Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Владимир Иванович Гоманьков
Несколько лет назад, в 2000 году, мне подарили календарь Зарубежной Православной Церкви, издаваемый Братством преподобного Германа Аляскинского. И я вдруг обнаружил, что там на день 13/26 апреля напечатано: «Прав. еп. Стефана (Никитина), Калужского (1963)». Набрано курсивом. Это значит, что он у них еще не прославлен, но почитаем. Очень радостно было увидеть напечатанным в церковном календаре имя владыки Стефана, правда, не очень понятно, почему Зарубежная Церковь его поместила в свой календарь, он-то ведь был московский, маросейский, и с заграницей, вроде бы, связан не был... С Сергеем Алексеевичем Никитиным, будущим владыкой Стефаном, меня познакомил в мае 1947 года мой друг и наставник Евгений Амбарцумов. Я приехал к нему в Москву в недельный отпуск из армии, где дослуживал еще три года после окончания войны. Отец мой в войну умер в эвакуации, мать с братьями и сестрой оставались еще в башкирской деревне, и здесь у меня, хоть сам я и москвич, никого не было. Евгений (в 1944 году мы служили вместе) открыл мне после фронта истины христианской веры, стал близким другом, а сразу по моем приезде в столицу в 1946 году устроил мое крещение. Он же предложил мне познакомиться с другом своего отца (священника Владимира Амбарцумова, расстрелянного в 1937 году): —Давай съездим к одному моему знакомому. Он очень хороший, очень близкий мне человек. Отец после выхода Декларации митрополита Сергия ушел за штат и, перейдя на нелегальное положение, продолжал тайно окормлять свою паству. Однажды он сказал мне: «Если со мной что-нибудь случится: арестуют или еще что-нибудь подобное, имей в виду, что Сергей-Алексеевич Никитин заменит тебе меня. Он будет тебе как отец, вместо отца. Все, что он тебе будет говорить, исполняй, как сказанное мною». Что Сергей Алексеевич — священник, Женя мне тогда ничего не сказал. Я изъявил желание, и мы поехали в Струнино Владимирской области. Точнее, я помню, куда-то под Александров. Я просто ехал, куда Женя вез, не особенно следя за дорогой: из армии приехал, прямо в форме был. Сергей Алексеевич, как бывший заключенный, не имел права на жительство ближе гоо километров от Москвы. Он работал врачом в местной поликлинике, кажется, невропатологом, а кроме того — в военкомате, в комиссии по призыву. Добрались под вечер, темнело уже. Нас очень радушно встретил сияющий радостью круглолицый человек. Мы о чем-то разговаривали. Помню, подробно расспросив о моей армейской жизни, Сергей Алексеевич как-то незаметно (а он человек был такой... активный, мог вдруг перейти на какую-то неожиданную тему), перевел разговор на творчество Н.В. Гоголя и, в частности, на «Размышления о Божественной литургии». Для меня, неофита, было откровением, что у Гоголя есть такое произведение: у нас дома было его полное собрание сочинений, но о таком я даже не слыхал. И вот он очень интересно стал мне о нем говорить... И с Женей они поговорили, конечно. Утром мы встали на молитву в довольно большой комнате Сергея Алексеевича, уставленной цветами. Цветочные горшки стояли на длинных ступенчатых полках от пола до подоконника, образуя своеобразную террасу — почти настоящий сад. Про каждый цветок он мог рассказать и говорил о них с энтузиазмом и любовью. Пообщавшись, этим же утром мы уехали домой. Конечно, понятия мои о духовном в то время были очень и очень смутные, но после посещения Сергея Алексеевича у меня осталось впечатление об общении с необыкновенным и, наверное, святым человеком. Это чувство укреплялось и во время последующих встреч с ним. Всего их было 5 или 6. После моего возвращения из армии весной 1948 года пришлось несколько раз видеться с Сергеем Алексеевичем на 43-м километре Ярославской железной дороги, на даче Ефимовых и у Жени с его супругой Таней и сыночком Алексеем (сейчас он уже отец Алексей, в Санкт-Петербурге), которые снимали летом домик по соседству с участком Ефимовых. Сейчас очевидно, что Борис Петрович и Екатерина Александровна Ефимовы создали у себя некий духовный центр, некий христианский оазис в атеистическом окружении, где могли общаться три поколения православных христиан. Насколько мне известно, Сергей Алексеевич был близок с этой семьей и часто их навещал. Заходил, конечно, и к Жене. Я уже работал в МАИ лаборантом на кафедре физики и часто ездил по воскресным дням в гости на 43-й километр, там меня познакомили и с Ефимовыми, я оказался вхож к ним. Помню встречу с Сергеем Алексеевичем, когда он приезжал к Ефимовым осмотреть больную тетушку Бориса Петровича, которая жила с ними. У нее случился инсульт, и Сергея Алексеевича пригласили как опытного невропатолога. Конечно, была и беседа. И вот снова литературный разговор: на сей раз — о пьесах А.Н. Островского. Сергей Алексеевич анализировал, в какие московские храмы могли ходить герои этих пьес. То есть его занимали такие вот вещи; на первый взгляд, это просто литературно-исторический момент, но с другой стороны — сколько в этом назидательного. В любом случае это всегда было очень интересно... Помнится: 43-й километр, день календарной памяти преподобного Сергия Радонежского. И вдруг приехал Сергей Алексеевич. Кто-то — не то Таня, не то Женя (ну, Женя-то, скорее всего, знал) — спросил: — Ой, Сергей Алексеевич, Вы, наверное, именинник сегодня? — Я в другой день праздную, но и этот день чту, так что спасибо за поздравление. И очень радостно так сказал... Очень он радостный человек был. Вот еще помню: Ефимовы не жили зимой на даче, хотя она и была отапливаемая. А у Жени с семьей квартиры не было, и Ефимовы предложили им пожить у них. 26 декабря я приехал на 43-й километр, чтобы поздравить Женю с именинами. Приезжаю, а там — Сергей Алексеевич. Мы поговорили о том, о сем, а потом Женя отвел меня в другую комнату: — Сергей Алексеевич — тайный священник, и сейчас мы послужим службу. Мы пошли в соседнюю комнату, закрылись, сделали из чего-то самодельное кадило, зажгли свечи. Евгений пел и читал. Я ничем не мог помогать. Таня была где-то в соседней комнате с Алешей — он грудной еще был. А мы втроем в темной комнате служили мученику Евгению... Какое у отца Сергия было облачение, я сказать не могу, не помню. Но помню, что, несмотря на убогость обстановки, чувствовались проникновенность молитвы и таинственная торжественность... Это было зимой 1948 года. Ну, может быть, 1949-го. В 1950-м я уже был женат, и мы приехали бы с супругой, как ездили всегда впоследствии: она же с детства знала и Евгения, и отца Владимира Амбарцумова. Мои тесть и теща были членами студенческого христианского кружка, во главе которого стоял отец Владимир. Лидия Амбарцумова-Каледа и моя жена Наташа дружили с детства. Они все вместе в год ареста отца Владимира снимали дачу в Салтыковке, в одном доме. Позже я узнал, что отец Сергий для выхода на открытое служение уехал в Среднюю Азию. Как-то, кажется летом 1951-го года Женя сказал мне: — Слушай, тут очень важное дело: надо, чтобы какой-то «нейтральный» человек упаковал и отправил посылку с облачением для Сергея Алексеевича в Курган-Тюбе. Поезжай вот по этому адресу. Придешь и скажешь: «Я — за посылкой». Возьмешь ее домой, там упакуешь и потом уже у себя на почте (в другом конце Москвы) отправишь. Приехал я по указанному адресу, взял то, что мне передали, это оказалась фелонь. На почте взял ящик. Жил я тогда один: все мои были на даче. И стал я эту фелонь складывать, а сам-то не знаю, как это делается... Вдруг — звонок в дверь. Смотрю, пришел отец Михаил Соловьев (мы его Михаилом Дмитриевичем звали). Я ему объяснил, чем занимаюсь, а он мне: — Как?! Эта посылка — отцу Сергию Никитину? Давай, ты не умеешь, я все сделаю сам. И все уложил. — Вот теперь аккуратненько, чтобы ничего не помялось... Теперь забьем... И вот мы вместе с ним все это проделали, вместе отнесли на почту и отправили. И он мне сказал тогда: — Как я счастлив, что чем-то могу помочь отцу Сергию! Отец Михаил был другом владыки Стефана. Только в 1960-х годах я вновь увидел отца Сергия, он уже был епископом и служил в храме Ризоположения на Донской улице (я бывал там на его службах з или 4 раза). Мы, в общем-то, не общались, шло елеопомазание, хотя он, кажется, узнал меня. Времена-то были советские... Помню, храм набит (а церковь Ризоположения довольно тесная), людские потоки двигаются так бестолково... А Владыка-то каждого помазывал. Ему, видимо, было очень жарко. И очень он был обеспокоен всем этим беспорядком, неуютно себя чувствовал и сам стал направлять людей: — Вот вы туда двигайтесь, а вы — туда. Тут и иподьяконы начали что-то такое организовывать... Так вот близко он это принял к сердцу, обычно-то архиерей в этом не участвует... Ощущение от встреч с владыкой Стефаном: это святой человек. Не знаю, как выразить... Почувствовалось как-то сразу, что он — святой... Ну, понимаете, есть много хороших людей, но тут как-то непосредственно видишь: святой человек. Мне кто-то из Амбарцумовых подарил фотографию владыки Стефана, когда он служил еще в Средней Азии. Он там стоит в подряснике, в скуфеечке. И вот как-то владыка Мели- тон мне говорит: — Дай мне эту фотографию, я с нее сделаю копию и верну тебе — ведь он же мой друг... Так и не вернул. А потом, когда владыка Мелитон умер, я просил его внука, отца Николая: — Поищи в архиве деда фотографию, она мне очень нужна. Но он так ее и не нашел. Не вернулась она ко мне. А так жалко... Фотография святого человека. Вот мой брат Евгений (зять владыки Мелитона) и отец Кирилл Каледа считают, что архиепископ Мелитон — святой. Ничего не хочу сказать, не знаю, я как-то почему-то не могу с ходу назвать его святым. А вот Сергей Алексеевич — святой. Хотя оба они очень хорошие люди, но это — нечто другое. Я так и считаю, что видел в жизни одного святого человека — Сергея Алексеевича. В рациональных понятиях это передать невозможно. Это просто чувство такое... Только начинаешь с ним общаться и ощущаешь какое-то... тепло, какую-то радость... Хотя и говорили мы вроде бы на какие-то отвлеченные, на первый взгляд, темы. Словами это не передать... Именно поэтому, увидев в календаре у зарубежников имя Владыки, я, в общем-то, не удивился. Значит, и туда каким-то образом дошло, какой владыка Стефан (Никитин) хороший, святой человек. 2б декабря 2004 г.
|