Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протоиерей Владимир Воробьев
Первый раз мне довелось быть у владыки Стефана на 43-м километре по Ярославской дороге, когда он уже оправился от инсульта. Это было летом 1961 или 1962 года. Мы были вчетвером: Владимир Николаевич Щелкачев, Александр Владимирович Щелкачев (теперь — отец Александр), Андрей Борисович Ефимов и я. Нас провели в комнату, где в кресле сидел прекрасный старец: большая седая борода, ясные, живые и удивительно добрые глаза. Он был очень красив и обаятелен, сразу привлекал к себе, но главное ощущение — перед тобой необыкновенный, замечательный, святой, благодатный человек. Время было трудное—разгар хрущевских гонений, Собор 1961 года. Поэтому говорили, конечно, о положении в Церкви. Как-то коснулись вопроса о непоминающих, и владыка Стефан сказал по поводу митрополита Иосифа (Петровых), что он не был раскольником, а учинил самочинное сборище — самый малый грех из трех: ересь, раскол, самочинное сборище. Я возразил в том смысле, что митрополит Иосиф не стремился к власти, а хотел оградить церковную жизнь от грозивших ей компромиссов, за что и был расстрелян. Владыка живо переспросил: — Так он все-таки был расстрелян?.. — Да. Владыка помолчал, прослезился и сказал: — Я ведь и сам пострадал за это, сам был за это арестован... Конечно, митрополит Сергий не имел никакого права запрещать его в служении. Это также абсурдно, как если бы я запретил владыку Афанасия или он — меня. Современное положение Церкви Владыка охарактеризовал словами: «пир во время чумы». Второй раз случилось посетить епископа Стефана в Калуге в августе или сентябре 1962 года. Мне необходимо было получить благословение, как поступить в трудных обстоятельствах, но в то время я не знал духовного лица, к которому мог бы обратиться со своим вопросом. Вспомнил, как мы были у Владыки, и почувствовал готовность руководствоваться его благословением. Мы с братом поехали на 43-й километр к Ефимовым, застали только Екатерину Александровну, которая сказала, что Владыка в Калуге и адреса его она не знает. Мы решились ехать в Калугу. Приходим там в кафедральный собор, Владыки нет. Спрашиваем, как его найти. Нас приводят к настоятелю собора — отцу Сергию, секретарю епархии. Большой, заросший бородой, резкий протоиерей напустился на нас: — Кто такие? Что вам нужно? Говорите свои фамилии! По привычке того времени всего бояться, никакой информации не давать мы сразу заподозрили отца Сергия и постарались ничего не сказать ему. Он хотел нас выгнать, но, подумав, согласился позвонить Владыке. Владыка, несмотря на свою болезнь, на то, что отец Сергий не очень-то выгодно нас аттестовал, велел позвать меня к телефону. Однако мои объяснения были совсем непонятны, кто я — он не понял. Мне пришлось сказать, что в прошлом году я был у него на 43-м километре вместе с В.Н. Щелкачевым. Владыка этого случая тоже не припомнил, но, услышав имя Владимира Николаевича, велел отцу Сергию дать нам его адрес и разрешил нам приехать к нему. Ехали мы довольно долго: Владыка жил в небольшом домике далеко от центра Калуги. Открыла дверь нам тетя Катя и провела к Владыке. Скромная, не особенно уютная комнатка. Владыка посадил нас, стал расспрашивать. Скоро все понял и стал говорить с нами как с близкими людьми. — Я отцу Сергию не доверяю. — Как Вы себя чувствуете, Владыко? Наверное, много дел, устаете? — От дел не устаю, устаю от неприятностей. Владыка объяснил мне, что проблемы в моем деле возникли оттого, что все, сделанное раньше, было ошибкой. Речь шла о крещении взрослой девушки, родители которой сначала выразили согласие, а потом стали резко против. Начался скандал, в результате девушку могли исключить из института, тогда это было нередко. Владыка благословил нас обратиться от его имени к отцу Николаю Голубцову и сделать все тайно. — Вы помните молитву перед Причастием Святых Христовых Таин? В ней есть слова: «Не бо врагом Твоим Тайну повем». Так вот, мы не должны тайны нашей церковной жизни открывать врагам Церкви или людям, ей чуждым. Все, что относится к внутренней нашей христианской жизни, в наше время нужно скрывать от внешних. Ходишь ли в храм, причащаешься ли, молишься ли Богу и тому подобное — все это их не касается, и знать им этого не нужно. Если мы это будем открывать врагам Церкви, то можем оказаться предателями. Но вот если нас спросят: «Веруешь ли ты в Бога?» — то в этом случае, ничего не обдумывая, мы обязаны исповедовать свою веру: «Верую!» — независимо от того, чем это нам грозит, по слову Христову: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. го, 32-33)- Больше ни о чем мы говорить не должны, ничего не надо объяснять, но исповедать: «Верую!» — наш непременный долг. Владыка говорил о том, что быть христианином надо всерьез, нельзя быть легкомысленными, что христианская жизнь — это «не летом сладкий лимонад». Потом вспомнили А.Б. Салтыкова на Маросейке, в Клённиках. Владыка сказал, что помнит его. Был уже вечер, нам нужно было возвращаться в Москву. Владыка спросил, как мы поедем. Для нас проблем в этом не было. Мы сказали, что как-нибудь доберемся, на каком-либо поезде, попросили благословения. Владыка благословил нас, проводил, и мы ушли с чувством, что были у святого человека. Дальше все делали, как сказал Владыка, а через пол год а примерно стали ездить на его могилу в Отрадное. I декабря 2004 г.
|