит Голова; в третьем без конца засыпает на сцене Ратмир, в четвертом — Людмила, в пятом Горислава и опять Людмила. Чтобы наслаждаться этой оперой, нужно обладать именно той способностью, которой недостает среднему музыкальному развитию. Надо уметь отвлечься от сцены, где спят, и уйти в самую глубь этой сказки, которая снится этим спящим. Высшее прошведение русской музыки — очаровательная, но не действенная сказочная греза. Разве это не характерно для русской души и для эпохи глинкинского творчества в особенности?...Прекрасная, светлая, чистая мечта, которая восхищает, радует, уносит прочь от жизни, но не действует. И чем дальше и выше отлетает от жизни мечта, тем больше коснеет жизнь в своем безобразии. Так было в дни Глинки и Пушкина. Так продолжалось и после них. С одной стороны, дивный расцвет русской поэзии, а с другой — крепостное право! И чем выше вершины, на которые поднималось и поднимается творчество русского гения, — тем мучительнее для совести этот упрек, который я тогда слышал в театре:, Д1 п’у а pas d’action“. Это не только суд над оперой, но и суд над Россией» (Кн. E. Н. Трубецкой. Воспоминания. София, 1921. С. 105-106). 200 восьмой вселенский собор в Константинополе в 869 году — был созван по инициативе папы Адриана II и императора Василия Македонянина для осуждения смещенного в 867 г. патриарха Фотия; принял «Canones contra Photium», в 11-м из которых в опровержение учения Фотия о двух душах утверждалось, что человек имеет «одну разумную и познающую душу» — „unam animan rationalem et intellectualem“; фактически это было отменой трихотомии, представления о тройственном составе человеческого существа, ясно выраженного в Новом Завете (см., напр., 1-е послание ап. Павла к фес-салоникийцам, 5: 23). Рудольф Штейнер настоятельно привлекал внимание к этой формуле, так как она, по его выражению, «упразднила дух» (15.05.1917 г. GA 174b). Следует отметить, что восточная церковь с возвращением на патриаршество Фо гия в 879 г. считала постановления VIII вселенского собора недействительными и впоследствии никогда не признавала и его самого. Однако собор происходил в столице Восточной империи и в нем принимали участие восточные иерархи и, значит, постановления соборных отцов не остались без последствий и для восточной церкви. Подробнее о VIII вселенском соборе в кн.: Der Kampf um das Menschenbild/ Das achte ö kumenische Konzil von 869 und seine Folgen. Dö rnach, 1986. — Согласно Рудольфу Штейнеру за постановлениями константинопольского собора 869 г. стоит раскол в мире Ангелов (см. лекцию 8 августа 1924 г. в Дорнахе. GA 237). 202 Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — законовед, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 гг., член Государственного совета с 1872 г.; государственный деятель резко выраженного консервативного направления, убежденный и открытый противник перемен в государственном строе России — выступал против конституционных учреждений, парламентаризма, свободы совести и печати, суда присяжных и адвокатуры, против распространения образования в народе. Всему этому он противопоставлял старые учреждения, коренящиеся, как он писал в «Московском сборнике» (1896), «в той части бытия, где всего крепче связуются и глубже утверждаются нравственные узы, — именно, в бессознательной части бытия». — В основе византинизма — идея соединения Царства и Церкви, то есть самодержавия и православия. 203 Ништадтский мир — заключен между Россией и Швецией в г. Ништадт на западе Финляндии 30 августа/10 сентября 1721 г.; по условиям мира к России отошли Ингерманландия (территория, прилегающая к Неве и Финскому заливу с юга до Иван-города) и часть Карелии, но Петр I возвратил шведам занятую русскими войсками Финляндию и Аландские о-ва. Швеция признала также приобретения Петра I в Прибалтике — Эстляндию и Лифляндию (вплоть до Риги), которые тогда впервые вошли в состав России. Значение Северной войны и завершившего ее Ништадтского мира, по Штейнеру, вовсе не в том, что Россия приобретала «окно в Европу» (оно уже было у нее в виде Архангельска, через который со второй половины XVI в. шла оживленная торговля с Западом), а в том, что, закрепившись на Балтийском море, Россия вошла в Европу, со всеми вытекающими из этого факта последствиями для нее самой и для Европы.
|