Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧАСТЬ III. Проблемы общей теории перевода. начает отрицание возможности полного и однозначного понимания какого-либо текста
начает отрицание возможности полного и однозначного понимания какого-либо текста. Опираясь на положения теории отражения о невозможности исчерпывающего отражения одним объектом другого объекта, Г.Р.Гачечиладзе пишет следующее: «Если таков характер процесса познания вообще, можем ли мы рассчитывать, что познание иноязычного произведения может быть исчерпывающим? Безусловно нет. Как и любой предмет, подлинник познается лишь приблизительно, а не полностью, и воспроизведение подлинника — это приблизительный его образ»270. Таким образом, перевод всегда будет «бесконечным приближением мысли переводчика к предмету отражения, то есть к подлиннику»271. Подобные размышления заставляют нас задуматься и над таким вопросом, как коммуникативная компетенция каждого из участников «трио»: автора оригинала, переводчика-интерпретатора и получателя перевода. Л.К.Латышев определяет коммуникативную компетенцию адресата как совокупность умений, навыков и знаний, определяющих его способность адекватно воспринимать и интерпретировать текст272. Коммуникативная компетенция складывается из языковой (шире — семиотической) и неязыковой компетенции, и она является важным моментом герменевтического аспекта перевода273. Важна не только коммуникативная компетенция переводчика, но и коммуникативная компетенция адресата перевода, который выступает в качестве интерпретатора результирующего текста. По мнению Л.К.Латышева, коммуникативные компетен- 270ТачечиладзеГ. Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи. М.: Сов. писатель, 1972. С. 101. 271 Там же. С. 116-117. 272 Л а т ы ш е в Л. К. Технология перевода. Учебное пособие по подготов 273 С е м к о С. А, Р я б о в Г. П. О герменевтическом аспекте перевода//
|