Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 6 страница






282 нынешнее королевство Италию намеревались слить с балканским славянством — вместо Италии в проекте Черчилля 1943 г. (см. примеч. к с. 279) мы видим южные государства Германии; очевидно, в планах, которые в оккультных кругах Запада развивали в отношении южных славян, последних не предполагали предоставить самих себе — в южнославянскую федерацию должен был быть включен своего рода эквивалент Австрии — католическая страна, вроде Италии или Баварии, которая и должна была курировать южных славян.

282 часть Греции, но только северная — очевидно южная часть турецкого вилайета Фессалоники (Македония), которую Греция получила в 1913 г. по Бухарестскому мирному договору, подведшему итог второй Балканской войне; северная часть Македонии отошла тогда к Сербии, а восточная — к Болгарии. Республика Македония, созданная после второй мировой войны в составе Югославии с незавуалированными притязаниями на греческую Македонию, явилась очагом напряженности в отношениях между Югославией и Грецией.

285 то, что в это военное время началось с установлением контроля коммерческих связей, замышлялось не для того, чтобы снова исчезнуть после войны — установление правительственного контроля над деятельностью частных компаний в годы войны настораживало уже современников. Один из русских предпринимателей, Б. Телепнев в корреспонденции из Лондона в 1917 г. писал, что предпринятые английским военным министерством меры выходят за рамки непосредственных требований военного времени: «Торговцы и фабриканты, довольно легко смотревшие на принимаемые меры, за последнее время почувствовали, что происходит нечто более серьезное, чем временные изменения, вызванные преходящими условиями войны». Автор высказывал предположение, что меры контроля имеют экспериментальный характер и прокладывают путь послевоенной политике правительства в Англии (Борис Телепнев. Монополия или государственный социализм? Лондон, 1917. С. 2-3). — Впоследствии в несколько приемов опыт государственного контроля коммерческой деятельности в годы Первой мировой войны развился в так наз. «государственное регулирование экономики», западный суррогат социализма и псевдоальтернативу советскому плановому хозяйству.

286 какую власть будут иметь в Бельгии или во Франции британцы — в настоящее время можно со значительной долей уверенности говорить, что никакой; Англия вступила в Европейское экономическое сообщество (теперь — Европейский союз) с третьей попытки, только в 1973 г. и держится там аутсайдером; тон в ЕЭС с самого начала (1957 г.) задают Франция и ФРГ. Можно полагать, что описанные Рудольфом Штейнером планы британских оккультных братств подверглись со временем на первый взгляд существенной корректировке, хотя с тех пор все-таки мало что изменилось по существу. Коррективы связаны с явным переходом руководства в англосаксонском мире от Великобритании к США и настоящей глобализацией целей, которые ставились раньше, имея в виду все-таки прежде всего Европу. Тенденция США к выходу на руководящие позиции в мировой политике не укрылась от взгляда Рудольфа Штейнера. Он указал на нее в лекции 21 мая 1918 г. в Берлине: «То, что происходит теперь, — я выделю только одно, — это то, что подготавливается своеобразное умаление Британской империи, ослабление того, что мир знал доныне как британское, и происходит это так, что то, что было специфически британским, переходит в пан-англо-американизм. Это разыгрывается в нашей действительности самым непосредственным образом. Разыгрывается нечто, направленное на исчезновение британского элемента в пан-англо-американизме. То, что подобные вещи целиком заключены в тенденциях развития, на которые мы уже указывали самым разным образом, не противоречит им» (GA 181). — Это было сказано еще до Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений (1921-1922 гг.), на которой было ликвидировано английское преобладание на море путем уравнивания тоннажа американского линейного флота с британским.

287 Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ-позитивист, в ряде своих политических статей проводил идею всеобщего мира. — В XVIII-XIX вв. идея «вечного мира» и соответствующих международных учреждений для его поддержания приобрела много сторонников во всех странах Европы с тех пор, как она была высказана впервые французским аббатом Сен-Пьером, писателем раннего Просвещения, в 1713 г. Ср.: Трактаты о вечном мире. М., 1963.

288 по этому рецепту насаждается и любовь к миру — Рудольф Штейнер здесь нисколько не утрирует образ мыслей представителей «индустриального коммерциального элемента» и их единомышленников. Вот один из многих примеров тех лет. Французский посол в Петербурге М. Палеолог описывает банкет, устроенный 16 мая

1916 г. Государственной думой в честь французских министров Вивиани и Альбера Тома: «Поднимается лидер кадетской партии в Думе, Василий Алексеевич Маклаков. Он говорит на прекрасном французском языке. Слова его и жесты резки. Прежде всего он напоминает, что он всегда был сторонником мира, и прибавляет, что остался и сейчас закоренелым пацифистом, но это не мешает ему быть страстным сторонником этой войны: „Ведь эта война будет самоубийством войны; ведь в день заключения мира мы так перекроим карту Европы, что войны уже не будут нужны“» (Морис Палеолог. Царская Россия накануне революции. М., 1991. С. 86). — Маклаков В.А. (1869-1957) — адвокат, один из самых влиятельных думцев, считался последователем Толстого и написал о нем книгу; по данным кн. В.Л. Вяземского и О. Леннхофа/О. Познера, член парижской ложи «Авангард» с 1906 г.

288 именно она должна будет обеспечивать мир — эту роль взяло на себя в период «холодной войны» между Востоком и Западом «движение неприсоединившихся стран», одним из соучредителей которого была Югославия. Модификация очерченной Рудольфом Штейнером первоначальной идеи отражает общую глобализацию вскрытых им тенденций во второй половине XX в.

291 Кобден Ричард — см. прим. к с. 263.

291 Брайт Якоб(1821-1899) — английский парламентарий, младший брат Джона Брайта, см. прим. к с. 263.

291 Чемберлен Джозеф (1836 — 1914) — министр по делам колоний Англии в 1895 — 1903 гг., выдвигал идею трансформации Британской империи в имперскую федерацию Англии с ее доминионами и колониями.

291 Линкольн Авраам (1809-1865) — президент США в 1861-1865 гг.

291 Рузвельт Теодор (1858-1919) — президент США в 1901-1909 гг.

291 Вильсон Вудро — см. прим. к с. 30.

292 два года назад я чертил здесь карту — см. в настоящем разделе лекцию в Дорнахе 13 января 1917 г.

293 Нортклиф, виконт (1865-1922) — английский журналист и газетный магнат.

293 Ллойд Джорж Дэвид (1863-1945) — лидер английских либералов, министр торговли, канцлер казначейства в кабинетах 1905-1916 гг., с декабря 1916 г. по октябрь 1922 г. премьер-министр Англии.

294 Кюльман Рихард, фон (1879-1948) — статс-секретарь по иностранным делам Германии в 1917-1918 гг.

298 ничего не подозревавшим среднеевропейцам в Берлинском трактате были подброшены Босния и Герцеговина — см. примеч. к с. 276. С притязаниями на (тогда еще турецкие) Боснию и Герцеговину выступила первоначально сама Австро-Венгрия в лице ее министра иностранных дел графа Андраши при встрече его с его русским коллегой кн. А.М. Горчаковым в июле 1876 г. в Рейхштадте, то есть за два года до конгресса. Однако, верно, что на Берлинском конгрессе предложение о передаче Боснии и Герцеговины Австро-Венгрии исходило от британского министра иностранных дел Солсбери, в остальном вместе с премьер-министром Дизраэли оберегавшего турецкие интересы.

298 до обнаружения возможности достичь морским путем Индии — эту возможность установили португальцы, начиная с 1415 г. упорно продвигавшиеся на юг вдоль западного побережья Африки; важным этапом на этом пути было достижение южной оконечности африканского континента в 1486 г., названной вначале Мысом Бурь, но вскоре переименованной в Мыс Доброй Надежды; всего через 12 лет после этого в 1498 г. португальцы под предводительством Васко да Гамы высадились на западном (Малабарском) берегу Индии. Ключевыми фигурами в истории поиска морского пути в Индию были португальский принц Генрих Мореплаватель (1394-1460), за которым стояли тамплиеры, нашедшие убежище от преследований в Европе в XIV в. при португальском дворе и основавшие в Португалии Орден Христа, и первый вице-король Индии Франсиско (УАльмейда (ум. 1510 г.). В XVII в. морским путем в Индию (и португальскими колониями в Азии) овладевают голландцы, в XVIII в. контроль над ним устанавливают англичане.

298 я бы назвал линией несомого английской миссией мирового потока — торговое значение этой линии — по Атлантике, вокруг Африки в Индию было очевидно вторичным. По мнению английского адмирала А.Т. Мэхэна (1840-1914), оказавшего своими трудами решающее влияние на формирование морской доктрины США и, в частности, на взгляды президента Ф.Д. Рузвельта, «внешние интересы не могут сводиться к коммерческим интересам» (цит. по кн.: Артур М. Шлезингер. Циклы американской истории. М., Прогресс, 1992. С. 208). «Адмирал Мэхэн доказывал, что только державы, владеющие морскими путями, могут быть и мировыми. Он считал такой державой Англию. Он хотел, чтобы такой державой стали Соединенные Штаты. Мэхэн проповедовал сближение обеих англосаксонских стран» (М. Вейнбаум. Франклин Делано Рузвельт. Попытка характеристики. // Новоселье. Нью-Йорк. 1942, № 2, март. С. 41-42).

299 Другая линия — относительно этой линии напрашивается предположение, что она воспроизводит торговый путь «из варяг в греки», пролегавший по речной системе Восточной Европы в IX-XII вв. и оканчивавшийся в Константинополе, но, по-видимому, это не так. Турки вторглись в Европу (на Балканы) из Малой Азии в 1357 г., Константинополь перешел в их руки в 1453 г. Прервав движение торговых судов Генуи и Венеции через Дарданеллы и Босфор в Черное море, они нанесли удар торговле Европы с Востоком, которая пролегала далее по Дону до его сближения с Волгой, затем вниз по Волге в Каспийское море и оттуда — в Персию или вверх по Аму-Дарье (Оксу) в Бухару и Индию; либо — из Константинополя по Черному морю к Трапезунду, верховьям Евфрата и вниз по его течению в Персидский залив. Нельзя поэтому исключать, что в подразумеваемую вторую линию входила в качестве главной речной артерии Волга. Это тем более вероятно, что именно на этом пути англичане искали первоначально своего пути в Индию и Персию в XVI-XVII вв. и только потом отправились на Восток по стопам португальцев и голландцев морским путем. Ср. с п. VIII «Завещания Петра Великого» у Лезюра, примеч. к с. 264.

299 Балканские войны — в первой из них, 1912-1913 гг., военные действия против Турции за обладание ее последним владением в Европе, Македонией, вели объединенные силы Балканской лиги — Сербии, Черногории, Болгарии и Греции; одновременно союзники стремились создать прочную Балканскую федерацию против усиливающегося на Балканах влияния Австро-Венгрии и Германии. Их единство, несмотря на разгром Турции, было расстроено из-за отказа Болгарии предоставить Сербии выход к Эгейскому морю за счет доставшейся Болгарии части Македонии. Вторую Балканскую войну уже против Болгарии вели Сербия, Греция и Турция.

302 илоты — коренное (ахейское) население Лаконии (Спарты), подчиненное дорийскими завоевателями в XI в. до Р.Х. и обращенное в государственных рабов; илоты возделывали отведенные им участки земли и отдавали за это половину урожая.

303 в связи с личностью Штрадера... в моих драмах-мистериях — персонаж четырех драм-мистерий («Врата посвящения», «Испытание души», «Страж Порога», «Пробуждение душ»), созданных Рудольфом Штейнером в 1910-1913 гг.; выведен в качестве изобретателя аппарата, являющегося аналогом мотора Кили. См. примеч. к с. 243.

305 Юпитер — принятое в оккультизме название планетарного воплощения Земли, следующего за нынешним после промежутка покоя (мирового сна, пралайи по индийской терминологии), когда проявленный мир исчезает в чисто духовном бытии. См. «Очерк тайнове-дения», гл. «Настоящее и будущее развития мира и человечества».

306 целительная сила, будучи превращена в силу познания, дает оккультные познания — примером перехода целительной силы организма в способность сверхчувственного познания служит французский врач и провидец будущего Мишель Нострадамус (1503-1566), составивший сборник изречений в стихах, в которых даны предсказания важнейших событий мировой истории на много столетий вперед. Феномен Нострадамуса Рудольф Штейнер охарактеризовал в лекции 14 января 1912 г. в Винтертуре: «Следя за Нострадамусом, интересно обратить внимание на обстоятельства его жизни. Это был человек, обладавший такими ясновидческими силами, которые покоятся на семейных задатках. Но у него они всплыли особым образом благодаря тому, что он был самоотверженный, удивительный врач. Особенно великие вещи он творил во время эпидемии чумы в Провансе. Но о нем стали говорить, будто он — тайный кальвинист. Это повредило ему настолько, что он не мог поступить иначе, как отказаться от врачебной практики. Надо понимать, что это значит! Ведь силы все равно остаются в человеке! Физики открыли, что когда где-нибудь в природе освобождаются силы, тогда они реализуются иным путем. Только в духовных областях люди не хотят знать ничего подобного... И у Нострадамуса они все превратились в ясновидческие силы, потому что он обладал определенным первоначальным ясновидением, как и Парацельс» (GA 143).

309 Особенно подходящее средство... состоит в такой обработке Востока, чтобы они в будущем сохранял... — наиболее отчетливо эта тенденция руководящих оккультных кругов Запада к поддержанию и консервации в России религиозности старого толка выступила на поверхность при переговорах об установлении дипломатических отношений между СССР и США, которые 8-16 ноября 1933 г. вел в Вашингтоне наркоминдел СССР М.М. Литвинов. США позже других западных стран пошли на официальное признание СССР («полоса признания» его западноевропейскими странами, в основном, пришлась на 1924 г.). Литвинов отдавал себе отчет, что во время предстоящих переговоров речь пойдет обо всех проблемах, накопившихся в отношениях между СССР и США после 1917 г. и среди них на первое место, полагал он, выдвинется проблема долгов царского и Временного правительств правительству США и держателям российских ценных бумаг. К его немалому удивлению с первой же встречи с госсекретарем США К.Хэллом американская сторона выдвинула на передний план проблему свободы совести в СССР. То же происходило при последовавших за тем встречах с президентом Ф.Д. Рузвельтом. Литвинов решительно не понимал, с какой целью американцы так заостряют этот вопрос, когда даже с их точки зрения есть много более важных других. К тому же — это было всегда советской официальной позицией — вопрос о религиозных свободах относится к внутренней компетенции правительства СССР. В ходе дальнейших переговоров американцы сузили вопрос до требования гарантий свободы вероисповедания американским гражданам во время их проживания в СССР (речь шла не только о дипломатах). В конечном счете стороны пришли к некоторому соглашению на этот счет, но очевидно, что обеспечение гражданам США свободы отправления культа на территории СССР автоматически расширяло сферу религиозной свободы и для местного населения. — Кажется, что Рузвельт, стяжавший себе славу реалиста в политике, повел себя в данном случае не совсем реалистично и превратил вопрос о свободе совести в СССР в камень преткновения при переговорах. Однако для него это был на самом деле вопрос такой же большой политики, как и те, о которых хотел говорить Литвинов, но только мыслимой в несколько иных категориях. Симптоматично также, что в ранжировке подлежащих обсуждению с Литвиновым вопросов американская сторона поставила на второе место опять-таки не вопрос о долгах, а требование о прекращении деятельности Коминтерна и всякой коммунистической пропаганды на территории США. Это тоже был вопрос не одной только идеологии. «Великая депрессия» 1929-1933 гг. подняла необычайно высокую волну социалистических настроений на Западе и, в частности, в США. Семена коммунистической пропаганды находили для себя там особенно благодатную почву. Но Запад, отодвинувший социалистические эксперименты в Россию (какими средствами он это сделал, исследователям еще предстоит разобрать), со всей серьезностью не хотел допустить их распространения за пределы страны, которой они должны были быть ограничены.

Наконец, стоит отметить, что при всем кажущемся идеализме и благодушии Рузвельта во время переговоров с Литвиновым не было возбуждено никаких других вопросов, связанных с попиравшимися в СССР правами человека, и, в частности, вопроса о страшном голоде только что миновавшей зимы 1932/1933 гг., вызванном политикой советского руководства в деревне и приведшем тогда к гибели 6-10 млн. человек. — Подробнее о переговорах Литвинова в Вашингтоне см. в статье акад. Севастьянова Г.Н. в журнале «Новая и новейшая история», 1994, № 3.

 

IX Русская революция и большевизм

К стр.:

312 Земства — органы местного всесословного самоуправления населения, введены указом 1 января 1864 г. в 33 губерниях Европейской России. Гласные земских уездных собраний избирались прямым голосованием всем населением, но раздельно (по сословным куриям), что при тогдашней избирательной системе давало преобладание дворянству; губернские гласные избирались в уездных собраниях. В ведении земств находилось местное хозяйство — прокладка и ремонт дорог, содержание городских больниц и тюрем, медицинская и ветеринарная служба, народное образование, почта, местная статистика и пр. С созданием земств в России возникла двойственная организация власти, так как земства не являлись частью общей административной системы. Финансовая поддержка их деятельности со стороны государства была ничтожна, и они могли вести ее только с помощью местных сборов (самообложения населения). При своем преимущественно дворянском составе земства представляли собой демократическую альтернативу существующей власти, но они не безусловно склонялись к парламентаризму западного образца. В земском движении существовало возглавляемое Д.Н. Шиповым и А.Н. Наумовым влиятельное течение, выступавшее в 1904-1906 гг. с проектом демократического государственного устройства, альтернативного западному принципу состязательности политических партий. Согласно их представлениям народное представительство должно строиться на основе избираемых населением местных земских учреждений, выдвигающих затем из своего состава представителей во все вышестоящие собрания вплоть до законодательного (назначающего правительство). Однако перевес в земском движении имели сторонники парламентаризма. В начале XX в. земское движение представляло собой значительную организованную силу. 30 июля 1914 г. был создан всероссийский Земский союз. Только в аппарате земского управления в 1917 г. работало 150 тыс. человек.

312 мирская организация отдельных деревенских общин — складывалась в государственной и частновладельческой деревне в XVIII в.; распорядительным органом был сельский сход, ведению которого подлежало распределение земли, раскладка налогов и сборов, общественное призрение, обучение грамоте и пр. Как самоуправляющаяся организация каждая деревенская община представляла собой маленькую республику, стоящую вне системы государственной власти. Мирские порядки основывались на признании равенства прав всех общинников — прежде всего на долю в общинной земле. Последняя была изъята из товарооборота (т. е. не продавалась и не закладывалась). Необрабатываемые угодья (леса, пастбища, воды) находились в совместном пользовании общинников (на общем пастбище, например, пасся весь скот деревни). Пахотные угодья передавались в пользование отдельных семей, но подлежали периодическим переделам в соответствии с изменениями в составе семьи. В русской деревне еще в начале XX в. господствовало трехполье. Каждое из трех полей делилось на однородные в почвенном отношении участки — «коны». В пределах одного кона каждому двору нарезалось такое количество полосок, которое соответствовало количеству работников или едоков, так что надел одного двора лежал не в одном куске, а был разбросан в виде множества мелких полосок в разных местах. Их могло быть у него несколько десятков. В силу чересполосицы общинникам приходилось придерживаться принудительного севооборота: возделывать на своей полоске те же культуры, что и соседи; производить работы в одни и те же сроки, в общем со всеми ритме. В одиночку невозможно было провести улучшения на отдельной полоске. При переделе часть надела могла переменить хозяина. Этот порядок имел много недостатков, но зато он обеспечивал крестьянам равные шансы на урожай — известную социальную справедливость. В ходе реформы П.А. Столыпина 1906-1910 гт. часть крестьян ушла из общины (укрепила свой надел в собственность), но 75 % крестьян в ней осталось. В СССР община была упразднена декретом 30 июля 1930 г.

312 Тот, кто попадал в Россию... наталкивался на такие ассоциации — ассоциации на профессиональной основе стали складываться в России в 1905 г.; тогда возникли не только профессиональные организации рабочих, среди которых своей численностью и силой особенно выделялись союзы металлистов, текстильщиков, печатников, но и лиц интеллигентных профессий — врачей, адвокатов, писателей, журналистов, государственных и железнодорожных служащих, конторщиков, бухгалтеров, учителей низшей и средней школы, приказчиков и так далее. 8-9 мая 1905 г. на съезде в Москве 14 союзов либеральной интеллигенции создали Союз союзов, выдвинувший своей главной политической целью созыв Учредительного собрания. Его деятельность была возобновлена в 1917 г., он сыграл видную роль в организации сопротивления служащих государственных учреждений большевикам в кон. 1917 — нач. 1918 гг.

313 должны становиться рядом с политическими учреждениями — это явление наблюдалось особенно отчетливо в годы войны, когда созданные в мае 1915 г. по инициативе IX съезда представителей торговли и промышленности военно- промышленные комитеты (220 областных с Центральным ВПК во главе) взяли на себя часть задачи по обеспечению армии вооружением и снаряжением и одновременно стали приобретать политический вес.

313 Милюков Павел Николаевич (1859-1943) — крупный историк и видный политический деятель, член Гос. Думы 3-го и 4-го созывов, лидер партии конституционных демократов («кадетов»), министр иностранных дел во Временном правительстве первого состава (2 марта — 6 мая 1917 г.), после ноты 18 апреля союзникам с подтверждением прежних целей России в войне и первого правительственного кризиса, вызванного этой нотой, в вынужденной отставке (даты по старому стилю).

313 Керенский Александр Федорович (1881-1970) — занимал пост министра-председателя Временного правительства с 24 июля по 25 октября 1917 г. Оказавшись не в состоянии прийти к соглашению с крестьянством, уже приступившим к захвату частновла-

дельческих земель, правительство Керенского пало под натиском большевиков (даты по старому стилю).

315 на этой двухтысячерублевой банкноте он видит... свастику — в соответствии с указом 26 апреля 1917 г. Государственный банк начал выпуск первых денежных знаков свободной России — кредитных билетов достоинством в 250 и 1000 рублей. На лицевой стороне обеих банкнот в виде слабо заметного фона для цифрового обозначения номинала было помещено изображение свастики.

316 март 1917 года — по григорианскому календарю, на который католические и протестантские страны Европы перешли в XVI-XVIII вв., Февральская революция 1917 г. пришлась на март.

316 мирных переговоров в Брест-Литовске — переговоры (с декабря

1917 г. по март 1918 г.) представителей австро-германского блока с советской стороной; подписанный 3 марта 1918 г. н.ст. мирный договор способствовал стабилизации положения большевистского правительства в России.

317 Эти новые идеи... должны суметь влиться во все общинное крестьянское население Восточной Европы — эту мысль Рудольф Штейнер высказывал повторно и в других лекциях. В то переходное для России время он видел возможность обращения с идеей социальной трехчленности непосредственно к населению России: «... выздоровление может наступить, если воссоздание международных хозяйственных связей мы попытаемся осуществить на основе членения социального организма натрое по крайней мере у нас. Этому совсем не препятствует то, что государства Антанты не строятся на трехчленной основе. Только для того, чтобы идти вперед, чтобы вообще получить возможность жить и дышать, для нас было бы необходимо, чтобы на востоке Россия и Украина тоже смогли бы согласиться на трехчленность. Но тот, кто знает более глубокие основания общей направленности русской народной души, знает, сколь многое разрушил Брест-Литовский мир и какая возможность существовала именно в России, — если бы не было погребено столь многое, — быстрее всего на самом деле приобрести сторонников этого трехчленного построения социального организма. Это то, пути к чему, конечно, еще придется искать, чтобы наверстать упущенное» (16 мая 1919 г., Штутгарт. GA 330/331). В ответе на вопросы после лекции 25 октября 1919 г. в Цюрихе он также сказал: «Я знаю, что как раз в русском народе заключены элементы, необходимые в первую очередь для того, чтобы понять идею трехчленности, если ее правильно изложить. Вот какая духовная акция должна была бы произойти вместо немыслимой акции Брест-Литовска» (GA 332а).

320 «все испытывайте и лучшее сохраняйте» — слова ап. Павла из первого послания к фессалоникийцам, 5: 21.

320 с IX столетия... как бы отодвигалось — см. лекцию 1 октября 1922 г. в Дорнахе в разделе VII.

321 Pontifex maximus — «великий строитель мостов» (лат.), официальный титул римского папы; первоначально — глава коллегии жрецов древнего Рима. Юлий Цезарь создал прецедент совмещения верховной жреческой власти со светской (63 г. до Р.Х.). Начиная с Августа (12 г. до Р.Х.) все римские императоры возлагали на себя обязанности великого понтифика, что давало им доступ к посвящению («принудительному», по выражению Рудольфа Штейнера). Последним носителем титула был император Грациан (367-383). Первым из пап, который принял титул великого понтифика, был Лев I Великий (440-461), но в официальную титулатуру римских пап титул pontifex maximus вошел в эпоху Ренессанса.

323 носители его считаются новыми мессиями — современники из числа иностранцев, наблюдавшие революционный процесс в России непосредственно, но несколько со стороны, указывали на ту же черту. А. Саймонс, в прошлом настоятель методистской церкви в Петрограде, вызванный в качестве живого свидетеля событий в комиссию сената США 12 февраля 1919 г., показал: «Рабочий был там настолько воодушевлен священным рвением к осуществлению великого дела уничтожения капиталистов и вознесения на вершину власти пролетариата, что он чувствовал себя как бы участником крестового похода за священное дело всего человечества» («Октябрьская революция перед судом американских сенаторов». 2-е изд. М., 1990. С. 18).

324 Борджиа (также Борджаот исп. Borja) — многочисленное семейство испанского происхождения, водворившееся в Италии с избранием в папы одного из его представителей в 1455 г. и захватившее к концу XV в. господствующее положение в римской церкви; в стремлении к власти не останавливались ни перед какими злодеяниями; вся Италия трепетала перед папой Александром VI (1492-1503) и его сыном Чезаре Борджа, послужившим образцом государственного деятеля для Макиавелли в его трактате «Государь».

326 Свою духовную собственность нельзя сохранять... дольше определенного срока — духовная собственность или авторское право находится под защитой с XVIII в. (начало было положено в Англии). В основе современного авторского права лежит международная Бернская конвенция 1886 г., впоследствии пересматривавшаяся и дополнявшаяся. Законодательство разных стран ггредусматривает различные сроки сохранения прав собственности за наследниками после смерти автора.

329 Сельская община единственная реальность на Востоке — поразительное указание на то, что община в России была не пережитком прошлого, как стало принято думать со времен реформы П.А. Сто -лыпина, а ростком будущего. Тем не менее складывается впечатление, что Рудольф Штейнер имел в виду не столько внутреннюю сторону общинной жизни, сколько врожденное тяготение населения России (тогда еще на 85% крестьянского) к образованию локальных общин, не связанных между собой и противостоящих всякому унитарному государству (монархическому, тоталитарному советского типа или президентской республике). Поучительно сравнить в этой связи с тем, что излагал Рудольф Штейнер в лекции 7 августа 1920 г., видение будущего советской России, которое дал в вышедшей в 1920 г. в Москве повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» A.B. Чаянов (переиздана в составе сборника: A.B. Чаянов. Избранные повести. М., 1989). — Насколько актуальной стала в настоящее время обозначенная Рудольфом Штейнером тенденция, видно из борьбы «регионов» с «центром». Россия неминуемо распадется на несколько мелких государственных образований, если не будут приведены в действие новые скрепляющие силы трехчастной организации общества.

330 спиритуальный мир был отброшен на Восток — см. лекцию

1 октября 1922 г. в Дорнахе в разделе VIII.

 

X Главная задача постбольшевистской России

К стр.:

331 момент сотворения человека благодаря вмешательству Яхве — Быт. 1: 26-30.

332 Демиург — действующий в народе (греч.), в основном значении — ремесленник, работающий за плату; в философской традиции Платона и Плотина — Творец мироздания. Ср. лекцию 28 декабря 1913 г. САШ.

332 Эон — век, мир, существо (греч.).

332 гностики — представители большого духовнонаучного движения

II в. н. э., искавшие спасения для души в гносисе — знании, познании (греч.) духовного мира. Наибольшей известностью пользуются гностические системы Василида и Валентина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал