Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Политика как общественное явление. Политология как наука.






 

План темы:

1. Введение в курс " Политология".

2. Предмет и объект политологии, основные подходы к пониманию политической науки.

3. Особенности понимания политики как явления общественной жизни.

Политология Вопрос о предмете является одним из самых сложных в политологии, как и в других науках об обществе. Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности: политология - Это наука о политике.

Достаточно распространенным в политологии есть понимание ее как междисциплинарной науки, охватывающая все перечисленные и подобные области научного знания о политике. Такой подход основывается на отождествлении политологии как науки и любых научных знаний о политике.

Объектом политологии как науки выступает политическая сфера общественной жизни, основное содержание которой составляют политико-властные отношения как отношения по поводу власти в обществе.

Политологическим по своему характеру является закономерности функционирования государственной власти, сформулированные наукой конституционного права, например такие: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом; чем дальше процесс формирования верхних палат парламентов удаленный от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции; парламент всегда работает в соответствии с законодательной программы правительства и тому подобное.

Политология имеет определенную внутреннюю структуру, основными элементами которой являются история политических учений, теория политики и прикладная политология. История политических учений исследует зарождение, становление и развитие политических взглядов, идей, теорий и т.д. протяжении всего периода существования государственное организованного общества. Основными этапами этой истории является Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время.

Главной составляющей политологии является теория политики. Она изучает политику как целостный предмет и имеет свои внутренние структурные элементы: концепции политики и власти; теории политической системы и процессов; модели политического участия и лидерства; теории формальных и неформальных институтов политики - государствоведение, партология, концепции групп интересов, бюрократии и элит; теории международных отношений и внешней политики. Теория политики составляет основное содержание политологии как учебной дисциплины.

Прикладная или практическая, политология является той отраслью науки о политике, которая непосредственно касается процессов осуществления политики. Она представляет собой совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое использование, достижения реального политического результата.

Политология, как и любая другая наука, имеет свои категории, то есть общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания, их специфика заключается в том, что они раскрывают различные стороны процесса осуществления власти в обществе.

Совершенная теория предполагает наличие системы категорий, в которой последние находятся в логической взаимосвязи и располагаются в определенной последовательности. При этом одна из категорий выступает базовой, она имплицитно, то есть неявное, в зародыше, содержит другие категории. В политологии базовой является категория «политическая власть».

Наряду с категориями важными инструментами познания политических явлений и процессов являются методы политологических исследований. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Суть Поведенческая подхода к изучению общественных явлений и процессов заключается в исследовании поведения индивидов и социальных групп.

Структурно-функциональный метод является одной из важнейших форм применения системного подхода в исследовании политических явлений и процессов. Его можно определить как исследовательский прием, который заключается в расчленении сложного объекта на составляющие, изучении связей между ними и определении места и роли всех составляющих в функционировании объекта как целого, при условии сохранения им своей целостности во взаимодействии с внешней средой.

Функциями политологии основные направления ее влияния на общество.

Теоретическая, или концептуально-описательная, гносеологическая, познавательная функция политологии заключается в разработке ней различных теорий, концепций, гипотез, идей, категорий, понятий, формулировке закономерностей, которые описывают и объясняют разнообразные явления и процессы политической жизни общества.

Практическая, или прикладная функция политологии заключается в ее ориентированности на решение конкретных практических политических задач и проблем. На основе разрабатываемых ею теоретических положений политология формулирует рекомендации по осуществлению политики, проведения тех или иных мероприятий и кампаний. Наиболее полно практическая функция политологии проявляется в прикладной политологии, основное содержание которой составляет разработка различных политических технологий.

Важна также прогностическая функция политологии, которая заключается в ее способности предвидеть, прогнозировать перспективы развития политических процессов, ближайшие и отдаленные последствия принятия и выполнения политических решений. Реализация этой функции предполагает моделирование политических процессов и отношений, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений на предмет реальности ожидаемого от них эффекта.

Политика - как отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между группами, классами, нациями, слоями, казнями и отдельными людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика) по поводу завоевания или достижения власти, ее содержание, организации и использования.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Составьте схему: Политология как наука и как учебная дисциплина.

2. Какие из функций политологии являются наиболее важными для современного украинского общества и почему?

3. Выберите и проанализируйте различные определения политики и политологии. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее удачное. Аргументируйте свой выбор.

4. Раскройте актуальность политологии как науки и учебной дисциплиной о политике.

5. Назовите основные понятия, категории и методы политологии.

6. Проанализируйте связь политологии с теми науками, которые вы изучите является то в своем вузе.

7. Что вы понимаете под политической просвещением населения? Назовите важнейшие составляющие и задачи этого процесса.

8. Проиллюстрируйте примерами связь политологии с жизнью. Как Вы представляете применения политологических знаний в своей практической деятельности?

 

Литература к теме:

1. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. - М., 1992.

2. Бебик В.М. Базовые принципы политологии. - К., 2000.

3. Бутенко А. П., Миронов А. В. Сравнительная политология. - М., 1998.

4. Гаджиев К. С. Введение в политологию. - М., 2000..

5. Гелей С. Д. Политология [Текст]: учеб. посибн / [Электронный ресурс] / С. Д. Гелей, С. М. Рутар - М.: Центр учебной литературы, 2012. - 348 с - Режим доступа: https://culonline.com.ua/Books/politologia _Geley. pdf

6. Голосов Г. В. Сравнительная политология. - Новосибирск, 1995.

7. Дегтярев А. А. Предмет и структура политической науки // Вестник МГУ. Сер. Политические науки. - 1996. - № 4.

8. Краснов Б. И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социаль но-политический журнал. - 1995. - № 1.

9. Методика преподавания политологии в высшей школе // Вопросы о щественных наук: Межведомств, науч. сб. - Вып. 91. - М., 1992.

10. Политология: подручных. / М. П. Требин, Л. Н. Герасина, И. А. Полищук и др. - Х.: Право, 2013. - 416 с.

11. Политологический энциклопедический словарь. - М., 1997..

12. Политология в схемах, таблицах, определениях. - М., 1999..

13. Рогачев С. Я. Предмет политологии и ее место в системе социальных наук // Государство и право. - 1993. - № 5.

14. Рудич Ф. М. Политология. - К., 2000.

15. Хекер Е. Что есть политическая теория // Политологические чтения. - 1993. - № 1.

 

Тема 2. Политико-правовая мысль от Древнего времени до современности.

План темы:

1. Политические доктрины античности.

2. Развитие античной мысли в Средневековье.

3. Возрождение: суть и влияние на развитие политической мысли. Н. Макиавелли.

4. Политические идеи Новой эпохи.

5. Марксистская политическая мысль. Социал-демократические концепции.

6. К онсерватизм и либерализм как системы социально-экономических и политических взглядов.

Политология уходит своими корнями в древние времена - в IV-III тыс. До н. э., когда начался процесс перерастания первобытных обществ в рабовладельческие государственные образования, а мыслители стали задумываться над методами и

средствами получения, сохранения и укрепления государственной власти, над происхождением и значением права, государства, а затем и политики в жизни общества. Ранние представления в течение 2, 5-3 тыс. Лет преодолели путь от мифологических к рационально-логических форм миропонимания, со временем приобрели признаки теоретического знания и, обогащенные идеями Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы, Платона, Шан Яна, Каутильи, Аристотеля, Цицерона и других мыслителей, превратились в политическую науку.

Расцвета политической мысли в Древнем Китае достигла во второй половине I тыс. До н. е. заметный среди мыслителей - большой моралист Конфуций (551-479 до н. э.), учение которого назвали конфуцианство. Древнейшим собранием его афоризмов является трактат «Лунь юй».

Вторую ее течение - моизм - основал Мо Цзы (479- 400 до н. Э.). Одноименный трактат содержал обоснования теории возникновения государства, идею федеративного устройства, принципы государственного управления, предложения по созданию жесткой административной структуры, концепцию сочетания поощрения и наказания как рычага государственного администрирования, политическую доктрину «всеобщей ривновеликости» - казарменного равноправия, начало эгалитаризма (уравниловки) в социально-политических отношениях.

Проводником третьего течения - легизма - был Шан Ян (400-338 до н. Э.). В трактате «Шан цзюнь шу» он обосновывает государство как абсолютную институт, высшую цель и венец деятельности человека, огромную безжалостную машину принуждения, а право, закон - как эффективное средство достижения такой цели.

Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты изложены полулегендарным мыслителем Лао Цзы в трактате «Даодэ цзинь» (III в. До н. Э.). Согласно учению, Дао - самый высокий (безликий) абсолют. Государство, общество и человек - естественная часть Дао и космоса. Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и ее достояние - это искусственные образования, противостоят естественному. Истинная мудрость - затворничество, отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким государством-деревней, а народ - безграмотным, что позволит сделать главными методами государственного управления «мудрость простоты», основанную не на знаниях, а на интуиции и инертности администрации.

Этап античных, мифических представлений. Представленный аристократической (гомеровской), демократической и «холопской» (орфический) мыслями. Общая их черта - попытка описать возникновение Вселенной, человека, общества, государства с позиций религиозно-мифологического мировоззрения.

Этап формирования философских взглядов на политические процессы. Основан творчеством «семи мудрецов» (кон. VII - нач. VI в. До н. Э.).

На развитие политической идеологии особенно повлияло учение Демокрита (470-366 до н.э.). О справедливости в политике как соответствие природе, об обществе, государство и законы как искусственные образования людей в результате естественного процесса, о политическом конформизме и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент «хорошей» государства.

Заслуга софистов в очеловечивании общественно-политических явлений, учреждении светской теории политики, государства и права, перемещении человека из «периферийных позиций» в центр политической жизни

Этап логико-понятийного анализа политических институтов и политических процессов. Он связан с именами Сократа (469-309 до н. Э.) И Платона (427-347 до н. Э.). Главные идеи Платона сформулированы в его работах «Государство», «Критий», «Политик», «Законы»и др. Он заложил основу политической философии, разработал концепции идеальной справедливого государства, политической солидарности, коллективизма и равенства, аристократии, тимократия, олигархии, тирании, монархии, демократии и «истинного правления».

Этап начала эмпирико-теоретического подхода к изучению политических проблем и оформления давней политической науки как специфической области знаний. Связан он с творчеством одного из самых выдающихся мыслителей - Аристотеля (384-322 до н. Э.), Который рассматривал человека как объективное начало всех политических явлений. Поэтому государство является организацией не всех людей, а только тех, кто может участвовать в законотворческой, судебной и военной деятельности. Своим учением Аристотель венчает процесс оформления политической теории как «науки наук», начинает развитие политической этики, политической юриспруденции, рисует очертания будущего классического конституционализма, обосновывает право народа на законодательную власть, политическую сущность человека, соотношения материи и формы в политических отношениях, место и роль государства, права, всех слоев населения в политической жизни; закладывает концептуальные основы теории правового государства, разделения властей, обогащает естественно-правовые доктрины, формирует методологию исследования политических процессов.

Политико-теоретическая мысль заявила о себе в Риме только в I в. до н. е. ее основателем считают Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. э.). В работах «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» он существенно развил идеи о государстве как республику - дело народа, сплоченного общими интересами и согласием в вопросах права.

После крушения Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. Э.), Эпиктета (50-140 н. Э.), Марка Аврелия (121-180 н. Э.) И других римских стоиков, которые в условиях усиления авторитаризма, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.

С I тысячелетия н.э. общественно-политическая мысль на Востоке и на Западе развивалась преимущественно благодаря стараниям представителей богословия. Епископ Аврелий Августин (354-430) в работе «О граде Божием» выступал за верховенство церкви в политической жизни. Государство, по его мнению, - совокупность людей, объединенных общественными связями, ее усилия должны направляться не только на удовлетворение земных потребностей, но и на уничтожение врагов церкви, предупреждении преступления против Бога.

Фома Аквинский (1224-1274), доминиканский теолог, автор трудов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Личность он рассматривает как высшее из творений разумной природы.

Естественные законы, которые одновременно определяют и моральные нормы, по его мнению, уступают и подчиняются законам вечным, божественному разуму, но не противоречат ему. Человеческие законы (право народов и позитивное право) могут расходиться с природными, а божественные, отражены в Священном Писании, исправляют несовершенство человеческих законов. Цель государственной власти - обеспечить благо общественного существа - человека. Идеал формы государственного правления - власть одного (монархия). Фома Аквинский обосновывает право народа на свержение тирана, который нарушает принципы справедливости. Церковь должна господствовать над гражданским обществом, духовная власть - над светской.

Весомый вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах «Государь», «Рассуждения на I декаде Тита Ливия» противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение.

В Новом времени сформировались основные национальные школы высокоразвитой политической мысли, совершенствовались актуальны и для настоящего политические идеи.

Английская политическая мысль наивысшего взлета достигла в творчестве философа и естествоиспытателя Томаса Гоббса (1588-1679) - автора знаменитого «Левиафан» и одного из главных основателей классического либерализма Джона Локка (1632-1704). По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическое существо, а эгоистическая животное («человек человеку волк»). Ровная от природы, она получает «право на все», которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в «право ни на что», в войну всех против всех. Для формирования состояния «человек человеку бог» возникает искусственная организация - государство, которое отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредотачиваются в руках абсолютного монарха, а потому разделение властей на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне.

Государство, по Локком, возникла не в результате «войны всех против всех», а из первоначального мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих природных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности.

Монтескье обоснованно считают основателем теории правового государства, которое он рассматривал с позиции географической школы. Согласно ей, наибольшее влияние на правовую систему конкретной страны («дух ее законов») производит климат.

По Канту, человек может быть средством только для достижения относительной цели, а сама по себе является абсолютной целью, воплощением достоинства, чистой свободы воли, свободы в себе и для себя, независимо от происхождения, положения в обществе; воплощением добродетелей (вечных правил морали), правил, одинаковых для всех времен и народов. Цель человечества - развитие и осуществление свободы, гражданского равенства и справедливости, создания гражданского общества. Цель гражданского общества - счастье граждан, воплощение принципа самоценности каждой личности. Цель государства - торжество идеи права.

Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одной из самых влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма.

Английские и французские мыслители и революционеры XVII-XVIII вв. оказали огромное влияние на политические взгляды Бенджамина Франклина (1706-1790), Томаса Пейна (1737-1809), Джорджа Вашингтона (1732-1799), Джонса Адамса (1735-1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Джеймса Мэдисона (одна тысяча семьсот пятьдесят одна -1836), Александра Гамильтона (1757-1804) и других американских просветителей, многие из которых были идейными вдохновителями первой американской революции 1775-1783 pp., учредителями СЕЛА. Ощутимым был и их обратное влияние на европейские процессы, в частности на французскую революцию, благодаря участию в создании выдающихся политических документов - юридических конституций отдельных штатов, Декларации независимости +1776 p., Статей конфедерации 1777 p., Конституции США 1787 г. и др..

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Назовите основные причины появления первых мифологических толкований власти и государства.

2. Что нового в учение о политической власти и государство внес Аристотель?

3. В чем оказалась противоречивость политических взглядов Аврелия Августина.

4. Сопоставьте взгляды на человека и его политическую деятельность Н. Макиавелли и И. Канта.

5. Сформулируйте основные признаки сходства и различия в политических Идеях представителей различных национальных школ политической мысли Нового времени.

6. Предложите свой вариант сравнительного анализа политических идей Древнего мира, Средневековья и Нового времени по следующим параметрам: сочетание политики и морали, функционирования государства, осуществления государственной власти, отношения господства-подчинения

7. Чем была обусловлена ​ ​ необходимость выделения политических знаний в самостоятельную науку?

8. Назовите основные причины доминирования в политической науке первой половины XX в. исследований американских ученых.

9. В чем заключается проблема приоритета прав человека и гражданина как основы свободы? Проанализируйте соответствующие положения Конституции Украины.

10. Какие проблемы исследует современная западная политология? Почему политология как наука и учебная дисциплина не развивалась в СССР?

 

Литература к теме:

1. Аристотель. Политика Афинская полития. - Т. 4. - М., 1997. Гегель Г.-В.-Ф. Политические произведения. - М., 1978. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. - М., 1990.

2. ГоббсТ. Левиафан. - К., 2000.

3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. Второй, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. - 736 с

4. Кант И. Собрание сочинений в шести томах. - М., 1963-1966.

5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения. - Т. 3. - М., 1987.

6. Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

7. Монтескье Ш. О духе законов. - М., 1995.

8. Платон. Государство. - К., 2000.

9. Бергев А. А. Политическая мысль древнегреческой демократии. - М., 1966.

10. Галанза П. Н. Учение И. Канта в государстве и праве. - М., 1960

11. Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. - М., 1967.

12. Мироненко О. М. Проблема прав и свобод человека в древней политико-правовой мысли. - М., 1995.

13. Переломов Л. С. Слово Конфуция. - М., 1992.

14. Ручка А. А., Танчер В. В. Очерки истории социологической мысли. - К, 1992.

15. Семенов В.Г., Шульженко Ф. П. Формирование Идеи гражданского суспильства и правового государства в западноевропейской философы XVII-XVIII веков. - М., 1995.

16. Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. - Л., 1991.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал