Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ташкент и Луначарское
Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) прекрасно осознавал, что позиции Церкви, особенно в крупных городах, могут укрепить, в первую очередь, культурные и образованные пастыри. Уполномоченный по Узбекской ССР М.Н. Тормашев по этому поводу писал в Москву в своем отчете за первую половину 1955 года: «Понимая, что культурный уровень прихожан в городских приходах растет и малограмотный священник не в силах удовлетворить их запросы ни беседами, ни проповедями, епископ всех священников с низшим образованием при первой же возможности заменяет и направляет в сельские местности. Так, в этом полугодии в штат кафедрального собора в городе Ташкенте <...> переведен из другого прихода священник НИКИТИН <...> с высшим образованием». Очередной переезд протоиерея Сергия на новое место создавал более благоприятные условия для его здоровья, так как климат Ташкента был лучше самаркандского, хотя и здесь летняя температура была все же слишком высока для него. Несмотря на это, общее самочувствие нового священнослужителя кафедрального собора улучшилось настолько, чтобы он целиком мог погрузиться в работу, что с удовлетворением отмечал в своих письмах. Теперь отец Сергий Никитин служил бок о бок еще с одним соборным клириком, своим давним другом и духовником протоиереем Борисом Холчевым. Кроме собственно храмовых богослужений, они вдвоем, каждый в свою чреду, совершали крещение взрослых. В те времена в крещальне ташкентского Успенского кафедрального собора проводились обязательные беседы с желающими приступить к таинству, осуществлялась подготовка к нему людей: катехизация, предварительная исповедь. Во всем этом активное участие принимал протоиерей Сергий Никитин. И.С. Мечёва вспоминала, как одна из его духовных дочерей поинтересовалась, приходилось ли ему отказывать кому-либо в крещении. Ответ, поясненный рассказом, был утвердительным и давал понять, что отец Сергий считал невозможным допускать до таинства рождения в жизнь вечную тех, кто приходил из каких-либо недостаточно серьезных побуждений. Однажды его просил о крещении русский парень и в ответ на вопрос священника, для чего он хочет приступить к купели, объявил: — Мать надоела, все «пилит»: «Сходи, окрестись». Так пусть успокоится... В другой раз пришел молодой узбек, полюбивший русскую девушку. Та соглашалась выйти за него замуж только при условии, что он крестится. Протоиерей Сергий сказал узбеку: — Подумай, можно ли так легко, бездумно, безоглядно изменять вере своих отцов? Совершенно неизвестно, как сложатся ваши отношения с этой девушкой. Поступок же, сделанный не по убеждению, а по расчету, тяжело ложится на совесть. Кроме того, искреннее чувство подразумевает уважение к убеждениям любимого. В обоих случаях отец Сергий, рассказав молодым людям о Христе и Его учении, о взаимоотношениях человека с Богом, отпустил их для спокойного обдумывания услышанного и принятия ими окончательного решения. В пятидесятых годах прихожане ташкентского Успенского кафедрального собора имели возможность слушать прекрасных проповедников. В июле 1955 года отец Сергий Никитин писал племяннице: «Прости меня за редкие письма, — что- то не выходит с временем. Я проповедую 2 раза в неделю — по воскресеньям за ранней или поздней литургией и специально по средам вечером после акафиста. Здесь 2 очень сильных, первоклассных проповедника — более сильных, чем я; это сам архиерей и о. Борис (Борис Васильевич). Но мне, как говорится, не хочется ударять лицом в грязь, и хотя я слабее их, но, во всяком случае, мои проповеди не банальны, а оригинальны и все-таки, даже на неблагоприятном для меня фоне, заметны; у меня своя манера и свой подход. А это требует упорнейшей и напряженной работы. Но это удовлетворяет меня и заставляет много трудиться и знакомиться с литературой, а это очень обогащает мои знания и дает опыт. Проповедь в прежних местах — не то: там — как скажешь, так и сойдет. А здесь не так: выйдет слушать человек 6-8 духовенства, иногда и сам архиерей». Здесь же приблизительно в 1955 году произошло знакомство будущего епископа Стефана с Борисом Иосифовичем Златолинским, нынешним архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием. Прислуживая в алтаре Успенского кафедрального собора, двадцатитрехлетний Борис получил от протоиерея Сергия Никитина нагоняй за потухшее кадило, а затем оказался приглашенным к строгому батюшке в гости. С этого дня и на всю жизнь он стал духовным сыном будущего святителя. В те же годы на ташкентской квартире протоиерея Бориса Холчева с отцом Сергием познакомился солдат срочной службы одной из среднеазиатских военных частей связи Александр Сергеевич Куликов — впоследствии духовный сын епископа Стефана, протоиерей и настоятель маросейского храма Святителя Николая в Москве. В ташкентский период протоиерей Сергий жил в отдельной хатке во дворе дома настоятеля ташкентской кладбищенской церкви в честь благоверного князя Александра Невского протоиерея Феодора Семененко.
В своих воспоминаниях Е.В. Апушкина приводит два эпизода, показывающих, какое участие в жизни семьи Семененко принимал протоиерей Сергий. Имеет смысл повторить здесь оба эти рассказа полностью, так как они передают некоторые характерные черты его пастырского облика. Мать Александры Александровны Семененко — супруги протоиерея Феодора — была больна, и протоиерей Сергий собирался ее пособоровать (самого отца Феодора почему-то дома в то время не было). «Шура накануне все приготовила для соборования, а сама легла спать. Ранним утром она часов в 4-5 проснулась от нестерпимой боли в ноге. Подумала, что у нее повторился тромбофлебит. Шура встала, взяла материн костыль и доковыляла до жилища о. Сергия. Увидев ее, он всполошился: „Что с вами, родная? ” Велел ей снова лечь,
осмотрел ногу, подтвердил предположение Шуры, вызвал для консультации старушку-врача М.П., а затем и хорошего практикующего врача из Старого города. Мнения всех сошлись: тромбофлебит и необходимо лежать неподвижно, пока не рассосется тромб. А как лежать? Мать больная, о. Сергия нужно кормить и вообще хозяйство. Что же делать? Но раз велели лежать, Шура решила спать. Проснулась от того, что над ней стоит о. Сергий со свечой и помазком, хочет ее пособоровать. „Нет, отец Сергий, я не могу так. Молитв я не слышала, белья не переменила, вообще не готовилась”. — „Как священник я беру это на себя, на свою ответственность”. Попытавшись еще протестовать, Шура должна была подчиниться. День она пролежала, а на следующую ночь боль в ноге прошла и не осталось никаких следов болезни. „Отец Сергий, по-видимому, это не тромбофлебит был? ” — „Нет, Шура, был тромбофлебит, но вас исцелила благодать Таинства”. Когда дочку Шуры хотели исключить из института за религиозные убеждения, очень хорошо дотоле относившийся к ней преподаватель физики стал к ней придираться и поручил ей сделать на основании астрономических данных антирелигиозный доклад, как руководство дал популярную брошюру, в которой было приведено много ненаучного. Отец Сергий принял это близко к сердцу, он помог составить доклад из чисто научных данных, которые, конечно, не были антирелигиозными, и стал молиться не только за дочь Шуры, но и за ее учителя. На доклад были приглашены представители ОНО (отдела народного образования), и доклад прошел блестяще, получил отличную оценку, и никаких неприятных вопросов никто не задал». В бытовом плане в Ташкенте отцу Сергию было проще, чем в других местах его среднеазиатского служения, так как при нем могла жить келейницей очередная из его старушек, которым он давал кров и пристанище, — тетя Катя, в недавнем прошлом — уборщица храма в Самарканде. «Великая милость Божия, что со мной живет тетя Катя; она — тип Паши и до конца преданный человек. Я теперь живу, как у Христа за пазухой, ни о чем бытовом не беспокоясь. Все приготовлено, все вычищено, приведено в порядок, и ворчание с моей стороны бывает только в одном случае, а именно: она оставляет, или, вернее, старается оставить для меня [то, что] получше, а я из-за этого сержусь на нее. Из этого можешь судить, какой она человек». Отец Сергий из Ташкента вел довольно обширную переписку. Поистине лучезарной радостью светятся строчки его писем к епископу Афанасию (Сахарову), 7 марта 1955 года освободившемуся наконец из заточения в Зубово-Полянском доме инвалидов, куда «упекли» святителя власти после настигшего его в Дубравлаге инсульта. Епископ Афанасий очень любил своего «карабановского доктора», как часто называл протоиерея Сергия Никитина, и был рад узнать, что тот «сменил профессию», выйдя на открытое служение, хотя и сетовал, что нет возможности видеться с любимым врачом-батюшкой, так как тот стал теперь «азиатом». Постоянной была переписка с О.А. Остолоповой. Адресатами протоиерея Сергия в это время являлись и В.Н. Щелкачев, и Е.С. Надеждина. Разумеется, не прерывалась тесная связь с родными. Регулярно писал он семейству Сосновских. 21 октября 1955 года протоиерей Сергий сообщал им: «Теперь уже нет протоиерея Бориса, а есть игумен Борис. Накануне Сергиева дня, за всенощной, состоялся постриг протоиерея Бориса, а на Казанскую или же на день св. Иоанна Златоуста (13 ноября по старому стилю) мы ожидаем возведения игумена Бориса в сан архимандрита. А затем, Бог даст, мы дождемся и архиерея Бориса. Мое здоровье, по милости Божией, удовлетворительное. Приходится сейчас, по новой работе, порядочно ходить, и я хожу свободно, не утомляюсь; отеков давно не было. Я пишу „по новой работе” — получил новое назначение — открыть новый приход в селе, непосредственно примыкающем к Ташкенту. Жить буду еще продолжительное время на старом месте, пока окончательно все устроится». В июле 1955 года протоиерей Сергий Никитин был назначен настоятелем Николо-Ермогенского молитвенного дома в селе Луначарском Орджоникидзевского района Ташкентской области. Этот храм ему предстояло созидать практически с нуля. История открытия молитвенного дома была долгой и мучительной. Село Луначарское — районный центр, находящийся в восьми километрах от города Ташкента, — до 1917 года было заселено русскими. В 1902 году в нем была построена церковь, закрытая и переоборудованная в поликлинику в 1929-1930 годах. Первое ходатайство о разрешении открыть в Луначарском храм в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совмине Узбекской ССР поступило в 1944 году. Удовлетворено оно не было. В селе неофициально функционировал молитвенный дом, здание которого было приобретено на средства верующих. Повторные ходатайства о регистрации общины возбуждались в 1946, 1948, 1950 годах. Эти и последующие обращения отклонялись с мотивировкой, что село Луначарское находится в восьми километрах от города Ташкента и соединено с ним автобусным сообщением, что дает возможность верующим беспрепятственно посещать городские церкви. В1950 году неофициальный молитвенный дом был закрыт, а здание отобрано райисполкомом. Последующие ходатайства не давали результата, пока 8 июня 1953 года епископ Ермоген не смог убедить уполномоченного Тормашева М.Н. в необходимости удовлетворить настойчивую просьбу верующих об открытии молитвенного дома в Луначарском. На возражение о близости поселка к городу Ташкенту архиерей заметил, что «городские церкви постоянно переполнены и все более очевидной делается нужда в открытии новых храмов как в районах, так и в гор. Ташкенте». Ходатайство об открытии молитвенного дома было удовлетворено 22 июля 1955 года. И открывать храм поручили протоиерею Сергию Никитину. Позже со своими духовными детьми епископ Стефан делился воспоминаниями о том, как непросто было ему нести это послушание. Он, доктор по образованию, немолодой, не располагающий уже физическим здоровьем человек (страдавший вегетативным неврозом и гипертонией), в условиях крайне неблагоприятного при этих физических расстройствах климата Средней Азии обязан был заниматься незнакомым и непосильным для него делом: нелегальными или полулегальными закупками материалов, добычей денег на оплату рабочим, наймом этих рабочих и т.п. Несмотря на это, шестидесятилетний протоиерей энергично включился в труды на новом приходе. «Много хлопот и забот; нет еще у нас здания, служу в доме старосты, но работаю и хлопочу с радостью, надеясь на помощь Божию», — писал он епископу Афанасию 26 октября 1955 года. Необходимо сказать несколько слов о владыке Ермо- гене (Голубеве), с которым оказалась тесно связана жизнь епископа Стефана (Никитина). И хотя в ташкентский период в их отношениях имелась некоторая напряженность, все же оба святителя были людьми одного духа, горячо любившими Церковь и всем сердцем болевшими за нее. Епископ Ермоген, человек чрезвычайно активный и полагавший душу за Церковь, ревностно продолжал начатое архиепископом Гурием дело возрождения Православия в Средней Азии. Уже отмечалось, какое значение он придавал образованию пастырей Церкви. Прекрасно изучивший все механизмы советского делопроизводства в юридической и хозяйственной сферах, епископ Ермоген сумел за семь лет на Ташкентской кафедре добиться значительного по тем временам увеличения числа приходов. Благодаря его смелости, твердости и усердию во второй половине пятидесятых годов прямо вокруг стен старой маленькой церкви в центре Ташкента под видом ее ремонта был стремительно возведен огромный кафедральный Успенский собор, вмещающий до 4000 молящихся. И это тогда, когда на ремонт какого-нибудь малюсенького сельского молитвенного домика, как правило, невозможно было выбить разрешения властей! Это было крупнейшее строительство за 50 лет богоборческой власти. Появление этого храма многими верующими расценивалось как великая милость Божия к православному народу Ташкента. Во все время строительства на соборной территории не прекращалась служба. И протоиерей Сергий Никитин был непосредственным свидетелем и активным участником этих поистине героических событий. В одном из писем того времени он сообщал: «У нас происходит полная реконструкция собора: он строится заново; поэтому все стеснено до предела. В будние дни служба происходит в большой крещальной, и в будни литургии не совершается: утром служат утреню, а вечером — вечерню. Литургию служат только по субботам и воскресеньям, а также по большим праздникам. Во дворе поставили походный алтарь, а молящиеся стоят под открытым небом». Безусловно, работать под началом такого активного, обладающего неуемной энергией архиерея было непросто. Сам вкладывая в дело нечеловеческие усилия, епископ Ермоген требовал того же и от подчиненных. Много давая, он много и спрашивал. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви писал в отчете за первое полугодие 1956 года: «Главной и подавляющей является забота управляющего епархией епископа ЕРМОГЕНА о благоустройстве церквей и молитвенных домов, украшении их, создании лучших условий для отправления церковных треб верующими. Таких забот он требует и от подчиненного ему приходского духовенства. Исключительное внимание уделяется внутреннему украшению храмов <...>. Наличие внутриепархиальных средств дает возможность епископу помогать любому приходу, улучшать материальное благополучие бедных приходов за счет крупных, богатых, снабжать храмы всеми необходимыми предметами церковного обихода <...>. Если два года тому назад такие мероприятия проводились и финансировались непосредственно церковными общинами в рамках их бюджета и являлись незначительными из-за отсутствия средств, то совершенно иное положение наблюдается теперь, когда <...> епископ сосредоточил в своих руках средства всей епархии и распоряжается ими по своему усмотрению, направляя их туда, куда находит нужным. Сельские молитвенные дома (с. Сталинское, Красногвардейское, Милютинское и др.), где контингент русского населения ограничен, предоставлены своим силам. Наоборот, в больших городах и районных центрах, где сосредоточена основная масса русского населения, епископ тратит большие средства на благоустройство храмов. Так, разрешенный открыть в прошлом году молитвенный дом в селе Луначарском оборудуется на широкую для села ногу. Покупка и оборудование молитвенного здания стоили более 200 тысяч рублей. Вновь организованная община совершенно не располагает такими средствами, и все расходы несет епархия <...>. Вновь открытый молитвенный дом в селе Луначарском до сего времени (пока) не действует. Только в феврале месяце с.г. была оформлена покупка частного недостроенного здания и начаты работы по переустройству его для молитвенных целей. Тем не менее церковные службы, за исключением литургии (вечерня, часы и др.), а также церковные требы регулярно совершаются назначенным на приход священником НИКИТИНЫМ в доме церковного старосты КУЦЕВА. Обычно присутствует на этих службах от го до 20 человек. В настоящее время приобретение здания закончено. Ведется внутренняя отделка, основная часть которой состоит из поделки иконостаса. По словам настоятеля молитвенного дома протоиерея НИКИТИНА, поделка иконостаса обойдется в 25 ооо рублей. Примерно в половине августа предполагается освящение молитвенного дома». Необходимо отметить, что епископ Ермоген, будучи прекрасным организатором и хозяйственником, отнюдь не упускал из виду духовное окормление своей паствы. Напротив, даже уполномоченный отмечал, что архиерей регулярно, каждую среду и воскресенье, сам проповедовал в Успенском кафедральном соборе «на евангельскую или нравственнохристианскую тему», частой проповеди требовал и от других священников епархии. Интересные штрихи к пастырскому облику одного из достойнейших архиереев XX века добавляет инструкция для настоятелей храмов, часть которой приводит уполномоченный в отчете за первое полугодие 1957 года. «Приближаются церковные праздники. Некоторые настоятели, стремясь украсить храмы, вывешивают плакаты с текстами из Священного Писания, иллюминируя иконы и т.д. Но, увлекаясь эффектами, допускают безвкусицу и аляповатость, что оскорбляет чувство верующего человека, и тратят на это большие деньги. В убранстве храма не должно быть разноцветных лампочек, дабы не рассеивать мысли молящихся и не искажать назначения храма. Хорошим убранством должны быть чистота, опрятность в храме, особенно в алтаре. Кроме того, хорошим убранством храма являются истовая служба, хорошее пение, хорошо продуманные проповеди, беседы, подготовка верующих к восприятию того или иного праздника или торжества. Проявляйте заботливое, чуткое отношение к нуждам верующих, добросовестно исполняйте требы. Особенно тщательно подготавливайте их [верующих] к исповеди, к принятию Святых Христовых Таин, также к крещению (взрослых)». Конечно, общение с таким пламенным христианином и пастырем, как епископ Ермоген, не могло не принести протоиерею Сергию ценного опыта — и житейского, и пастырского. Однако серьезные проблемы со здоровьем, трудно совместимые со среднеазиатским климатом, заставили после получения им приглашения от архиепископа Гурия, которого к этому времени назначили в Днепропетровск, всерьез задуматься о переводе в другую епархию. «Как это скучно — болеть и таскаться по врачам! — писал отец Сергий во время очередной приключившейся с ним болезни. — Ничего не поделаешь: 7-й десяток — одежда бессмертного духа начинает отказываться служить ему в качестве одежды, и дух уже стремится выбраться от оков тела, чтобы свободно, без всяких задержек и помех, воспарить к Небу». В ноябре 1956 года отец Сергий имел отпуск, во время которого навестил переехавшего из Тутаева в Петушки епископа Афанасия (Сахарова) и во Владимире О.А. Остолопову. Ездил также в Днепропетровск, к архиепископу Гурию. Вернулся он из отпуска в Ташкент уже с твердым намерением перейти служить в Днепропетровскую епархию и при первом же удобном случае просить ташкентского архиерея отпустить его. Тот имел характер непростой, и разговор отнюдь не обещал быть легким. Протоиерей Сергий так описывал своим родным реакцию епископа Ермогена: «Резко сказал, что ни в коем случае он меня отпустить не может. Тогда я очень твердо <...> стал ему возражать. <...> Его Преосвященство сказал, что я его как- то сразу огорошил и он не может собраться с мыслями, что надо подумать. <...> Сначала было мне предложено уезжать на жаркие месяцы, на что я решительно не согласился. Наконец было принято решение компромиссное, но все же победа осталась за мной, а именно: я уезжаю совсем из Ташкентской епархии, но не сейчас, как я настаивал, а в середине мая перед наступлением жары. Его Преосвященство сказал, что он дает слово отпустить меня „с миром и по-хорошему” (его собственные слова). Правду сказать, что я быстро согласился на такое решение, т.е. на отъезд в середине мая, — я, собственно, и не рассчитывал на большее... Решение остаться до середины мая от всей души приветствовали о. Б[орис], о. Ф[еодор] с Шурой, Ал[ексан] дра Алексеевна, Ольга Ос[иповна], Вера Никол[аевна], старухи- просфорни, все монашки — и так искренно, и так тепло, что я, будучи „жалким”, умилился. Пишу обо всем вл[адыке] Гурию. Ничего не сделаешь. Думаю, что если не на это место, то на другое вл[адыка] Гурий возьмет меня». Епископу Ермогену тяжело было отпускать из Ташкента протоиерея Сергия Никитина, и он, видимо, попытался за полгода, остававшиеся до наступления лета, изменить намерение своего клирика. «Архиерей назначил меня членом епархиального совета и представляет как будто к награде (палица), — писал в конце января 1957 года протоиерей Сергий Никитин в одном из писем. — Между прочим в прошлом году он по настоянию епархиального совета назначал меня к награде, но потом сам вычеркнул. Друзья (да и я сам) расценивают эти действия как желание архиерея удержать меня в своей епархии и, так сказать морща лоб, [он] делает мне, против желания, аванс. Но самое интересное то, что, несмотря на авансы, иногда среди „кадки меду” прорывается „ложка дегтю”. Но я отношусь ко всему философски и выпады игнорирую». Несмотря на явное нежелание отпускать из епархии своего клирика, после рецидива брюшного тифа, спустя четыре года после Ленинабада на значительный срок вновь приковавшего отца Сергия к постели, епископу Ермогену пришлось смириться с решением хронически больного священника сменить место служения. Протоиерей Сергий в начале июня 1957 года должен был покинуть Среднюю Азию. Из «среднеазиатских» воспоминаний епископа Стефана, которыми он делился со своими духовными чадами и друзьями, сохранился рассказ о том, как его, православного священника, однажды пристыдила простая узбечка. Дело было в рамазан — пост у мусульман, во время которого в светлое время суток они ничего не готовят, не едят и не пьют. Отец Сергий встретил узбечку с маленькой дочкой. Губы девочки, совершенно обессиленной, были потрескавшимися от жары. Жалея ребенка, русский священник посоветовал матери дать дочери хоть немного воды, на что та ответила: — Разве ты, мулла, не знаешь, что как бы ни было трудно, закон Божий должен быть исполнен?.. Еще одну историю — на этот раз курьезную — еще об одном «посрамлении» Владыка рассказывал, весело смеясь над самим собой. Как-то ему пришлось оформлять наряд на выполнение произведенных в храме работ. Рабочие же, как правило, были из туркмен и узбеков и плохо говорили по-русски, изрядно коверкая слова на свой лад. «С кем поведешься, от того наберешься», и русский священник «заразился» от своего окружения этим коверканием. И вот, оформляя документы и подавая азиату-бригадиру лист бумаги для подписи, настоятель чисто автоматически произнес со «среднеазиатским» акцентом: — Твая брал перо и мала-мала писал. Совершенно неожиданно в ответ на просьбу собеседника- русича бригадир на чистейшем пушкинском языке ответил: — Дайте мне, пожалуйста, ручку, я подпишу.
Протоиерея Сергия Никитина по сей день помнят в Средней Азии. Храмы, в которых доводилось ему служить за шесть с половиной лет, проведенных здесь, являются оплотами Православия и поныне. Созданная его трудами в Луначарском церковь в честь священномученика патриарха Ермогена и сегодня раскрывает перед христианами свои Царские врата, доставшиеся ей в наследство от алтарной преграды маленького здания старого Ташкентского Успенского кафедрального собора. Знакомство с отчетами уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви с мест служения протоиерея Сергия обнаруживает несколько досадную для исследователя скудость упоминаний его имени в документах этого ведомства. Думается, однако, что во многом эта скудость объясняется нежеланием пастыря выносить сор из избы. Несмотря на то, что приходы его были весьма проблемными, возникавшие трудности он считал возможным обсуждать лишь со своими архиереями, а никак не с уполномоченными Совета, всем сердцем любя свою Церковь и по мере сил ограждая ее от прикосновений рук «неверных» (: Кор. 6: 6). Из Средней Азии в Днепропетровск протоиерей Сергий ехал через Москву. Посещение столицы совпало по времени со смертью любимого им священника Константина Всехсвятского. Тогда же в связи с кончиной «незабвенного „дедушки”» состоялось его знакомство с «отцами Александрами от Иль [и Обыден]ного» — протоиереем Александром Толгским и священником Александром Егоровым. 22 июня 1957 года поездом № 15 протоиерей Сергий Никитин отправлялся из Москвы на новое место своего служения.
|