Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и методы государственного регулирования цен. В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики:
В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим: ■ обеспечение экономической безопасности страны; ■ защита отечественного товаропроизводителя; ■ защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости; ■ создание условий для нормальной конкуренции; ■ ограничение власти предприятий-монополистов; ■ ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства; ■ поддержание ценовых пропорций. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными - воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на Две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные Цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение. Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает: ■ государственные закупки товаров; ■ деблокирование запасов; ■ поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке; ■ расширение или сужение импорта; ■ кредитную политику; ■ налоговую политику; ■ политику в области рабочей силы. Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает: ■ пропагандистские компании; ■ политику оплаты труда; ■ налогообложение; ■ пенсионную политику. Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент РФ совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне - это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.
|