![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Андрей Борисович Ефимов
Я познакомился с владыкой Стефаном в конце августа — начале сентября 1959 года. Он был с нашей семьей, вернее, с моей бабушкой Евгенией Александровной Нерсесовой знаком еще по Маросейке. Там, в Клённиках, в начале 1920-х годов служил священник Сергий Дурылин. Он же преподавал в воскресной школе моей маме с ее сестрами (моими тетушками) и окормлял их. Когда отца Сергия Дурылина посадили, то в течение нескольких лет самое редкое раз в месяц надо было отправлять ему в места заключения посылки, иначе он просто погиб бы с голоду. Организовывали отправку этих посылок как раз Сергей Алексеевич Никитин с моей бабушкой Женей. Вот совсем еще детское воспоминание, это где-то 1947- 1948 годы: отец Сергий Никитин, еще тайный священник, приезжал к нам на дачу на 43-й километр Ярославской дороги соборовать свою духовную дочь Елену Алексеевну Ефимову — тетушку моего папы, у нее случился инсульт. Отец Сергий жил тогда в Струнине. Мы присутствовали, хотя и были маленькими. Не помню, видел ли я отца Сергия в последующие десять лет, но в 1959 году мы встретились вновь. На углу Малой Бронной улицы и Спиридоньевского переулка на первом этаже была квартира Елизаветы Алексеевны — сестры владыки Стефана. Там же жили ее дочь Валерия с двумя детьми. Летом 1959 года отец Стефан приехал туда после закрытия Днепропетровского монастыря. Зашел и к бабушке, к нам домой на Кировскую улицу, где я так много о нем слышал... В то время я уже был взрослым, и он просто взял и отвел меня к своей сестре, там мы с ним беседовали. Я знал, что отец Стефан святой человек, святого-то человека мне и было нужно... Потом он приехал к нам в гости на дачу, на 43-й километр. У нас тогда были какие-то сложности, неудобства, и отец Стефан остановился у соседей, — те сразу его туда «утащили». У них он ночевал и служил. Потом уехал в Среднюю Азию, немножко — недели две-три — пожил у «Боречки», целибат- ного священника Бориса Златолинского (ныне архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия) — своего ученика еще с Ташкента, с начала 1950-х годов. По возвращении отца Стефана в Москву, кажется, еще раз у нас была с ним встреча. А потом он просто известил нас, что был у Патриарха и что в скором времени состоится его хиротония. На Благовещение 1960 года его рукоположили во епископа Можайского. Владыка Стефан служил и жил в храме Ризоположения на Донской улице. <...> Надо сказать, ничего и нужно-то не было, когда он так вот сидел за столом и весь радостью светился... У меня фотография сохранилась... Проблемы мы с Владыкой обсуждали самые разные. Что такое путь человека, смирение, молитва? Все самые первые, самые главные вопросы. Что такое католичество? Про католичество он очень четко говорил (у него все было просто): — Католики всегда хотят все точки над i проставить. Даже там, где этого делать нельзя и получается не то... Про смирение: — Пришел к авве ученик (в египетской пустыне дело было), тот ему дал наставление: «Смиряйся. Когда начнешь понимать, что такое смирение, приходи снова». Тот выслушал и пропал. Через 17 лет возвращается: «Я начинаю понимать, о чем идет речь». Про путь человека: «Жить не тужить». У него все-таки закваска-то была оптинской. Владыка рассказывал про старца Нектария, про Матрешу. Город, где жила Матреша, не называл. Про лагерь говорил, что там имелась хорошо организованная система выявления духовенства, тайная система поддержки. Когда прибывала новая партия заключенных, ему как лагерному врачу давали знать (кажется, кто-то из канцелярии), что среди прибывающих есть священник или епископ, в общем кто-то из духовенства. После санпропускника, после бани, обритые, раздетые новички шли к нему на медосмотр. И он должен был понять, кто из них священник. Узнавал безошибочно по глазам. Владыка рассказывал, как однажды осматривал так одного епископа и сказал ему тихонько: — Владыко, благословите. А тот: — Я думал, что попал в ад, а слышу голос ангела. И сразу архиерея этого — в лазарет, откармливать. Это лагерный доктор мог устроить: направить в лазарет, освободить от тяжелых работ. Это-то и просочилось, всплыло, когда ему хотели срок добавить. Поймать с поличным не могли, но донос пошел... У него как у лагерного врача была отдельная комната, в условиях лагеря — удивительная милость Божия. Литургию там служили. Кроме того, он пользовался правом выхода за зону. Владыка говорил, что время в лагере для него было периодом самой напряженной внутренней духовной жизни: постоянно надо было, не расслабляясь, следить за собой. Все время приходилось быть начеку, вплоть до того что развилось боковое зрение: он почти спиной мог видеть, есть кто-то сзади или нет. В лагере он носил на себе Святые Дары. То, что описано у Елены Владимировны Апушкиной — как бесноватая кричала на него, — Владыка и мне рассказывал. Это была жена начальника лагеря. Так и не дала она ему войти, когда на нем были Святые Дары. Определенно, на сто процентов Владыка был уверен, что это было настоящее беснование, не сомневался в этом нисколько. О жизни будущего Владыки в Струнине кто-то рассказывал, каким был там его режим: отец Сергий работал невропатологом в больнице и весьма напряженно. При нем жила уже сумасшедшая от старости старушка, и люди приезжали. Часто ночами он служил — один или с кем-то из приезжих, — потом утром шел на работу. Однажды, провожая кого-то из девушек, помогавших ему присматривать за старушкой в дневное время, сказал: — Вот, гляди, сейчас увидят люди, что девушка молодая утречком от меня убегает на поезд. Что подумать могут, зачем приходила сюда?.. Осудить могут. Так вот, никогда не осуждай! Тоже рассказывал кто-то: входная дверь в квартиру отца Сергия сильно скрипела. На предложение смазать петли он отвечал: — Не надо, пусть скрипит, чтобы я знал, где старушка, не ушла ли из дому. Про Среднюю Азию Владыка рассказывал: епископ Гурий взял его к себе в Ташкентскую епархию и поместил в дальний- дальний приход, в Курган-Тюбе. Жара жуткая. Там же не поймешь: то ли пустыня, то ли степь... Мальчик у него прислуживал в алтаре. Как-то в конце литургии отец Сергий вышел говорить проповедь: — Братия и сестры, поздравляю вас с праздником! А мальчик подходит ко кресту и спрашивает: — А где же братья и сестры-то? — А здесь в храме всегда ангелы живут, вот к ним я и обратился. Трудно там было, но иногда кто-то к нему приезжал. Даже, с Божьей помощью, он сделал там ремонт. Все ему Господь давал устроить... Через некоторое время последовал перевод в Ташкент. Потом, когда владыка Гурий стал Днепропетровским, он взял отца Сергия к себе и поставил духовником женского монастыря. Отец Валерий Бояринцев его помнит с тех пор. Монастырь был открыт при немцах, в нем было порядка ста монахинь. Там владыка Гурий и отца Сергия благословил монашество принять. Постриг его в честь Стефана Махрищско- го, друга Сергия Радонежского. У Елены Владимировны в воспоминаниях говорится, что в Струнине отец Сергий Иннокентию Иркутскому служил, когда произошло чудо со свечами, а мне помнится, Владыка говорил, что это было на память Стефана Махрищского. Про время своего служения в Днепропетровске владыка Стефан говорил: — Это были два года, как золотое яичко, которое раз в жизни курочка приносит: никакой заботы — только молитва, монастырь. Ни лагерей, ни двадцаток... С владыкой Гурием был полный контакт... А потом началось: по всей Украине все закрывается. И они уже знали, что монастырь закроют, как-то готовились даже... Однажды утром прямо во время службы солдаты оцепили по кругу весь монастырь, пришли в храм, не дали даже закончить литургию, сказали: — Выходите, берите из вещей кто что может, садитесь в машины — вас отвезут по городу, куда укажете. А в Днепропетровске тогда было несколько семей, активно посещавших монастырь. Сергей Сергеевич Бояринцев очень много там помогал, и сын его Валерий тоже. Так вот, монахини разошлись по кельям, собираются, плачут. Их подгоняют... В это время вдруг в монастыре оказывается Валерий Бояринцев — через ограду перепрыгнул и пошел спасать монахинь от солдат. И попался, но в результате все обошлось. Такое время было... Рассказывал Владыка, как ему предложили стать епископом. После смерти архиепископа Макария оказалось вакантным место помощника у митрополита Николая (Ярушевича), и владыка Ермоген (Голубев) привел архимандрита Стефана к Патриарху Алексию I. Патриарх его принял, пригласил к себе в покои и больше часа с ним беседовал. После этого направил к митрополиту Николаю. Тот с ним тоже говорил около часа, а потом вроде бы сказал Патриарху: — Либо он, либо никто вообще. Другие помощники мне не нужны. У владыки Стефана всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Николаем. Отцу Борису (Холчеву) тоже предлагалось принять архиерейство, но он не хотел, а владыка Стефан принял. <...> Владыка рассказывал, как к нему — епископу Можайскому — пришел очень хороший священник. Очень хороший. Только его назначают на приход, тут же к нему идет толпа, все шире, шире и шире — отец Димитрий (впоследствии, в монашестве — отец Серафим) Тяпочкин. Так вот, назначили его в Днепропетровске священником в кафедральный собор, уже после закрытия Тихвинского монастыря, где служил отец Стефан. А на место владыки Гурия поставили очень тяжелого, трудного, мягко говоря, епископа. Отец Димитрий ревностно служил и регулярно получал от епископа и от уполномоченного нагоняи. В конце концов его вовсе лишили регистрации. И чуть ли не в приемной владыки Стефана, не без его участия отец Димитрий Тяпочкин познакомился с владыкой Леонидом (Поляковым), тогда Курским и Белгородским. Тот пригласил отца Димитрия к себе в епархию и направил служить в село Ракитное Белгородской области... После снятия митрополита Николая с Крутицкой кафедры начальником епископа Стефана стал владыка Питирим. <...> Но владыка Стефан недолго пробыл под его началом: скоро заболел. На Архиерейском Соборе 1961 года епископ Стефан из-за болезни не был. Тогда он находился в Болшеве на даче у Дурылиных — оправлялся от инсульта. Прямо с собора к Владыке приехали два его участника — епископ Иоанн (Вендланд) и священник Евгений Амбарцумов. Владыка Стефан выслушал их и сказал: — Если бы я был на Соборе, как архиерей я молчать не мог бы. Я должен был бы выступить против этого решения. Тогда они его начали переубеждать, говорили, что теперь, дескать, все будет хорошо: священство может не заниматься больше хозяйственными проблемами, все хлопоты по ведению храмового хозяйства отходят в ведение старосты. А мы, мол, теперь сможем заниматься молитвой, проповедью, богословием... Владыка их выслушал и говорит: — Архиереи так не поступают. Вы что, не понимаете, что происходит?! Это он дважды или трижды повторил. Владыка Иоанн (Вендланд) очень духовный был, очень хороший, из «ташкентской группы», ученик владыки Гурия. Для епископа Стефана он старший был по хиротонии, к тому времени уже со стажем был архиерей... «Архиереи так не поступают»... Мне самому Владыка говорил: — Грех. Архиереи не должны так поступать. Вот владыку Ермогена не пустили на собор, он бы сказал. Если бы я там был, я бы не смог молчать, сказал бы. Он очень переживал это соборное решение вообще и то, что стоящие столь высоко в Церкви люди могут так неправильно рассуждать. Конечно, и владыка Иоанн, и отец Евгений поняли, что хотел им сказать епископ Стефан. Насколько подробным был их разговор, не знаю. Больше мне Владыка ничего не рассказал. Я спросил его тогда: — А что же делать? Будут же храмы закрывать... А он так радостно: — А мы уйдем в подполье, — просто так и радостно... Некоторое время после болезни Владыка жил у наших соседей по даче на 43-м километре. Туда к нему приезжал семинарист Саша Куликов (будущий протоиерей Александр), отец Владимир Воробьев там у него бывал. Потом Владыку перевели в Калугу. Переезжал он туда ко дню праздника Калужской иконы Божией Матери и очень хотел до отъезда попасть в Петушки к владыке Афанасию. Он просил меня организовать ему эту поездку, я не смог. В то время людей с машинами было мало, такси стоило очень дорого, Владыке было не под силу нанять такси: у него зарплата была 250- 300 рублей. Я тогда еще студентом был. Он предложил попробовать такой вариант: маршрутное такси Москва—Владимир. Договориться, чтобы это такси завезло его в Петушки к дому владыки Афанасия и забрало бы на обратном пути в Москву. Но я не смог. Так они и не увиделись... Владыка Афанасий скончался в 1962 году, в октябре, ровно за полгода до смерти епископа Стефана. Елизавета Алексеевна — сестра Владыки, самая близкая к нему из родственников, и в Ризоположенском храме его опекала, после того как он заболел, и ездила с ним в Калугу, секретарем при нем работала, письма писала под его диктовку. Тетя Катя ведь ничего писать не могла, была фактически неграмотной. В Калуге при епископе Стефане не закрылось ни одного храма и даже в двух возобновилось богослужение. Он так и говорил: — Похоже, что уполномоченный — верующий человек: гонение идет, а мы с ним два храма открыли. Там было два тяжелейших обстоятельства: одно—это настоятель собора и одновременно секретарь епархии, митрофорный протоиерей Сергий. Когда епископ Стефан приехал в Калугу — совершенно больной, — он сразу все понял про этого протоиерея: «не наш, чужой». И через некоторое время, довольно быстро, владыка Стефан ему честно сказал — он такой прямой был: — Вы знаете, батюшка, я вам не доверяю. И дальше продолжал с ним служить, но уже все вплоть до арифметики в отчетах, в бумажках делал сам. Даже с уполномоченным ему было проще, чем с этим протоиереем Сергием. Владыка говорил: — Дела делаешь-делаешь... Но когда тот не замечает, посмотришь аккуратно, а у него глаза холодные-холодные... Второе тяжелое обстоятельство было такое: когда епископ Стефан приехал в Калугу, выяснилось, что владыка Леонид оставил огромный епархиальный долг, и вот этот долг за полгода владыка Стефан компенсировал. Предыдущему Владыке калужские бабушки все носили курочек. Епископ Стефан объяснял им, что владыки курочек не едят, но они этого, кажется, так и не поняли. Отец Всеволод говорил о владыке Стефане: — Совершенно святой человек! Владыка был человеком прямым, простым, темпераментным. Сравнительно небольшого роста. Волосы длинные, довольно обширная лысина, большая борода. Говорил очень просто. Да и все у него было простым. Очень хорошо знал Писание. Но специально наизусть он его никогда не учил, никакой зубрежки у него не было, он просто постоянно этим жил. Память, конечно, имел прекрасную. Когда готовился к проповеди, всегда подбирал соответствующий текст из Евангелия. И Ветхий Завет, и Псалтирь, конечно, знал. Но все это — за счет самообразования. Систематически богословия он нигде не изучал. Был практиком. Но на высоком теоретическом уровне. Старец Нектарий Оптинский говорил: — Я не врач, но к медицине приникаю. Подобно ему и Владыка про себя говорил: —Я не богослов, не ученый, но приникаю к богословию, стараюсь приникнуть. Говорил: — Мне помогает моя профессия. Был я как-то у В.Н. ГЦелкачева. И зашел разговор о владыке Стефане — Владыка тогда еще жив был. И вдруг Владимир Николаевич говорит: — Вот такой-то — непорядочный человек. Вот такой-то — человек все-таки порядочный. А владыка Стефан — это глубоко порядочный человек! Я сижу и недоумеваю: «Как это так — святой человек, и такие термины: „глубоко порядочный человек”?! Что же это такое он говорит?!» Но вот с тех пор прошло сорок с лишним лет, и чем дальше, тем больше я понимаю, что имел в виду Владимир Николаевич. То было поколение людей, которые непорядочно жить не могли. Не могли они, например, чужую вещь взять или взять что-то и забыть отдать — ну в простых совсем, элементарных вещах проявлялась их порядочность. В самом деле, теперь это понятие глубоко утрачено, а между тем без него, может быть, Россия не возродится... И еще: для того поколения не существовало обстоятельств. Знаете, как сегодня: «Обстоятельства жизни задавили», «Я не могу» и так далее... То поколение всегда было выше обстоятельств: либо гибнет человек, либо уж он преодолевает любые обстоятельства.
***
Владыка, когда поселился в Ризоположенском храме, тут же накупил книжек, самых разных (библиотека у него была огромная). Помню его книжный шкаф, обычный такой, но с дверцами без стекол. Когда я впервые приехал туда, этот шкаф наполовину был заполнен новыми, по виду недавно купленными книгами. Я ему сказал: — Владыко, давайте новый шкаф для Ваших книг найдем. А он: — Не надо... Дальше слов я не помню, но суть такая: что все интересы современных людей материальны. Они даже не в книгах, а скорее в обложках. А вот придет человек и увидит, что для Владыки этот шкаф абсолютно никакого значения не имеет, и, может быть, задумается... И это правда: для него не имели значения обложки, коленкор весь этот. И поймите правильно: это было у него совершенно естественно, это не была показуха какая-то. В самом деле, для Владыки материальные интересы в жизни никакого значения не имели. — Это, — говорил он, — одна из основных бед нашего общества: материальное, материальное, материальное. Сам он очень многим помогал. Тете Кате, например, которая за ним ходила, он завещал самые красивые, самые дорогие свои панагии, чтобы она на них могла спокойно дожить свою жизнь; благословил ее их продать.
***
Интересно отношение владыки Стефана к протопресвитеру Николаю Колчицкому, о котором очень многие говорили, что он «гэпэушник в рясе». Владыка, конечно, прекрасно все это знал и понимал, но, когда перед смертью Колчицкий его к себе позвал, Владыка приходил к нему не раз, исповедовал и, по- моему, даже участвовал в его отпевании. Он как пастырь не отказался принять исповеди Колчицкого, может быть последние. Мне кажется, об этом же были слова владыки Серафима (Соболева), когда он направлял отца Всеволода в Россию: «Тебе там придется с разными людьми общаться, и смотри, не отталкивай никого — даже самого „махрового гэпэушника”». Бывало на Руси, что гэпэушники каялись, такое возможно. Но у меня с Владыкой никогда разговоров на эту тему не было, потому что сам он об этом не заговаривал, а я практически не задавал ему таких вопросов.
***
В проповедях у него очень часто были цитаты. Фет, Майков, Тютчев, многие другие. Цитировал он, конечно, не целые стихотворения, выдержки. Но мог и большую цитату произнести. Главное, слово его касалось сердца <...>. Относительно даты священнической хиротонии владыка Стефан говорил мне, что, когда пришло время его выхода на открытое служение, совместно с владыкой Гурием была составлена легенда, по которой он был рукоположен в 1920-е годы епископом, уже скончавшимся к концу войны, и служил в храме, от которого ничего не осталось. Владыка говорил, что рукополагал его епископ Афанасий, точного времени рукоположения не называл. Рассказывал, что носил на себе Святые Дары, и он же говорил мне, что Дары давали носить несвященникам. И Матренушкины слова передавал: «когда будешь перед престолом стоять...» У меня не возникло тогда никаких сомнений, что он не был еще священником, иначе бы я переспросил. Это я тогда воспринял однозначно.
***
Отца Глеба Каледу владыка Стефан благословлял на тайное служение. Еще в 1962-м или в 1963 году. А рукоположен он был только в 1972-м. I января 2005 г.
|