Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы философских построений. Классификация философских теорий.
Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она воз- никла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслите- лей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философ- ского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противопо- ложных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий? Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Ге- орг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой не- мецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило- софии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулиро- вал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности
новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или созна- ние, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе гово- ря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и причину, основание и сущность. В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос фило- софии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли. Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистиче- ский материализм античности; метафизический материализм средневековья, механистический материализм Нового времени и диалектический материа- лизм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии. Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической ду- ши, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагав- ший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеа- лизм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм свя- зывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП века Джорджа Беркли. Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть све- дены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они за- нимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа- лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо- ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста- вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт. Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф- ридом Лейбницем. Ещё одна проблема, а именно: “ познаваем ли мир? способен ли человек правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей его действительности? ” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн- гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по- скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-
гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” – гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко- торого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант. Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса философии представляют собой основные типы философских построений, а частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней- шую классификацию философских теорий.
Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный харак- тер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе- риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных людей, так и общества в целом. Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от- деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо- добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень- кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите- лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со- став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан- тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм. В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль- ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира, божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и поиска источника зла. Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет- ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен- ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы- тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред- невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого theos – Бог). Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду- щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен- но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального
творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин- ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни. Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав- няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо- зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря- дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет- ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек). Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо- зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо- вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда- ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова- нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про- свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау- ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило- софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis – знание). В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ- цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен- ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теории в науке, появляются классические литерату- ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо- гучая кучка” композиторов. Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова- вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль- ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха- рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци- альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис- кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от греческого socium – общество). Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль- ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек- ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все- мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-
нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север- ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе. Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно- гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли- тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже- ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информа- ционная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого чело- вечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культи- вирование массовой психологии и идеологии. Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз- вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го- сударство). Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гу- манизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уй- дёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и ир- рационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции философского знания определит вектор развития духовной культуры обще- ства, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её ос- новного мотива.
|