Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни и способы прямого регулирования цен






Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться различными способами.

1. Установление фиксированных цен означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Самый жесткий способ государственного регулирования. Применяется достаточно редко, например при установлении тарифов на железнодорожном транспорте. Тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ - участниц Тарифного соглашения от 17 февраля 1993 г. Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа и единого транзитного тарифа. Валютой тарифа является швейцарский франк.

2. Установление предельных цен. Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

Предельно высокими являются регистрируемые отпускные цены производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации. Зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные средства, включенные в перечень, заносятся Минздравом России в Государственный реестр цен на лекарственные средства. Цены на включенные в перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях на условиях франко-склад организации по производству лекарственных средств. Цены на включенные в Перечень импортные лекарственные средства регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату регистрации. Оприходование на складе импортных лекарственных средств, включенных в Перечень, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Банка России на дату оприходования. Отпускные цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в Перечень, формируются путем сложения цены и оптовой надбавки к ней.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» было установлено введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный - в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии).

3. Установление предельного уровня рентабельности означает определенную свободу предприятия в ценообразовании, ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает предприятие в сокращении издержек.

Пример 5.1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уровне 115 руб., а предприятие В на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия A составит 15 руб., а для предприятия В - 18 руб.

4. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок. В основном данный метод применяется для регулирования цен на социально значимые товары. Например, в Алтайском крае в 2000 г. устанавливался предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки на топливо печное бытовое, керосин осветительный (35%), нефтепродукты (65%), соль (50%), муку для предприятий хлебопечения (15%) и т.д.; предельный размер торговой наценки на детское питание (30%), нефтепродукты (4%), хлебобулочные изделия (20%).

Пример 5.2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки - 25%, предельный уровень торговой надбавки - 20%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. (200 + 200 х 0, 2).

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216 руб. (180 + 180 х 0, 2).

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. (200 + 200 х 0, 2). Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (200 + 200 х 0, 25).

Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (220 + 200 х 0, 15). Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 300 руб. (250 + 250 х 0, 20).

5. Установление предельных коэффициентов изменения цен. Например, Федеральная служба по тарифам приказом от 11 апреля 2007 г. № 68-э установила дифференцированные по округам:

■ предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуга организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затратам по оказанию коммунальных услуг по субъектам РФ на 2008 г.

6. Декларирование цен может вводиться по решению органов исполнительной власти на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование, реализуют продукцию по цене не выше декларируемой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал