Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вместо заключения. Сказано: По плодам их узнаете их (Мф
Сказано: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 20). Главный плод пастыря — его духовные чада. И имена тех, в чьей жизни епископ Стефан как духовник принимал активное участие, говорят сами за себя. Уже отошли ко Господу вслед за своим духовным наставником и другом протоиерей Евгений Амбарцумов (1917-1969), архимандрит Борис (Холчев; 1895-1971), протоиерей Сергий Орлов (в тайном постриге — иеромонах Серафим; 1890-1975), архиепископ Мелитон (Соловьев; 1887-1986), митрополит Иоанн (Венд- ланд; 1909-1989), протоиерей Георгий Кондратьев (1929-1994), протоиерей Глеб Каледа (1921-1994), В.Н. Щелкачев (1907-2005), И.С. Мечёва (1920-2006), протоиерей Александр Куликов (1933- 2009), игумения Евгения (Волощук; 1923-2009), монахиня Георгия (Каледа; 1922-2010). Все они до самой смерти хранили добрую память о своем духовном наставнике. Из ныне живущих учениками Владыки или духовно связанными с ним считают себя архиепископ Василий (Златолинский), протоиереи Валериан Кречетов, Валерий Бояринцев, Владимир Воробьев, Александр Салтыков, священник Александр Щелкачев. Эти пастыри сегодня используют в своих трудах то, что получили в свое время от епископа Стефана. Духовные воспитанники епископа Стефана (Никитина) бережно чтут его память, ведь общение с Владыкой принесло им самый главный в жизни христианина опыт — опыт общения со святым человеком. Современникам владыка Стефан напо минал оптинских старцев. Действительно, его кротость, смирение, радостность, ласковость, приветливость, любовь к доброй шутке, умение утешить, умиротворить приходящего к нему духовно роднят святителя с калужскими преподобными и со святыми старых времен. Недаром протоиерей Глеб Каледа писал в одной из своих статей: «Православие — это радостная полнота жизни во Христе. Сам Спаситель сказал: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11). Апостол Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». (Флп. 4: 4). Вот откуда идет светозарность преподобного Серафима Саровского, который обычно встречал людей словами: „Радость моя”. Все наши старцы привлекали к себе духовным светом и любовью. Вот откуда светящаяся и радостная улыбка епископа Стефана (Никитина), бывшего Можайского <...>: „Как можно унывать, когда Христос воскрес! ”»
Святость сама располагает и притягивает к себе сердца людей, и те хотя бы малое время стремяться погреться в ее лучах. «Я так бьла счастлива его видеть, что все на свете забыла». «Жду его с нетерпением. Уж очень чиста у него душа и такое мягкое, любящее сердце. Достойный сын отца, и как его любил о[тец] С[ергий Мечёв]», — писала епископу Афанасию о Владыке О.А. Остолопова. «Совершенно святой человек», — говорил о нем протоиерей Всеволод Шпиллер. «Мне хотелось, чтобы Владыка благословил моих детей, ведь его все считали (кто его лично знал) исповедником, святым человеком», — вспоминала П.П. Соколова. В.И. Гоманьков, пытаясь выразить в словах глубину духовного переживания от общения с епископом Стефаном, поясняет: «Есть много хороших людей, но тут как-то непосредственно видишь: святой человек». Протоиерей Владимир Воробьев свидетельствует: «Он был очень красив и обаятелен, сразу привлекал к себе, но главное ощущение — перед тобой необыкновенный, замечательный, святой, благодатный человек». Дело и слово епископа Стефана для многих обладали силой авторитетного свидетельства. Именно так воспринимаются приводимые замечательным христианином, прекрасным религиозным писателем XX века С.И. Фуделем, за веру проведшим в лагерях и ссылках многие годы своей жизни, слова Владыки, что С.Н. Дурылин «никогда и нигде не отрекался от Церкви и не снимал сан». Л.В. Каледа (монахиня Георгия) с таким же отношением к поступкам епископа Стефана рассказывала: «Владыка Стефан напутствовал на смерть Колчицкого, <...> провожал его на тот свет и с ним сблизился, был последним его духовником. Это говорит о том, что наверняка на Колчицкого много наговаривали, потому что Владыка явно по своему духовному опыту определил бы, если бы что-то было не так. И очень было приятно знать, что они сблизились в конце, потому что многое приходилось слышать про отца Николая». Что могло лежать в основании столь высокого авторитета Можайского архиерея для людей, не привыкших отказываться от Истины в угоду земным авторитетам? Только настоящая, неподдельная святость, праведность епископа Стефана, его духовная чистота и прямота, безграничная любовь к Богу и Церкви. Не только в России известен подвиг епископа Стефана. Уже по крайней мере с 1999 года Свято-Германовский православный календарь, издаваемый Братством преподобного Германа Аляскинского, предлагает почитать память праведного епископа Стефана (Никитина), правда пока с ремаркой, что «это... более современный подвижник, иерарх святой жизни, но еще не прославленный, по которому подобает служить панихиды и заупокойные службы»183. Радостно, что мир знает о святости Владыки, хотя и несколько жаль, что имя его впервые включено в церковные календари не в России, которой он отдал всего себя, а в Америке. «От него, — говорит протоиерей Валерий Бояринцев, — я получил первые и основные наставления в православной вере. Все остальное в жизни только нанизывалось на эти полученные от него понятия. В таком преемстве и заключается истина церковного предания. Все его поведение, облик, богослужение, духовничество, отношение к жизни, к церковной иерархии было отголоском святоотеческого православного миропонимания. Он является живым звеном в цепи, связывающей Церковь „уходящей Руси” с Церковью теперешней, в которой сейчас мы живем. И живем, я верю, во многом благодаря его святому предстательству за всех нас пред Богом». В этих прекрасных словах отца Валерия — определение глубокого смысла подвига, совершенного в XX веке российским пастырем-исповедником, сквозь лагеря и ссылки, сквозь окружавший его неверный туман компромиссов и политических игр сумевшим вместе с чистотой своей души пронести традицию духовного делания, неразрывной нитью связывающую современную Церковь с той «старой» Церковью Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев, московского старца Алексия Мечёва. Традицию живой святости. Россия в XX столетии оказалась полем чудовищного эксперимента. Одной из целей его было полное уничтожение на земле Церкви и самой веры в Бога. Чтобы безбожный замысел не смог осуществиться, потребовался подвиг веры конкретных людей. В первую очередь — Российских новомучеников и исповедников, многие из которых уже прославлены в лике святых. Среди них — любимые наставники и дру- зья епископа Стефана, «равнодушные» (т.е. единодушные) ему священномученики Сергий Мечёв, Василий Надеждин, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, священноисповед- ник епископ Афанасий (Сахаров). Их страданиями куплена возможность возрождения Русской Православной Церкви, на их крови отстраиваются разрушенные богоборцами храмы. И рядом с подвигом новомучеников ярким светом сияет подвиг новых исповедников Российских. Благодаря пастырям- исповедникам наполняются людьми возрождающиеся ныне церкви. Огнем их веры, чистотой их душ, примером их праведности воспитаны новые поколения духовных наставников, несущих сегодня миру свет и радость Православия.
ВОСПОМИНАНИЯ О ЕПИСКОПЕ СТЕФАНЕ (НИКИТИНЕ)
Архиепископ Василий (Златолинский)
Я познакомился с владыкой Стефаном, тогда — отцом Сергием Никитиным, в Ташкенте в начале 1950-х годов. Первое наше знакомство, точнее, не первое знакомство вообще, а просто более или менее тесное общение состоялось в Ташкенте. Я постоянно посещал алтарь Успенского собора и подал в каком-то месте службы отцу Сергию кадило. Он, увидев его, стал меня как следует пробирать: — Какой грех подавать потухшее кадило! А я тогда взял, насколько помню, свечкой разгреб угли — в глубине они горели. Ну и подал. А отцу Сергию показалось, что кадило погасшее. Характерно тут вот что: все отношение его к богослужению и к тому, что с богослужением связано, было серьезным, неформальным. После службы он пригласил меня к себе в гости. На меня произвела впечатление его библиотека из трех тысяч томов. Половина ее мне потом почему-то досталась, хоть я и недостоин был: за все мои путешествия — ссылки, так сказать, многое оказалось утрачено, куда деваться?.. Я, увидев тогда такое количество книг, спросил: — А Вы все их прочли? Он ответил мне: — Нет, конечно. Это невозможно. Но я знаю каждую книгу: что в ней написано. — Можно посмотреть? И я стал его экзаменовать: — А эта о чем? Он сказал. Я — другую, третью. По-моему, три или четыре книги перебрал. Обнаглел! Там, помню, про оптинских старцев было, еще что-то... Разные были книги. Потом он сам открыл и дал мне какой-то том, как помнится, чье-то пасхальное поздравление, где, правда, ничего пасхального не было, и спросил, что я на это скажу. Я прочел и откомментировал: — Ну, здесь ничего духовного нет, хотя автор — церковник. Он должен был бы хоть как-то соотнестись с опытом Церкви... В общем, наши мнения совпали... <...> Прекрасно помню, как Владыка говорил, что в тюрьме и лагере он был уже тайным священником. Посадили его как старосту храма, а на самом деле никто не знал, что он тайный священник. Он это, конечно, тщательно скрывал: если бы узнали, еще прибавили бы хороший срок. Он рассказывал, как в лагере он совершал литургию и причащался. <...> Так он в лагере совершал богослужения. Соблюдалась полная конспирация. Насколько я помню, в лагере было несколько священнослужителей, совместно с которыми служил отец Сергий. Бывало, всенощную совершали на ходу: шли где-то по лесу или еще в каком-то более или менее уединенном месте и служили по памяти. Один вспомнит одно, другой — другое, таким образом молились. Однажды, — как рассказывал владыка Стефан, — им навстречу, когда они таким образом служили, шел кто-то из работников лагеря и вдруг говорит: — Поздравляю вас с таким-то церковным праздником. А отец Сергий в ответ: — А мы празднуем по старому стилю. По-нашему этот праздник... В общем, отказался принять поздравление. Опасно было, да и в искренность поздравлявшего с трудом верилось... Рукополагал его епископ Афанасий. Помню четко одну фразу из рассказа владыки Стефана. Речь шла о каком-то их разговоре с владыкой Афанасием, который спросил: «Вы помните, что я Вам говорил, когда рукополагал?» Я забыл, к сожалению, что именно он говорил, но эта фраза запомнилась четко. Мне известно, что на тайное священство Сергея Алексеевича благословил сам Патриарх Тихон. Подробностей, простите, не помню. А про лагерь Владыка рассказывал еще, что у него были хорошие отношения с лагерными бандитами. Вот каким образом. — Приходит в лазарет бандит, лодырь: Доктор, выпиши мне увольнение от работы! Справку дай, что я нездоров. А сам здоров как бык. — Ах ты, лодырь, тунеядец! Все вы обманываете!.. Сестра, поставьте ему термометр! Сестра ставит. А отец Сергий: — Термометр у него не берите, я сам посмотрю. Тот посидит некоторое время, подержит. Владыка подойдет, взглянет: — Батенька, да у тебя 38, 5! Так тебе, конечно, лечиться надо! И пишет ему освобождение от работы. Таким образом у него складывались добрые отношения с этими хулиганами. Ну, какие «добрые»? Понятно... А в результате уголовники каким-то образом узнавали: идет новый этап арестованных, в этом этапе, допустим, пять священников, два архиерея. К отцу Сергию приходили и сообщали: — Доктор, этапом приходят. Столько-то. И вот Владыка рассказывал, что к нему на осмотр все подходили раздетыми, обритыми, подстриженными наголо, и он по глазам определял среди них священнослужителей <...>. После лагеря отец Сергий работал врачом и тайно служил. Впоследствии уже в Ташкенте владыка Гурий каким-то образом осторожно его легализовал. Он был там. В кафедральном соборе у архиерея. Но в этом у меня абсолютной уверенности нет: сразу ли его перевели или он еще промежуточно где-то по епархии служил. После владыки Гурия на Ташкентской кафедре был владыка Ермоген, он почему-то спустя некоторое время не очень хорошо стал относиться к отцу Сергию. При нем отец Сергий был настоятелем Николо-Ермогенского храма в Луначарском, первым настоятелем, много претерпел там скорбей и неприятностей: такие там были «товарищи». Староста Василий был... Меня в свое время фактически лишили регистрации из-за этого храма, но это уже другая история... В Ташкенте тогда же был отец Борис Холчев, и они с отцом Сергием, я помню, друг у друга исповедовались. Помню, когда владыка Гурий позвал отца Сергия к себе в Днепропетровск, тот отправился на прием к владыке Ермогену и просил отпустить его. А Владыка ни в коем случае не соглашался. И когда уже отец Сергий вышел из кабинета владыки Ермогена в смежное помещение (это была канцелярия), у него стало плохо с сердцем, и он даже принимал какие-то лекарства, даже до того дошло. Не хотел отпускать его владыка Ермоген, но в конце концов все-таки отпустил, как известно. В Днепропетровске отец Сергий принял монашество. Постригал его владыка Гурий. Преподобный Сергий — любимый святой владыки Стефана, и он говорил, что в монашестве он опять-таки связан с преподобным Сергием через Стефана Махрищского. К владыке Гурию владыка Стефан относился всегда с очень большим уважением. Где-то в 1959 году он приезжал ко мне в Талас. Гостил один или два дня. Как раз на воскресение приходилось. Проповедовал. Меня очень это порадовало: такая честь для меня была... У него тогда была палица. Помню, потому что мы должны были служить в одном месте и был там такой иеромонах Зосима, он сказал: — Я должен предстоять. А отец Стефан спрашивает: — У Вас есть палица? — Нет. — У меня палица... <...> Когда он уже болел и был практически лежачим, жил у родственников Сергея Николаевича Дурылина, я приехал к нему, потому что меня лишили регистрации, выгнали с прихода <...>. Я никуда не ездил, не хлопотал: люди за меня хлопотали, и вместо полугода наказания без регистрации я только три месяца пробыл. Потом меня даже поставили благочинным, настоятелем собора в Ашхабаде, но это все не о том, а самое главное, что я в тот тяжелый для меня период приехал к Владыке. Я не знал, куда мне деваться, и поехал к нему, чтобы хоть как-то успокоиться. Пробыл у него несколько дней. <...> А у Дурылиных Владыка оказался вот почему. В Москве тогда была тяжелая обстановка, и родственники покойного Сергея Дурылина взяли его к себе. Почему взяли? Потому что в свое время, когда Дурылин, не снимая сана, перестал служить и стал писателем (нашел какую-то там актрису и описывал ее жизнь), практически все его прежние друзья- церковники перестали с ним общаться, а владыка Стефан не перестал, но мне он, правда, говорил: «Я старался приходить к ним тогда, когда можно было ни о чем серьезном не говорить, потому что, если бы случилось начать такую беседу, пришлось бы высказать свое отрицательное отношение к со ветской власти. А вот на именинах, других каких-то торжествах, где собиралось много людей, я бывал: посижу и уйду через некоторое время». Таким образом, родственники покойного Дурылина считали его, так сказать, единомышленником, хотя он, конечно, по сути таковым не был, а просто не хотел обижать Дурылина. Помню, там у Дурылиных как-то собралась компания и был один иподьякон, завербованный «органами», чтобы следить, — это было уже про него известно. Владыка говорит мне: — Я его выгоню! Я ему: — А зачем? Сейчас Вам известно, кто следит, а пришлют другого, Вы и знать не будете. — Да, это так. И оставил все, как было. Этот парень начал ругать советскую власть: женщин, мол, обижают... Кто-то к его словам отнесся сочувственно, поддержал его. Владыка промолчал. <...> В Калуге в кафедральном соборе был настоятель и одновременно секретарь епархии, видимо, не очень честный, мягко выражаясь. И вот Владыка потребовал у него документы о реставрации или ремонте — в общем, о какой-то большой работе. А мне пояснил: «Пусть знает, что я понимаю его. Я ничего ему сделать не хочу, да и не могу, но теперь он будет в курсе, что я представляю, кто он такой». Еще он делился: «Уполномоченный — хороший человек, он идет навстречу. Но страшный болтун: нужно очень много его слушать, много с ним говорить, чтобы завоевать его расположение». Хотя в Калуге Владыка чувствовал себя лучше, но все равно он тяжко страдал от своей болезни. Как-то он мне признался, что и сидеть ему больно, и стоять больно, и ходить больно... Об обстановке дома Владыки в Калуге: шторы были старенькие, знаете, давно их сменить можно было бы... Там между прочим Владыка дал мне прочесть книгу указов, распоря жений, постановлений Патриарха Тихона. Я впервые в жизни узнал во всех деталях отношение Святейшего ко всем событиям, происходившим в 1920-е годы. Как-то, помню, Владыка поссорился с тетей Катей. За что- то он ее пробирал, и серьезно. А он, по крайней мере все то время, что я у него был, каждый день причащался. Как-то готовился (как именно, я не знаю: неудобно было спрашивать) и причащался. А тут повздорил с тетей Катей. На следующий день я пришел к нему, а он говорит: «Я сегодня не могу причаститься, поисповедуй меня». И вот я поисповедовал: то, что он говорил, выслушал и прочитал разрешительную молитву. Служил Владыка просто, очень просто. Он разговаривал с Богом. Просто разговаривал... Проповедовал также просто. У него были мысли. Понимаете, ведь есть проповедники, которые считают, что не так важно, что сказать, а как сказать. А мне кажется, что владыке Стефану было именно что сказать, он говорил просто. У меня в Таласе говорил. Я его просил, и он проповедовал. Конечно, глубочайшая вера, благоговение. И непосредственность, я бы сказал: он говорил, как думал. Он не был «дипломатом». Акафистов не любил. «Радуйся, Невесто Неневестная» — классический. А остальные—другое дело. Знаете, да и новые каноны... Как-то он выражался, я не помню: «Это — сентиментально», что ли. Любил простоту, серьезность. Я его просил оставаться на молебен у себя там в Таласе, он говорил: «Нет, ты знаешь, разбавлять литургию еще каким-то второстепенным богослужением я не хочу». Евхаристию считал, как и Иоанн Кронштадтский, небом на земле. Вообще очень чтил отца Иоанна.
***
Помню, он мне как-то по-латыни письмо написал в семинарию. Там, правда, фразы-то элементарные были, конечно, но все-таки... Он знал латынь, мог говорить. Рассказывал, что однажды должен был как-то известить одного осужденного священнослужителя, что происходит что-то важное. И по- латыни сказал ему фразу. Кагэбэшник не успел ничего сообразить, а тот уже отвечает Владыке: «Понятно, хорошо». Он медиком был и латынь хорошо знал. Владыка наизусть знал календарь. «Какое сегодня? Ага, такое-то. Сегодня — Спиридона Тримифунтского, того-то, того-то и того-то», к примеру. У него было 5000 имен в помяннике, и он знал каждого из поминаемых, не просто имена перечислял. Говорил: «Петр — это тот, который был старостой, а Демьян помогал в том-то и том-то». Изумительная память была. И это после инсульта, после паралича. Однажды он продекламировал большой отрывок из «Героя нашего времени», из «Тамани», кажется. А там была Ирина Сергеевна, Ольга Алексеевна, еще кто-то. — Ну, кто знает, откуда? А я совершенно случайно говорю: — «Тамань»? Он: — О! Литературная крыса!.. <...>
***
— Я, — говорил Владыка, — не случайно не попал на Собор, потому что, безусловно, выступил бы против, и началось бы на меня гонение, это Промысл Божий, что я заболел. Господь меня сохранил. Владыка Стефан был категорически против заявления митрополита Сергия, что «ваши радости — наши радости» и т. д. Но потом это как-то сгладилось. Я его спрашивал, можно ли молиться за митрополита Сергия. — Конечно. Уже все прошло, нужно молиться.
***
Абсолютно точно, в тюрьме Владыка был священником: у меня сохранились «вещественные доказательства». Надо только найти их, здесь ли они у меня. Понимаете, в чем дело, меня советская власть гоняла... Как выгнали из Крыма, я десять лет был в ссылке. Ссылка такая: я мог служить где угодно, но не в Крыму. И вот эти постоянные переселения: Ташкент, Симферополь, Феодосия, потом меня гоняли по приходам... Вот многое и растерял. Сколько хранится в мешках, хотя здесь я служу уже лет десять! Я все собираюсь раскрыть, разложить. Попытаюсь все это разыскать. Кстати, клубок ниток, переданный владыке Стефану блаженной Валентиной6, тоже долго хранился у меня. А письма Владыки я напечатал и собрал в книгу, но она осталась где-то в тех приходах, по которым я путешествовал: представляете, десять лет... Я и в Харькове был, в Ставрополе, в селе Дубине — поэтическое такое название — сослали меня туда. Там было домов двадцать всего. Представляете, сколько приходило на службы? Но это было самое радостное для меня время, я такой Пасхи радостной не пережил нигде, как в Дубине. Но и оттуда демоны меня стали изгонять через милиционера местного, поскольку не был прописан, а я и не мог прописаться — обстоятельства такие были. Вот и остались где-то эти письма, да и не только письма — очень многое было утрачено. Представьте: пять ящиков упаковано с книгами, доходят до меня только два. В результате сколько пропало?! Я очень это тяжело переносил, хлопотал, добивался, ничего, конечно, не добился: советская власть была... 5 февраля 2005 г.
|