Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Владимир Николаевич Щелкачев
Мое знакомство с Сергеем Алексеевичем Никитиным началось в марте 1931 года. И произошло оно не совсем обычным способом, не лично, не за руку, а через окно в Бутырской тюрьме. Я к тому времени уже находился в заключении почти шесть месяцев. Меня арестовали в ночь с 9-го на го октября 1930 года, через пять дней после моего духовного отца протоиерея Владимира Воробьева (дедушки теперешнего отца Владимира, ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета). Мы с отцом Владимиром проходили по делу о целиком выдуманной ОГПУ, мифической контрреволюционной церковной организации, так называемой «Истинно-Православной Церкви», якобы насчитывавшей более 1600 человек. К ней относили более 400 монашествующих, 400 с лишним «кулаков», офицеров, адмиралов. Сначала держали нас на Лубянке, затем в ноябре месяце меня перевели в Бутырку <...>. На момент ареста мне не приходилось еще встречаться ни с одним «мечёвцем», но о маросейской общине я, конечно, слышал. Помню, как отец Владимир Воробьев, сам — замечательный священник и прекрасный духовник, пользовавшийся доверием и любовью как простых, так и самых образованных, интеллигентных православных людей, говорил мне, что лучший священник, которого он знал в Москве, — это отец Алексий Мечёв. Отец Алексий был прозорливым батюшкой и вообще — особым. Он создал удивительную духовную общину; я и сам потом смог убедиться, что из всех религиозных людей, встреченных мною в жизни, «мечёвцы» особенным образом выделялись, это были люди, не похожие ни на кого другого. Отец Владимир говорил: «Лучшего храма, чем мечёвский, в Москве нет». Но сам я, будучи прихожанином храма Николы в Плотниках, на тот момент в Клённиках ни разу не бывал. И вот в марте месяце в мою камеру поместили Романа Владимировича Ольдекопа — первого «мечёвца», с которым мне довелось познакомиться. К тому времени я уже имел место на нарах: с октября по март успел перейти на них с пола. Лежал уже примерно десятым от окна (а когда выходил из Бутырки, был четвертым). С Романом мы очень быстро сблизились и подружились. Наши взгляды на происходящее совпадали. Оба мы знали, почему здесь оказались, оба были верующими людьми. Часто в дневное время мой сосед по нарам Федор Алексеевич — старорежимный кадровый рабочий, хороший, но весьма грубый человек (страшный матерщинник) — позволял Роману Владимировичу прилечь рядом со мной, поговорить. Роман учил меня церковному уставу, рассказывал о мечёв- ском храме, я много узнал от него о маросейской общине. В общем, мы искренно привязались друг ко другу. Как раз Роман Ольдекоп и познакомил нас с С.А. Никитиным весьма своеобразным способом. Дело было так. В камере имелось единственное окно. Через него можно было наблюдать, как по тюремному большому двору проходят по кругу выведенные на прогулку заключенные из соседних камер. <...> Однажды я увидел, что Роман Владимирович кланяется какому-то человеку, который проходил мимо нашего окна по двору в числе других заключенных, и тот ему в ответ очень мило кланялся. Я понял, что они — друзья. Начал спрашивать, кто это такой. Роман сказал мне: — Это — С.А. Никитин, он тоже с Маросейки. Очень религиозный человек, близкий друг и духовный сын отца Сергия Мечёва, он был старостой общины храма Николы в Клён- никах. Я говорю: — А как бы мне тоже с ним познакомиться? Лицо нравится... — Я познакомлю тебя. Становись рядом со мною около окна. Я встал. Когда проходил круг, большой (за полчаса успевали проделать несколько кругов), и этот человек приближался к нашему окну, Роман Владимирович начинал гладить меня по голове. Тот сначала удивлялся. А потом начал кланяться мне, и я ему начал кланяться. Так состоялось мое знакомство с С.А. Никитиным. Видимо, мы оба расположились тогда друг ко другу, потому что я почувствовал, что и он кланяется мне не просто так, а с симпатией. Таким образом я первый раз увидел будущего епископа Стефана. Осудили меня по статье 58-й, пункт п, и в соответствии с этим называли врагом народа — все, кто обвинялся по 58-й статье, по любому из пунктов, именовались врагами народа. Приговорили к трем годам ссылки. Было мне 22 года, я только что кончил университет... О владыке Стефане (Никитине) (тогда еще будущем Владыке) я много слышал в тюрьме от Романа Ольдекопа. Позже, в ссылке, в Алма-Ате, я встретился с еще одной «маросейкой» Еленой Владимировной Быковой (впоследствии — Апушки- ной), которая тоже рассказывала мне о С.А. Никитине. Многие из ссыльных по религиозным делам по приезде в Алма- Ату обращались ко мне за помощью, приходили с записками от знакомых: «Помогите устроиться». Вот с такой же запиской пришла и Ляля, так я обычно называл Елену Владимировну. Два дня она пожила у меня, потом удалось устроить ее в полутораэтажном домике, где в подвальном помещении жила моя духовная мать Параскева, исповедница. Лялю поселили на первом этаже. Я познакомил их, и Ляля стала духовной дочерью матушки Параскевы. У Ляли был редкий дар — дар записи. Она составила более тысячи записок о замечательных людях. Вела она эту работу по благословению отца Бориса (Холчева). И это были не просто записи: «Я встретилась, поговорила...» Она могла запомнить и передать подробно, о чем и как говорил ее собеседник. Буквально воскрешала человека, о котором писала. Когда истек срок моей ссылки, в декабре 1933 года, я приехал в Москву, обращался с просьбами в прокуратуру, в Пом- полит к Екатерине Пешковой, но и она не смогла помочь мне остаться в столице. «Враги народа» должны были жить от Москвы не ближе чем за 100 километров. От Р.В. Ольдекопа я узнал, что С.А. Никитин из тюрьмы был отправлен в лагерь, где пробыл до 1933 года и уже после освобождения приезжал к своим сестрам в Москву. На их адрес я и написал Сергею Алексеевичу примерно так: «Дорогой Сергей Алексеевич, мы знакомы с Вами заочно, был бы рад познакомиться очно...» Сообщал также, что самому мне дали «минус двенадцать», то есть запретили проживание в двенадцати самых крупных городах Союза, и послали в город Грозный, где мне, молодому математику, поручили заведование кафедрой теоретической механики Нефтяного института; что каждое лето я приезжаю в Москву поработать в библиотеках, так как вынужден с нуля изучать нефтяное дело. В Москве останавливаюсь по такому-то адресу... К великой моей радости, Сергей Алексеевич ответил. Писал, что обязательно хочет меня навестить. И встреча наша состоялась летом 1934-го или 1935 года, он пришел ко мне в гости. Разговаривали мы довольно долго, конечно, о религии, о молитве. Помню, он мне задал вопрос, а потом сделал выговор, ну, выговор такой... отеческий, дружеский: — Володя, а ты читал Гоголя «Размышления о Божественной литургии»? — Нет, не читал. — Как же можно?! Лучшего сочинения о литургии я никогда не встречал! Володя, тебе обязательно надо прочитать его, ты убедишься, что это сочинение замечательное! Вот буквальные слова Сергея Алексеевича. Правильно это или неправильно, судите сами, но он так сказал. Вообще он любил русскую литературу, в особенности религиозные сочинения русских писателей, мы и об этом с ним говорили. Часа четыре, наверное, он у меня тогда пробыл. Такой была наша первая личная встреча. Тогда он мне от слова до слова рассказал все о Матренушке. В книге «Соль земли» изложено два варианта. А мне он рассказывал буквально следующее. Сергей Алексеевич был лагерным врачом и пользовался определенной свободой: обязан был выходить за решетку в управление лагерями. У него имелась помощница, которая оказалась верующим человеком и однажды сказала ему: — На Вас заводится новое дело. Мне известно, что в Москву уже послали заявление, чтобы продлить Вам срок. Сергей Алексеевич был крайне огорчен этим известием. А медсестра, увидев его смущение, сказала: — А Вы, Сергей Алексеевич, не смущайтесь, есть выход из положения. — Какой? — Надо обратиться к Матренушке. — К какой Матренушке? — А я сейчас расскажу. Удалитесь из лагеря и громко кричите: «Матренушка, Матренушка! Помоги мне!» — Сказав так, — продолжал Сергей Алексеевич, — она оставила меня с самим собой, а я, выйдя подальше за огора живавшую лагерную территорию решетку, начал кричать: «Матренушка, Матренушка! Помоги мне!» Покричал. Вернулся в лагерь... Прошло еще полгода, дело так и не сдвинулось с прежней точки, подошло время окончания срока моего заключения. Сергея Алексеевича освободили, он выбрал город, где поселиться. Но сначала поехал к Матренушке — куда именно, мне не говорил. Два парня, ехавшие с ним из лагеря, направлялись туда же. Он их спросил: — А не знаете ли вы Матренушку? — Конечно, знаем. — А как найти? — А как сойдете с поезда, пойдете по улице, спросите любого человека, где Матренушка, Вам укажут. Он так и сделал. Так он рассказывал сам. Мне, вероятно, первому. Он ведь тогда только что вернулся из лагеря. — И действительно, — говорил Сергей Алексеевич, — приехал я, сошел с поезда, по улице иду. Кого ни спрашиваю, все называют один и тот же адрес. Подошел к указанному дому, точнее, какой-то хижине маленькой, постучался в дверь. То ли голос, то ли нет, не слышу. Открываю дверь, а ко мне обращение, как к епископу: — Заходите, Владыко. Я подумал: — Куда же это я попал? Почему ко мне как к архиерею обращаются? Я, говорит, вошел, стою, слышу: — Сереженька, Сереженька, подойди. Отвечаю: — Откуда Вы меня знаете? А голос из ящика: — Как откуда знаю, ведь ты меня звал, кричал... Я знала, что ты ко мне придешь. Приблизился. Лежит в ящике маленькое существо, слепое. В доме больше никого. Он начал расспрашивать, узнал ее судьбу. Как ее еще маленькой девочкой носили в храм и как ей там подавали милостыньку. Этот случай с Матрешей произвел на Сергея Алексеевича очень сильное впечатление, да и действительно, это же — чудо! Ну а как — не чудо? Человек в Сибири кричит: «Матрену шка!» А она услышала его на таком расстоянии... И когда он вошел, как она его по имени назвала?! Чудо! И он его испытал, чудо это! Сергей Алексеевич так мне и сказал: — Я ее поминаю сразу после моих родителей. Вот этот рассказ я запомнил дословно. Остального, о чем говорили тогда, увы, теперь уже не помню. «Размышления о Божественной литургии» Гоголя я, конечно, потом прочитал. <...> Далее мы с Сергеем Алексеевичем не виделись в течение долгого времени. Очень долго, больше десяти лет. Помню, он писал мне, что провел много тяжелых для него лет в Средней Азии. А затем, уже значительно позже, я получил от него письмо, откуда узнал, что сейчас он уже епископ в Москве и живет в храме Ризоположения. Тогда я пришел на службу в Ризоположенский храм и подошел к Владыке под елеопо- мазание. Неожиданно он узнал меня в лицо и пригласил заходить. Таким образом возобновилось наше с ним знакомство. Помню, однажды от кого-то из друзей мне стало известно, что в некий конкретный день Владыка будет сам служить, а я знал, что он замечательный проповедник, и сказал своему старшему сыну Саше: — Пойдем со мной сегодня в храм. Он ответил: — Не хочу. И хотя я никогда не принуждал сына ходить в церковь, тогда первый раз в жизни я настоял на своем и насильно взял его с собой. Сказал: — Пойдешь и все, без разговора! Потому что там будет владыка Стефан! Это была Неделя о блудном сыне. И вот что важно: Саша, который и идти-то не хотел, после сказанной Владыкой проповеди признался, что потрясен. Проповедь поразила его до глубины души. Бывал я у Владыки в гостях в храме Ризоположения. Он жил в комнатке при церкви. Ухаживала за ним старушка, безгранично преданная ему. Звали ее тетя Катя. Ночевать ей приходилось прямо в храме. Помню, как-то однажды сидели мы с епископом Стефаном за маленьким столиком во дворе храма Ризоположения, тетя Катя приносила нам туда чай. И я начал рассказывать Владыке об одном своем близком друге Петре. Что настоятель храма, куда Петр ходил, отец Иоанникий, опекает его как старец. (Петр был религиозно очень одаренным человеком, но с трагичной судьбой. Он даже игуменом был потом...) Владыка: — Какой это отец Иоанникий? Я ему сказал. А он: — Позвольте, я знал этого отца Иоанникия. Разве можно такому человеку доверять?! — Как же так? Мой друг находится в полном его подчинении... — Послушайте, я сейчас Катю позову, она при Вас расскажет об отце Иоанникии. Пришла тетя Катя и действительно рассказала... Увы, вещи нехорошие, не хочу и передавать их... Владыка Стефан указал мне на отца Константина Корчевского, который потом стал моим духовным отцом. Это был замечательный батюшка, прекрасный священник, я ходил к нему в Новодевичий храм. <...> К сожалению, теперь я могу рассказать лишь только о своих впечатлениях от бесед с Владыкой. Тогда я записей не вел, а сейчас подробностей уже не помню. Но могу сказать: общение с С.А. Никитиным — с владыкой Стефаном — одно из самых ярких впечатлений моей жизни. Он не мог не оставить впечатления, такой он был человек. Да и друзья его, «мечёвцы», — Р.В. Ольдекоп, Шура Семененко (Александра Александровна), ее муж — отец Феодор Семененко, Елена Владимировна — все были и моими друзьями. Катя, дочка Александры Александровны и отца Феодора Семененко, про которую у Ляли написано, что у нее было плохо с физикой, а Сергей Алексеевич помог ей, — невестка моего друга Коли Шилова... Владыка Стефан был удивительным человеком, особенным. И скончался он в храме, говоря проповедь. Хотел, чтобы его похоронили не на обычном кладбище, а где-нибудь в церковной ограде. И желание его сбылось. Я был на его могиле в Акулове... 18 октября 2004 г.
|