Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Допустимость удаления подсудимого из зала судебного заседания
В уголовном процессе Российской Федерации давно назрела проблема, связанная с законностью и обоснованностью применения к подсудимому меры дисциплинарного воздействия в виде удаления из зала судебного заседания до окончания прении сторон. Данная проблема, к сожалению, неурегулирована частью 3 статьи 258 УПК РФ, а судебная практика противоречива и зачастую противоречит практике европейского суда по правам человека. Основываясь на проведенном исследовании, мы пришли к следующим выводам: 1. Изучены правовые позиции Конституционного суда РФ по вопросу применения ч.3 ст. 258 УПК РФ, а именно: Определение от 17 октября 2006 года №421 – О[531], Определении от 20 октября 2005 г. №371 – О[532], от 16 ноября 2006 г. №515 – О[533], от 15 ноября 2007 г. №821 – О – О[534]. Исходя из данных позиции – при нарушении порядка в зале судебного заседания, подсудимый может быть удален из зала суда. При этом, должен в постановленииуказать конкретные фактические обстоятельства, которые свидетельствовали о нарушении порядка в зале суда. 2. Удаление из зала суда есть «крайняя мера», которая должна применяться лишь в случаях явного неуважения и неподчинения законным требованиям председательствующего. При этом, нарушения со стороны подсудимого должны иметь системный характер и быть направлены на срыв судебного процесса в целом. 3. Незаконное и необоснованное удаление подсудимого из зала суда, будет является процессуальным основанием для отмены приговора судом апелляционной инстанции. Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, выраженной в Определении от 28 ноября 2012 года № 35-О12-26СП[535] 4. Европейский суд по правам человека по поводу удаления подсудимого из зала суда высказывает следующую позицию: «в случае удаления, председательствующий судья должен убедиться, что подсудимый мог разумно предвидеть последствия своего поведения. Судья, перед тем как удалить подсудимого, должен либо вынести предупреждение, либо объявить небольшой перерыв с целью разъяснить подсудимому возможные последствия его поведения, чтобы он мог успокоиться.»[536] Незаконное удаление подсудимого из зала суда нарушает прово на защиту и ликвидирует состязательность. По нашему мнению, для решения проблемы необоснованного удаления, Верховному суду РФ следует издать постановление пленума, в котором бы были четко регламентированы достаточные основания, при наличии которых суд вправе удалить подсудимого из зала суда.
Юркевич М.А., Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ПРАВО ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ НА ВЕДЕНИЕ Процессы с участием присяжных заседателей отличаются своей длительностью, фактической и правовой сложностью, что детерминировано категорией уголовных дел, рассматриваемых в таком составе (как правило, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях), количеством подсудимых и количеством инкриминируемых им эпизодов преступной деятельности. Особенности человеческой памяти не позволяют на протяжении длительного периода времени удерживать во внимании воспринятую информацию, тем более, не относящуюся к привычной сфере деятельности. Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что присяжные заседатели, не будучи профессиональными участниками процесса, испытывают определенные затруднения в запоминании информации, сообщенной сторонами и имеющей значение для рассматриваемого дела. Именно для обеспечения возможности фиксации и последующего использования в целях вынесения законного и справедливого вердикта полученной в ходе судебного заседания информации присяжные заседатели наделяются правом делать собственные заметки и использовать их при вынесении вердикта. Как отметил Верховный Суд РФ, ведение присяжными заседателями собственных записей является именно их правом, а не обязанностью, и то обстоятельство, что они не воспользовались данным правом, не является основанием для отмены приговора[538]. «Записи, которые вправе вести присяжные, не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи ни во время судебного заседания, ни после него»[539]. Важно обратить внимание, что УПК РФ не допускает какого-либо иного способа фиксации присяжными заседателями сообщаемой им информации, например, с помощью звукозаписывающей техники, хотя некоторые авторы высказываются о целесообразности подобного расширения прав присяжных заседателей[540]. По мнению автора, такое нововведение приведет к проявлению всевозможных злоупотреблений присяжными заседателями (например, оставление в зале судебного заседания диктофона), а также сделает иллюзорной тайну совещания присяжных заседателей после оглашения ими вердикта. Представляется, что фиксация информации способами иными, чем указано в п. 3 ч. 1 ст. 333 УПК РФ, является злоупотреблением присяжными заседателями своим процессуальным правом. Таким образом, закрепление прав присяжных заседателей – это создание присяжным заседателям надлежащих условий для исполнения ими своего гражданского долга по отправлению правосудия, а регламентация процедуры их реализации – попытка не допустить злоупотребление правом, т.е. использования права в целях, противных интересам правосудия.
СЕКЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА»
Берестюк Н.С., студент ЮурГУ . КОНЦЕПЦИЯ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАЩИТУ» В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА [541] «Ни одна международная борьба не ограничивает своего действия только спорящими или враждующими сторонами. Отсюда законное право и обязанность посторонних (третьих) государств предупредить столкновение или поставить его в известные границы. Но они обязаны также уважать права и интересы сторон» [542] (Ф.Ф. Мартенс)
Тема гуманитарной интервенции является одной из наиболее спорных в международном праве, так как непосредственно затрагивает его основные принципы: суверенитет, невмешательства во внутренние дела и неприменение силы. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда повсеместно возникают очаги региональных конфликтов, что создаёт угрозу международной безопасности и нарушения прав человека. Продолжением идей гуманитарной интервенции стала концепция «ответственности по защите» (responsibility to protect, R2P). Официальное признание большинством государств-членов ООН она получила в 2005 году[543] и стала новой нормой международного права, подтверждённой opinio juris[544]. Однако не все учёные разделяют идею о том, что данная концепция сформировалась как новый принцип международного права, и тем более, как норма[545]. По нашему мнению, несмотря на наличичие противников данной концепции, её необходимо воспринимать как существующий и используемый на практике механизм, не лишённый однако своих недостатков (возможность злоупотреблений, противоречие основным принципам международного права). Ответственность по защите базируется на трёх основных постулатах: 1. Государство обязано защищать своё население от гуманитарных катостроф; 2. Международное сообщество обязано помогать государству, если оно не справляется со своей обязанностью по защите; 3. Если ситуация выходит из под контроля государства, то международное сообщество обязано вмешаться, используя принудительные меры (в том числе различного рода санкции и контрамеры). Суверенитет в таком случае перестаёт быть привилегией, он становится обязанностью, которая возлагает на государство отвественность по защите своего населения[546]. Важнейшей проблемой была и остаётся проблема достижения баланса между основополагающими принципами международного права и применением концепции. Это возможно путём координированного закрепления механизма контроля как нормативно, так в последующем и на практике[547]. Предлагается также внести изменения в Устав ООН, а именно в главу VII, включив в неё новые положения о полномочиях СБ ООН, а также установить достаточно жёсткие критерии, касающиеся оценки необходимости применения концепции и процедуры[548]. Положительный эффект в деле достижения баланса интересов может оказать реформирование СБ ООН, так как исключительно данный орган может санкционировать подобные действия. Это будет способствовать недопущению злоупотреблениями со стороны некоторых участников международных отношений. Таким образом, будут устранены противоречия между отвественностью по защите и принципами международного права, так как данные действия будут иметь прочную правовую основу, что сведёт к минимуму политический подтекст концепции. В прошлом году минуло 20 лет с трагических событий в Руанде, когда мировое сообщество не смогло правильно и своевременно отреагировать на гуманитарную катострофу[549]. Именно жёсткость каркаса основных принципов международного права и несовершенство международно-правовых механизмов не позволили предотвратить трагедию, и такие случаи, к сожалению, не единичны. Концепция отвественности по защите с учётом коррективов по устранению её недостатков может стать шагом к решению многих проблем современного мирового сообщества и провести черту между правомерными и обоснованными вооружёнными действиями гуманитарного характера и очевидными нарушениями международного права.
Ветчинкин В.О., студент ЮУрГУ
Международные организации в сфере энергетики [550] Глобализация энергетических отношений обусловила необходимость возникновения целого ряда международных организаций в этой сфере. Международные организации в энергетической сфере начали возникать во второй половине ХХ в. Практически регулирование международных энергетических отношений осуществляется организациями общей и специализированной компетенции. Существует множество классификаций международных организаций в сфере энергетики. По критерию состава участников их можно разделить на межправительственные (МАГАТЭ) и неправительственные (Европейская ассоциация по возобновляемой энергетике (EUROSOLAR)). По предмету регулируемых энергетических отношений - на регулирующие ядерную (МАГАТЭ, Евратом), нефтяную (ОПЕК), газовую (Форум стран-экспортеров газа), альтернативную (ИРЕНА), угольную (Европейское сообщество угля и стали) энергетику. По географическому охвату - универсальные (Международный совет по большим электрическим системам высокого напряжения) и региональные (Электроэнергетический Совет СНГ). Можно также выделить организации регулирующие энергетические отношения преимущественно развитых (Организация экономического сотрудничества и развития и в ее рамках Международное энергетическое агентство) и развивающихся (Азиатско Тихоокеанское партнерство по чистому развитию и климату) стран и т.п.[551] Среди организаций общей компетенции, которые большое внимание уделяют глобальным проблемам энергетики, следует назвать Организацию Объединенных Наций (ООН). В настоящее время международные организации в системе ООН осуществляют влияние на международное энергетическое право через деятельность таких органов ООН, как Экологическая программа ООН (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по устойчивому развитию, а также таких специализированных учреждений, как Мировой банк и Международный валютный фонд (МВФ)[552]. Отметим, в частности, роль Организации Объединенных Наций в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 5 сентября 2008 г. она подписала соглашение с Россией о создании Международного центра устойчивого энергетического развития. Этот Центр должен стать ключевым компонентом деятельности ЮНЕСКО на энергетическом направлении, проводить важные научные исследования в сфере энергоресурсов. Главная цель его деятельности - обеспечение устойчивого энергетического развития в мире и искоренение того, что специалисты называют «энергетической бедностью»[553]. В свете возрастающего интереса к атомной энергетике на первый план выходит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядер - ной технологии. МАГАТЭ было также создано в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в качестве автономной организации. Особое место в структуре международных организаций в сфере энергетики занимают Мировой банк и Международный валютный фонд. Основным содержанием их деятельности является финансирование правительственных и неправительственных проектов во всем мире. Вопросы энергетической политики и международного энергетического права регулярно обсуждаются на саммитах «большой восьмерки», в рамках специально созданных международных универсальных организаций, в том числе Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), Международного энергетического агентства (МЭА) и других. Россия является членом «восьмерки» (где обсуждаются проблемы мировой энергетики вместе с наиболее развитыми странами, являющимися нетто-импортерами энергетических ресурсов), и одновременно Россия входит в группу ведущих экспортеров энергетических ресурсов, заинтересованных в обеспечении стабильных поступлений средств от экспорта энергоносителей по «справедливым» ценам. Созданы и действуют десятки региональных организаций, в числе которых Межправительственный совет по нефти и газу (в рамках СНГ и ЕврАзЭС), Электроэнергетический Совет Содружества Независимых Государств (ЭЭС СНГ), Организация энергетического сотрудничества стран Балтийского моря (в рамках Совета государств стран Балтийского моря), Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК), Латиноамериканская энергетическая организация (ОЛАДЕ), и другие. В России в 2004-2008 годах усилилась тенденция к формированию нескольких российских энергетических компаний как глобальных компаний (прежде всего «Газпрома» как глобальной диверсифицированной энергетической (нефтегазовой) компании). Значительным потенциалом в этом отношении обладают также «Лукойл», «Роснефть» (особенно в случае слияния с «Сургутнефтегазом») и некоторые другие энергетические компании. Создан и действует ряд неправительственных организаций, которые играют заметную роль в мировой энергетической политике. Это Мировой энергетический совет (МИРЭС) - проводит регулярные конференции по глобальным проблемам энергетики; Мировые нефтяные и газовые конгрессы - рассматривают проблемы развития нефтяной и газовой отраслей; Международная ассоциация нефте и газопроизводителей - занимается вопросами взаимодействия крупных нефтегазовых компаний и координацией их коллективных усилий по ряду глобальных проблем[554]. Также существуют организации содействующие развитию альтернативной энергетики - Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) и проект ИТЭР. К относительно новым специализированным международным организациям в сфере энергетики относятся Конференция Энергетической хартии и ее Секретариат, созданные в соответствии с Договором к Энергетической хартии (ДЭХ). Энергетическая Хартия показала свою несостоятельность в решении конфликтных ситуаций последних лет в сфере транзита энергии. В связи с этим лидирующими странами по поставке энергоресурсов было вынесено предложение по созданию Глобальной энергетической Хартии, способной разрешать многочисленные конфликты в сфере энергетики[555].
Гунько И.С., студент магистратуры юридического факультета ЮУрГУ
|