Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средняя Азия. Выход на открытое служение Церкви
С конца 1930 годов отношение советского государства к Церкви стало медленно и неуверенно меняться. Такой трансформации политического курса, по мнению историков, послужил целый ряд объективных причин. Во-первых, неожиданный для властей результат переписи населения СССР, проведенной в 1937 году, продемонстрировал фактический провал большевистских планов искоренения веры в народе. Даже в условиях религиозных гонений спустя 20 лет после Октябрьского переворота 56, 68% советских граждан, давших ответ на вопрос переписи об их религиозной принадлежности, открыто исповедали перед богоборческой государственной махиной свою веру в Бога. Не менее веской причиной корректировки прежнего направления явилось фактическое изменение общеполитической ситуации как внутри, так и вне страны. В 1939 году советские войска вступили на территорию Польши, к СССР были присоединены Западные Украина и Белоруссия. В результате этих новых территориальных приобретений общее число действовавших в Советском Союзе православных храмов увеличилось на з 350, монастырей — на 64, миллионы людей православного исповедания, никогда дотоле не испытывавших на себе большевистского религиозного гонения, стали новыми гражданами СССР. В ситуации, когда немецко-фашистская армия стояла у самых границ страны, нельзя было допустить всплесков недовольства среди этого нового приграничного населения. Недовольство же неминуемо вспыхнуло бы, попытайся соввласть обычными, привычными для нее средствами провести на присоединенных территориях большевистскую антицерковную кампанию. Волей-неволей пришлось озаботиться созданием в стране хотя бы видимости религиозной терпимости. Весьма показательной здесь является правительственная уступка верующим, выразившаяся в отмене в 1940 году пятидневной рабочей недели и восстановлении воскресного выходного дня. Однако до крайности подверженная идеологической инерции политика советского государства вплоть до начала Великой Отечественной войны так и оставалась двойственной и непоследовательной. Если в 1939 году число арестов священнослужителей резко пошло на убыль, то начавшийся уже в следующем 1940 году рост репрессий по отношению к духовенству оказался прерван лишь нападением на Советский Союз фашистской Германии. Тут уже идеология уступила место элементарному здравому смыслу: Сталин не только сам смог разглядеть в Церкви истинную опору государственности и патриотизма, в которых так остро и неотложно нуждалась воюющая страна, но и внушить это видение своему партийному окружению. Когда пришла пора хвататься за последнюю соломинку, идеологические постулаты отступили на дальний план. Ярчайшими примерами «гибкости» руководства страны в религиозном вопросе явились почти полное прекращение с осени 1941 года арестов клириков Московской Патриархии, а также беспрецедентное разрешение в апреле 1942 года в Москве, Ленинграде и ряде других городов совершать пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, причем на всю эту ночь был отменен комендантский час. Характерно, что в блокадном Ленинграде в самую страшную голодную зиму 1941-1942 годов все православные храмы снабжались минимально необходимым количеством вина и муки для причащения богомольцев. Беспримерный патриотизм, проявленный духовенством в военные годы; начавшийся в СССР ради сплочения народа перед лицом внешней опасности процесс возврата страны к русским национальным традициям; стремление советского командования нейтрализовать действие фашистской пропаганды, пытавшейся представить Германию защитницей христианства в России; массовое религиозное возрождение на оккупированных немцами территориях, а также заинтересованность советской стороны в нормальных отношениях с союзниками — Великобританией и США, требовавшими от Сталина адекватной религиозной политики, — все это вместе послужило существенному изменению подходов советского государственного руководства к церковному вопросу в годы Великой Отечественной войны. Действительно, гонения на веру приостановились. В печати практически прекратилась антирелигиозная полемика. Правительство содействовало созыву Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который состоялся 8 сентября 1943 года. На нем митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом. Стали открываться храмы, духовные семинарии. Однако, кроме заметной трансформации политики государства по отношению к Церкви, существенно изменилась и сама внутрицерковная ситуация. По меткому и глубокому выражению выдающегося церковного историка XX века М.Е. Губонина, «церковная история перевернула страницу, и невозможное вчера стало необходимым и насущным сегодня». Под «невозможным» в 1920 -1930 - е и «необходимым и насущным» в 1940 -1950- е Михаил Ефимович подразумевал воссоединение «непоминающих» с Московской Патриархией. Какие же перемены создали условия для преодоления этого трагического церковного разделения и чем принципиально различались две упомянутые церковно-исторические страницы? О «вчерашнем», то есть о причинах возникновения конфликта, уже достаточно было сказано выше. В послевоенные же 1940-е единственным оставшимся в живых архиереем, на которого ориентировалось большинство «непоминающих» и который фактически и инициировал процесс воссоединения в 1940-1950-х годах, был епископ Афанасий (Сахаров). Потому целесообразным представляется взглянуть на ситуацию глазами именно этого святителя, тем более что и «мечёвские» общинники именно владыку Афанасия почитали тогда своим архипастырем. Как и митрополит Кирилл (Смирнов), владыка Афанасий обосновывал свой отход от Заместителя неканоничностью действий последнего, никогда не высказывая сомнений в благодатности совершавшихся сергианами церковных таинств. Не- каноничность усматривалась им прежде всего в «присвоении м [итрополитом] Сергием всех прав первоиерарха при жизни нашего законного канонического первоиерарха м[итрополита] Петра». Противозаконным с церковно-канонической точки зрения считал он также и требование богослужебного поминовения митрополита Сергия наряду с митрополитом Петром. Однако со смертью в 1937 году Патриаршего Местоблюстителя обе эти главные причины отхода епископа Афанасия от Заместителя упразднялись сами собой. Тем более не имелось каких-либо канонических аргументов для непоминове- ния избранного 2 февраля 1944 года Поместным Собором Русской Православной Церкви взамен почившего Патриарха Сергия нового Патриарха Алексия I (Симанского). О том и писал владыка Афанасий многочисленным своим духовным чадам, разъясняя необходимость воссоединения «непоминающих» с Московской Патриархией. Письма его на данную тему распространялись среди тайных общин, переписываясь и приобретая значение окружных посланий. Но насколько нелегким являлось некогда решение об отходе от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, настолько же непросто «непоминающим» оказалось перейти к общению с официальной, формально признанной и контролируемой советским государством Церковью. Клубок причин — нравственных, политических и канонических, приведших к разрыву с Московской Патриархией в 1920-1930-х годах, предстояло «распутывать» теперь, в 1940-1950-х. Лишь канонические причины, как было показано, благодаря естественному ходу времени успели утратить свою актуальность. Остальные же факторы, остро будоражившие совесть христиан, увы, никуда не исчезли. Весь образ отношений церковной власти с властями государственными, регламентированный «Декларацией» 1927 года и последующими актами Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, продолжал оставаться прежним. С ис- поведничеством, всегда служившим ориентиром для лучших из «непоминающих», он, как и раньше, имел мало общего. По- прежнему основным принципом ведения дел оказывался метод вынужденного политического компромисса. Все это было совершенно ясно христианам, проведшим в подполье долгие годы ради сохранения церковной жизни от вмешательства богоборческого режима, жаждавшего как минимум подчинить Церковь полному своему контролю, а как максимум совершенно стереть ее с лица земли. Один только государственный контроль за кадровой политикой принес Церкви массу горя. «Фильтрация» неугодного властям духовенства в сочетании с репрессиями и запретом на церковно-образовательную деятельность привела к острому недостатку по-настоящему ревностных пастырей. В результате от народа не могли укрыться распространившиеся равнодушие и нерадение иных священнослужителей. Серьезно подрывали авторитет патриархийного, легального духовенства и постоянно испытываемое им унижение от властей, его соглашательство с властями, вынужденные компромиссы, ложь. «Крайне обидно, прискорбно за Церковь, которая унижена, порабощена. Служат не Богу, а мамоне», — писал епископу Афанасию один из тех, кому святитель в конце концов все же помог распутать клубок сомнений и переживаний и воссоединиться с Московской Патриархией. Владыка Афанасий терпеливо разъяснял «непоминающим» духовным чадам, что никакие соображения, кроме канонических, — ни политические, ни нравственные, ни какие бы то ни было еще — не могут служить адекватным обоснованием дальнейшего пребывания в подполье. Смерть митрополита Петра изменила ситуацию в корне. О том, как именно перешли к поминовению Патриарха Алексия «мечёвцы», известно не так уж много. В воспоминаниях некоторых из них встречаются рассказы о некоем письме епископа Афанасия, содержание которого уже в 1940-х послевоенных годах активно обсуждалось общинниками. Но что это было за письмо, кому оно было адресовано и через кого конкретно распространилось среди «маросейцев» его содержание, сегодня не ясно. Весьма любопытен в связи с этим эпизод, упоминавшийся Е.А. Булгаковой, тем более интересный, поскольку он имеет непосредственное отношение к священнику Сергию Никитину. В 1938-1948 годах, как уже говорилось, в Рыбинске в своем полузатворе «очень тайно» жил иерей Борис Холчев. По соображениям конспирации из москвичей-«мечёвцев» к нему разрешалось приезжать только Елизавете Александровне. И вот в одно из таких посещений в 1946-1948 годах отец Борис попросил ее отправиться в Струнино и передать отцу Сергию Никитину некое устное сообщение (писать на подобные темы было слишком опасно). Речь как раз шла о необходимости примирения с Московской Патриархией и благословения на то владыки Афанасия. К сожалению, за давностью лет (разговор происходил в конце 1991 года) Елизавета Александровна не смогла вспомнить ни даты этой поездки, ни конкретного содержания словесного послания отца Бориса, зато четко описала первую реакцию отца Сергия: «Помню страшное возмущение отца Сергия — он очень горячий был: „Как так?! ”» Совершенно ясно, что
для священников вопрос о поминовении Патриарха Алексия оказывался неразрывно связанным со вторым не менее животрепещущим вопросом — о необходимости выхода из подполья на открытое служение Церкви. Поэтому нельзя исключить, что в упомянутом устном послании, переданном через Елизавету Александровну отцом Борисом Холчевым отцу Сергию Никитину, затрагивалась и эта тема. Сам епископ Афанасий готов был приступить к легальному служению уже в 1943 году, однако вместо этого его ждало новое заключение по очередному сфабрикованному делу об «антисоветском церковном подполье». После же получения в 1955 году окончательной свободы он, будучи уже тяжелым инвалидом, физически не мог нести какого-либо церковно-общественного послушания. Сегодня достоверно известно, что священники - «мечёвцы» довольно скоро вняли призыву владыки Афанасия и постепенно стали искать возможности для реализации полученного от него благословения. Божиим Промыслом устроилось так, что трое из них вскоре стали клириками Ташкентской и Среднеазиатской епархии. С августа 1946 года ее правящим епископом являлся владыка Гурий (Егоров), в 1945-м, будучи еще архимандритом, открывавший возвращенную Церкви Троице-Сергиеву лавру и там познакомившийся с тайным иереем Феодором Семененко. В 1948 году епископ Гурий легализовал отца Феодора, приехавшего к нему в Среднюю Азию по личному приглашению Владыки. В сентябре того же 1948 года отец Борис Холчев, покинув подполье, стал клириком храма Преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Вслед за ними на открытое служение Церкви решил выйти иерей Сергий Никитин. С этой целью он в 1950 году предпринял поездку в Ташкент для встречи с епархиальным архиереем.
Ташкентская епархия, с которой в течение семи лет теснейшим образом оказалась связана жизнь священника Сергия Никитина, охватывала территорию четырех союзных республик — Киргизской, Узбекской, Таджикской и Туркменской — и к 1950 году при всей своей молодости была уже весьма многострадальной. Выделенная из Туркестанской епархии с центром в городе Верном в декабре 1916 года как первенствующая в Туркестане (так именовалась тогда Средняя Азия), к 1918 году она уже имела своих новомучеников, расстрелянных богоборцами-болыпевиками. В 1923 году в епархии началась активная борьба православных («тихоновцев»), которых возглавил епископ Лука (Войно-Ясенецкий), с обновленчеством, предводимым лжеепископом Ташкентским Николаем Кобловым. Поскольку обновленцы действовали рука об руку с органами ОГПУ-НКВД, к 1930-м годам их «успехи» оказались весьма ощутимыми. О том ярко свидетельствуют статистические данные, приводимые в одном из докладов того времени представителем информационного отдела НКВД Левицким: «В Казалинске тихоновщина не имеет силы. Наших — 75%. В Голодной Степи — <...> наших гоо %. Казанджик (ж[елезно]д[орожный]) — 6о%. В Самарканде — 99%. Аулие-Ата — 97%». Православное духовенство арестовывали, заключали в тюрьмы, лагеря, отправляли в ссылки, многих расстреливали. В годы Великой Отечественной войны влияние обновленцев резко пошло на убыль, а в 1944 году все обновленческое духовенство по принесении покаяния было принято в православие. Если, по статистике, в 1942 году в Ташкентской епархии насчитывалось всего три или четыре православных храма, то к 1948 году их число увеличилось до шестидесяти шести. Однако долгое обновленческое засилие не могло не оставить после себя плевелов в виде распространившихся в народе суеверий, бунтарско-демократического духа на приходах и других нестроений, с которыми предстояло столкнуться православным пастырям послевоенных лет. Требовалось большое число священников. И в принципе, как писал в своих воспоминаниях митрополит Иоанн (Вендланд), недостатка в кандидатах не было. Но по-настоящему нужны были люди, прежде всего, действительно верующие и преданные Православной Церкви, а во-вторых, образованные, имеющие хотя бы хорошее светское образование. Для понимания ситуации, сложившейся в Ташкентской епархии середины XX века, весьма полезно познакомиться с отчетно-информационным докладом уполномоченного по Узбекской ССР Тормашева М.Н. на имя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова за 1950 год. Особенный интерес представляет раздел, посвященный епархиальному управлению на территории республики и содержащий ряд ярких характеристик епископа Гурия. С именем этого замечательного архиерея оказалась связана вся последующая жизнь священника Сергия (затем — епископа Стефана) Никитина. Доклад дает почувствовать атмосферу, в которой приходилось работать пастырям конца 1940-х — начала 1950-х. Однако прежде чем приступить к цитированию, не лишним будет напомнить, что Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР был создан в 1943 году для обеспечения государственного контроля над Церковью. Основные направления его деятельности формулировались высшим руководством страны, надзор осуществлялся в первую очередь органами госбезопасности. Во главе Совета с сентября 1943 по февраль 1960 года стоял полковник госбезопасности Георгий Карпов, рядовые уполномоченные в основном также подбирались из работников этого ведомства. Итак, узбекский уполномоченный Тормашев услужливо писал в Москву, отчитываясь за 1950 год85: «Деятельностью приходов русской православной церкви руководит и направляет ее епископ Ташкентский и Средне - Азиатский ГУРИЙ—Гурий Михайлович ЕГОРОВ, отличающийся большой грамотностью, большим знанием дела „христианского воспитания и просвещения” верующих, а следовательно, опытом и умением устраивать церковные дела в интересах церкви. Епископ при всей своей внешней простоте крайне тверд и решителен в проведении намеченных мероприятий; диктатор в решении тех или иных церковных вопросов, не терпящий оппозиции и благоволящий к лицам, благосклонно ему подчиняющимся, которых среди духовенства большинство <...>. В своей деятельности стремится создать обстановку процветания православной церкви; крайне осторожен в решении скользких вопросов, где интересы церкви пытаются переступать пределы, определенные законом об отделении церкви от государства <...>. Как старый приверженец патриарха Тихона, в связи с возобновлением деятельности патриаршей церкви, в период Великой Отечественной войны, был привлечен патриархией в активную церковную деятельность <...>. Основное внимание <...> епископ Гурий уделяет подбору кадров. Если до вступления его в управление епархией существовавшие приходы в основном обслуживало старое духовенство, в большей части с крайне ограниченным светским образованием, чаще без духовного образования, то сейчас деятельность Гурия направляется на подбор молодых и грамотных кадров. Если к началу 1947 г. среди духовенства имелся один чел[овек] с высшим светским образованием, то сейчас их имеется 6 чел[овек], т.е. 15% к общему количеству священников. С целью подготовки кадров, приспособленных к работе в новых условиях, епископ пытался в течение 1947-49 гг. открыть церковно-пастырские курсы, которые, как известно, все же не были открыты <...>. Со времени организации кафедры епископа патриаршей церкви в Ср[едней] Азии как епископ Гурий, так и его предшественник епископ Кирилл проводили попытки: Организации миссионерских курсов. Изучения закона божьего в церквах после богослужения. Организации светских религиозных концертов. Частых выездов епископа по епархии с созданием при этом пышной, торжественной обстановки. Совершения в начале учебного школьного года молебнов, посвященных этому событию, с целью популяризации церкви среди школьной молодежи. Все эти попытки пресекались мною в самом начале их возникновения». Понятно, что просьба иерея Сергия Никитина о принятии его в состав епархиального духовенства должна была чрезвычайно обрадовать такого человека, как епископ Гурий. Он не мог не оценить всестороннюю образованность, личное обаяние и духовную настроенность нового кандидата. Тем более что на вопрос о том, почему отец Сергий хочет служить: «привлекает ли его молитва перед престолом, амвон ли с его проповедями, или аналой с духовничеством и исповедью», тот, по словам протоиерея Глеба Каледы, сразу же «четко и определенно ответил: «Алтарь, молитва и евхаристическое служение». Этот ответ был близок самому духу владыки Гурия, который, будучи сам глубоким богословом, имевшим серьезное богословское образование и организовавшим полузакрытый, полуподпольный Богословско-пастырский институт после закрытия Петроградской духовной академии, был прежде всего священнослужителем, предстоятелем перед престолом Господним». Владыка охотно обещал включить отца Сергия в число членов своего клира, как только тот освободится от светской службы. Архиепископ Мелитон (Соловьев) вспоминал, как перед уходом с медицинской работы иерей Сергий Никитин три дня гостил у него в селе Бородухине Калужской области, где сам он — тогда еще тайный священник Михаил — официально работал школьным учителем. В тот раз будущий епископ Стефан сказал будущему архиепископу: «Вот я сейчас выхожу на открытое служение, поеду в Ташкент. А потом Вы — за мной, когда забудутся Ваши офицерские погоны». (Священнику Михаилу Соловьеву как офицеру штаба в годы войны оставалось около двух лет до снятия с военного учета). Действительно, с января 1954 года иерей Михаил Соловьев тоже вышел на открытое служение Церкви. Однако совсем непросто оказалось доктору Никитину уйти с работы в Струнине. Начальство потребовало, чтобы сначала он нашел себе замену — в области не хватало невропатологов, в особенности с такой высокой квалификацией. Пытаясь удержать его, стали предлагать повышение—должность областного невропатолога. Целый год дело не шло. Тайный иерей очень переживал: из Средней Азии пришло напоминание, что там ждут, а его все не отпускали. Неожиданно помог заведующий Горздравотделом, с которым у доктора Никитина сложились хорошие отношения: высокий начальник иногда даже бывал у него дома. И если это случалось в церковный праздник, например на Пасху, то заведующий поздравлял доктора, а тот отвечал: — Ну, уж если так, то «Христос Воскресе!» — и давал гостю красное яичко. Иерей Сергий всегда молился за него. И вот однажды в ответ на просьбу отпустить его заведующий сказал: — Сергей Алексеевич, догадываюсь, зачем вы хотите уйти от нас, и хотя я лишаю область очень ценного работника, но сочувствую вам и хочу помочь. Сам я в своей жизни старался ничего не делать против Бога и не делал. Я своею властью отпущу вас. Прошу: когда станете пред престолом Божиим, помолитесь, чтобы и мне последовать за вами. (Через месяц после отъезда доктора из Струнина этот добрый человек скончался). Однако, вопреки воле заведующего, Горздравотдел попытался воздействовать на тайного священника через местные органы власти: доктора вызвали в отделение МГБ (бывшего НКВД) и предложили забрать заявление об уходе, припомнили судимость, грозили неприятностями, как рассказала И.С. Мечёва, даже арестом. Иерей Сергий решил, что уедет внезапно, никого не предупреждая, просто «исчезнет» из Струнина. В Ташкент беглый врач прибыл поздним вечером и всю ночь прошагал по городу с рюкзаком за спиной. Епископа Гурия, конечно, не могли не взволновать описанные обстоятельства увольнения с работы кандидата в члены его клира. Он решил повременить с назначением иерея Сергия на приход: в силу зловещего смысла угроз, прозвучавших в адрес доктора перед исчезновением его из Струнина, никто не мог поручиться, что эмгэбэшники не возьмутся разыскивать его по всей стране. Теоретически могли проверить назначения по епархиям, тем более что прибывающие на новое место священнослужители были обязаны проходить регистрацию у местного уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви. Священник не имел права приступить к служению, имея лишь благословение архиерея, — необходимо было разрешение уполномоченного. Должно было пройти некоторое время, чтобы улеглось волнение. И епископ Гурий благословил нового своего клири ка «отсидеться в подполье». Три первых месяца, проведенных в Ташкенте, тайному священнику Сергию Никитину пришлось жить у какой-то любопытной старухи. Той никак не давало покоя, кто это снимает у нее комнату, откуда он взялся, почему не ходит на работу и так далее. Летом 1950 года находившийся на нелегальном положении в Ташкенте иерей Сергий Никитин видел из окна своего тайного жилища приезжавшего к архимандриту Иоанну (Вендланду) и епископу Гурию Глеба Александровича Каледу, впоследствии — московского протоиерея, а тогда — жениха Л.В. Амбарцумовой. Но подойти к нему не мог, чтобы не нарушить своего инкогнито. Когда у прячущегося иерея вышли все деньги, да и у любопытной старухи-хозяйки невозможно уже было больше оставаться, епископ Гурий пригласил священника Сергия Никитина жить к себе в архиерейский дом. 7 декабря 1950 года иерей Сергий писал духовным дочерям Зинаиде Петровне и Наталии Петровне Сосновским: «У меня все пока, слава Богу, благополучно. Живу в архиерейском доме, дожидаясь назначения; живу, как в затворе: молитва, чтение, беседы с епископом или его заместителем архимандритом. Относятся ко мне прекрасно. Несколько раз служил в домовой церкви. Писать можно на адрес, который знает Елизав[ета] Алексеевна. О. Борис благополучен, но очень занят. С ним еще не виделся, так как он не имел возможности приехать в Ташкент, а я пока еще не вышел на широкую дорогу и поэтому отправиться к нему погостить не могу». По прошествии некоторого времени епископ Гурий наконец счел возможным осуществить легализацию священника Сергия Никитина, назначив его настоятелем храма Архи-
стратига Божия Михаила в весьма отдаленном таджикском городке Курган-Тюбе, расположенном среди гор в долине реки Вахт у границы с Афганистаном. В своих письмах оттуда иерей Сергий потом называл Курган-Тюбе «местом, забытым Богом». Однако еще сколько-то времени пришлось дожидаться, пока уполномоченным была оформлена регистрация. 16 декабря 1950 года священник Сергий Никитин писал М.А. Жучковой: «Вчера пришел ко мне сам профессор90, показал мне телеграмму о моей регистрации. К следующему воскресенью буду на месте назначения».
|