![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура учебной дисциплины
Таблица 2 Тематический план дисциплины
*в т.ч. в интерактивной форме: интерактивные лекции, лекции с использованием средств мультимедиа.
Практическое занятие №1: · Дискуссия на тему «Как понималась и освещалась проблема взаимосвязи воспитания, обучения и развития на разных исторических этапах развития системы дошкольного воспитания?» · Защита реферата с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие №3: · Диспут на тему – «В чем различие музыкальных интересов детей поколения прошлого века и современных дошкольников?» Практическое занятие №4: · Дискуссия на тему «Я, музыка и Сухомлинский» · Защита реферата с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие №6: · Мозговой штурм в рамках темы практического занятия. · Защита реферата с использованием средств мультимедиа. Практическое занятие №11: · Ориентационно-деятельностная игра. · Защита реферата с использованием средств мультимедиа. Планы и содержание лекционных занятий Планы и содержание лекционных занятий Лекция №1(2 часа) Тема: Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основные понятия: воспитание, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, эстетика, педагогика, восприятие, физиология, психология, развитие, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1). Музыкальное воспитание – часть общей теории эстетического воспитания дошкольной педагогики. 2). Физиологические основы в решении проблемы социальной среды и наследственных музыкальных задатков. Психология музыкального переживания в деятельности ребенка. 3). Особенности восприятия музыки, ее эмоционально-образного и познавательного содержания. Эмоционально-оценочное отношение к музыке. 4). Роль музыкознания, хороведения в методике дошкольного музыкального воспитания. 5). Методы исследования проблем музыкального воспитания и развития ребенка. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Лекция № 2 (2 часа) Тема: Включение ребенка в активный процесс восприятия музыки. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Основные понятия: воспитание, музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальное образование, педагогика, восприятие, психология, развитие, обучение, задачи музыкального воспитания, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1). Определение содержания предмета. 2). Управление процессом музыкального воспитания и развития ребенка. 3). Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения, образования и развития. Последовательность ведущих воспитательных задач. 4). Основные задачи музыкального воспитания. 5). Характеристика музыкального репертуара и его классификация. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 3 (2 часа) Тема: Возрастные этапы и уровни музыкального развития дошкольников. Диагностика субъективных проявлений старшего дошкольника в музыкальной деятельности. Основные понятия: музыкальность, диагностика, способности, музыкальные способности, музыкальное воспитание, эмоции, творчество, творческий процесс, виды музыкальной деятельности, музыкальные способности, слух, ритм, лад. Основные вопросы: 1). Понятие музыкальности. Основные ее признаки. 2). Структура музыкальных способностей и их обусловленность различными видами музыкальной деятельности. 3). Характеристика музыкально-сенсорных способностей. 4). Ладовысотный слух и чувство ритма. 5). Возникновение музыкальных интересов и потребностей. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей. 6). Возрастная динамика музыкального развития. 7). Диагностика музыкальных способностей детей. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 4 (2 часа) Тема: Педагогическая технология организации восприятия музыки, направленная на развитие творческого воображения детей. Основные понятия: система музыкального воспитания, программа, виды образовательных программ дошкольного воспитания, музыкальное воспитание, дошкольная педагогика. Основные вопросы: 1). Принципы построения программ по музыке. 2). Особенности различных систем музыкального воспитания детей. 3). Характеристика альтернативных специализированных программ музыкального воспитания. 4). Характеристика зарубежных систем музыкального воспитания детей. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 5 (2 часа) Тема: Педагогическая технология организации восприятия музыки, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений детей. Основные понятия: деятельность, виды деятельности, музыкальная деятельность, способности, творческие способности, системы музыкального воспитания детей. Основные вопросы: 1). Роль музыкальной деятельности в развитии музыкальности детей. 2). Необходимость приобщения их к разнообразным видам музыкальной практики как условие развития различных способностей. 3). Характеристика различных видов и способов музыкальной деятельности. 4). Содержание видов музыкальной деятельности с точки зрения проявления в них внутренних и внешних действий. 5). Особенности различных систем музыкального воспитания детей. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 6 (2 часа) Тема: Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке. Основные понятия: музыкальное воспитание, восприятие, формы организации музыкальной деятельности, педагогика, психология, развитие, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1). Музыкальное восприятие в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки. 2). Характеристика музыкального репертуара. Характерные особенности музыки разных эпох и стилей. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания детей. 3). Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия. 4). Характеристика приемов, способствующих проблемному характеру заданий по слушанию музыки. 5). Развитие музыкального восприятия в разнообразных формах организации музыкальной деятельности детей. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 7 (2 часа) Тема: Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста. Развитие детского музыкального творчества. Основные понятия: воспитание, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, эстетика, творчество, педагогика, восприятие, развитие, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1). Особенности детского музыкального творчества и пути его формирования. 2). Этапы развития песенного творчества детей. 3). Методы и приемы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества детей. 4). Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
Лекция № 8 (2 часа) Тема: Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада. Основные понятия: воспитание, развитие, самостоятельная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность, саморазвитие, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, эстетика, педагогика, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1). Роль самостоятельной музыкальной деятельности детей в повседневной жизни, возникающей по их инициативе, без непосредственного участия воспитателя, но при его руководстве. 2). Характер, содержание и организационные формы детской самостоятельной деятельности. 3). Организация среды, выбор зон для музицирования, театрализованных игр. Их оформление. 4). Сотворчество детей и взрослого. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012.
5.3. Примерная тематика практических занятий Практическое занятие № 1 (4 часа) Тема: Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Цели и задачи музыкального воспитания детей в ДОУ в контексте ФГОС Основные понятия: муз воспитание, муз. развитие, муз. образование, муз обучение, эстетическое развитие. Основные вопросы: 1. Задачи музыкального воспитания детей: 2. Воспитание эстетического отношения к музыке. 3. Формирование нравственных отношений детей к окружающему в процессе музыкальной деятельности. 4. Познавательное значение музыки и активизация умственных способностей в процессе восприятия музыки. 5. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы к занятию, представление эссе, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. На основе знакомства со статьей О.Радыновой и А. Катинене, раскройте основные цели и задачи музыкального воспитания дошкольников (законспектировать) 2.Тезисно охарактеризуйте значение музыки в нравственном, эстетическом, умственном, физическом и познавательном развитии детей. 3.Дискуссия на тему «Как понималась и освещалась проблема взаимосвязи воспитания, обучения и развития на разных исторических этапах развития системы дошкольного воспитания?» В чем состоит специфика этих понятий в контексте данного курса? 4. Ознакомившись с предложенной литературой, выявите и проанализируйте основные проблемы эстетического воспитания, имеющие значение для решения задач музыкально-эстетического развития детей на современном этапе. 5. Подготовьте эссе на одну из тем: «Как родилась музыка?», «О чем может рассказать музыка?», «Роль музыки в жизни народа». 6. Раскройте свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.). 7. Защита реферата с использованием средств мультимедиа в рамках проблемы воспитания эстетического отношения ребенка к музыкальной деятельности (по выбору студента).
Практическое занятие № 2 (2 часа) Тема: Возрастные этапы и уровни музыкального развития дошкольников. Диагностика субъективных проявлений старшего дошкольника в музыкальной деятельности. Основные понятия: музыкальность, муз. слух, муз одаренность, звуковысотный слух, ритмический слух, тембровый слух, динамический слух, гармонический слух, музыкально-сенсорные способности. Основные вопросы: 1. Структура музыкальности ребенка 2. Возрастные уровни музыкального развития детей. 3. Диагностика музыкальных способностей (контроль за развитием муз. способностей). 4. Значение работы Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» в развитии теории музыкального развития ребенка. 5. Музыкально-дидактические игры в развитии музыкальности ребенка. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, дискуссия по проблеме муз. способностей, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. - М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Раскройте понятие «музыкальные способности», используя любую авторскую концепцию музыкальных способностей. 2. В чем заключается проблема выявления и развития музыкальных способностей детей в раннем и дошкольном возрасте для педагогов, психологов, музыкантов? 3. Выделите любой компонент в структуре музыкальных способностей и охарактеризуйте его. 4. Представьте тезисы в письменной форме к конференции по проблеме музыкальных способностей. Самостоятельно подберите материал по проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 5. Предложите различные формы проведения диагностических занятий с применением игровых приемов в разных возрастных группах. 6. Подготовиться к дискуссии по проблеме муз. способностей, проанализировав различия в подходах к структуре музыкальности Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой. 7. Подготовить рефераты на темы: «Формирование основ музыкального вкуса у детей». «Развитие интереса к музыке и эстетических эмоций у дошкольников». Подготовить «Развитие музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности дошкольников». Практическое занятие № 3 (2 часа) Тема: Включение ребенка в активный процесс восприятия музыки. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Основные понятия: культура, музыкальная культура, музыкально-эстетическое сознание, эстетические эмоции и переживания, муз. вкус, оценка музыки, муз. деятельность, народная музыка, классическая музыка. Основные вопросы: 1. Характеристика и структура музыкальной культуры. 2. Основные компоненты музыкально-эстетического сознания дошкольника. 3. Формирование у детей музыкально-эстетического сознания. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Раскройте содержание понятия «музыкальная культура детей». 2. Правомерно ли применение термина «детская музыкальная культура» в настоящее время? 3. Диспут на тему – «В чем различие музыкальных интересов детей поколения прошлого века и современных дошкольников?» 4. Каковы обогащения детской музыкальной субкультуры в ДОУ? 5. Разработайте вопросы для беседы с ребенком, позволяющие оценить его музыкальные интересы, представления о музыке. 6. Составьте конспекты занятий, направленные на формирование музыкальной культуры у детей. 7. Кратко ответьте на вопросы: • Какова роль народной и классической музыки в воспитании начал музыкальной культуры ребенка? • При каких условиях музыкальная деятельность является показателем развития музыкальной культуры детей?
Практическое занятие № 4 (4 часа) Тема: Современные технологии музыкального развития дошкольников. Характеристика музыкальных технологий и их использование в ДОУ. Методы и приемы музыкального воспитания детей. Основные понятия: воспитание, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, эстетика, педагогика, восприятие, физиология, психология, развитие, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1. Характеристика современных технологий музыкального развития дошкольников. 2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. 3. Развивающий характер обучения. 4. Специфика наглядного метода в музыкальном воспитании детей. 5. Выбор методов и приемов в зависимости от этапа работы над музыкальным приемом. 6. Возможности проблемного применения методов обучения. • Музыка в гуманистической концепции В. Сухомлинского: взгляды В. Сухомлинского на музыкальное воспитание; • там, где кончается речь - начинается музыка; • музыка и природа; • музыка - сказка, фантазия; Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, сообщение по одной из статей из опыта работы музыкальных руководителей, дискуссия на тему: «Я, музыка и Сухомлинский», защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Дайте краткую характеристику методов и приемов музыкального воспитания. Ответьте, в чем проявляется их специфика в применении к музыкальному воспитанию детей? 2. Приведите примеры использования наглядных методов и приемов с нарастанием проблемности в различных группах детского сада. 3. Подготовьте сообщение по одной из статей из опыта работы музыкальных руководителей. Проанализируйте методы и приемы, используемые педагогом в практике работы с детьми. 4. Охарактеризуйте музыкально-дидактические игры и пособия, используемые для развития основных музыкальных способностей. 5. Подготовьтесь к дискуссии «Я, музыка и Сухомлинский» по вопросам плана и предложенной литературе. 6. Составьте советы-рекомендации для воспитателей и родителей в форме «заповедей». 7. Ответьте на вопрос «В чем, на ваш взгляд, проявился гуманизм педагогической концепции В. Сухомлинского?». 8. Подготовить реферат на тему: «Направленность методов музыкального воспитания на формирование духовной, творческой личности ребенка».
Практическое занятие № 5 (2 часа) Тема: Педагогическая технология организации восприятия музыки, направленная на развитие творческого воображения детей. Основные понятия: восприятие, слушание-восприятие, оркестровка, жанр, фольклор, музыкальный стиль (барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, модернизм). Основные вопросы: 1. Значение восприятия музыки в детском саду. 2. Цели и задачи восприятия музыки. 3. Характеристика репертуара для слушания музыки в ДОУ. 4. Возрастные возможности восприятия музыки детей разных возрастных групп. 5. Методы и приемы, используемые в процессе организации слушания музыки. 6. Этапы формирования музыкального восприятия. 7. Особенности формирования восприятия музыки в разных возрастных группах. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, урок-концерт по теме «Слушание музыки», защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. По «Программе...» проанализируйте содержание муз. воспитания по разделу «Слушание музыки», а также объем знаний и умений, которые должны усвоить дети. Данные сведения занесите в таблицу. 2.Составьте развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении. 3.На основе знакомства с книгой О.П. Радыновой «Слушаем музыку» раскройте методы и приемы, активизирующие процесс восприятия музыки детьми. Выпишите словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки. 4.Раскройте методику усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию. 5.Подготовиться к уроку-концерту по теме «Слушание музыки»: • эмоционально-образно рассказать о конкретном музыкальном произведении, о творчестве композитора написавшего его. • выразительно, грамотно исполнить произведение (грамзапись). продумать методические приемы, оптимальные для стимулирования восприятия детьми пьесы. 6. Подготовить реферат на тему: «Различные формы работы по слушанию музыки на занятиях и вне их».
Практическое занятие № 6 (4 часа) Тема: Педагогическая технология организации восприятия музыки, направленная на обогащение детских представлений об эмоциях и чувствах. Основные понятия: музыкально-образовательная деятельность, жанры музыкального искусства, вокальная музыка, инструментальная музыка, опера, балет, средства музыкальной выразительности, дирижер, оркестр, солист, артист, трио, дуэт, квартет Основные вопросы: 1. Содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду. 2. Роль знаний о музыке в музыкальном развитии дошкольников. 3. Знание о музыке как средство формирования познавательных интересов детей. 4. Методы и приемы формирования знаний о музыке. 5. Анализ музыкально-дидактических игр музыкальных пособий, используемых в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, реферативное сообщение по статьям, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Подготовиться к мозговому штурму в рамках темы практического занятия. 2. Подготовить реферативное сообщение по статьям из опыта работы О. Котовой «Встречи в музыкальной гостиной» (Дошкольное воспитание.-2010 - № 11. –С. 102) и «Королевство скрипичного ключа (тематическое занятие по ознакомлению детей с нотой грамотой)» (Дошкольное воспитание.- 2009.- №10. – С. 35-43). 3. Написать аннотацию на музыкальное пособие Н.А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» (М. 1999.) 4. Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4-5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал. 5. Разобрать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста. 6. Тема реферата: « Формирование творчества детей в различных видах музыкальной деятельности».
Практическое занятие № 7 (2 часа) Тема: Педагогическая технология организации восприятия музыки, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений детей. Основные понятия: музыкальные занятия, структура занятия, комплексные занятия, тематические занятия, доминантные занятия, типовые занятия, интегрированные занятия. Основные вопросы: 1. Общая характеристика педагогической технологии. 2. Индивидуальные музыкально-игровые занятия и занятия с подгруппой дошкольников. 3. Классификация музыкально-игровых занятий. 4. Доминантные занятия. 5. Тематические музыкальные занятия. 6. Комплексные занятия.7. Обсуждение конспектов занятий, составленных студентами. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Проанализировать и подготовить аннотации на конспекты тематических, доминантных и комплексных музыкальных занятий (см. список дополнительной литературы). 2. Составить план- конспект фронтального типового занятия с детьми 5-го года жизни. Предложить варианты изменения его структуры. 3. Разработать конспект тематического занятия: собственно- тематического, музыкально- тематического, сюжетного (по выбору) – для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал. 4. Разработать конспект доминантного занятия: Фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; Индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников. 5. Тема реферата: Условия организации музыкальн0-игровых занятий с детьми дошкольного возраста.
Практическое занятие № 8(4 часа) Тема: Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке. Основные понятия: восприятие, слушание-восприятие, оркестровка, жанр, фольклор, музыкальный стиль. Основные вопросы: 1. Значение восприятия музыки в детском саду. 2. Цели и задачи восприятия музыки. 3. Характеристика репертуара для слушания музыки в ДОУ. 4. Возрастные возможности восприятия музыки детей разных возрастных групп. 5. Методы и приемы, используемые в процессе организации слушания музыки. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, урок-концерт, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 2. По «Программе...» проанализируйте содержание муз. воспитания по разделу «слушание музыки», а также объем знаний и умений, которые должны усвоить дети. Данные сведения занесите в таблицу: 2.Составьте развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении 3.На основе знакомства с книгой О.П. Радыновой «Слушаем музыку» раскройте методы и приемы, активизирующие процесс восприятия музыки детьми. Выпишите словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки. 4.Раскройте методику усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию. 5.Подготовиться к уроку-концерту по теме «Слушание музыки»: o эмоционально-образно рассказать о конкретном музыкальном произведении, о творчестве композитора написавшего его. o выразительно, грамотно исполнить произведение (грамзапись). продумать методические приемы, оптимальные для стимулирования восприятия детьми пьесы. 6. Подготовить реферат на тему: «Различные формы работы по слушанию музыки на занятиях и вне их».
Практическое занятие № 9 (2 часа) Тема: Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского. Основные понятия: музыкальная технология, структура НОД, восприятие музыки, музыкальная культура, личностная культура ребенка-дошкольника. Основные вопросы: 1. Общая характеристика педагогической технологии. 2. Условия реализации педагогической технологии 3. Этапы педагогической технологии. 4. Итоговая диагностика. Ход диагностики. 5. Рекомендуемые музыкальные произведения. 6. Обсуждение конспектов занятий, составленных студентами. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, демонстрация наглядного материала. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. Задания для СРС 1. Проанализировать и подготовить аннотации на конспекты тематических, доминантных и комплексных музыкальных занятий (см. список дополнительной литературы). 2. Составить план- конспект фронтального типового занятия с детьми 5-го года жизни с включением произведений П.И. Чайковского. Предложить варианты изменения его структуры. 3. Разработать конспект тематического занятия: собственно- тематического, музыкально- тематического, сюжетного (по выбору) – для детей старшего дошкольного возраста с включением музыки П.И. Чайковского. 4. Подготовить наглядный материал. 5. Разработать конспект доминантного занятия: фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников.
Практическое занятие № 10 (2 часа) Тема: Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста. Основные понятия: музыкальная технология, певческие умения и навыки, вокально-хоровые навыки, восприятие музыки, музыкальная культура, личностная культура ребенка-дошкольника. Основные вопросы: 1.Задачи и содержание певческой деятельности с точки зрения соответствия возрастным возможностям детей и этапам работы над произведением; 2.Уровень художественного исполнения музыки педагогом-музыкантом; 3. Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий; 4. Умения и навыки детей в пении (умеют ли эмоционально отзываться на музыку, как это отражается в ответах); 5. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении поставленных задач; Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, проведение занятия и его анализ. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительная: 1. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. –М., Детство-пресс. 2011. 2. Сучкова И.М., Головнева Г.В., Лысова Е.А. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». – М., Учитель. 2011. 3. Музыка в детском саду. Планирование. Тематические занятия. Комплексные занятия. – М., Учитель. 2011. 4. Зак А.З., Мадорский Л.Ф. Музыкальное воспитание ребенка. – М., Айрис-Пресс. 2011. 5. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., Студия АРДИС. 2010. 6. Русская народная песня для детей (+ СD). – М., Детство – Пресс. 2012. 7. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. Феникс. 2012. 8. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. - М., 1986. Задания для СРС: 1. Провести с подгруппой детей занятие по слушанию вокальной музыки, творчески варьируя приемы комплексного влияния разных видов искусства на творческое восприятие детьми музыкального произведения. 2. Провести занятие с подгруппой детей по разучиванию одного из видов вокально-хоровых произведений. 3. Провести занятие с подгруппой детей по ознакомлению их с приемами певческой культуры. Проанализировать результаты.
Практическое занятие № 11 (4 часа) Тема: Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада. Основные понятия: воспитание, эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, эстетика, педагогика, восприятие, физиология, психология, развитие, обучение, методы воспитания и обучения. Основные вопросы: 1. Характеристика музыкальной среды в развитии самостоятельной музыкальной деятельности. 2. Значение самостоятельной деятельности в развитии музыкальных способностей детей. 3. Источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности. 4. Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. 5. Роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы, ориентационно-деятельностная игра, защита реферата. Литература для подготовки к занятию: Основная: 1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Детство – Пресс. 2013. 2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. М., Сфера. 2013. 3. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в детском саду. – М., Сфера. 2012. 4. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Феникс +. 2011. 5. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., Сфера. 2010. 6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., Сфера. 2010. Дополнительн
|