Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Днепропетровск и Минск 3 страница
Людей сильной веры, преданных Церкви до самоотвержения, не хватало. Необходимы были пастыри, на которых можно было бы положиться в борьбе за сохранение храмов, закрывавшихся властями в ходе развернутого правительством «штурма небес». В это время при одной из встреч в Ризоположенском храме с В.Н. Щелкачевым епископ Стефан предлагал ему принять священство. Основные направления деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви в те годы включали целый комплекс продуманных до мелочей мероприятий по борьбе с Церковью. Для достижения поставленных целей использовались все возможные средства. Уполномоченный по Москве и Московской области А. Трушин с тщательностью и цинизмом планировал направления своей разрушительной деятельности: «Мобилизовать местные Советы продумать вопрос по закрытию церквей, расположенных на близком расстоянии одна от другой, так как проведение таких мероприятий не должно вызвать массового недовольства верующих. <...> Продолжать проводить мероприятия по сокращению общего количества служителей культа, занятых на службе в действующих церквах, в связи с чем <...> провести постепенное сокращение вторых священников в 12 сельских церквах и 13-ти городских, т.к. проведенное изучение этого вопроса показало, что в данных приходах нет никакой „нужды” епархиальному управлению держать вторых священников <...> кроме того, договориться и о сокращении служителей культа в некоторых городских церквах, где служат по 3-4 священника. <...> Впредь принимать самые строгие меры вплоть до снятия с регистрации к служителям культа, делающим попытки нарушать законы, относящиеся к церкви, и не оставлять безнаказанным ни одного случая. <...> Проводить систематическую работу по выявлению из среды духовенства таких лиц, которые бы после соответствующей работы с ними смогли бы публично через печать, радио и телевидение отказаться от духовного сана и порвать с религией. <...> Проводить работу в течение всего года по выявлению лиц, подготовляемых духовенством для поступления в духовные учебные заведения и заблаговременно информировать о них областные и местные партийно-советские и комсомольские органы для принятия нужных мер по их отрыву от церкви». Большим уважением епископа Стефана пользовался его непосредственный начальник митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, «сложный и противоречивый деятель», в хрущевское гонение на Церковь проявлявший «незаурядное мужество». Не скрывая своего отношения к «новой» религиозной политике властей, митрополит Николай делал все от него зависящее, отстаивая интересы Христовой Церкви. И взгляды управляющего делами Московской епархии на происходившее были созвучны взглядам его нового викария. Об этом прямо свидетельствуют строки доклада уполномоченного за 1960- й год: «В отчете за прошлый год упоминалось, что наш отказ в регистрации излишних служителей культа вызвал яростное сопротивление со стороны патриарха, осуществляющего руководство церквами гор [ода] Москвы, и быв[шего] управляющего Московской епархией митрополита Николая. Несмотря на имевшуюся договоренность о необходимости сокращения излишних служителей культа в сельских церквах, митрополит Николай до последнего дня его „отставки” не только не применял каких-нибудь действенных мер в этом направлении, но, наоборот, предпринимал меры в их задержки. <...> Такую же политику стал проводить и его викарий (заместитель — вновь назначенный епископ Стефан (Никитин)). Для характеристики их действий в этом направлении можно привести такие факты: 1) <...> чтобы в церкви села Царево Калининградского района оставить двухштатный приход, митрополит Николай вызвал настоятеля этой церкви священника Кречетова и обязал его проводить службы ежедневно, объясняя это последнему тем, что если будут службы проводиться только по воскресеньям и праздникам, то удержать второго священника им не представится возможности. <...> 3) В августе 1960 года вновь назначенный настоятель церкви гор. Чехова Серпуховского района священник СТРОЕВ направил епископу Стефану доклад „о положении дела в приходе”, где указал <...>, что в этой церкви совершенно нет надобности держать двух священников, и просил утвердить этот приход одноштатным. Епископ Стефан, — сообщает Строев, — вызвал его на прием и „дал разгоняй”, где заявлял ему, что он [Строев] нецерковный человек, не болеет за укрепление церкви, а играет на руку советских органов власти, которые сейчас проводят работу по закрытию церквей. Далее Стефан говорил Строеву, что Уполномоченные поджимают их (епископов), чтобы лишних священников они не назначали, „а вы, — говорит Стефан, — своим предложением делаете услугу только Уполномоченному, который ухватится за это и не будет давать нам возможности посылать вторых священников, которых нам надо куда-то устраивать”. В конце приема Стефан потребовал от Строева переделать свою докладную и заявил, что если он впредь будет проводить такую политику, то они будут вынуждены вновь отправить его в другую область. Подобного рода нажимы со стороны митрополита Николая и епископа Стефана производились и на других настоятелей, где служат излишние священники. На очередном приеме епископу Стефану на его неправильные действия было строго указано». Увы, действия священноначалия не могли сдержать сокрушительной волны гонения, поднятой в очередной раз махиной безбожного государства. Но затормозить, облегчить удары, наносимые Церкви ее врагами, они позволяли. И епископ Стефан вместе со своим митрополитом имели мужество вести опасную борьбу, в чем видели в тот момент свой архипастырский долг. А. Трушин, докладывая о результатах своей деятельности Совету по делам Русской Православной Церкви, вынужден был писать о сопротивлении действиям властей: «Общее число служителей культа в течение [1960] года уменьшилось на 13 человек. <...> Направление на постепенное сокращение общего числа служителей культа было взято в 1959 году, и за эти два года их убавилось на 42 человека. <...> М[итрополит] Николай и его викарий епископ Стефан допускали отступления от установленного порядка и производили рукоположения отдельных лиц без нашего согласования. Этим можно и объяснить тот факт, что за прошлый год число вновь рукоположенных увеличилось до 16 человек». Митрополит Николай (Ярушевич) не скрывал своего «враждебного новой религиозной политике властей» настроения, не желая в условиях явного гонения на Церковь внутри страны проводить навязываемую Патриархии богоборческим режимом внешнюю политику. Кроме того, власти опасались, что вокруг него могли сплотиться оппозиционные церковные силы. В результате в июне 1960 года митрополит Николай был смещен с поста председателя Отдела внешних церковных сношений, а в сентябре того же года вовсе уволен на покой. 13 декабря 1961 года он скончался в больнице в полной изоляции. Храм Спаса Преображения на Преображенской площади, где служил митрополит Николай, и дом, где он жил, вскоре были снесены. С 15 сентября 1960 года был снят с епархии и отправлен в отпуск еще один хорошо известный епископу Стефану бескомпромиссный архиерей — архиепископ Ермоген (Голубев). Пострадали и другие достойные архипастыри. То, что творили враждующие на Церковь власти, не могло не возмущать епископа Стефана, но, как и раньше на приходах Средней Азии и Минска, больше всего его больному сердцу доводилось страдать от действий (или бездействия) «своих», «церковных». Протоиерей Глеб Каледа рассказывал: «Его огорчала пассивность верующих, прежде всего архиереев, в защиту храмов, в защиту Православия». Е.В. Апушкина вспоминала: «Более всего утомляло и волновало Владыку соприкосновение с некоторыми архиереями, с одной стороны, очень угодливыми, а вместе очень честолюбивыми». О том же свидетельствуют воcпоминания В.Н. Щелкачева: «Помню, что, когда я был у Владыки в гостях в саду Ризоположенского храма, он не был радостным. В настроении его чувствовалась подавленность. Не было той бодрости, какая замечалась в нем, когда он ко мне домой заходил в 1934 году или когда я его видел через окно Бутырской тюрьмы. Тяжело переживал окружение... Вспоминал окружение, которое было у него в Средней Азии. Он находился под каким-то тяжелым впечатлением... <...> Владыку очень расстраивало то, что он видел и с чем соприкоснулся, став архиереем». Непосредственным начальником епископа Стефана после отставки митрополита Николая стал бывший Ленинградский митрополит Питирим (Свиридов). Как вспоминает игумения Евгения, владыка Стефан заранее понимал, что митрополит Питирим не заменит вполне прежнего Крутицкого митрополита. Интересно, что с этой сменой начальства епископа Стефана связан случай его общения (правда, не личного, заочного) еще с одной святой старицей-калекой — блаженной Валентиной Минской. Она проявила в отношении Владыки очевидную прозорливость, передав ему через монахиню Евгению (Волощук) знаки, иносказательно указывавшие на московские кадровые перестановки: клубок спутанных ниток с пояснением на словах, что «это все — дела», поясок и фотографию с сокровенным изображением грядущих перемен. Самой монахине Евгении блаженная тогда же предсказала скорую поездку в столицу к епископу Стефану, о которой на тот момент не могло быть никому ничего известно. И действительно, вечером того же дня Владыка совершенно неожиданно вызвал монахиню Евгению к себе в Москву. Она должна была срочно передать в Минск митрополиту Гурию, что готовится перевод последнего на Ленинградскую кафедру. Было важно известить об этом Владыку заранее, чтобы он успел подготовить к сдаче епархиальные дела. Тот клубок спутанных ниток, присланный блаженной Валентиной, епископ Стефан потом бережно хранил у себя, пока не передал своему духовному сыну — будущему архиепископу Василию (Златолинскому) — вместе со своими евхаристическими сосудами и антиминсом, на которых служил, будучи еще тайным священником. Личные отношения с новым начальником у епископа Стефана наладились не сразу. При первой же встрече возникла некоторая натянутость из-за пустяка. Можайскому епископу было поручено встретить прибывавшего в Москву из Ленинграда митрополита Питирима. Были приглашены репортеры — заснять торжественную встречу нового Крутицкого митрополита. Епископ Стефан заготовил приветственную речь. О дальнейшем рассказывает А.Б. Ефимов со слов самого владыки Стефана: «Встречать его [митрополита Питирима] на вокзале был командирован владыка Стефан с еще двумя сопровождавшими. Владыка Питирим обратился сначала к тем двоим, которых знал раньше: — Я рад, что вы приветствуете меня. Надеюсь, наши отношения так и останутся старыми, добрыми. А вы, владыка Стефан, здесь по долгу службы, я это понимаю... Что тут скажешь? — Да, Владыко, я здесь по долгу службы... И вот этим определялись их отношения, правда, через некоторое время — через месяц, через два — владыка Питирим стал по-другому к нему относиться». Игумения Евгения приводила подробности, вносящие в портрет епископа Стефана дополнительные краски, раскрывающие существенные черты его характера. Рассказывалось от лица Владыки: «Владыка Питирим выходит из вагона, его поддерживают под руки, и он еле-еле переставляет ногу на ступеньку. Я забыл совершенно про приготовленную свою эту речь, говорю: „Здравствуйте, Владыко! ” И подошел помочь спуститься ему из вагона, потом — под руку и повел к машине, забыв совершенно про речь эту. Потом владыке Стефану это поставили на вид. Говорят: — Это нужно было для дела, а вы так безответственно отнеслись... Это ж должен был быть венок похвалы! Владыка говорит: — Я же врач, и как вижу больного, так только здоровья и желаю, вот и сказал: „Здравствуйте, Владыко! ” Что тут плохого? А венок... При чем тут венок? Венок покойникам несут на могилу, а он еще жив». Работать под руководством митрополита Питирима Можайскому епископу было, видимо, несколько сложнее, чем при митрополите Николае. Владыка Стефан по характеру был человеком бесхитростным и не мог не ценить свойственной его прежнему начальнику готовности с опасной для того времени прямотой отстаивать интересы Церкви. Митрополиту Питириму такой откровенный образ действий в отношениях с властями свойствен не был. В поведении же епископа Стефана, как видно из докладов уполномоченного, мало что изменилось. Отчитываясь за 1961 год, тот писал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «Перестройка управления церковью уже дает свои положительные результаты, которые вместе с тем приходятся не по нраву высшему „начальству” патриархии, ранее без „нужды” насаждавшему излишний штат служителей культа. За последние годы значительно сократилось число вновь рукоположенных служителей культа, например: если в 1958 году их было 24 человека, в 1960 г. — 16, то в 1961 году рукоположено только 9 человек, причем все они (за исключением одного) являлись выходцами из стен духовных учебных заведений. Сокращение вновь рукополагаемых явилось результатом проведенной работы с митрополитом Питиримом, который после соответствующей беседы с ним заявил: „Рукоположение в священнический сан будет совершаться только над лицами, окончившими духовные учебные заведения, и епархиальные
управления будут избегать представления к рукоположению людей чисто светских”. Но заявив об этом, Питирим все-таки делал попытки изменить своему слову, а главное, не хотел смириться с таким порядком его викарий (заместитель) епископ Стефан, который периодически, в течение всего года, согласовывал то одну, то другую кандидатуру, но когда ему делался намек, что не следует нарушать установленный порядок митрополитом, он „покорно” соглашался. В числе его кандидатур были: г) гражданин] ТИХОМИРОВ, 1913 г. рожд., с высшим образованием, инженер Технического Управления комитета стандартов при Совете Министров СССР. 2) гражданин] Полянский, 1909 г. рожд., быв[ший] учитель. И другие». В личном деле епископа Стефана, заведенном на него в недрах Совета как на правящего архиерея, содержится справка-характеристика, в которой помимо анкетных данных приведен отзыв уполномоченного А. Трушина от 30 июня 1961 года: «Епископ Стефан фанатично настроен. 9/IV-1960 г., будучи на приеме в порядке первичного визита, заявил, что он постарается согласовывать со мной все принципиальные вопросы, касающиеся новых назначений, а также перевода служителей культа епархии, и будет поддерживать тесный контакт, информируя о делах епархии. Несмотря на такое заверение, Стефан неоднократно пытался нарушать установившийся порядок. Исполняя обязанности управляющего епархией, он активно делал попытки, направленные на укрепление церкви <...>». Несмотря на занятость, епископ Стефан находил время для переписки с духовными детьми. Правда, теперь он жил в Москве, и многие имели возможность общаться с ним лично. Поэтому большинство сохранившихся писем этого времени поздравительные. Многие духовные дети хорошо помнят службы Владыки. Протоиерей Глеб Каледа писал о них так: «Люди и друзья его, которые бывали в его маленькой домашней церкви, когда богослужение совершалось тихо, скромно, почти без наличия людей, когда присутствовали лишь три человека, поражались и восторгались той торжественной службой, которую совершал в своих церквях владыка Стефан с благолепием и красотой архиерейского православного служения, и говорили: „Праведник увенчан к концу жизни славой Господней”». В.И. Гоманьков помнит, как епископ Стефан, будучи уже физически далеко не здоровым человеком, сам помазывал елеем всех подходивших к нему в условиях давки и духоты маленькой по площади Ризоположенской церкви. Л.В. Каледа, придя как-то на службу со своими маленькими детьми, неожиданно получила от Владыки денежную помощь, благодаря чему смогла купить всем четверым деткам по пальто. Бывала в храме на Донской улице и Е.С. Надеждина. Архиепископ Василий (Златолинский) и протоиерей Александр Куликов отмечали в своих воспоминаниях, что епископ Стефан любил уставное богослужение. Нелюбилнеуставногочтенияакафистов, зачастую конкурирующих на практике с положенными «Типиконом» службами или их частями. Сам он так говорил духовному сыну: «Пробовал я бороться с этим в разных местах. Когда уже был епископом Можайским и жил при Ризоположенском храме, я всегда вечером в воскресенье шел в алтарь, стоял службу, просил пополнее читать и петь стихиры, а потом, когда начинался акафист, я торжественно уходил». Епископ Стефан был хорошим проповедником. В.П. Щелкачев специально приводил в Ризоположенский храм своего сына Александра, ставшего впоследствии священником, послушать проповеди Владыки. Сам Владимир Николаевич в этот период пользовался возможностью исповедоваться и причащаться у своего давнего друга. Святитель исповедовал своих духовных детей — Владимира Николаевича и А.Б. Ефимова — у себя в ке- лии. Один был профессором, другой — молодым студентом. И тому, и другому было опасно «светиться» перед «органами». А интерес «органов» к епископу Стефану и приходившим к нему ощущался непрестанно. Архиепископ Василий рассказывает: «Помню, как Владыка накрывал подушкой телефонный аппарат, опасаясь, что в него устано-
вили „жучок” для подслушивания. Незадолго перед тем приходил телефонист, якобы проверять работоспособность сети. Это он уже был епископом». Протоиерей Василий Евдокимов с матушкой Татианой сообщали: «О. Василий: Серафима Александровна такая была, она теперь покойная. Она подходит к нему под помазание елеем, и вот он делает ей знак — тут рядом с елеем стоят — можно ли ей к нему зайти, или нельзя... М. Татьяна Александровна: Два иподьякона у него было, один — такой подозрительный. О. Василий: За каждым шагом следили». А.Б. Ефимов вспоминает: «Все, конечно, фиксировалось, отслеживалось...»
18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, который под давлением государства внес изменения в «Положение об управлении Русской Православной Церкви». В результате настоятели храмов вместе с клириками отстранялись от руководства приходами. Всем хозяйством и финансами храмов отныне распоряжались чисто мирян- ские по составу приходские советы во главе с председателями- старостами. Настоятели и все духовенство переводились в разряд наемников. Наем осуществляли все те же приходские советы. Старосты назначались райисполкомами зачастую из вовсе нецерковных людей. Без их согласия священник или епископ не имел права уволить или принять на работу даже уборщицу в храме. Реформа шла вразрез с традиционным управлением Церковью и являлась очередным звеном в кампании по борьбе с нею. Богатые храмы стали кормушками для райисполкомов и уполномоченных. На Собор епископ Стефан уже не попал. К этому времени и без того больного сахарной болезнью и вегетативным неврозом архипастыря свалил удар, парализовавший всю правую половину тела. Свое последующее выздоровление — хотя и не полное, а частичное — сам он потом воспринимал как еще одно дарованное ему Богом чудо, так как «у 99% после паралича не восстанавливаются речь и движение». Некоторое время святитель находился между жизнью и смертью и рассказывал потом, что наиболее тяжело переносилась им не телесная немощь сама по себе, а влияние болезни на душу — невозможность усилить молитву и тем защититься от бесовских нападений. Владыке являлись бесы, напоминая давно забытые, слышанные где-то непристойные шутки, анекдоты, пустые слова. Основываясь на полученном во время болезни личном опыте, епископ Стефан многим духовным детям советовал потом стараться каждый момент жизни хранить свои чувства от подобных впечатлений и трудиться над стяжанием непрестанной молитвы: «Я сплю, а сердце мое бдит». «Но, — говорил Владыка Е.В. Апушкиной, —я видел и ангелов, видел и Самого Спасителя, но об этом расскажу после...» Вернуться к разговору, однако, уже не довелось. Как-то, рассказывая о пережитом во время болезни духовному сыну, епископ Стефан поведал, что «имел неизреченное утешение». Открыл также, что ему была показана груда битых пузырьков и сказано: «Это твои добрые дела». Тяжелобольной Владыка часто исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. С этой целью он обычно приглашал священника (впоследствии протоиерея) Николая Голубцова, с которым познакомился и сблизился в Ризопо- ложенском храме. Епископ Стефан говорил, что отцу Николаю дана особая «благодать исповеди». И сам отец Николай весьма полюбил Владыку и в своих письмах к епископу Афанасию (Сахарову) отмечал благодушие епископа Стефана в терпении скорбей. В храме Ризоположения за больным братом-архиереем ухаживали сестры Елизавета Алексеевна, Ольга Алексеевна, приезжали многие духовные чада. Там с ним впервые познакомился молодой инженер Валериан Михайлович Кречетов (ныне протоиерей, духовник Московской областной епархии), тогда же Владыка благословил его на брак с Натальей Константиновной Апушкиной. Навещал епископа Стефана во время болезни и молодой священник Александр Куликов, тогда — клирик московского храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе. Отец Александр вспоминал, как они с Владыкой, когда тому стало уже полегче, ездили на машине в подмосковное село Акулово Одинцовского района, где настоятелем Покровского храма служил протоиерей Сергий Орлов (в тайном постриге — иеромонах Серафим). Епископ Стефан и отец Сергий были друг другу духовниками. Личность отца Сергия, всегда добродушного и радостного, и удивительная атмосфера общения двух святых старцев не могли не произвести впечатления на молодого священника, и отец Александр с большой охотой сопровождал Владыку в Отрадное еще несколько раз. Часть лета 1961 года епископ Стефан провел в Болшеве у пригласившей его вдовы С.Н. Дурылина Ирины Алексеевны. Как уже говорилось, у Дурылиных будущий архиерей еще в бытность свою священником бывал наездами, не отказавшись, в отличие от многих прежних его церковных друзей, от общения с бывшим маросейским священником. После возвращения из ссылки иерей Сергий Дурылин перестал служить, занявшись литературной работой. Собственно, совершать литургию он уже и не мог, так как женился, будучи рукоположен целибатом. По словам владыки Стефана, Сергей Николаевич сана не снимал и от Церкви никогда не отрекался, до конца жизни оставаясь человеком верующим. В Болшево к епископу Стефану сразу после Архиерейского Собора приехали епископ Иоанн (Вендланд) и священник Евгений Амбарцумов. О реакции владыки Стефана на решение Собора по внесению изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви» рассказывает А.Б. Ефимов: «Владыка их принял, выслушал и сказал: — Если бы я был на соборе, как архиерей я молчать не мог бы. Я должен был бы выступить против этого решения. <...> Архиереи так не поступают. Вы что, не понимаете, что происходит?! Это он дважды или трижды повторил». О последствиях Собора чуть позже докладывал Совету по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР в отчете за 1961 год московский уполномоченный А. Трушин: «Проведенная перестройка управления <...>, выразившаяся в отстранении служителей культа от управления церковью, значительно снизила деятельность религиозных общин, которую раньше непомерно старались развивать настоятели церквей и епархиальные управления. <...> В настоящее время во всех церквах настоятели храмов освобождены от административно-хозяйственных функций в приходах. <.„> Большинство духовенства <...> встретило это очень недружелюбно, так как это ударило <.„> по всему их положению в смысле устройства на приход и активизации дел на месте. <...> Многие из них, высказывая свое недовольство, заявляли, что „это Положение никак не сможет служить делу укрепления церкви, так как в большинстве приходов члены исполнительных органов окажутся не способными управлять делами церкви и доведут ее до разорения. А это будет только на руку местным органам, которые будут делать попытки к их закрытию”. Следует отметить, что в этом случае они (в своих рассуждениях) правы, так как данная перестройка, безусловно, будет благоприятно действовать к сокращению сети действующих церквей, но это будет возможно только тогда, когда местные органы власти своевременно будут учитывать происходящие внутрицерковные процессы». Шло увольнение с приходов духовенства. Как раз тогда же в Болшево из Средней Азии к епископу Стефану приехал духовный сын — молодой священник, только что лишенный регистрации в своем приходе. Это был нынешний архиепископ Василий (Златолинский). Он вспоминает: «В конкретных жизненных обстоятельствах [Владыка] умел помочь. Когда он уже болел и был практически лежачим, жил у родственников Сергея Николаевича Дурылина, я приехал к нему, потому что меня лишили регистрации, выгнали с прихода, и я метался, волосы рвал на голове, не знал, что мне делать. Для меня быть не у престола просто убийственно. Тяжелейший удар. Материально я не нуждался—люди помогали, но морально был убит. <...> В тот тяжелый для меня период приехал к Владыке. Я не знал, куда мне деваться, и поехал к нему, чтобы хоть как-то успокоиться. Пробыл у него несколько дней. Спал у духовных детей Владыки, а на день приходил к нему и старался никого не трогать — сесть незаметно где-нибудь в углу. Он давал мне книги, я читал. Беседы, конечно, духовные вели... Помню, говорил он об оптинских старцах, о старчестве вообще — какое это великое и святое дело. Как-то послужили вечерню с освящением хлебов. Он лежал, все действия совершались по его благословению. Помню, в связи с вопросом о его самочувствии такая фраза была: „Нужно учиться Иисусовой молитве не когда болеешь, а когда здоров. У меня, — говорил он, — нет постоянной Иисусовой молитвы, правда, я все время, постоянно помню о Боге”. Он читал Джека Лондона. Говорил: „Меня не интересуют его эти приключения, он прекрасно описывает природу. А это успокаивает”. Отец Амвросий Оптинский, я знаю, читал басни Крылова...» В Болшеве епископа Стефана навещал Валерий Бояринцев, приехав к духовнику из Днепропетровска за советом. На вопрос, можно ли будет ему, студенту второго курса художественного училища, заниматься иконописью, Владыка ответил, что по обстоятельствам того времени иконопись — не самое насущное для молодого человека дело: «Вот выберешь себе жену (а мне тогда было 19 лет) такую, чтобы вместе — в тюрьму, так в тюрьму; в ссылку, так в ссылку; на расстрел, так на расстрел. Вместе. Я рукоположу тебя в тайные священники, будешь знать своих 10-15 прихожан, тайно служить и причащать...» Последнюю часть восстановительного после инсульта периода владыка Стефан жил на даче на 43-м километре, рядом с домом Ефимовых. У самих Ефимовых разместиться было неудобно, и Владыку поместили у Гениевых — соседей по участку. На 43-м бывали у епископа Стефана многие духовные дети и друзья. В.М. Кречетов готовился вскоре принять священство, а потому особенно интересовался богословскими вопросами. В ответ Владыка посоветовал молодому человеку изучать богослужение: «Там — все богословие. Там найдете ответы на все». Советуя учиться непрестанной молитве, рассказал, как сам, еще работая врачом в Струнине, молился каждую свободную минуту. Там же, на 43-м километре, епископ Стефан говорил о величии православного богослужения и красоте его языка отцу Александру Куликову, приехавшему к Владыке вместе со своим другом-семинаристом — ныне архимандритом Троице-Сергиевой лавры Лаврентием. Тогда же он в шутку «экзаменовал» молодых «ученых» людей, задавая им различные богословские вопросы, а затем с удивительной глубиной отвечая на них. Отец Александр рассказывает, как, выслушав тогда его исповедь, Владыка накрыл голову духовного сына узкой ленточкой-пояском, пояснив при этом, что та освящена как епитрахиль. В то же время в гости к Владыке приезжал В.Н. Щелкачев с сыном Александром и его другом Владимиром Воробьевым. Оба будущих священника запомнили образ святости, который являл епископ Стефан. Разговор шел о положении Церкви после Собора, и Владыка охарактеризовал его как «пир во время чумы», имея в виду настоящий ее разгром на фоне бурной внешней деятельности по участию Патриархии в экуменическом движении и в кампании по борьбе за мир во всем мире. На молодых людей произвело впечатление прекрасное знание епископом Стефаном русской литературы, цитаты из которой он с легкостью включал в беседу, умение Владыки строить свою аргументацию, основываясь на Евангелии. Священник Александр Щелкачев рассказывает: «Поразительно, как естественно у него это получалось. Причем он всегда так логически точно выстраивал рассуждение и так стройно употреблял именно те евангельские слова, которые наиболее подходили к данному конкретному случаю, что создавалось твердое впечатление, будто на самом деле в данный момент словами Евангелия Сам Христос говорит, подтверждая его мысль. <...> Когда обычно сталкиваешься с верующими людьми, так бывает, что сначала говорят о серьезных вещах, а потом встают и тут же могут пошутить — разговор принимает уже совсем другое направление, не связанное с предыдущим, серьезным. Вот у него такого не было: вся его беседа — от слова до слова — была проповедью, причем ни ты, ни он сам от нее не уставали — таким я его помню в каждую минуту моего знакомства с ним». Несмотря на болезнь и невозможность владеть правой рукой, епископ Стефан не прекращал переписки с духовными детьми. Он учился работать левой и мог собственноручно подписать несколько строк к основному тексту послания, надиктованного секретарю. Сохранились его письма с автографом «Е.С.», а иногда и с более или менее пространными и весьма трогательными постскриптумами, выполненными левой рукой. В качестве секретарей выступали сестры святителя Е.А. Стурцель и О.А. Никитина.
|