Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Днепропетровск и Минск 5 страница
Епископ Стефан совершал последнюю в своей жизни Евхаристию. Несмотря на плохое самочувствие перед отъездом в храм, по словам присутствовавших калужан, во время литургии он был даже бодрее, чем всегда. «В алтаре во время каждения ходил один, никто его не поддерживал, как обычно. Возгласы делал твердо и громче обыкновенного, был внешне спокоен». Причастился сам, причастил всех сослуживших ему, разоблачился, принял валидол. Надев мантию и попросив иподьякона дать знать, когда пройдет семь минут, вышел на амвон говорить проповедь. Начав с пасхального приветствия, епископ Стефан подробно объяснил, кого именно Церковь почитает под именем жен-мироносиц и почему они удостоены этого особенного почитания. «Жен-мироносиц можно назвать апостолами для апостолов. И Господь не оставил без вознаграждения их горячую любовь <...>. Святая Церковь сегодня и вспоминает этих жен- мироносиц, первых, которые узнали о воскресении Господа и благовестили всему миру об этом величайшем событии. Дорогие братие и сестры! Мы все должны подражать женам-мироносицам, ибо мы все ученики и ученицы Христовы верою своею в Него <...>». После напоминания иподьякона о том, что семь минут истекли, Владыка говорил еще немного, объясняя, как именно и в чем христиане должны уподобляться в своей жизни святым благовестницам. Вдруг, не окончив, на полуслове епископ Стефан начал опускаться на руки подхватившего его духовенства. Владыку аккуратно положили на ковер прямо перед отверстыми царскими вратами. Из алтаря вынесли подушку. Пытались как-то привести умиравшего в чувство, но святитель, трижды вздохнув со стоном, предал душу Господу. «Молящиеся в немом ужасе столпились около амвона, священнослужители стояли вокруг и ждали, но Владыка был недвижим. Моментально была вызвана скорая помощь, которая и приехала через несколько минут. <...> Доктор, освидетельствовав пульс, попросил расстегнуть ворот одежды, послушал сердце и после этого сказал, что <...> все уже кончено, Владыка скончался. <...> Поднялся невероятный плач... Плакали священнослужители, рыдали молящиеся, стоял общий стон... Картина была потрясающая. <...> Печальная весть о кончине моментально распространилась, и народ все шел и шел в церковь, чтобы поклониться Святителю, так чудесно, так блаженно окончившему свой жизненный путь». Не вынося из храма, Владыку облачили в привезенное тетей Катей белое облачение и тут же начали служить первую панихиду. Вскоре пришло духовенство Николо-Козинской церкви, снова служили панихиду, начали читать Евангелие над телом усопшего архипастыря. Вечером приехали сестры Владыки, родные, близкие. К вечеру понедельника в епархию прибыл архиепископ Леонид, которому Патриарх посредством телеграммы поручил совершить отпевание епископа Стефана. Во вторник 30 апреля архиепископ Леонид служил литургию, а после нее отпевание Владыки в верхнем храме собора. Сослужащих ему священников было около двадцати человек. Духовная дочь усопшего святителя записала потом: «Не могу не сказать несколько слов о прибывшем духовенстве. Среди них были и такие, которые приехали даже из весьма отдаленных городов, — и все они сияли духовной красотой... Поистине: каково древо, таковы и ветви его, каков был сам наш незабвенный Владыка, таковы и ученики его, — калужане с благоговением смотрели на этих чудных служителей алтаря». Перед отпеванием архиепископ Леонид зачитал патриаршую телеграмму: «Епископу Калужскому и Боровскому Леониду. Совершите отпевание блаженно скончавшегося епископа Стефана. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных. Патриарх Московский и всея Руси Алексий». А затем от себя сказал, что он мало знал почившего, так как виделся с ним только однажды, когда передавал ему епархиальные дела, но при этой единственной встрече заметил, что епископ Стефан, такой больной, такой слабый и немощной, имел необыкновенно много духовной энергии и неиссякаемого желания служить Богу. Отметил поразительные смирение, кротость и молитвенность владыки Стефана. Констатировал, что такой кончине может позавидовать каждый. После отпевания гроб с телом Владыки на плечах духовенства был обнесен вокруг собора с пением пасхальных песнопений и установлен для прощания в нижнем храме, где скончался епископ Стефан. Все время до прихода машины церковь была полна народом, всем хотелось проводить Владыку. Все это время не смолкало народное пение. «Так больно, так скорбно, что ушел от нас навсегда такой чудный Святитель, — писала участница этого прощания калужан со своим архипастырем, — но в то же время так трогательно, так дивно, что Господь, исполнив искреннее желание этого Святителя — умереть в храме в воскресение, — явил ему великую милость, ниспослав ему кончину в такой момент, в который он желал... Такая необычная смерть при народе, после только что совершенной литургии, при открытых царских вратах — поразила всех. Каждый из присутствующих в храме понял, что скончался необыкновенный человек, что такой блаженной кончины, безболезненной, непостыдной, мирной — сподобляются очень немногие и что служивший у нас так немного владыка Стефан бьл поистине избранник Божий». Епископ Стефан умер под первомайские праздники, и это создало значительные трудности с решением вопроса, где его хоронить. Сначала обсуждались возможности похорон в Троице-Сергиевой лавре, потом в Переделкине, но ни то, ни другое не получилось. Священник Александр Куликов, поехав к протоиерею Сергию Орлову в Акулово с известием о том, что Владыку негде хоронить, неожиданно вспомнил, как однажды, будучи в Акулове, епископ Стефан сказал: «Как здесь хорошо! Вот если бы здесь похороненным быть...» Отец Сергий, тоже вспомнивший об этом, решил попытаться получить разрешение местного начальства на захоронение владыки Стефана в Акулове и, несмотря на сложности, добился его. Машина пришла в Калугу около четырех часов дня с опозданием на три часа. Гроб вынесли из храма боковыми дверями, которыми входил и выходил обычно святитель. Установили на машину. Последний раз отслужили литию. Последний раз пропели «Христос Воскресе», затем «Вечную память». Машина уже тронулась со двора и выехала на улицу, а люди все шли и шли за нею с пением пасхального тропаря. Кто-то пробовал остановить народ (несанкционированные шествия, тем более с пением, были запрещены), но никто не обратил внимания на эти попытки, — пели, пока машина не поехала быстрее. Тогда только люди остановились и, проследив, как машина скрылась из виду, стали расходиться. Сопровождали тело владыки Стефана из Калуги в подмосковное Отрадное А.Б. Ефимов и В.М. Кречетов. Так, вместе с телом усопшего духовного наставника, молодой инженер Валериан Кречетов, мечтавший о принятии священства, впервые попал в Покровский храм в Акулове, настоятелем которого ему предстояло стать в будущем. Тогда же он встретил следующего своего духовника — протоиерея Сергия Орлова. Водитель толком не знал дороги, и на место прибыли уже в сумерках. Протоиерей Сергий Орлов говорил потом, что когда вносили в храм епископа Стефана, «такое, показалось, величие вместе с ним входит! Необыкновенное!» Близкие епископу Стефану люди — его друзья, духовные дети, его духовник, родственники — благоговейно отслужили еще одну панихиду. По завещанию Владыки священниками Борисом Златолинским, Евгением Амбарцумовым и Георгием Кондратьевым к нему во гроб был положен антиминс, на котором он, будучи еще тайным иереем, совершал литургию. Хоронили уже в темноте. У всех присутствовавших было ощущение большого духовного события.
Епископ Стефан похоронен рядом с алтарем Покровского храма в Акулове. С первых же дней на его могилку началось паломничество знавших Владыку при жизни. Не перечислить тех, кто ездил и продолжает ездить туда. В числе их авторы воспоминаний, на основе которых составилось это жизнеописание, родственники святителя, друзья, духовные дети. Игумения Евгения рассказывала: «Владыка Стефан говорил как-то, что, когда жили в Ташкентской епархии, владыка Ермоген его как бы притеснял, казалось, относился как-то не очень дружелюбно: „То, — говорил, — назначит храм строить, а я же не строитель, а врач. У меня не получается, он на меня и негодовал. Такой уж я никчемный. А я после того снисхождения, какое оказывал мне владыка Гурий, воспринимал это чувствительно. А потом, с Минска начиная, такое участие принимал в устройстве моей жизни... Тут я и раскаялся. И самому владыке Ермогену говорю: — Я вот так и так о Вас думал, простите меня. А он мне: — Ничего-ничего, я заслуживал этого. И в Отрадном он часто бывал. Приедем — владыка Ермоген у могилки стоит...» Бывал на могилке епископа Стефана и его преемник на Можайской кафедре архиепископ (в будущем — митрополит) Леонид (Поляков). Только лишь однажды и, в общем-то, мельком столкнувшаяся с Владыкой на жизненном пути Е.С. Донадзе с необыкновенной теплотой рассказывала о своем посещении Акулова: «Никаких цветов на могилке не было, рос только один цветок — колокольчик. Так трогательно. Стояла там долго. Смотрю, многие люди, идя на богослужение, подходят к ней, целуют крест. И я так обрадовалась: значит, он не забыт. И все, кому я показываю эту фотографию, говорят одно: — Какое лицо! Какое прекрасное, доброе, одухотворенное лицо. И я радуюсь всегда, что довелось мне познакомиться с этим человеком». Многие уже ушли вослед за Владыкой. Уходят последние из близко знавших его людей. Епископ Стефан воспитал духовных детей, которые сегодня несут отсвет святости, явленной в мире их духовным отцом. Благодаря им и христиане сегодняшнего дня имеют возможность стать духовными внуками этого замечательного святителя XX века и идти к Богу тем узким путем, по которому ко Творцу всяческих пришел сам епископ Стефан.
«Такое мягкое, любящее сердце...» О пастырском облике епископа Стефана (Никитина)
Поминайате наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр. 13: 7
Более пятидесяти лет прошло со дня смерти епископа Стефана (Никитина), но память о нем жива. И помнят его не только его родственники — все они отзываются о нем с необыкновенным теплом и любовью, — но и множество других людей, так или иначе соприкоснувшихся с ним в жизни. Владыка не был женат и не имел собственных детей по плоти. Но это отнюдь не означает, что он не имел детей. Напротив, все, с кем приходилось встречаться составителю предложенного жизнеописания, отзывались о нем как о родном человеке, многие — как об отце. Немало и таких, кто не знал Владыку лично, но почитает его. Память о епископе Стефане передается поколениям христиан, следующим за теми, кто имел счастье общаться с ним при жизни. Могилку в Отрадном посещают сегодня духовные внуки святителя. Архиереем епископ Стефан был недолго — немногим больше трех лет, и в памяти помнящих и почитающих его сохранился прежде всего человеком, являвшим образ настоящего христианина и пастыря, образ святого, а не церковного администратора. Несмотря на то что жизнеописание уже дает некоторое представление о внутреннем устроении этого замечательного архиерея, кажется полезным более пристально вглядеться в черты пастырского облика Владыки, постараться увидеть за мозаикой сохранившихся фактов и воспоминаний образ живого человека, образ настоящего христианина, подвижника XX века. Если потребовалось бы кратко, в двух словах, сказать о епископе Стефане, то в отношении него с полным основанием можно процитировать строки древнего святительского тропаря: «Правило веры и образ кротости...» Читатель, вероятно, помнит, что именно эти две добродетели особо отмечал в нем митрополит Гурий (Егоров). Силу веры человека позволяют оценить совершенные им дела. И поступки Владыки недвусмысленно свидетельствуют: на протяжении всей своей жизни он неизменно являл непреклонную веру и стойкость в отстаивании интересов Церкви. Можно вспомнить, как еще в 1928 году молодой врач С.А. Никитин, активно помогавший репрессированным маросейским священникам, не побоялся стать старостой храма Святителя Николая в Клённиках и вскоре после этого был призван Господом на путь исповедничества в Бутырки и на Красную Вишеру. Читая сегодня его простые и правдивые слова, сказанные в ответ на вопросы следователя, мысленно глядя на его поступки в лагере, нетрудно понять, какой глубиной сердечной веры уже тогда обладал будущий святитель. В самом деле, что означало в условиях концлагеря, в ситуации, когда все и вся на виду, а любая демонстрация веры легко влекла за собой массу неприятностей и бед, решиться подойти под благословение к прибывшему по этапу архиерею, виденному когда-то на свободе?.. Несомненно, этот простой с виду поступок явился плодом глубокой сердечной веры и подлинно христианского милосердия к униженному до предела человеку. А что, кроме веры, могло побудить врача-зэка к тайному совершению Божественной литургии в кабинете лагерной больницы? А к целенаправленной, регулярной работе по облегчению положения заключенных священнослужителей с постоянным риском быть пойманным и тут же осужденным на новый срок?.. Игумения Евгения (Волощук) передавала слова самого Владыки о том времени: «...Старался, чем мог, помочь: или питание лишнее выписать, или еще чем-нибудь. Но как ни старался незаметно это делать, все равно замечали, потому что люди были с зорким глазом. Хотели продлить за это срок. Но душа-то христианская все равно должна страждущему помочь. Срок — временный, а Бог — постоянный». Такими были мотивы его поступков, этому же он учил и своих духовных детей. Сегодня непросто адекватно представить себе, какой именно была жизнь новомучеников и исповедников российских в тюрьмах и лагерях. Так же как невозможно вполне понять, что именно стоит за словами «тайное священство» — слишком много реалий, совершенно отсутствующих в современной жизни, связано с этими явлениями. Между тем длительное тайное священническое служение — одна из существенных особенностей пастырского пути епископа Стефана. К сожалению, как уже говорилось, конкретных сведений о том периоде его жизни сохранилось немного. То, что известно, почерпнуто из писем тех же лет и из воспоминаний, составленных спустя годы после смерти Владыки, и в основном уже было изложено в жизнеописании. Малое число сохранившихся источников объясняется легко: до середины 1980-х, а тем более при жизни святителя, и писать, и вспоминать о его тайной священнической деятельности было отнюдь не безопасно. Сегодня же, по прошествии больше чем шестидесяти лет с момента выхода будущего епископа на открытое служение, из его нелегальной паствы в живых остались буквально единицы — тогда они были его самыми молодыми духовными детьми. На основании сохранившихся источников можно утверждать, что по большей части тайную паству священника Сергия Никитина составляли москвичи. Насколько многочисленной она была, достоверно сказать трудно. Он окормлял «маросейских» — Н.Г. Чулкову, Е.А. Нерсесову, семьи Мечёвых, Сосновских. Семья известного ныне духовного писателя Н.Е. Пестбва, по всей видимости, также пользовалась его пастырской заботой в 1930-х годах. Под его тайным духовным руководством находились «амбарцумовские чада» — собственно семейство Амбарцумовых, а также осиротевшая духовная дочь священномученика Владимира Амбарцумова А.С. Богомолова и другие. Служил он в основном в тайном домовом храме-комнате своей струнинской квартиры или на чьих-то частных квартирах в Москве и Московской области, когда наездами бывал в столице. Например, на даче у Б.П. и Е.А. Ефимовых на 43-м километре по Ярославской железной дороге. Тайно крестил многих детей из знакомых ему московских семей. Нелегальное, подпольное пастырство явилось в 1920-1940-е годы защитной реакцией Церкви на планомерную деятельность безбожного режима по ее целенаправленному уничтожению. Уничтожению буквальному, физическому — извне. И моральному — как бы «изнутри» — путем духовного разложения менее стойких членов Церкви и провоцирования внутрицерковных расколов и нестроений разного рода. Уход на нелегальное положение немалой части православного духовенства и мирян в тех условиях преследовал двойную цель. Во-первых, он давал возможность совершения церковных таинств даже при полном лишении православного народа его храмов и легального православного духовенства, чего вполне можно было ожидать, зная намерения богоборцев и видя весь образ их действий. Во-вторых, помогал сохранить в чистоте дух Православия, уберечь его от искажения в рутине политических игр, распрей, лавирования и опасных компромиссов. Обе эти цели нелегалов были диаметрально противоположны планам богоборческого государства, а потому автоматически ставили подпольных церковнослужителей и мирян «вне закона». В ряду пастырей, осуществлявших тайное окормление Христовых овец в те страшные времена, только из числа имевших непосредственное отношение к епископу Стефану можно назвать епископа Афанасия (Сахарова), архимандрита (будущего митрополита) Гурия (Егорова), протоиерея Сергия Мечёва, иерея Владимира Амбарцумова, заштатного московского священника Константина Всехсвятского, священника Романа Ольдекопа. Более или менее длительное время служили подпольно будущие архиепископ Мелитон (Соловьев), архимандрит Борис (Холчев), протоиерей Феодор Семененко, протоиерей Глеб Каледа и другие. Трое из перечисленных, как и будущий владыка Стефан, приняли священство тайно. Тайное служение явилось одной из форм исповедничества XX века. Государство охотилось за нелегалами, а они совершали по домам Божественную литургию. Без внешней пышности и красоты, присущей Евхаристии в мирное время, но с необыкновенно глубокой сосредоточенностью и внутренним благолепием. Их выслеживали, чтобы отдать на муки и смерть, а они тайно окормляли, воспитывали искавших подлинно церковной жизни христиан. «Совершение литургийной службы в домах <...>, — вспоминал участник тайных евхаристий XX века В.В. Быков, — имело огромное значение для нас, верующих. Ибо не терялось наше общение с Церковью, мы исповедовались, принимали Святые Дары, вступали в общение с другими общинниками, получали напутствования и советы иереев. <...> Стоит задуматься: каждому священнику за служение на дому в лучшем случае грозило десятилетнее заключение в лагерях, а может быть, и расстрел. А они шли и служили по зову собственного сердца — любви к Господу Богу и Церкви Христовой и к нам грешным. <...> Тайно посвященные иереи бывали и кандидатами наук, и даже профессорами. Часто занимали они в обществе видное положение (об этом узнал я только в шестидесятых годах). То есть могли они спокойно жить без риска для себя и семьи — но они приходили и служили, помогая нам не оставаться без Церкви. Мне сейчас встречаются верующие люди, которые, говоря о домашних тайных церквах, произносят с долей презрения: „Катакомбная Церковь”. Совершенно при этом не зная обстановки [тех лет]. <...> Многие тогда боялись ходить в открытые церкви». «Мы, — писала М.С. Желнавакова в 1997 году, — дети катакомбной церкви тех лет — церкви внешне, казалось бы, слабой и гонимой, но на деле сильной и победившей. Победа ее была не громогласна и не видна. Она никем не обозначена до сих пор. <...> В тот период тьмы всеобщей, иначе не знаю, как его назвать, — это было собрание людей, которые спасали основы христианства ценой своей жизни. „Преодоление естества”. Им была безразлична собственная судьба, то есть гибель тела <...>. Та церковь, которая скрывалась, — это та же Церковь, что и сейчас. Это ее часть <...>. Ведь гонимую Церковь основали святые мученики, духовенство тех страшных лет, о земных судьбах которых и думать и говорить сейчас невыносимо больно. <...> Мученичество в перспективе на будущее. <...> Каждый новый день был под вопросом, каждый стук в дверь или в окно отзывался в сердце началом мученического пути». Сегодня известно, с какой поистине дьявольской хитростью богоборцы действовали, разрушая Церковь. Их труды оказались тщетны, и немалая заслуга в этом принадлежит именно тайным пастырям, потому что после краха богоборческих козней воспитанники этих замечательных подвижников духа, выйдя на открытое служение, стали той «солью», которая не обуяла, но осолила (Мф. 5: 13) епархии Русской Православной Церкви в послевоенное время. Интересно, что идею тайного служения потом, уже в 1960-х годах, епископ Стефан передавал и своим ученикам. Он благословлял на принятие тайного священства будущего протоиерея Глеба Каледу. Нынешнего протоиерея Валерия Бояринцева готовил к тайному священническому служению. В те же 1960-е священника (впоследствии протоиерея) Александра Куликова епископ Стефан благословил по своему личному примеру освятить узенькую ленту-поясок в качестве епитрахили, чтобы ходить тайно исповедовать и причащать людей в больницы и другие закрытые для посещения священником учреждения. Отец Александр всегда отмечал, насколько важным оказалось в его пастырской практике это благословение Владыки, скольких он смог понапутствовать таким образом. А.Б. Ефимов вспоминает, как в 1961 году, задав епископу Стефану вопрос о развертывавшихся тогда гонениях на Церковь, он, совсем молодой еще человек, получил от святителя спокойный, радостный и очень простой ответ: «А мы уйдем в подполье». В этом ответе не было и доли сектантского настроения. Просто Русская Церковь оставалась гонимой, и архипастырь передавал духовным детям знание, проверенное собственной жизнью, знание, которое русский народ метко выразил в пословице: «Бог — не в бревнах, а в ребрах». Сам епископ Стефан имел глубокую сердечную веру, засвидетельствованную исповедничеством во время «тяжелой болезни», как он конспиративно называл период своего пребывания в тюрьме и в лагере158. Но ничуть не меньше убеждают в этом его тайное, а затем и открытое служение Церкви. Недаром уполномоченные по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР в один голос заявляли в 1960-е годы: «Епископ Стефан <...> ревностный служитель церкви, крайне религиозный, этого же требует и от священников»159. «Фанатично настроен. <...> Активно делал попытки, направленные на укрепление церкви». «Фанатос» означает «смерть». И московский уполномоченный, используя наработанный штамп, безотчетно изрек объективную истину: Владыка готов был идти на смерть ради своей веры, ради своей Церкви. Главным для Владыки было творить волю Божию. Везде и всегда он ее искал. Потому, будучи человеком скромным, смиренным и кротким, он принял и священство, и монашество, и архиерейство и с великим дерзновением защищал дело Церкви от врагов. Владыка знал, что покривить душой значит согрешить перед Богом. Поэтому за веру прошел он тюрьму и лагерь, поэтому, уже будучи епископом, пытался бороться с неразумием и нерадением в пастырях, не умеющих или не желающих хранить Церковь от посягательств безбожной власти. В любых жизненных обстоятельствах ориентироваться на Божию волю и Его заповеди учил епископ Стефан и своих учеников. «У меня, — писал протоиерей Сергий Никитин духовной дочери, когда епископ Гурий назначил ему трудное и неприятное послушание, — великие перемены в жизни — не знаю, к лучшему ли. Но принимаю все из рук Божиих и верю, что во всяком случае эта перемена полезна мне для спасения души, если я только правильно воспользуюсь изменением моей жизни». Духовный сын епископа Стефана вспоминает: «Одна девушка пришла как-то ко мне в художественное училище (ранее мы однажды, без знакомства, виделись у отца Стефана в монастыре). Иногда мы вместе ходили в собор. Об этом узнал мой отец и, поехав к владыке Стефану, выразил свое неудовольствие. Когда я в следующий раз был у Владыки в Москве, он строго спросил: — Ты намерен жениться на ней? — Нет, — говорю, — мне и в голову это не приходило... — Тогда зачем ты даешь ей надежду? Это аморально!.. <...> Однажды я взял у него со стола письмо. Он увидел и весь так и взорвался негодованием:
— Это же — нарушение заповеди „Не укради”! Если бы я тебе не доверял, ты бы и не увидел ничего на моем столе! На всю жизнь я запомнил это...»
Хотя учиться в каком-либо духовном учебном заведении Владыке не довелось, духовное его образование отличалось удивительной глубиной и полнотой. Протоиерей Александр Куликов свидетельствовал, что епископ Стефан не хуже какого- нибудь профессора мог «проэкзаменовать» студентов семинарии по богословским предметам. Недаром архиепископ Гурий в Днепропетровске в условиях отсутствия в епархии духовных учебных заведений именно протоиерею Сергию Никитину поручил подготовку ставленников к принятию священного сана. Знание Владыки имело основу в практическом опыте. Он был практиком. «Но на высоком теоретическом уровне», — уточняет А.Б. Ефимов. Собственно богословских трудов епископ Стефан не оставил. Поэтому сегодня получить представление об уровне и основных принципах его богословия можно по сохранившимся письмам, немногим дошедшим до нас конспектам проповедей или толкованиям евангельских притч, данным Владыкой за неделю до своей блаженной кончины В.М. Кречетову (будущему протоиерею Валериану). Из них видно, что в значительной степени основу богословского багажа Владыки составляли богослужебные тексты. Такое поистине живое отношение к богослужению — безусловно продолжение традиции святоотеческой, традиции, которую в условиях московской городской жизни отважился возродить святой праведный Алексий Мечёв, а затем воспринял священномученик Сергий Мечёв, сумевший в свою очередь передать ее своим духовным детям. Эта «маросейская» традиция «покаяльно-богослужебной семьи» имела своим основанием принцип, на который «нанизывалось» потом все остальное: в основе всей жизни — богослужение. Оно научает всему, что потребно для спасения. Этот принцип, безусловно, многое определяет в облике епископа Стефана как христианина и как пастыря. Недаром Владыка говорил: «Маросейка — почти моя Родина» — и так много рассказывал о «клённиковском» богослужении своему духовному сыну священнику (впоследствии протоиерею) Александру Куликову, в 1990 году ставшему настоятелем храма Святителя Николая на Маросейке. Владыка даже напевал, как исполнялись при отце Сергии Мечёве на «подобны» и «самогласны» те или иные тексты. Глубокую любовь будущего архиерея к храму Божию, к молитве раскрывают страницы его писем из Курган-Тюбе, Днепропетровска, уже цитированные в жизнеописании. Е.Л. Четверухина, посещавшая Владыку после инсульта в храме Ризоположения на Донской улице в Москве, писала епископу Афанасию (Сахарову): «На днях я навещала владыку Стефана, он все еще болен и очень еще слаб, движения у него есть, но они такие неуверенные. Хорошо, что из его комнаты слышно бывает церковное пение, — это его утешает». Отвечая на вопрос о том, как служил епископ Стефан, духовные дети в первую очередь указывают на его любовь к простоте богослужения. «В нем не было никакой архиерейской пышности», — вспоминает протоиерей Николай Соколов. Как можно заметить, эти слова отца Николая вообще замечательно характеризуют весь облик святителя в целом. Глубокая, благородная простота отличала все его поведение. Многие отмечают строгость Владыки во время службы, неформальность, неравнодушное отношение к происходящему в храме. Не любил поспешности. В Калуге всегда приезжал в храм за час или полтора до начала литургии. Подолгу совершал проскомидию. В помяннике его было 5000 имен. И каждого святитель помнил — кто он и когда сталкивался с Владыкой — и это уже после инсульта. Строго относиться к богослужению будущий архиерей был приучен еще с детства. Недаром воспоминания духовных детей донесли до сегодняшнего читателя, с какой горечью отзывался отец епископа Стефана А.Е. Никитин о небрежной поспешности совершения службы в каком-то из известных ему храмов. Но и среди позднейших наставников будущего Владыки было множество замечательных совершителей Божественной службы. Ему довелось наблюдать служение таких пастырей, как протоиерей Сергий Мечёв, иеромонах Нектарий (Тихонов), митрополит Гурий (Егоров), наверняка приходилось присутствовать и на службах Святейшего Патриарха Тихона. Тесное общение с епископом Афанасием (Сахаровым) не могло не наложить отпечатка на отношение Владыки к богослужению. Недаром будущий епископ Стефан в числе первых знакомился с некоторыми литургическими трудами святителя Афанасия, о чем свидетельствуют письма О.А. Остолопо- вой и самого протоиерея Сергия Никитина. Например, 5 октября 1957 года он писал любимому святителю: «В Москве никого не мог найти Вам в помощники. У меня была одна очень опытная машинистка, но она боится соседей, сама она на пенсии. Владыка, я не помню — Вы подарили мне службу всем русским святым или ее возвратить. Я знаю, что надо возвратить о поминовении усопших. <...> Прочитал около половины Вашего труда о поминовении усопших: это капитальный, исчерпывающий труд по данному вопросу. Другому, кто захотел бы писать на эту же тему, ничего не остается сказать». Оба они — и владыка Афанасий, и владыка Стефан — были великими практиками богослужения — этого важнейшего для пастыря дела. Оба прекрасно знали и любили церковный устав, церковную службу. Поэтому в первую очередь, попав «на край земли», в Курган-Тюбе, священник Сергий Никитин начал именно с исправления там богослужения. А летом 1957 года в Днепропетровске, не терпя вопиющих нарушений богослужебного устава в только что вверенном его окормлению Свято-Тихвинском женском монастыре, составил известный рапорт на имя архиепископа Гурия.
|