Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Днепропетровск и Минск 2 страница
Великим постом 1959 года иеромонаху Стефану впервые довелось совершать великий постриг. За несколько дней до этого были пострижены архиепископом Гурием и две персональные «благодетельницы» старшего монастырского священника. 26 марта он писал родным: «В понедельник на этой неделе м. Анастасия («Настенька» [Волощук]) и м. София (Софья Максимовна [Тарасова]) приняли великий постриг (в мантию). Анастасия — мать Евгения, а София — мать Агапита (в честь преп[одобного] Агапита Печерского — безмездного врача). Как мне сказал владыка [Гурий] — последнее имя он предназначал для меня, но, узнав, что я особенно почитаю преп[одобного] Стефана Мах- рищского, переменил свое решение. Вчера я сам постригал в мантию 8 рясофорных инокинь — первый раз. Постриг прошел очень удачно для первого раза. После пострига обратился с кратким приветственным словом к новопостриженным сестрам — почти все плакали <...>». Настала Пасха 1959 года — вторая монастырская Пасха отца Стефана. Но светлая радость днепропетровских христиан очень скоро была омрачена: с 21 мая 1959 года архиепископа Гурия назначили митрополитом Минским и Белорусским. Духовенство, монашествующие и миряне, горячо полюбившие своего архипастыря, буквально оплакивали расставание с ним. Тем более что чувствовался приход новых времен: епархию принимал хорошо известный всем в Днепропетровске недавний ее секретарь протоиерей Виталий Лелюхин, ставший теперь епископом Иоасафом. Увы, вовсе не как о «добром пастыре», а напротив, как о «наемнике», потакавшем расхитителям церковных овец (См.: Ин: 10, 11-15), оставил по себе память этот архиерей в Днепропетровской земле. Печальным свидетельством тому—и официальные документы, и воспоминания верных чад Церкви Христовой. В самом деле, из 285 приходов, действовавших в Днепропетровской епархии в 1959 году, к 1961 году, когда епископа Иоасафа перевели в Винницу, оставались открытыми лишь 49. Конечно, такое резкое сокращение числа действующих церквей явилось прямым следствием новой — хрущевской — волны гонений на религию со стороны советского государства. Однако, как показывает сегодня обращение к документам, очень многое в условиях этого нового безбожного натиска на Церковь на деле зависело от поведения и настроя конкретных людей, в особенности — архиереев, от их принципиальной позиции в отстаивании церковных интересов. И, к сожалению, в этом контексте днепропетровская ситуация 1959-1961 годов рождает лишь непреодолимое чувство недоумения, горечи и стыда. В своем отчете за 1959 год уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР Я. Днепровский писал в Москву: «О том, что правящий епископ прислушивается к нашим советам и не стремится укреплять устои церкви, говорят и такие факты: в июне, когда мною на приеме было устно объявлено Иоасафу о решении по вопросу закрытия Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске, он в веселом тоне заявил: „Давно бы надо было ликвидировать это кодло”. <...> В августе 1959 года в гор [оде] Днепропетровске закрыт женский монастырь, в течение года закрыта 21 церква и молитвенный дом и ни одной жалобы на неправильные действия местных органов власти не поступало потому, что эти вопросы выполняются строго по установленному порядку <...>. Вопросов к Совету у меня нет, но есть просьба к Совету о том, что если в случае патриарх обрушится на епископа Иоасафа за большое количество закрытых церквей и молитвенных домов, поддержать Иоасафа, потому что он все для нас делает, но только боится, чтобы патриарх его не наказал». Итак, к концу 1950-х годов относительное внешнее равновесие государственно-церковных отношений, неустойчиво сохранявшееся в стране с 1943 года, нарушилось. Обострившаяся с приходом хрущевской «оттепели» внутрипартийная борьба «прагматиков-государственников» (сторонников, так сказать, «взвешенного», сталинского курса по отношению к Церкви) в 1957 году привела к победе их оппонентов — поборников «возврата к ленинским нормам», сторонников идеологического подхода в определении целей церковно-государственной политики. В результате под видом изживания последствий культа личности Сталина Церкви и вообще религии в СССР вновь была объявлена жестокая война. Началась она с массированного наступления на монастыри. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял постановление, наряду с прочими антицерковными мерами предусматривавшее сокращение общего числа обителей в стране. В числе прочих на скорое закрытие был обречен и Днепропетровский Свято-Тихвинский монастырь. Иеромонах Стефан предчувствовал надвигавшиеся изменения, поэтому заранее принял меры по перемещению своей библиотеки на квартиру к Бояринцевым. Игумения Евгения вспоминала, как незадолго до закрытия монастыря ей довелось сопровождать отца Стефана в Петушки к епископу Афанасию. Запомнилось, с какой трогательной любовью общались друг с другом духовный отец и духовный сын. Рано утром 5 августа 1959 года, будучи чредным священником, иеромонах Стефан, как всегда, заранее пришел в храм и стал совершать проскомидию. Неожиданно в церковь вошли приехавшие без предупреждения представители епископа Иоасафа — его личный секретарь и одновременно секретарь епархии протоиерей Константин Стаховский, протодьякон Иаков и благочинный Алексий Жбанчиков. Пройдя в алтарь, они потребовали прервать проскомидию. На просьбу позволить совершить литургию ответили отказом. Игумения, подумав, что в чем-либо провинился перед епархиальным начальством лично отец Стефан, просила дать служить второму священнику. В ответ на это было объявлено, что служба не состоится, потому что монастырь закрывается. Протоиерей Константин взял антиминс и унес его с собой. Людей удалили из храма. Отец Стефан, которому пришлось-таки прервать проскомидию, в слезах, прижав Святую Чашу к груди, направился в свою келью. На требование старшему священнику монастыря, игумении и монастырскому секретарю срочно явиться в исполком иеромонах Стефан ответил, что в соответствии с правилами субординации он раньше обязан переговорить с архиереем. Однако епископ Иоасаф представителей монастыря не принял. В исполкоме им объявили, что обитель закрыта распоряжением Патриарха и должна быть освобождена к вечеру текущего дня, потому что дети (в монастыре должен был разместиться интернат) уже с утра сидят в вагонах на станции. На изъятые в монастыре деньги всех иногородних монахинь снабдили железнодорожными билетами до названного ими пункта назначения и отвезли на станцию. «Местных» развезли по домам. Иеромонаху Стефану от имени епископа Иоасафа предлагалось остаться в Днепропетровске, но он отказался. Протоиерей Валерий Бояринцев вспоминает: «Отца Стефана и отца Антония перевезли с вещами на улицу Старогородскую, где был церковный дом на две двухкомнатные квартиры, и поселили там. Никаких физических издевательств не было. Разговаривали корректно, собрали все книги и вещи, дали машину и грузчиков и перевезли на квартиру. Пропаж не было. <...> В сентябре 1959 года мы посещали отца Стефана дома, бывали на службах в Троицком соборе, где он сослужил владыке Иоасафу. Позже он рассказывал, что владыка Иоасаф усиленно предлагал ему настоятельство в соборе. Отец Стефан сослался на болезнь и просил дать ему отдохнуть. Перед отъездом из Днепропетровска он освятил наш дом, благословив меня иконой Божией Матери «Ахтырская» очень хорошей живописной работы. В сентябре 1959 года в теплый день мы с папой и тетей Катей провожали отца Стефана к поезду в Москву...» О некоторых обстоятельствах пребывания иеромонаха Стефана в столице после Днепропетровска сообщают его духовные дети. Протоиерей Александр Куликов, бывший тогда семинаристом, рассказывал, как будущий епископ навестил его в семинарии. На всю жизнь запечатлелось в сердце маросейского настоятеля буквально отеческое отношение к нему со стороны неожиданного гостя. А.Б. Ефимов вспоминает, что, приехав из Днепропетровска в Москву после закрытия Тихвинского монастыря, отец Стефан жил на квартире у своей сестры Елизаветы Алексеевны и однажды зашел проведать свою старую маросейскую знакомую Евгению Александровну Нерсесову, с которой в 1920-х годах они вместе организовывали помощь сосланному священнику Сергию Дурылину. Во время этого посещения Евгении Александровны и состоялось уже не детское, как раньше, а «взрослое» знакомство ее внука-студента Андрея со своим будущим духовным отцом. «Он взял и отвел меня к своей сестре, и там мы с ним беседовали, — вспоминает Андрей Борисович. — Вскоре после этого он приехал к нам на дачу, на 43-й километр. <...> Ночевал и служил». Из Москвы иеромонах Стефан ненадолго съездил в Среднюю Азию. Архиепископ Василий (Златолинский) помнит, как приехал к нему, тогда еще священнику, в город Талас Киргизской ССР духовный отец. Гостил один или два дня. Приезд отца Стефана пришелся на воскресный день, и по просьбе молодого настоятеля дорогой гость говорил проповедь. Завершая рассказ о днепропетровском периоде жизни будущего епископа Стефана, остается сказать о том, что к этому времени относится формальное признание советскими органами юстиции несправедливости обвинительного приговора, вынесенного группе «мечёвцев» в 1931 году. Приложение к групповому следственному делу, по которому проходил вместе с другими «клённиковскими» С.А. Никитин, содержит определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 4 ноября 1958 года. Это определение явилось результатом пересмотра постановления коллегии ОГПУ от 30 апреля 1931 года, осудившей за антисоветскую деятельность Сергия Никитина, священника Бориса Холчева, Романа Ольдекопа, Николая Сахарова и других. Формальным основанием для пересмотра дела в 1958 году явилось заявление с просьбой о реабилитации Николая Семеновича Сахарова. В результате 4 ноября 1958 года судебная коллегия Верховного Суда отменила постановление от 30 апреля 1931 года и прекратила следственное дело «за отсутствием состава преступления». При этом признавалось, что «в деле кроме кратких показаний лиц, указанных в протесте [судебного прокурора], ничего нет. Ни одного свидетеля по данному делу вообще не допрашивалось. Каких-либо доказательств, подтверждающих то, что <...> указанные <...> лица являлись участниками антисоветской организации, в деле не имеется. <...> В процессе следствия по делу были нарушены процессуальные нормы, и никаких объективных данных, доказывающих виновность перечисленных <...> лиц, органами расследования добыто не было». Сведений о том, что факт реабилитации был известен иеромонаху (а впоследствии и епископу) Стефану, на сегодняшний день не имеется. Несколько оправившись после днепропетровских событий, иеромонах Стефан поехал к митрополиту Гурию в Минск. Здесь он был назначен в клир Минской митрополичьей Крестовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм этот был особенным. Обычно Крестовые церкви являются домовыми. Эта же располагалась рядом с архиерейским домом и — так сложилось исторически — была открытой для посещения народом. На деле эта Крестовая митрополичья церковь в то время исполняла в Минске функции кафедральной. И хотя храм, будучи фактически приходским, не имел ни двадцатки, ни старосты (формально всем ведал сам митрополит), ситуация в нем сложилась весьма сложная. Монахиня Евгения (Волощук) после закрытия Днепропетровского монастыря решила съездить в Минск, спросить митрополита Гурия, как ей быть дальше, и была оставлена Владыкой при себе, при Крестовой церкви. Воспоминания игумении Евгении являются основным источником сведений о кратком периоде пребывания в Минске отца Стефана. Вскоре после перевода архиепископа Гурия из Днепропетровска в Минск один из клириков митрополичьего Крестового храма, некий иеромонах Николай, организовал бунт, восстановив против своего архиерея часть прихожан. Игумения Евгения считает, что на самом деле конфликт был спровоцирован властями. Когда однажды митрополит направлялся на службу в свою Крестовую церковь, возбужденные иеромонахом Николаем люди закрыли входные двери храма, стали тянуть архиерея за рясу, говорить обидные слова. На выручку пришли иподьяконы, открывшие двери изнутри, митрополит Гурий вошел и служил. Случалось, иеромонах Николай во время бесед с пожилым архиереем позволял себе кричать на Владыку в полный голос, обзывать и издеваться над ним в его же собственном кабинете. Все это святитель терпел с ангельской кротостью. К приезду отца Стефана в Минск иеромонаха Николая в клире Казанского храма уже не было. Но народ, возбужденный скандалистом и подстрекаемый теперь уже кем-то другим, не унимался. Игумения Евгения вспоминала, рассказывая о трудностях служения в Минске ее духовных наставников: «Эта чаша не миновала и архимандрита Стефана. <...> Бывало, приходит служить, а бесчинные — за полы одежды, за рясу тащат из храма по ступенькам... Верующие вступались за своих пастырей. Часто бывали конфликты. Работала в храме тогда одна минчанка из бывших партизан, Мария Климентьевна Дехтярь (сейчас она в схиме Мелания), <...> она «приемчики» всякие знала и могла защищать от этих бесчинных мужчин и Владыку, и отца архимандрита: — Как вам не стыдно!? К ней уж и люди примыкали. И так, в церкви — абы что... А враг радовался... Такое было время». Прибыв на новое место, иеромонах Стефан жил в комнате при архиерейском доме. Квартиру найти никак не удавалось, прописки в Минске он так и не получил. Указ о назначении в клир митрополичьей Крестовой церкви был вручен ему лишь после Рождества 1960 года. В те же рождественские дни в Минск в гости к митрополиту Гурию приехал архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев). После этого посещения, где-то в марте, отец Стефан неожиданно получил вызов в Москву, в Патриархию, где выяснилось, что архиепископ Ермоген порекомендовал Святейшему Патриарху Алексию отца Стефана в качестве кандидата во епископы. Игумения Евгения рассказывает, как собирали все необходимое для архиерейского рукоположения готовившемуся выехать из Минска в Москву ставленнику: «Как-то собрали его: ничего ведь у него не было. Я помню, что мы с еще одной схимницей помогали. Облачение срочно пришлось перешивать и чистить. Владыка Гурий пожаловал отцу Стефану панагию и митру. А мне сказал: — У меня-то мантии нет, чтобы дать ему. Свою-то я отдал... У митрополитов ведь — голубая. А пойти купить не так-то и просто было <...>. Где-то в загашниках все же нашли отцу Стефану какую- то мантию, старую. Починили, постирали, так и поехал, как только вызвали его».
Москва
Итак, исполнились давнее пророчество блаженной Матреши и предсказание епископа Афанасия (Сахарова): архимандриту Стефану было предложено принять архиерейство. А.Б. Ефимов рассказывает со слов самого Владыки: после смерти архиепископа Макария (Даева) оказалось свободным место помощника митрополита Крутицкого и Коломенского Николая. Тогда же, находясь в Минске, в гостях у митрополита Гурия, архиепископ Ермоген встретил отца Стефана (Никитина) и вскоре предложил Патриарху Алексию архимандрита Стефана на это место. Святейший принял минского архимандрита, пригласил к себе в покои, больше часа с ним разговаривал. Кандидат Патриарху понравился и был направлен к митрополиту Николаю, который также после часовой беседы согласился взять его к себе в помощники. Вскоре архимандрит Стефан определением Священного Синода был назначен на Можайскую кафедру. В воскресный день з апреля 1960 года состоялось его наречение во епископа Можайского, викария Московской епархии. Чин наречения совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген и епископ Дмитровский Пимен (будущий Патриарх). При наречении во епископа архимандрит Стефан сказал: «Ваше Святейшество и богомудрые архипастыри! По воле Божией, благословением Святейшего Патриарха и Священного Синода, я, недостойный, призван к епископскому служению. Никогда я не дерзал и помышлять о столь великом, скажу— величайшем служении, какое доступно человеку. По своему воспитанию и образованию я был подготовлен к иной деятельности, а именно к деятельности врача, и в течение многих лет занимался врачеванием телесных недугов людей. Страшусь величия сана, боюсь ответственности перед Богом и если принимаю и ничтоже вопреки глаголю, то только лишь исполняя послушание, как монах, опасаясь нарушить волю Божию, реченную через архипастырей. Я много лет служу священником Святой Православной Церкви, но монашество принял недавно. Кроме исполнения заповедей Божиих, как всякий христианин, монах должен принести от себя в дар Богу — и блаженны те, которые от „младых ногтей” принесли как дар — нетронутые духовные дарования. Я же, недавний монах, могу принести Богу лишь нищету духовную и оскудение крепости телесной. Но твердо верю и уповаю: хотя мой духовный сосуд и скудельный, но Божественная благодать укрепит меня, ибо сила Божия в немощи совершается. Вспоминаю слова апостола Павла, читанные мною при посвящении в чтеца: „Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиего; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиего в вас” (2 кор. 3: 4). И хочется воскликнуть с апостолом: „Все могу о укрепляющем мя Иисусе Христе” (Флп. 4: 13), только не отступила бы от меня благодать Божия ради грехов моих. Святейший Владыко и вы, богомудрые архипастыри! Помолитесь о мне, недостойном, чтобы ниспослал на меня Господь Свою Божественную благодать, всегда „немощная врачу- ющи и оскудевающая восполняющи”. Не лишайте меня, святители Божии, своих мудрых отеческих наставлений. Аминь».
Рукоположение состоялось в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, в Московском Богоявленском патриаршем кафедральном соборе. Хиротонию совершали те же архиереи, что и чин наречения, вместе с приехавшим из Минска митрополитом Гурием. Перед вручением жезла епископу Стефану Святейший Патриарх отметил, что новопоставленный явил себя «добрым делателем на ниве Христовой, благоговейным и непостыдным служителем алтаря» и по достоинству принял епископский сан. А в ответ на слово архимандрита Стефана об испытываемом им благоговейном страхе перед величием архиерейского служения Патриарх призвал ставленника положиться на благость Господа и благодать таинства и со смирением перед Божией волей отдать «все свои силы и всю ревность» на исполнение архипастырского долга. Он также отметил, что новый епископ имел возможность ежедневно вблизи видеть подвиг архипастыря, подразумевая служение митрополита Гурия в Днепропетровске, а затем и в Минске. И посоветовал при всех трудностях, которые встретятся в служении, находить ободрение в размышлении о судьбах Божиих и в уповании на Божий Промысл. Вручая архиерейский жезл епископу Стефану, Святейший Патриарх сказал: «Приими жезл сей, как знамение даруемой тебе от Бога власти духовной для указания пастве, вручаемой тебе, спасительного пути Божия и вместе для отражения от нея опасностей, лежащих на сем пути». Забегая вперед, можно сказать, что эти патриаршие наказы в совершенстве были исполнены Преосвященным Стефаном. А пока он приступил к своим новым обязанностям, начав прием посетителей в Новодевичьем монастыре. Сразу же ему было поручено Патриархом к Великому Четвертку (то есть через неделю после рукоположения) приготовить все необходимое для освящения святого мира. «Я <...> чувствую, —отмечал митрополит Гурий, рассказывая в Минске о первых послушаниях нового московского епископа, — с какой любовью, с каким усердием, с какой заботой и теплотою все это он делает». В Страстную седмицу и на Пасху епископ Стефан сослужил Святейшему Патриарху Алексию в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе. Вернувшись в Минск с хиротонии епископа Стефана, владыка Гурий обратился к прихожанам Крестовой церкви с проповедью о недавнем ее священнослужителе. Говоря о жизненном пути новопоставленного архиерея, митрополит свидетельствовал, что еще до принятия протоиереем Сергием монашества он уже был как «монах без пострижения». И из множества его добродетелей особо выделял глубокую веру и кротость, поясняя: «Вера не такая, что, когда хорошо, так веришь, а как только
какая-нибудь напасть, так шатаешься, нет! Он много испытывал и трудного, и скорбного; и ничто его не пугало, а наоборот, укрепляло его твердую и глубокую, сердечную веру. <...> А второе, что, вероятно, и вы заметили в нем доброе, — это его кротость, необычайная кротость. <...> И вот эта кротость-то, она, как сказано в Евангелии Иисусом Христом, «наследит землю» (наследит себе положение). И вот его кротость, которую он прилагал во всяком своем слове, во всяком своем деле — везде — и наставляла больше, чем какой-нибудь гнев или суровость. Его кротость известна была всем людям. <...> А мне потом еще Патриарх говорил: „Как он мне нравится! ” И действительно, может он нравиться!..» Епископу Стефану довелось стать архипастырем Церкви Христовой в очень тяжелое для нее время. Как отмечалось, приутихшие было в годы Великой Отечественной войны гонения на религию вновь начали набирать обороты. Уже 7 июля 1954 года ЦК КПСС в своем постановлении «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» потребовал от всех партийных органов, Министерства высшего образования СССР, Министерств просвещения союзных республик, комсомольских организаций всех уровней «покончить с запущенностью антирелигиозной работы, развернуть научно-атеистическую пропаганду». Газеты и журналы вновь наполнились антирелигиозными публикациями в стиле «Воинствующего безбожника». Но из-за борьбы внутрипартийных течений маховик гонений раскручивался с переменным ускорением и по-настоящему набрал обороты как раз к концу 1950-х годов. С новой силой развернулась антирелигиозная пропаганда, в которой активно использовались ренегаты как из мирян, так и из бывших священников. С 1958 года стали закрывать монастыри и храмы. Церковные учреждения были обложены огромными налогами, за неуплату которых духовенство привлекалось порою и к уголовной ответственности с наказанием вплоть до лишения свободы на 3 года. В феврале 1960 года был смещен со своего поста председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов, который, как казалось руководству страны, недостаточно подходил на роль гонителя. Его место занял В.А. Куроедов — партийный функционер, в прошлом идеологический работник, готовый беспощадно громить Церковь. Шло настоящее гонение, хотя и не кровопролитное, как в 20-е и 30-е годы, но не менее планомерное и решительное. Безбожники обещали вскоре показать миру последнего оставшегося в России попа. Став архиереем в такое страшное время, епископ Стефан оказался на переднем фронте борьбы Церкви за свою самостоятельность, борьбы с посягательствами государства на саму христианскую веру. И хотя архипастырем ему довелось быть совсем недолго, свой долг Владыка выполнил с честью. Еще одно предсказание святителя Афанасия сбылось: архиерейство оказалось для епископа Стефана тяжелым крестом. Принимая духовенство и членов приходских советов церквей Москвы и Московской области, он не мог не огорчаться, сталкиваясь с фактами противостояния двадцаток и настоятелей. Миря конфликтовавших со священниками старост, Владыка уговаривал последних не выносить сор из избы. Е.В. Апушкина вспоминает рассказы епископа Стефана, как он в ответ на аргументы скандалившего старосты спрашивал: — А вы православный? -Да. — Тогда подойдите к настоятелю и возьмите у него благословение. Безусловно, огромной нагрузкой для Владыки была должность председателя Хозяйственного Управления Московской епархии. Много служил он совместно с Патриархом в столичном Богоявленском кафедральном соборе, в Троице-Сергиевой лавре, в храмах Московской области: в Покровской церкви села Хомутова, в Казанской села Шеметова, в храмах сел Жигалева, Туголеева, Аксиньина, поселка Болшево, в церкви святых Богоотец Иоакима и Анны города Можайска и других. Посещал архипастырь подведомственные ему храмы и для проверки на предмет соблюдения устава. Скромно приехав, незаметно вставал у порога, а после службы делал необходимые замечания и указания священнику. Сам епископ Стефан очень любил молиться в малом соборе Донского монастыря в честь Донской иконы Божией Матери, где был погребен Святейший Патриарх Тихон. Службы там совершал причт храма Ризоположения, что на Донской улице. Лично испросив благословения Патриарха Алексия, Владыка служил там преимущественно в честь русских святых, празднование памяти которых часто отходит на второй план при совпадении с памятью святых древних. Конечно же, служил он и в Ризоположенской церкви, где проживал в небольшой комнатке, дверь которой вела прямо в храмовый придел. Там же размещался раньше и его предшественник архиепископ Макарий. Каковы были условия жизни епископа Стефана в этот период, рассказывают многие духовные дети Владыки. Комната была не слишком удобной, тем более что здесь же располагалась храмовая ризница. А.Б. Ефимов вспоминает: «Относительно свободно можно было к нему туда приходить. <...> Комнатка его располагалась прямо в церкви и была довольно тесная и душная, такой каменный мешок. А у него сердце было слабое, в частности — после Средней Азии. Как войдешь в притвор храма — маленькая дверца. На ней надпись: „Соблюдайте благоговейную тишину”. Сразу за дверью „кухонька” крошечного размера — просто малюсенький проход в пол квадратного метра, где тетя Катя готовила Владыке еду, весь чад шел к нему в комнату. Один шаг через эту самую тети Катину прихожую, и ты уже у Владыки. Прямо — письменный стол. За ним спальня — отделенная книжными шкафами кровать и что-то еще. На тыльной стороне шкафов висели какие-то ковры. Справа — дверка, ведущая напрямую в храм; ночью Владыка выходил туда молиться. Надо сказать, ничего и нужно-то не было, когда он так вот сидел за столом и весь радостью светился... У меня фотография сохранилась». Быт Владыки был чрезвычайно простым. В сущности, для себя ему мало что требовалось. Рассказывает протоиерей Валерий Бояринцев: «Сидим за столом в его комнате в Ризоположенской церкви. Владыка Стефан сам — в простом латаном подряснике. Показывал мне подарки Патриарха Алексия — панагию и крест. Рассказывал, что за камни их украшали. Потом показал деревянный резной иерейский крест и сказал, что он очень ему дорог, так как был вырезан в лагере. Я дал „умный” совет: нужно, мол, его украсить, и можно носить. — Да, да, — согласился он и больше ничего не сказал. Заметив мой взгляд, направленный на латочки на его подряснике, сказал: — Дома — можно... А на богослужение нужно надевать лучшее». Книжные шкафы со множеством книг были старые и без стекол в дверцах. Как-то на предложение духовного сына, студента, подыскать новый шкаф архипастырь ответил, что главное — не то, какой шкаф, и не то, какие корешки у книг, а то, каковы книги по сути, по содержанию. Тетя Катя, бывшая при Владыке келейницей, вынуждена была ночевать прямо в храме на раскладушке. Часто здесь же на ночь перед отпеванием ставились гробы с покойниками. Преданная старушка ради духовного отца благодушно терпела все эти неудобства. В какой-то момент в Патриархии епископу Стефану обещали найти казенную дачу, где мог бы в более подходящих условиях жить больной и немолодой уже архиерей, но «не в правилах Владыки было напоминать о своих личных нуждах». Зато нуждам Церкви он посвящал себя всецело. «Сколько самых разных людей у него бывало в Ризополо- женском храме — по 17-18 человек в день; тяжелейшие судьбы и обстоятельства. И он старался выправить, помочь», — вспоминает А.Б. Ефимов. Вскоре после того как владыка Стефан приступил к своим многочисленным обязанностям в Московской Патриархии, в здании канцелярии Святейшего он встретил попавшего в беду священника Димитрия Тяпочкина (будущего архимандрита Серафима). Стоит напомнить, что после закрытия Днепропетровского Свято-Тихвинского монастыря архимандрит Стефан отказался от места настоятеля в Днепропетровском кафедральном соборе, которое ему с настойчивостью предлагал епископ Иоасаф (Лелюхин). После отъезда архимандрита Стефана в Москву епископ Иоасаф назначил на это место как раз отца Димитрия Тяпочкина, переведя его из храма села Михайловки Кринического района Днепропетровской области. Иерей Димитрий, ревностный пастырь, исповедник, 14 лет проведший в лагерях за веру, стал проповедовать и без устали исповедовать людей, потекших к нему в собор огромным потоком. Долго власти, активно трудившиеся над уничтожением веры в народе, этого не потерпели, отец Димитрий был лишен «регистрации» и в двухдневный срок выдворен из Днепропетровской области. С тем он и появился в канцелярии Патриарха в Москве. Епископ Стефан, выслушав его, воскликнул: — Вот это самое готовили для меня! — имея в виду предлагавшееся ему епископом Иоасафом настоятельство. Владыка Стефан, походив по инстанциям, через митрополита Николая (Ярушевича) смог посодействовать отцу Димитрию в восстановлении для него возможности служить. И здесь же, в здании Патриаршей канцелярии, епископ Леонид (Поляков) пригласил иерея Димитрия к себе в Белгородскую епархию. Надо заметить, что по тем временам такое «легкое» возвращение регистрации хорошему священнику было событием практически чудесным. Епископ Стефан, конечно же, рад был помочь ревностному пастырю, пострадавшему от властей за добросовестное исполнение своего долга.
|