Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее замораживание цен применяется при чрезвычайно высоких темпах инфляции, может применяться также замораживание цен на отдельные товары (группы товаров).
8. Установление рекомендательных цен распространено в зарубежной практике ценообразования по важнейшим видам продукции (США, Япония, Франция). Предприятия имеют право реализовать продукцию по рыночной цене, но если она отличается от рекомендованной, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. К продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность страны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции: ■ природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть - Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению); ■ продукция ядерно-топливного цикла; ■ электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; ■ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; ■ продукция оборонного назначения; ■ алмазное сырье, драгоценные камни; ■ протезно-ортопедические изделия; ■ перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; ■ перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); ■ погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; ■ услуги ледокольного флота; ■ аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; ■ обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; ■ отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; ■ водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации; ■ этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации. Органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. В настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен на: ■ топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье; ■ перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); ■ торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг; ■ социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций: ■ снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; ■ наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; ■ торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); ■ перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации; ■ перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; ■ перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; ■ перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ■ транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов. Контрольные вопросы 1. Какие цели преследует государственное регулирование цен? 2. Эффективно ли государственное регулирование цен? 3. Чем отличается прямое регулирование цен от косвенного? 4. Какие методы включает косвенное регулирование цен? 5. Почему переход к рынку в нашей стране начался с перехода к свободному ценообразованию? 6. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на федеральном уровне? Почему? 7. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на уровне субъектов Федерации? 8. В чем заключается основной недостаток регулирования цен посредством установления предельного уровня рентабельности и предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки? 9. Какие цели преследует регулирование предельных цен? 10. Чем отличается понятие «предельная цена» от понятия «фиксированная цена»? 11. Каковы причины дифференциации тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в субъектах РФ? Тесты 1. На уровне субъектов федерации цены регулируются: а) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях; б) протезно-ортопедические изделия; в) услуги систем водоснабжения и канализации; г) плату за обучение в вузах; д) оплату населением жилья и коммунальных услуг. 2. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме: а) предельного уровня рентабельности; б) фиксированных цен; в) предельно высоких цен; г) предельно низких цен. 3. Государство регулирует: а) торговые надбавки на обувь; б) торговые надбавки на продукты детского питания; в) торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах; г) торговые надбавки на ткани. 4. Цены регулируются на уровне субъектов Федерации: а) на услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях; б) керосин; в) протезно-ортопедические изделия; г) топливо твердое, реализуемое для населения. 5. К косвенным методам регулирования цен можно отнести: а) установление предельного норматива рентабельности; б) установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции; в) изменение акцизной ставки; г) установление паритетных цен. 6. Цена предельная - это: а) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения; б) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар; в) значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела; г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей. 7. К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся: а) алмазное сырье и драгоценные камни; б) газ природный, реализуемый населению; в) электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК; г) ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию Российской Федерации. 8. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления: а) скользящих цен; б) предельных цен; в) сезонных цен; г) прейскурантных цен.
|