Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протоиерей Глеб Каледа
В его облике было что-то от светящегося Серафима Саровского и, вероятно, оптинских старцев. Он был исповедником Русской Православной Церкви в том смысле, который вкладывали в это слово христиане [еще первых веков]. [Ему довелось пройти] и тюрьмы, и лагеря, прошел он и трудный путь священника катакомбной Церкви, жизнь которого всегда находится под покровом Божиим и всегда окружена опасностями от мира сего. В своих рассказах я не собираюсь давать полной истории жизни владыки Стефана. Она описана. Может быть, не совсем удачно. В этой истории, которая составлена и лежит передо мной, многие факты изложены неточно, а многие факты опущены. Именно поэтому я и хочу сделать некоторые незначительные дополнения. Семьдесят послереволюционных лет в истории Русской Православной Церкви были героической эпохой, когда она была увенчана сонмом мучеников и исповедников. Если мы канонизируем и причислим к лику святых всех наших новомучеников и исповедников, то святых в Русской Православной Церкви будет больше, чем во всех остальных Поместных Церквях вместе взятых. Шла молитва, писались труды, организовывались кружки по изучению Евангелия, в условиях, когда невозможны были другие [открытые] формы служения и по ряду других причин существовали катакомбные церкви и даже катакомбные монастыри. Владыка архиепископ Мелхиседек, с которым, несомненно, был связан и знаком будущий владыка Стефан, учил, что может наступить время, когда не будет книг церковных, и необходимо знать церковную службу на память. Вот эту идею осуществили многие-многие люди. И когда совершались Пасхи в лагерях, где были тысячи православных христиан, то Светлая заутреня совершалась на память, все пели эти пасхальные радостные песнопения, и в бессилии, не дерзая ничего совершить и боясь, стояла вокруг стража тюремная и лагерная. На службах 12 Евангелий люди на память читали 12 Евангелий. Кончал один — забывал что-то — его чтение подхватывал другой, и так — один за другим — прочитывали все 12 Евангелий в тюрьмах. В лагерях тайно от начальства совершались богослужения, в том числе и литургия. Носить на себе частицы Святых Даров, чтобы причастить умирающего, священники не могли, их постоянно обыскивали, и обнаружить на груди у священника ладанку со Святыми Дарами значило обречь его в лучшем случае на карцер, а в худшем случае на расстрел. Но, несмотря на эти суровые условия, литургии все-таки совершались, и священники передавали частицы Святых Даров верным людям из мирян, и они носили эти Дары на своей груди под тюремной робой, под тюремным бельем. Двое из моих близких знакомых были носителями Святых Даров. Одним из них был Игорь Константинович Фортунатов, другим — Сергей Алексеевич Никитин. Однажды Сергея Алексеевича, опытного врача-психо- невролога, привели в. дом начальника лагеря с тем, чтобы он осмотрел больную сестру жены этого начальника. Но когда он вошел в дом, то больная заметалась, стала махать руками, закричала, что она не желает, не может встретиться с ним. «Уберите его, уберите его!» — кричала она и, выбежав из комнаты, которая находилась у входа в квартиру, забилась в дальний угол самой дальней комнаты. «Не могу, не могу, не хочу!» — кричала она, родные ее пытались уговорить, что пришел врач, что ей нужно полечиться, что он осмотрит, поможет ей, но она кричала свое: «Не могу, не могу!» Тогда хозяева квартиры, начальник лагеря сказали: «Ну, ничего не получается, она не хочет с вами встретиться». Сергей Алексеевич понял, что женщина эта является бесноватой и бесу нестерпимо приближение к нему Святых Даров. Вот почему она так шумела, вот почему она кричала и махала руками — потому что бес не мог перенести приближения к нему, сидящему в этой женщине, Святых Таинств. Сергей Алексеевич все понял, но, сами понимаете, ничего не сказал. Постоянное ношение на груди Святых Даров накладывало на человека не только духовный, но и физически зримый отпечаток. Игорь Константинович Фортунатов говорил: «Многие меня принимают за священника, вероятно, потому, что я несколько лет носил на груди своей Святые Дары». История с Матренушкой хорошо известна, она изложена в «Невыдуманных рассказах», которые ходили по рукам, а сейчас уже и опубликованы. Я хотел бы дополнить эту историю только несколькими чрезвычайно важными фактами, касающимися непосредственно владыки Стефана. Когда Сергей Алексеевич вошел в ее темную избу, он услышал голос: «Проходи, Владыко, проходи». А владыкой ведь он не был. Был ли он в это время священником, не знаю. <...> Будущий владыка Стефан, Сергей Алексеевич, был ярым «непоминовенцем», то есть он отрицательно относился к декларациям митрополита Сергия и не считал его законным Местоблюстителем Патриаршего престола. Великая историческая заслуга Патриарха Алексия I заключается в собирании верных чад Русской Православной Церкви под единый общий Патриарший омофор. Он занял твердую и, я бы сказал, жесткую, совершенно канонически правильную позицию по отношению к обновленцам, и Святейшего Патриарха Алексия признали бывшие «непоминовенцы», признал его и епископ Афанасий (Сахаров), и многие-многие другие чада Русской Православной Церкви. Всех «непоминовенцев» принимали в том сане, который они получили, находясь в подполье, в то время как хиротонии обновленческие не признавались. Обновленцы возвращались в лоно Русской Православной Церкви через покаяние в том сане, в котором они были до перехода в обновленчество. Следует отметить, что катакомбные священники были как из среды «непоминовенцев», так и из среды лиц, всегда имевших литургическое общение с Патриаршей Церковью, возглавлявшейся митрополитом, а затем Патриархом Сергием (Страгородским). Однако возвращение в общение с Патриархией, переход из неофициального, катакомбного состояния в состояние официального, открытого священнического служения вызывал административные, государственные, так сказать, трудности. Государство требовало регистрации всех священников. Если священник не имел регистрации, то ему не давали возможности служить. Его могли арестовывать, обвинять, применять самые разнообразные методы репрессий, как за нарушение паспортного режима, так и за многое другое. Пользоваться катакомбными ставленными грамотами было невозможно по очень многим причинам полицейского характера, кроме того, во многих случаях такие грамоты физически отсутствовали. Надо было иметь какую-то гипотезу, какую-то модель, как тот или иной священник стал священником, кто его хиротонисал. Без грамот оказались довольно многие священники, и Патриархией были организованы комиссии, которые испытывали и проверяли лиц, заявлявших, что они имеют сан и имели когда-то ставленные грамоты, а потом по каким- либо причинам их утеряли. Часто утрата ставленной грамоты была связана с арестами священника и пропажей документов в недрах органов безопасности ГПУ-КГБ. Епископом, который вывел на открытое служение отца Сергия Никитина, был епископ Гурий Ташкентский и Среднеазиатский, всегда сохранявший верность или евхаристическое общение с Патриаршей Церковью, но сам в течение длительного времени находившийся в состоянии катакомбного служения, даже организовавший свой катакомбный монастырь в Средней Азии. Кстати, он оказался тем архимандритом, которому суждено было открыть Троице-Сергиеву лавру и быть первым наместником Лавры после ее разорения в послереволюционные годы. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии, — епархии, особенно сильно пострадавшей в годы гонения на Церковь, где хозяйничали, по существу, обновленцы, — владыка Гурий (Егоров) собирал вокруг себя живые духовные силы Русской Православной Церкви. Многие из собранных им впоследствии оказались клириками разных епархий нашей Церкви, а некоторые даже стали ее архиереями. Была разработана история иерейского посвящения отца Сергия. При первой встрече владыка Гурий задал ему вопрос, почему он хочет служить: привлекает ли его молитва перед престолом, амвон ли с его проповедями или аналой с духовни- чеством и исповедью? Отец Сергий четко и определенно ответил: «Алтарь, молитва и евхаристическое служение». Этот ответ был близок самому духу владыки Гурия, который, будучи сам глубоким богословом, имевшим серьезное богословское образование и организовавшим полузакрытый, полуподпольный Богословско-пастырский институт после закрытия Петроградской Духовной Академии, был прежде всего священнослужителем, предстоятелем перед престолом Господним. Владыка Гурий имел обыкновение давать искус тем священникам, которые приходили к нему либо из катакомбных церквей, или после долгих лет перерыва в священническом служении, или молодым ставленникам. Эти искусы и послушания должны были раскрыть духовный облик принятого им на священное служение человека и должны были дать этому клирику самому возвыситься и возрасти духовно, предавшись Богу в тишине молитвенного делания. Курган-Тюбе — город, который был населен почти исключительно мусульманами- таджиками и очень небольшим числом русских, в числе которых было очень мало верующих и совсем практически не было воцерковленных лиц. Отцу Сергию часто приходилось служить совершенно одному в небольшом храме. Ему прислуживал кто- нибудь один в алтаре, и это правило частого, практически ежедневного богослужения в дни, проведенные в Курган-Тюбе, отец Сергий соблюдал неукоснительно. Владыку Гурия вскоре отозвали из Ташкента, он оказался сначала архиепископом Саратовским, потом Черниговским, потом Днепропетровским. На место владыки Гурия был назначен архимандрит Ермоген (Голубев), строгий монах, человек несколько фанатического склада, горячий борец за чистоту православия, но не всегда понимавший и воспринимавший наши современные условия жизни. Он сердился на священников, если они не ходили по улицам города в рясах или подрясниках, сердился, если они носили коротко постриженные бороды. Правда, с последней особенностью он скоро смирился, когда один священник, ходя в обычном светском костюме и имея короткую бороду, сумел проникнуть, что тогда не допускалось, в больницу и там исповедать и причастить больного. Сделав перед этим замечание священнику, владыка Ермоген затем просил у него прощения. Владыка Ермоген перевел отца Сергия Никитина в Ташкентский кафедральный собор. [Епископ Ермоген с отцом Сергием имели] несколько разную духовную тональность, некоторые разные особенности личностного характера. Между ними не было той близости, которая существовала между отцом Сергием и владыкой Гурием, кроме того, тяжелый климат Ташкента был труден для больного сердца отца Сергия. Владыка Гурий выписал его к себе в Днепропетровскую епархию, где находился небольшой женский монастырь. Этот монастырь очень нуждался в опытном духовнике, и монахини волновались, кого им пришлют. Владыка сказал: «К вам будет назначен опытный монахолюбивый духовник». Таким духовником оказался отец Сергий Никитин, и монахини полюбили своего духовно опытного, вдумчивого и молитвенного отца. С теплым чувством и глубоким уважением они вспоминали потом его многие и многие годы. Отец Сергий решил принять монашеский постриг не без влияния владыки Гурия, ведь по существу всю свою жизнь он был монахом, правда не постриженным, но монахом по образу жизни, монахом по мысли. В постриге он принял имя Стефан в честь преподобного Стефана Махрищского, друга преподобного Сергия Радонежского. Вскоре владыка Ермоген предложил кандидатуру отца Стефана Святейшему Патриарху и Синоду во епископы. Эту кандидатуру горячо поддержал митрополит Гурий, и после смерти архиепископа Можайского Макария на его место был хиротонисан архимандрит Стефан (Никитин). Епископ Стефан оказался по существу вторым заведующим Хозяйственным отделом Московской Патриархии, и до сих пор в помещении этого отдела рядом с портретом владыки Макария висит портрет епископа Стефана. Его кафедральным собором оказался храм Ризоположения в Замоскворечье, где до этого служил архиепископ Макарий. Находясь в Москве, будучи викарием Московской епархии и заведующим Хозяйственным отделом Московской Патриархии, Владыка должен был встречаться со многими и многими лицами как из высшего духовенства, так и с огромнейшим количеством приходящих священников и мирян из самых разнообразных приходов Русской Православной Церкви, а наибольшую заботу его составляла Московская областная епархия и частично, может быть, город Москва. По работе в Московской епархии он очень тесно контактировал с митрополитом Николаем (Ярушевичем) и очень полюбил его. Много приходилось ему иметь дело и с управляющим делами Московского Патриархата протопресвитером отцом Николаем Колчицким. Околоцерковные зубоскалы многое говорили и о владыке Николае за его приверженность к политике, хотя он был искренним деятелем и радетелем о нуждах церковных, и особенно много «поливали грязью» протопресвитера Николая Колчицкого. У владык между собой установились очень добрые, духовные отношения, они прекрасно понимали друг друга, об этом рассказывал владыка Стефан. Хорошие отношения были у него и с протопресвитером Николаем Колчицким. Это оказался тоже, несмотря на то, что про него говорили, истинный радетель о нуждах церковных, и интересно, что принять последнюю исповедь и дать ему последнее смертное напутствие отец Николай просил владыку Стефана (Никитина). После года служения в Москве у Владыки случился удар, точнее тромб, и он год пролежал больным в комнате Ризоположенского храма. По выздоровлении он был назначен исполняющим обязанности епископа Калужского и Боровского и уехал в Калугу. Он быстро полюбил эту епархию, с радостью ездил по ее городам и селам, словно он здесь родился, считая ее своей родной епархией. Так и должен считать каждый архиерей, куда бы его ни поставило на архиерейское служение высшее церковное руководство. В годы, когда по всей стране закрывались церкви, — это была эпоха хрущевского гонения, — владыка Стефан сумел открыть два новых храма в пределах Калужской епархии, и в конце года он был несколько озадачен, как написать об этом в отчете, ведь отчет попадет в Совет по делам Русской Православной Церкви, и у уполномоченного, с которым им вместе удалось эти храмы открыть, могут быть неприятности. Интересно, как он разговаривал с уполномоченным: «Если мы не откроем храм, бабушки-то будут собираться по селам, по избам и мыть косточки советской власти, и мы не будем знать, что там будет твориться, о чем они будут говорить. А в храме все известно, и народ доволен будет, и еще за Вас, дорогой мой, они помолятся Господу Богу нашему». Помню, он сидел у себя в кабинете и говорил: «Не знаю, как написать отчет, чтобы не подвести уполномоченного, ведь скандалы будут: два новых храма открылись». Хрущевское гонение, закрытие храмов владыка Стефан переживал очень тяжело. Несмотря на то что он прошел через катакомбы, тюрьмы и лагеря. Его огорчала пассивность верующих, прежде всего архиереев, в защиту храмов, в защиту Православия <...>. Но как только епископ Стефан оправился от болезни и снова вернулся к своему архиерейскому служению, сам он служил истово и всеми силами препятствовал закрытию церквей, добивался их открытия, что в те годы было почти невероятно. <...> Через год своего служения в Калужской епархии владыка Стефан умер, как только может умереть архиерей. Смерть его была блаженной, ведь умер он после литургии, причастившись, обращая назидательное слово к своей пастве. Блаженная и святая кончина. <...> Коротковат и суховат очерк жизни владыки Стефана, который лежит передо мной, но разве можно передать ту духовность и теплоту, которую ощущаешь только при живом, непосредственном общении с праведником?.. В заключение хотелось бы остановиться на некоторых бытовых особенностях жизни владыки Стефана в последние годы его жизни. В Москве он жил в комнате при храме Ризоположения, где до него размещался его предшественник архиепископ Макарий. Комната небольшая, довольно неудобная. Дверь выходила непосредственно в притвор храма, никаких удобств не было. Все удобства находились на улице рядом с храмом. За ним ухаживала старая тетя Катя, очень ему преданная. В Калуге Владыка жил в архиерейском доме на окраине города, который представлял собой одноэтажное деревянное здание, невысокое, с большим фруктовым садом за деревянным забором. Здесь уже был у него отдельный самостоятельный кабинет (в Москве кабинет находился в Патриархии), большая столовая комната и отдельная спальня. Все было очень компактно, чисто и аккуратно. В этом же доме находились и все епархиальные службы. Владыка Стефан любил отдыхать в саду около дома <...>.
|