![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Операционного рычага Прибыль
Пример расчета:
Рассчитаем точку безубыточности (Тб) по формуле: Зпос Тб = —————————— х 100 = 300: 53 х 100 = 566. Доля М в выручке в %
2. Определим эффект операционного рычага: Э = М / Пр = 800 / 500= 1, 6. Это означает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1: 1, 6. Теория «точки безубыточности» используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы. Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала построен на учете действия финансового рычага. Эффект финансового рычага отражает принцип роста доходов собственников за счет привлечения заемных средств. Уровень эффекта финансового рычага зависит от условий кредитования, наличия льгот при налогообложении кредитов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам Пример. Предприятие имеет экономическую рентабельность (ЕВIТ/активы), равную 40%, и обладает капиталом в размере 1000 ед. Если капитал сформирован только за счет собственных источников, то рентабельность собственного капитала (чистая прибыль (NР)/собственный капитал) будет равна 28%. Если же капитал сформировать на 1/4 из заемных средств (цена которых рассчитывается исходя из ставки кредита по договору 30% и ставки, принимаемой к налогообложению, вразмере 25%, то рентабельность собственных средств в таком случае составит (280 - 250 х 22, 5%) х 100% / 750 = 29.8%. 22, 5 – это реальная цена кредита для предприятия К = 25% х (1-0, 30) + 5% = 22, 5% Итак рентабельность собственного капитала возросла при привлечении заемных средств на 1, 8%. Если рентабельность активов выше, чем реальная цена заемного капитала, то возникает положительный эффект финансового рычага. Рентабельность собственного капитала определяет границу экономической целесообразности привлечения заемных средств. Смысл данного соотношения состоит в том, что, пока рентабельность вложений в предприятие будет выше цены заемных средств, рентабельность собственного капитала будет расти тем быстрее, чем выше соотношение заемных и собственных средств. Однако, по мере роста доли заемных средств, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, начинает сокращаться (все большая часть прибыли направляется на выплату процентов). В результате рентабельность вложений в предприятие падает, становясь меньше цены заемных средств. В свою очередь это приводит к падению рентабельности собственного капитала.
Бизнес-планирование (текущее и перспективное) охватывает различные области предпринимательской деятельности, в том числе маркетинговые исследования, финансы и бухгалтерскую отчетность. Бизнес-план необходим для технико-экономическою обоснования целесообразности реализации инвестиционных проектов. Это развернутая экономическая программа предпринимательской деятельности, осуществления проектов и получения прибыли, важнейший инструмент предпринимателя при получении финансовых результатов. В нем обосновывается потребность во всех видах ресурсов и источниках их получения, рассматриваются рынки сбыта продукции, анализируются проблемы, связанные с реализацией проектов, оптимизируется программа действий, предопределяются результаты осуществления и эффективность проектов. Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам и кредиторам для принятия решения о финансировании того или иного проекта при выборе наиболее выгодных направлений вложения средств. Однако привлечением инвесторов и получением кредита не ограничиваются цели составления бизнес-плана. Он разрабатывается как для действующих предприятий, так и для их хозрасчетных подразделений, помогает четко определить цели, стратегию и тактику деятельности, способствует привлечению партнеров и налаживанию контактов с персоналом. В бизнес-планировании использован весь положительный опыт традиционного планирования и технико-экономических обоснований отечественной практики, развитый и адаптированный применительно к категориям рыночной экономики: маркетингу, конкуренции, достижению безубыточности. Коренное отличие бизнес-плана от плана, действующего в административной экономике, состоит в том, что это не план - закон для достижения контрольных цифр, спущенных вышестоящей организацией, а план-прогноз. А потому требования к бизнес-плану, его форме, содержанию, структуре строго не регламентированы, и в литературе нет их единого толкования. Примерное содержание бнэвес-плаяа: • Цели и задачи проекта. • Обобщенное резюме, основные параметры и показатели. • Описание предприятия и предпринимательской сделки. • Исследование, анализ и оценка рынка сбыта. • Маркетинговый план и тактика продаж. • План организации производства и управления. • План производства. • Ресурсное обеспечение проекта. • Финансовый план. • Эффективность проекта. В зависимости от поставленной цели руководитель, возглавляющий предприятие, решают вопросы необходимости включения в бизнес-план тех или иных разделов, глубины их проработки и детализации. Однако зарубежный и отечественный опыт показывает, что в нем необходимы разделы, раскрывающие главную цель проекта, специфику предпринимательского продукта, насыщенность рынка этим продуктом, стратегию поведения в определенных рыночных сегментах, оценку рисков, стратегию финансирования, эффективность проекта и перспективы роста. Для планов, связанных с производственной деятельностью, необходимо составление плана производства продуктов, работ и услуг. Контрольные вопросы:
При изучении темы необходимо читать: Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия – Новосибирск СибУПК 2002г. Бланк И.А. Управление активами – К. Ника-Центр, 2004г. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий) Учебн. Пособие. М- ИНФРА-М 2007г Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий) М. 2005г. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. Учебник – Финансы-ЮНИТИ 2002г. Романовский М.В. Финансы предприятий (организаций) Учебн. М: Юрайт-М 2002г. Фирсова А.А. Финансы предприятий М 2004г. Щербина А.В. Финансы организаций Ростов на Дону. Феникс 2006г.
Лекция 3. Текущее и оперативное финансовое планирование. План лекции 1. Текущее планирование и его значение. 2. План прибыли и убытков. Плановый баланс. 3. План движения денежных средств. Порядок их составления. 4. Оперативное финансовое планирование, его значение. 5. Платежный календарь. Кассовый план. Кредитный план. Порядок их составления.
В процессе текущего финансового планирования в организациях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов: • план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности; • план поступления и расходования денежных средств; • балансовый план; • план формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется организацией самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации и управленческого опыта. Разработка плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности организации. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации в планируемом периоде. Основными показателями этого плана являются: • объем производства продукции (товаров, услуг); • сумма и уровень доходов от реализации продукции; • сумма постоянных издержек; • сумма и уровень переменных издержек; • ставки и суммы основных налоговых платежей; • сумма балансовой и чистой прибыли организации. Примерная форма плана доходов и расходов организации по основной хозяйственной деятельности представлена в таблице ниже. Разработка плана поступления и расходования денежных средств является вторым этапом текущего планирования финансовой деятельности организации. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности организации на всех этапах планируемого периода. Показатели этого плана могут рассчитываться не только поквартально, но и помесячно. Разрабатываемый план состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных средств от реализации продукции (товаров, услуг), реализации другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. Примерная форма плана доходов и расходов организации.
В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных активов на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных активов, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств. Примерная форма плана поступления и расходования денежных средств организации на предстоящий период представлена в таблице ниже.
Примерная форма плана поступления и расходования денежных средств организации, тыс. руб.
Разработка балансового плана организации, отражающего прогноз состава его активов и пассивов, представляет собой третий этап текущего финансового планирования. Целью разработки финансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость развития организации. В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса организации, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике организации данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.). При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и внеоборотных их видов, а в составе оборотных — отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных — краткосрочных и долгосрочных обязательств. Примерная форма финансового плана организации приведена в таблице
Примерная форма балансового плана организации, тыс. руб.
Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов является заключительным этапом текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие организации в планируемом периоде. Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В первом разделе — «Источники формирования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: • сумма чистой прибыли, направляемой на развитие производства; • сумма амортизационных отчислений; • прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; • сумма привлеченных долгосрочных кредитов и займов; • сумма привлеченных краткосрочных кредитов и займов и др. Во втором разделе — «Направления использования финансовых ресурсов» — выделяют следующие показатели: • капитальные вложения на развитие основных фондов; • финансирование прироста оборотных средств; • вложения в нематериальные активы; • прирост долгосрочных финансовых вложений и др. Примерная форма плана формирования и использования финансовых ресурсов организации приведена в таблице Примерная форма плана формирования и использования финансовых ресурсов организации на
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам. Разработка бюджета направлена на решение двух основных задач: • определение объема и структуры расходов; • обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников. В практике финансового планирования используется два вида бюджетов: Бюджет капитальных затрат и поступления средств или просто капитальный бюджет — разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта. Капитальный бюджет состоит из двух разделов: I) капитальные затраты; 2) поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним относят: • первоначальную стоимость введенных в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); • стоимость новых видов машин и оборудования; • стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау и др.) и т.д. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.
|