Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детство, юность, начало путиСтр 1 из 32Следующая ⇒
Оглавление
Предисловие ко второму изданию.. 4 ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕПИСКОПА МОЖАЙСКОГО СТЕФАНА (НИКИТИНА) 7 Детство, юность, начало пути. 8 Арест, тюрьма, лагерь. 34 Карабаново и Струнино. 47 Средняя Азия. Выход на открытое служение Церкви. 64 Курган-Тюбе. 74 Ленинабад. 79 Самарканд. 85 Ташкент и Луначарское. 87 Днепропетровск и Минск. 97 Москва. 113 Калуга. 134 «Такое мягкое, любящее сердце...» О пастырском облике епископа Стефана (Никитина) 144 Вместо заключения. 173 ВОСПОМИНАНИЯ О ЕПИСКОПЕ СТЕФАНЕ (НИКИТИНЕ) 176 Архиепископ Василий (Златолинский) 177 Протоиерей Глеб Каледа. 182 Владимир Николаевич Щелкачев. 187 Священник Александр Щелкачев. 192 Протоиерей Александр Куликов. 194 Протоиерей Валериан Кречетов. 198 Протоиерей Владимир Воробьев. 205 Андрей Борисович Ефимов. 207 Алексей Николаевич Ушаков. 214 Елизавета Гаврииловна Черняк. 217 Евгения Степановна Донадзе. 219 Татьяна Юльевна Стурцель. 222 Лидия Владимировна Каледа (монахиня Георгия) 227 Владимир Иванович Гоманьков. 235 Протоиерей Валерий Бояринцев. 238 Игумения Евгения (Волощук) 243 Высокопреосвященный Гурий (Егоров), митрополит Минский и Белорусский. 268 Елена Сергеевна Надеждина. 271 Избранные дневниковые записи о еп. Стефане (Никитине) 272 Епископ Стефан (Никитин) 274 Слово в Неделю святых жен-мироносиц. 274
Предисловие ко второму изданию
28 апреля 2013 года исполилось полвека со дня блаженной кончины замечательного праведника прошлого столетия епископа Стефана (Никитина). Прекрасный врач-невропатолог, церковный староста, христианин-исповедник, в течение долгого времени — тайный священник, затем — священник явный, наконец архиерей, в годы хрущевского гонения самоотверженно отстаивавший интересы Церкви и скончавшийся в храме во время произнесения проповеди после совершения им Божественной литургии. Владыка является одним из тех живых звеньев, которыми связываются воедино три века нашей истории: век святых оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского, Алексия Московского, век новомучеников и исповедников российских и нынешний — XXI, только еще начавшийся век. Ведь то, что воспринял в свое время от своих наставников епископ Стефан, и по сей день передают своим воспитанникам его ученики. Сегодня, когда Россия пытается оправиться от большевистского эксперимента, с нечеловеческой жестокостью поставленного на нашей земле в прошлом столетии, а Европу и Америку буквально лихорадит от рядящихся в маски гуманизма антихристианских, безбожных по сути идей, все более ярким светом сияет подвиг веры, явленный в мире российскими новомучениками и исповедниками. Ради торжества Истины первые — мученики — отдали свои жизни. Вторые — исповедники, закалившие свою веру в испытаниях, оказались призваны к передаче духовного опыта следующим за ними поколениям христиан. Их подвиг и труды свидетельствуют: Истина есть, она жива, и познать ее может каждый. И только она — Истина — способна сделать человека свободным (см.: Ин. 8: 32) и по-настоящему счастливым. Об одном из таких пастырей-исповедников Русской Православной Церкви эта книга. О нем самом, его времени, его учителях и учениках. Читатель держит в руках второе издание книги. Переработанное в сторону сокращения объема, при этом местами расширенное и исправленное. Первое издание, решая научно-исторические цели, имело обширное документальное приложение, где впервые публиковались многие источники, вводившиеся в научный оборот. Ввиду этого, значительная часть текстов встречалась в книге дважды — сначала в жизнеописании, затем в приложении, что не могло не отразиться на объеме и на восприятии текста книги в целом. Идя навстречу многочисленным пожеланиям читателей, при подготовке переиздания автор-составитель попытался максимально сократить объем приложения за счет исключения повторов в цитировании, но так, чтобы цельность восприятия текстов приложения по возможности не пострадала. Некоторые части приложения к первому изданию, интересные в основном для ученых-историков, было решено опустить вовсе. Автор-составитель благодарит всех, оказавших помощь при работе над книгой и при подготовке обоих ее изданий: протоиерея Владимира Воробьева—за общее руководство и предоставленные воспоминания о Владыке; архиепископа Василия (Златолинского), протоиереев Валериана Кречетова, Валерия Бояринцева, Леонтия Никифорова, Николая Соколова, священника Александра Щелкачева, А.Б. Ефимова, В.И. Гоманькова, А.Н. Ушакова, А.Г. Черняка, Н.П. Сосновскую, В.В. и В.В. Надеждиных, Т.Ю. Стурцель, А.П. Соловьеву, усопших уже протоиерея Александра Куликова, игумению Евгению (Волощук), монахиню Георгию (в миру Л.В. Каледа), В.Н. Щелкачева, И.С. Мечёву, Е.Г. Черняк, Е.С. Донадзе, Н.Н. Соколову и всех, кто поделился своими личными воспоминаниями о епископе Стефане; всех предоставивших для ознакомления и публикации материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Центрального и Региональных архивов Федеральной службы безопасности, церковно-исторического архива Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, архива храма Святителя Николая в Клённиках, многочисленных семейных и личных архивов (Надеждиных, Каледа, Н.П. Соснов- ской, В.И. Гоманькова, Е.А. Лукьянова и А.В. Леднева). Низкий поклон иеромонаху Феодору (Казанову), семьям Черняков и Стройковых, являющимся хранителями архивов архиепископа Михея (Хархарова), В.Ю. Стурцель и протоиерея Феодора Се- мененко; протоиереям Николаю Кречетову, Иоанну и Кириллу Каледа, иеромонаху Серафиму (Кречетову), протоиерею Борису и Е.В. Левшенко, протоиерею Александру и М.Е. Ильяшенко, протоиерею Георгию Ореханову, И.А. Мечёвой, М.Б. Ефимовой, М.Н. Цуриковой, И.В. Щелкачевой, Е.Ю. Агафонову, А.Ф. Грушиной, М.Н. Дробот, С.И. Курочкиной, иерею Александру Мазырину, О.В. Косик, И.И. Ковалевой, Л.А. Головковой, Н.Ф. Тягу- новой, А.Н. Сухорукову, О.И. Хайловой, И.Г. и Д.А. Меньковым, усопшему уже Н.Е. Емельянову, Л.С. Аристовой, Е.Л. Когану, Ю.И. и М.И. Беспаловым, О.В. Смирновой и А.А. Бородиной. Во встречающихся в тексте жизнеописания цитатах и парафразах произведено раскрытие сокращений (за исключением общепринятых); недостающие или пропущенные слова, а также части слов, восполненные автором-составителем (далее для краткости — просто составителем), приводятся в квадратных скобках. В треугольных скобках — пояснения и замечания составителя. Все цитаты, за исключением специально оговариваемых случаев, даются в соответствии с нормами современной орфографии и пунктуации русского языка. При цитации документов, происходящих из недр советских ведомств, намеренно сохранено использование строчных и заглавных букв источников. Связано это с тем, что по идеологическим мотивам в советских документах все священные имена писались со строчных букв, и было бы нелогично вносить здесь какие- либо исправления, тем самым приписывая следователям, уполномоченным и другим работникам государственных структур, боровшихся за воплощение атеистической идеи, вовсе не свойственное им благоговейное отношение к священным именам. Даты после 31 января 1918 года даются по новому стилю. В сносках при первом упоминании какого-либо издания приводится его полное библиографическое описание, при повторных же — сокращенное. В конце книги помещен список использованных источников и литературы с указанием выходных данных. Безусловно, никакое даже самое большое по объему жизнеописание не в состоянии претендовать на окончательную полноту. Любой человек всегда в значительной степени остается тайной для других. Но наследие его может помочь потомкам составить тем более ясное представление о нем, чем больше человек старался отдавать себя людям в своей земной жизни. То, что удалось узнать о епископе Стефане в процессе работы над книгой, позволяет убедиться в его несомненной святости, близости к Богу и действенной любви к ближним. Составитель, надеясь на дальнейшее пополнение знаний об этом замечательном подвижнике веры, просит всех, кто имеет какие-либо сведения о жизни и пастырской деятельности Владыки, сообщить о них в научно-исследовательский отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕПИСКОПА МОЖАЙСКОГО СТЕФАНА (НИКИТИНА) Детство, юность, начало пути
Будущий епископ Стефан, в миру врач-невропатолог Сергей Алексеевич Никитин, родился 15 сентября (по ст.ст.) 1895 года в Москве в семье мещанина Алексея Емельяновича Никитина в день памяти великомученика Никиты. Сам он любил говорить: «Я родился в день, когда моя фамилия именинница». Дед Сергея Алексеевича со стороны отца, Емельян Никитин, был крепостным, работал ямщиком и умер очень рано. После его смерти молодой вдове Аграфене Яковлевне Никитиной с двумя сыновьями, Феофаном и Алексеем, помещица дала вольную и помогла записаться в сословие мещан. Благодаря ей братья смогли поступить в Московское мещанское училище и получить профессию бухгалтеров. Алексей Емельянович, отец епископа Стефана, пошел работать с шестнадцати лет. Он женился на дочери московского священника церкви Троицы в Больших Лужниках Любови Алексеевне Воскресенской, служившей до замужества фельдшерицей-акушеркой при той же Вознесенской мануфактуре, где старшим бухгалтером работал Алексей Емельянович. Отец Любови Алексеевны, священник Алексей Сергеевич Воскресенский, овдовев, принял в Даниловом монастыре монашество с именем Сергий и вскоре стал архимандритом и настоятелем обители. В 1901 году он был рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Приезжая к дочери,
епископ Сергий наблюдал, как маленький Сержик «облачался» в платки и играл в церковную службу, и в одном из писем выражал надежду, что внук, возможно, пойдет по стопам деда. Скончался епископ Сергий, когда его внуку, будущему епископу Стефану, было го лет. Детство Сергея Никитина прошло в фабричном поселке бумагопрядильной Вознесенской мануфактуры купца С.Л. Лепешкина с сыновьями. Села Вознесенское и Царево, имевшие каждое свои храмы, один — в честь Вознесения Господня (после революции он был разрушен), другой — во имя святителя Николая, позже вошли в состав города Красноармейска Московской области. В семье Никитиных было четверо детей: три дочери и сын. Елизавета была на год старше брата. Две сестры-двойняшки Ольга и Нина, четырьмя годами моложе его, весьма различались как внешностью, так и характерами. Старшие дети, Лиза и Сержик (так с нежностью в семье называли будущего архиерея), были очень дружны, вместе играли, ходили в школу при мануфактуре. Брат с сестрой очень любили своих законоучителей и спорили, кто из них лучше. У Лизы преподавал диакон Михаил, у Сержика — священник Сергий Агибалов, который стал первым его духовным отцом. Сережа был очень к нему привязан, после смерти отца Сергия имел попечение о его вдове. Известно, что, уже будучи епископом, он приезжал на могилу своего первого духовника у алтаря церкви села Царева (близ Красноармейска). Дети Никитины росли в атмосфере любви, доброго отношения друг ко другу и к окружающим. Семья исправно посещала церковь по воскресеньям и праздникам. Только мать бывала в храме не так часто, занимаясь хозяйством и детьми. Все они, и родители и дети, остались глубоко верующими до конца своих дней. Алексей Емельянович хорошо знал церковный устав и, посещая в разъездах по делам фабрики храмы в различных местностях, по возвращении домой делился своими впечатлениями. Об огорчившей его небрежности богослужения в одном из храмов однажды сказал: «Ну, как у них служат: Верую во Единого Бога Отца... Творца... Конца... Аминь». Сережа рос живым, резвым мальчиком, но уже с детства жил своей глубокой внутренней жизнью. Любил и в будние дни молиться на ранней литургии. Проспав однажды, он вдруг увидел во сне старца в монашеской одежде, будившего его: «Вставай, Сережа, пора в церковь». Сам он считал, что ему тогда явился преподобный Сергий Радонежский, его небесный покровитель. По окончании начальной школы Лизу отвезли в Москву в частную гимназию М.В. Приклонской. Затем и Сережа поступил в Первую мужскую гимназию около храма Христа Спасителя. Жили они в гимназических пансионах. Своей дальнейшей деятельностью сестра и брат избрали медицину как профессию, которая помогла бы им послужить людям, и поступили на медицинские факультеты, соответственно, Высших женских курсов и Московского университета. Жили вместе, снимая комнату в Калошином переулке на Арбате. Довольно скоро Елизавета Алексеевна вышла замуж за Юлия Эрнестовича Стурцеля, одноклассника Сергея Алексеевича по Первой мужской гимназии, и ее свекровь Эмма Юльевна пригласила Никитиных — Сергея Алексеевича, а затем и Нину Алексеевну — переселиться к Стурцелям, в их большую квартиру № го в доме и по Мертвому переулку. Через некоторое время у Елизаветы Алексеевны родилась дочь Валерия, и учебу пришлось оставить. Сергей Алексеевич продолжал занятия в университете. В порядке врачебной практики в 1918 году ему пришлось работать в туркменском местечке Мерве (город Мары) на малярийной станции под руководством профессора Е.И. Марциновского (1874-1934). С 1919 по 1921 годы его учеба вынужденно прервалась: по распоряжению властей как студент-медик он был призван в армию и проходил военную службу в госпиталях в качестве зауряд-врача. Вернувшись в Москву из армии, Сергей Никитин продолжил учебу в университете, избрав специальность невропатолога. После успешной сдачи государственных экзаменов в 1922 году был оставлен ординатором на кафедре нервных болезней, руководимой знаменитым профессором Г.И. Россолимо (1860-1928). Наряду с занятиями в клинике нервных болезней на Девичьем поле и участием в ее научной деятельности Сергей Алексеевич работал в Первом вспомогательном институте для ум-
ственно отсталых детей, располагавшемся в Милютинском переулке на базе детского приюта. Там он встретил человека, ставшего его другом на всю жизнь, — Бориса Васильевича Хблчева (в будущем — архимандрит Борис), духовного сына последнего Оптинского старца иеросхимонаха Нектария (Тихонова). Видимо, со слов самого архимандрита Бориса его духовная дочь Елизавета Александровна Булгакова описала первую встречу двух будущих друзей: «В институте Борис познакомился с врачом-психоневрологом Сергеем Алексеевичем Никитиным — будущим епископом Стефаном. При первой встрече с ним Борис подумал: „А ведь он верующий — по глазам видно”. То же самое подумал и Сергей о Борисе».
В это же время завязалась дружба С. А. Никитина и Б.В. Хол- чева с преподавательницей математики Таисией Васильевной В., молодой девушкой, выпускницей МГУ, работавшей в приюте в Милютинском переулке. Ирина Сергеевна Мечёва, дочь священномученика протоиерея Сергия Мечёва, вспоминала, какой замечательной была семья Таисии Васильевны: «Тася и ее брат потерялись при каком-то переезде, может быть, их мать в тот момент попала в больницу, или еще что-то случилось, и их, совершенно чужих детей, подхватила баба Лиза. Она их растила, а потом в конце концов, мать разыскала их. И жили они все вместе уже до смерти матери, и врач, который обслуживал их, говорил: „Я видел немало семей, в которых дети имели двух отцов, но чтобы двух матерей — первый раз вижу”. Жили они очень дружно». Лидия Владимировна Кале- да, духовная дочь епископа Стефана, вспоминала: «Похоже, что Таисия Васильевна была невестой Сергея Алексеевича». Его нежную и сильную любовь к Таисии Васильевне отмечала еще одна духовная дочь Владыки, друг семей Никитиных и Стурцелей, Зинаида Петровна Сосновская. Однако, дожив до 19 лет, Таисия Васильевна умерла от скоротечного туберкулеза. Осталась одинокой ее приемная мать, баба Лиза, так как еще раньше, в Гражданскую войну, погиб Тасин брат. И Сергей Алексеевич, давший, видимо, умиравшей Таисии Васильевне обещание заботиться о бабе Лизе, ухаживал за ней и впоследствии взял ее к себе. На его руках она и скончалась. Пока же перед молодым доктором Никитиным — «вторым Россолимо», как называли его за глаза в университете, — встал вопрос, заниматься ли ему научной работой, что ему настоятельно предлагалось, или стать практическим врачом. По предложению Бориса Холчева Сергей Алексеевич решил спросить совета у старца Нектария Оптинского. В начале апреля 1923 года власти закрыли Оптину пустынь, иеросхимонах Нектарий подвергся аресту. Когда же по ходатайству духовной дочери преподобного все же освободили из тюрьмы, он был лишен права на проживание в пределах Калужской области и поселился в глухом селе Холмйщи на границе Калужской и Брянской областей. Добираться до Холмищ было очень непросто: поездом — до Сухиничей, дальше — как-нибудь — около десяти километров до Козельска, где после закрытия монастыря жили несколько оптинских монахов, а от Козельска — на лошадях. «Иеромонах Никон пригласил С.А. Никитина сопровождать его. Прибыли они на место вечером, к началу всенощной. Старец чувствовал себя плохо и находился в своей келье. Сергей Алексеевич, погруженный душой в прекрасную уставную службу, истово молился. Перед Великим славословием отец Нектарий вышел из-за перегородки и направился к возглавлявшему службу отцу Никону. Шел он тяжело, ковыляющей походкой. Увидев привычного для невропатолога пациента с симптомами прогрессирующей возрастной патологии, Сергей Алексеевич расстроился. Он [автоматически] поставил ему диагнозы общего атеросклероза, склероза сосудов головного мозга, очевидно, с нарастающим старческим слабоумием. Взяв под сомнение умственные способности старца, подумал: „Что я смогу от него получить? Он же совершенный рамолик (гатоШ — фр. страдающий разжижением мозга), напрасно я приехал”. Разволновавшись, он не смог больше молиться. Служба окончилась, все стали подходить к старцу под благословение, но Сергей Алексеевич не посмел в таком состоянии духа. Отец Никон сам подозвал его и привел к старцу на беседу. Говоря о современном положении Церкви, отец Нектарий сравнил ее с Ноевым ковчегом, носимым бурными водами потопа, затем коснулся исторических особенностей эпохи, в которую строился ковчег. — А знаете, господин доктор, — спросил он вдруг, — когда Ной ковчег-то строил, что вокруг него люди говорили? Умные все были люди, образованные. Они говорили: „И что это за старикашка ковыляет? У него, наверно, атеросклероз, склероз сосудов мозга, старческое слабоумие. И как это еще по-вашему, по-научному? Да он совершенный рамолик! ” Услышав повторенными все возникавшие у него мысли, Сергей Алексеевич был настолько потрясен, что совсем забыл спросить о том, ради чего приехал. Старец сказал участливо: — Небось устали с дороги, а я вам про потоп... Пользуясь оказией, старец стал писать письма. Сергей Алексеевич быстро заснул. Под утро он проснулся, заслышав шаркающие шаги. Старец вынес из кельи письма и положил
их на стол. Подойдя к дивану, на котором лежал гость, он благословил его и сказал скороговорочкой: — Врач-практик, врач-практик, врач-практик». Епископ Стефан любил рассказывать об этой поездке к старцу: это было одно из чудес, явленных ему в жизни, опыт живого общения со святым человеком. И хотя насчитывается не менее пяти вариантов пересказа этого события его духовными детьми, отличающихся частностями, главное в них — переживание встречи с земным небожителем.
И.С. Мечёва передавала, как, вспоминая об этой встрече со старцем Нектарием, сам епископ Стефан замечал, что, будучи от природы горячим и легко возбудимым, сильно реагирующим человеком, он стал бы мучиться, останься тогда неразрешенным столь важный для него вопрос. Однако на тот момент от стыда и от переживания встречи с явной святостью он и думать забыл о цели своего приезда. Старец же со свойственной ему прозорливостью разрешил сразу все недоумения. Итак, Сергей Никитин стал практическим врачом. До 1926 года он оставался ординатором клиники в МГУ, потом был сотрудником Московского отдела здравоохранения. На момент ареста в феврале 1931 года работал врачом- дефектологом Пролетарского района города Москвы. «Сергей Алексеевич, — вспоминает москвичка Анна Петровна Соловьева, — был врачом, известным в округе невропатологом, ходил к людям, заботливо наблюдал своих пациентов. Он был очень милым, ласковым, внимательным к людям. Обычно дети врачей боятся, но я совершенно не боялась его. Правда, у нас он чаще бывал не столько как врач, сколько как друг, как сосед. Приходил, с дедушкой Феодором Алексеевичем разговаривал. <...> Наша семья жила в Большом Лёвшинском переулке (с 1934 года — улица Щукина) в угловом доме с закругленным углом, а Сергей Алексеевич — дальше по улице, тоже в угловом доме на пересечении Большого Левшинского и Мертвого переулков, на втором этаже. Дедушка мой, Феодор Алексеевич Надеждин, был старостой в храме Покрова в Левшине, стоявшего прямо напротив нашего дома и впоследствии разрушенного. Сергей Алексеевич ходил в храм Успения на Могильцах, но иногда бывал и у нас в Покровской церкви, любил ее, говорил, что у нас хороший хор. Дедушка очень ценил это его мнение. <...> Довелось мне быть и пациенткой Сергея Алексеевича. Как- то в школе произошел со мной такой случай: во время занятий один глаз вдруг совершенно перестал видеть и половина лица вдруг абсолютно онемела. Учительница перепугалась, отправила меня домой. В раздевалке у нас работала очень милая женщина, она помогла мне одеться, но проводить до дому не могла — давала звонки. Школа была в Староконюшенном переулке, до Левшина идти довольно далеко. С трудом, держась за стены, добралась до дому. Бледная, зеленая. Мама меня сразу уложила в постель, и я впала в сон. Вечером пришел Сергей Алексеевич, осмотрел меня и сказал маме, чтобы не пугались, что это возрастное. Временное нарушение кровообращения. Прописал лекарства, самые нейтральные, всех успокоил, велел спать. И действительно, я проспала сутки, и когда встала, все было хорошо». «Веселый, молодой, живой по характеру, с быстрым разговором, Сергей Алексеевич быстро осмотрел больную, определил болезнь, написал диагноз и тут же, вынув из кармана, оставил лекарство для нее, — описывала свои впечатления от первой встречи с врачом Никитиным И.А. Комиссарова. — Я была поражена тем, как ловко и умело Сергей Алексеевич выслушал больную и определил болезнь. Познакомившись с ним, я стала присматриваться к этому молодому еще доктору. Как много, — замечала Ирина Алексеевна, — было у Сергея Алексеевича Никитина больных со стороны, кроме больничных! Он посещал беспомощных больных на дому и ничего не брал за это. <...> До конца его жизни я всегда встречала его опрятным, чистым, веселым, живым. <...> Был он смелый в речах, с „изюминкой”. Жизнь его не баловала, много встречалось на его пути тяжелых жизненных испытаний». О том, что С.А. Никитин пользовался в столице заметной известностью как хороший врач-невропатолог, свидетельствовала и Е.А. Булгакова. В своих воспоминаниях она характеризовала молодого доктора так: «Знания у него соединялись с глубоким состраданием к своим больным, с настоящей человечностью. На свой труд он смотрел как на служение Богу и людям. В то же время он интересовался и духовными вопросами, стал собирать духовные книги — святоотеческие и научные, например по истории Византии. Сергей Алексеевич был широко и разносторонне образованным человеком, а не узким специалистом. По натуре он был активен, а не созерцателен. Поэтому и религиозность его требовала активного проявления, и он вошел в самую гущу тогдашней московской церковной жизни». В первой половине 1920-х годов, видимо, через одного из своих друзей и сослуживцев по Первому вспомогательному институту для умственно отсталых детей молодой талантливый врач С.А. Никитин познакомился с епископом Николаем (Никольским) — замечательным архиереем, вскоре ставшим Сергею Алексеевичу духовным отцом. Известно, что рукоположенный в 1921 году во епископа Елецкого, викария Орловской епархии, владыка Николай был очень любим паствой и всегда пользовался у нее огромным авторитетом. За шесть с половиной лет своего архиерейства он дважды подвергался арестам и ссылкам. В промежутке между арестами — с ноября 1924 по ноябрь 1925 года, — как высланный из родного Ельца, вынужденно проживал в Москве, управляя своей епархией из столицы. В сентябре 1927 года был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, а 4 мая 1928 года неожиданно скончался в Москве в возрасте 49 лет. Вскоре после смерти епископа Николая С.А. Никитин так отзывался о нем в одном из своих писем: «Не знаю, знакомо ли вам имя [владыки] Николая Елецкого. Это был выдающийся человек по утверждению всех так или иначе соприкасавшихся с ним. В моей жизни знакомство с ним — целая эпоха, не только эпоха, но окончательное мое воцерковление. Так как христианство есть Живой Христос, Живая Личность Христа, то и путь к Нему легче и понятнее совершается через святую или праведную личность. И таким праведником, через которого я понял, что такое христианство и Кто — Христос, таким человеком был для меня покойный владыка Николай. Было великим счастьем видеть его, знать, молиться с ним; он обжигал своею любовью, охватывал пламенем любви всякого, приходившего к нему, и каждый чувствовал всю полноту его любви именно к нему. При жизни Владыки я так много получал от него и так к этому привык, что только теперь понял, как я осиротел и как он был мне необходим». Сейчас уже трудно сказать, когда именно С.А. Никитин впервые появился в храме Святителя Николая в Клённиках на Маросейке. Известно, что его друг Б.В. Холчев ходил туда молиться, будучи еще студентом, и по благословению старца Нектария Оптинского окормлялся у протоиерея Алексия Мечёва. По сообщениям Е.В. Апушкиной и И.С. Мечёвой, С.А. Никитин пришел на Маросейку как раз через Бориса Васильевича, и уже после смерти прославленного московского старца. Из воспоминаний И.А. Комиссаровой, однако, следует, что с некоторыми членами маросейской Свято-Никольской общины, а весьма вероятно, и с самим протоиереем Алексием Мечёвым начинающий врач С.А. Никитин имел общение еще до 1923 года. Так или иначе, постоянным, активным прихожанином Клённиковского храма будущего епископа Стефана помнят с того момента, когда настоятельстовал там уже сын протоиерея Алексия священник Сергий Мечёв. И после смерти в 1928 году своего духовника — епископа Николая (Никольского) — Сергей Алексеевич стал духовным сыном отца Сергия. Община сердечно приняла молодого врача, на Маросейке он на всю жизнь приобрел множество по-настоящему близких людей — друзей и единомышленников. Старая маросейская прихожанка Татьяна Алексеевна Евдокимова (Давидова), супруга протоиерея Василия Евдокимова, рассказывала: «Когда он появился на Маросейке, небольшого роста, такой полненький был (я на Маросейку в храм тоже с 1922 года ходила). Обратили внимание на него — новый человек... Он всегда приходил с сестрой, с Ольгой Алексеевной <...>. Всегда <...> с книжкой, чтобы следить за службой. Все знали, что он — доктор, ну и между нами <...> называли его квадратным доктором». Е.В. Апушкина вспоминала, как, несмотря на интенсивную врачебную работу, после смерти церковного старосты, профессора-медика П.П. Павлова, Сергей Никитин вошел в состав двадцатки храма Святителя Николая в Клённиках. По существу, Павлов был «почетным старостой» и в будничных делах прихода принимал мало участия. Когда на его месте оказался молодой доктор, дело пошло иначе. Сергей Алексеевич включился в него всей душой и был активным помощником настоятеля. К 1920-м годам относится и начало дружбы С.А. Никитина с будущими священномучениками Владимиром Амбарцумовым и Василием Надеждиным. Встреча с отцом Владимиром вполне могла состояться в церкви Святителя Николая в Клённиках, где последний часто бывал и иногда служил. С родителями же отца Василия, настоятеля Никольского храма у Соломенной Сторожки, доктор Никитин был знаком, по-соседски бывал у них в гостях. Когда в январе 1927 года у друга-батюшки родился очередной сынишка, Сергей Алексеевич стал восприемником появившегося на свет Надеждина Сергея Васильевича. И по просьбе счастливого, но обремененного заботами молодого папы сразу же после рождения мальчика даже навещал в роддоме матушку отца Василия, так как сам настоятель церкви у Соломенной Сторожки не имел возможности оторваться от исполнения своих пастырских обязанностей. Любовь Сергея Алексеевича к священникам Василию Надеждину и Владимиру Амбарцумову не прекратилась и после мученической кончины друзей: первого — в 1930, второго — в 1937 году. Она выразилась в заботе об их осиротевших семьях. Неотвратимо надвигавшийся на молодого московского доктора период мученических страданий и смерти друзей, а также и собственного его исповедничества был ожидаемым и почти неизбежным в годы жесточайшего гонения на веру во Христа, потрясшего Россию в XX веке. С самого прихода к власти большевиков, открыто декларировавших стремление к формированию безбожного, безрелигиозного общества, одной из приоритетных для них задач была провозглашена беспощадная борьба с Церковью. Инструментами достижения цели стали антирелигиозная пропаганда, сопровождавшаяся вскрытием мощей святых и изъятием церковных ценностей, аресты и расстрелы священнослужителей и мирян по сфабрикованным политическим обвинениям, а затем постоянные провокации расколов в Православной Церкви, целью которых было уничтожение ее по частям. Первой большевистской попыткой раздробить Русскую Церковь изнутри стал обновленческий раскол, спланированный Л.Д. Троцким и осуществлявшийся на практике 6-м отделением секретного отдела ГПУ (позднее ОГПУ) во главе с Е.А. Тучковым. Предполагалось, оперевшись на обновленцев, их руками расправиться с «реакционным» «тихоновским» духовенством, или «контрреволюционной частью церковников», а следом уничтожить и самих этих раскольников-реформаторов. Обеспечив захват обновленцами высшей церковной власти и власти на местах, ГПУ по обвинению в контрреволюционности репрессировало многих архиереев, священников и мирян, верных Патриарху Тихону. Именно тогда, в 1922 году, и именно за «агитацию» против обновленцев в первый раз был арестован и сослан духовник С.А. Никитина епископ Николай Елецкий. Сам Святейший Патриарх Тихон также был подвергнут тюремному заключению и домашнему аресту. Храмы насильственным образом отбирались у православных и передавались раскольникам. В обстановке царившего террора значительная часть архиереев и священников уклонилась в обновленчество. Однако простой церковный народ в основном остался на стороне Патриарха. Весьма показательно, что даже сами гэпэушники характеризовали обновленческих вождей как «последний сброд, не имеющий авторитета среди верующих». Народ же прямо считал их бесстыдными безобразниками, вероотступниками и предателями Церкви. Православные храмы были переполнены, обновленческие стояли пустыми. Попытка раскола, по большому счету, провалилась. Тогда, надеясь все же раздробить «верующую массу», власти прибегли к попыткам дискредитации отпущенного из-под ареста летом 1923 года Патриарха. Ему активно навязывались шаги, способные, как казалось ГПУ, вызвать в церковном народе многочисленную оппозицию по отношению к Первосвятителю: введение за богослужением поминовения советской власти, переход на новый календарный стиль, включение в состав Высшего церковного управления одного из самых одиозных обновленческих лидеров, «протопресвитера» Владимира Красницкого, и другие. Но Святейший всякий раз, видя опасность нарушения внутреннего церковного мира, очень быстро возвращался на первоначальные позиции. Столь чаемого большевиками раскола не возникало. На время этих серьезных церковных испытаний пришелся период возмужания С.А. Никитина. В 1925 году ему исполнилось тридцать лет. В рассказах духовным детям о том времени епископ Стефан упоминал, как он, тогда еще молодой врач, выступал на каком-то большом собрании против действий советской власти. В тот раз это не привело к тяжелым для него последствям. Его срок пострадать еще не пришел. 7 апреля 1925 года Святейший Патриарх Тихон скончался. Управление Русской Православной Церковью перешло к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Но вскоре стало ясно, что весь образ действий нового Предстоятеля не оставляет Тучкову никаких надежд на реализацию его планов по уничтожению Церкви. Потому в декабре того же 1925 года Святитель был арестован и уже не вышел из заключения до самой своей мученической кончины в 1937 году, так и не отказавшись от местоблюстительства, чего всячески добивались от него власти. С арестом митрополита Петра Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Однако и он, успешно справившийся с опасностью еще одного инициированного ОГПУ раскола (так называемого «григорианского»), вскоре, в декабре 1926 года, также был заключен в тюрьму. Видя, что провокации разделений путем организации захвата высшей церковной власти раскольниками, не пользующимися в народе достаточным авторитетом, становятся все менее и менее эффективными, Тучков разработал очередной хитроумный план действий. Было решено найти иерарха-«тихоновца», который бы, отказавшись от обычного для Патриаршей Церкви в общении с государством принципа аполитичности, «не самочинно, а на вполне законных основаниях возглавив церковное управление, стал бы проводить от лица Церкви политику, угодную ОГПУ». По замыслу, такое изменение политического направления должно было повлечь за собой негативную реакцию в толще церковного народа и расколоть его. А последующая борьба священноначалия за соблюдение церковной дисциплины послужила бы удобным прикрытием репрессий ОГПУ в отношении отделившихся противников нового курса. Соответствующее предложение было сделано по очереди нескольким авторитетным иерархам: кандидатам в местоблюстители, назначенным самим Патриархом Тихоном, — митрополитам Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), Казанскому Кириллу (Смирнову) — и заместителю арестованного митрополита Сергия (Страгородского) архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), которые твердо отклонили его. Тучковские условия согласился принять находившийся под арестом митрополит Сергий (Страгородский). Уступив давлению чекистов, славившийся как искусный дипломат Нижегородский владыка решил встать на путь компромисса, видимо еще надеясь переиграть ОГПУ. Навязанное Тучковым изменение церковно-политического курса мотивировалось намерением добиться смягчения государственной политики в отношении Церкви и, в частности, официального признания, легализации государством церковных структур. Выйдя на свободу после четырехмесячного тюремного заключения, митрополит Сергий из рук вернувшего ему заместительство архиепископа Серафима (Самойловича) снова принял на себя управление Русской Православной Церковью. Вскоре после этого 18 мая 1927 года лично митрополитом Сергием был учрежден коллегиальный орган высшего церковного управления — Временный Патриарший Синод, назначенный без избрания архиереями и без согласования с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром Крутицким, томившимся в заключении. Далее, 29 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским) была выпущена так называемая «Декларация», написанная по требованию Тучкова и фактически приравнивавшая всех несогласных с ее политическими требованиями к контрреволюционерам. Указом новообразованного Синода от 21 октября 1927 года наряду с поминовением митрополита Петра вводилось возношение в церквях имени митрополита Сергия, предписывалось богослужебное поминовение властей и одновременно упразднялись моления о ссыльном духовенстве. С этого времени началась история одного из самых драматических церковных разделений XX столетия. Действия нового Заместителя Патриаршего Местоблюстителя уже к концу 1927 года вызвали широкое движение «непоминающих»: многие епископы и священники отказались подчиняться распоряжениям митрополита Сергия и возносить имя последнего за богослужением, считая его превысившим свои полномочия по управлению Церковью. Поминали по-прежнему Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, находившегося в далекой северной ссылке. Масштаб возникшей оппозиции отчасти позволяет оценить количество православных архиереев, порвавших общение с митрополитом Сергием в период с конца 1927-го и до начала 1930-х годов: их было около сорока человек только на территории России (не считая русского зарубежья). В числе несогласных оказались такие ныне прославленные Церковью видные святители, как священномученики митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Серафим (Самойлович), епископы Серафим (Звездинский), Дамаскин (Цедрик), священноисповедники митрополит Агафангел (Преображенский), епископы Афанасий (Сахаров), Виктор (Островидов) и многие другие иерархи, пользовавшиеся несомненным авторитетом среди церковного народа: митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Феодор (Поздеевский), епископы Арсений (Жадановский), Димитрий (Любимов), Сергий (Дружинин), духовный отец С.А. Никитина епископ Николай (Никольский). Количество священников и мирян, не пожелавших принять нового церковного курса, было также весьма значительным. В число «непоминающих» вошли и иерей Сергий Мечёв со своей многочисленной маросейской паствой, и друг С.А. Никитина священник Владимир Амбарцумов. Истории возникшего разделения и осмыслению позиций споривших сторон посвящено множество серьезных работ, и последнее слово исследователями отнюдь не сказано. Но для понимания того, какими людьми были епископ Стефан (Никитин), его ближайшие духовные наставники, друзья, для того чтобы увидеть, какое место их жизнь и их подвиг христианского сопротивления занимают в истории Русской Церкви XX века, необходимо разобраться в сути и главных причинах этого трагического церковного спора. Ведь судьба будущего Владыки больше чем на двадцать лет оказалась неразрывно связанной с движением «непоминающих» — не поминавших на богослужениях митрополита Сергия (Страгородского) и советскую власть. Как представляется сегодня, возникший спор сводился, в конечном счете, к проблеме, каким должно быть отношение Церкви к государственной власти в наступившую эпоху новых гонений, чтобы Церковь продолжала оставаться Церковью Христовой, верной своему предназначению в этом мире. В более практическом аспекте проблему эту можно переформулировать иначе: какова граница компромисса, на который может идти христианин в диалоге с власть имущими воинствующими безбожниками, если те пытаются вторгнуться в сферу сугубо внутренней церковной жизни? Или, другими словами, какой образ конкретных действий больше соответствует назначению Церкви и христианина на земле: путь политического расчета и лавирования или же честное, открытое исповедание Христовой истины даже перед лицом смертельной опасности? Думается, можно смело утверждать, что взгляд епископа Стефана на решение этой проблемы, как и весь образ его церковного поведения в последующие годы, был глубоко созвучен взглядам иерархов, открыто полемизировавших с митрополитом Сергием в 1920- 1930-е годы. Стоит сказать сразу: открывающиеся сегодня документы ясно показывают, что принципиальное несогласие подавляющего большинства оппозиционеров с конкретными действиями и требованиями Заместителя Патриаршего Местоблюстителя питалось искренним стремлением оградить от искажений выверенную мучениками церковную позицию и было совершенно чуждо каких-либо корыстно-личных соображений и расчетов. Именно потому многие из этих подвижников веры теперь прославлены в лике святых. Явленная ими необоримая решимость стоять за истину Христову даже до мученической смерти неоспоримо свидетельствует как о красоте этой истины, так и о необычайной жизнеспособности, огромной духовной силе Русской Православной Церкви, которыми обладала она в начале прошлого столетия перед началом хитроумно спланированного и с предельной безжалостностью осуществленного большевиками в XX веке беспрецедентного гонения на Христа. Справоцированный богоборцами мучительный спор между православными в значительной степени являлся спором «о цене дипломатии». И Тучков, в общем-то, просчитал правильно: стоимость, которую должен был уплатить большевикам за «легализацию» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, очень многим церковным людям сразу представилась неоправданной, недопустимо высокой. Оппоненты митрополита Сергия полагали, что компромисс, избранный Нижегородским владыкой в попытке, по его же собственным словам, «спасти Церковь», точнее «внешнее положение Церкви», мог только серьезно повредить ей, если она в лице своих иерархов откажется свидетельствовать правду и достоинство Невесты Христовой. Известная сегодня переписка митрополита Сергия с оппонентами вскрывает очевидные отличия в трактовке спорившими сторонами церковных канонов, политических шагов Заместителя Местоблюстителя и разницу в нравственной оценке его деятельности. Как представляется, эта разница объясняется в первую очередь различным пониманием того, какими путями шествует в мире Христова Церковь, как она «спасается» и спасает. С ответом на этот вопрос был связан и весь образ аргументации, образ действий, взгляды на границы приемлемости или, напротив, неприемлемости употреблявшихся христианами методов. Недаром позиция одной из сторон самим же митрополитом Сергием квалифицировалась как исповедничество. Другие — «дипломаты» — склонны были рассуждать политически: «Если власти прикажут, так что же будешь делать?» В какой надежде черпали силы исповедники, в чем состояло их упование, ясно свидетельствуют многочисленные письма к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя: «Отбросьте человеческие мудрования и расчеты и станьте на путь твердого исповедничества во имя Христово; не бойтесь возможности горших скорбей и испытаний для Ц[ерк]ви (они неизбежны, и Ваши компромиссы лишь принижают их значимость), <...> сила Ц[ерк]ви и источник Ее постоянного обновления не вовне, а внутри Ее самой, и <...> наиболее победный путь Ее именно тот, который внешне выражается иногда в значительных жертвах с Ее стороны. Этими жертвами больше всего выявляется сила духа Ц[ерк]ви, степень горения в Ней благодати Христовой». Чего опасались, чего по-настоящему страшились люди, не боявшиеся идти на смерть за свои убеждения? «Раньше мы страдали и терпели молча, зная, что мы страдаем за Истину и что с нами несокрушимая никакими страданиями сила Божия, которая нас укрепляла и воодушевляла надеждою, что в срок, ведомый Единому Богу, истина Православия победит, ибо ей неложно обещана и, когда нужно, будет подана всесильная помощь Божия. Своей декларацией и основанной на ней церковной политикой Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды, ибо отводите нас от служения истине, а лжи Бог не помогает». «...Лжи Бог не помогает...» Характерно, что та же мысль звучала и в письме духовным детям отца Сергия Мечёва, написанном им из ссылки в 1933 году: «Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. <...> Для верных чад Ее < Церкви> открывается путь исповедничества, мученичества, а главное, величайших скорбей и величайших лишений. <...> Это отъятие храмов, по слову Божию, можно было бы предотвратить покаянием. <...> Но где мы слышали всеобщий призыв к покаянию? Где видели архипастырей и пастырей, неотступно у жертвенников проливающих реки слез и подвигающих к тому же народ свой? Дипломатические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них положили свое спасение. Ложью хотели сохранить царство Истины... И посмеялся Господь над ними и до конца изливает гнев Свой». Разумеется, ложь, к которой, увы, — вольно ли или невольно, в порядке политического компромисса — приходилось прибегать Заместителю Местоблюстителя, не могла не смущать совести церковного народа. И, может быть, наиболее ярким примером того являются два интервью с митрополитом Сергием, опубликованные в 1930 году в «Известиях». В них во всеуслышание утверждалось, что «гонения на религию в СССР никогда не было и нет», а храмы в стране закрываются «по желанию населения». И это при том, что в том же 1930 году ОГПУ организовало первое всесоюзное «дело» об «Истинно-православной церкви» (под таким названием Политуправление объединило всех оппозиционеров митрополиту Сергию). Только по этому «делу об ИПЦ» были арестованы и репрессированы (некоторые — расстреляны) тысячи клириков и мирян. Храмы, лишенные священников, закрывались и, как правило, взрывались. Упомянутые интервью являлись очередным изобретением безбожников и были навязаны митрополиту Сергию, тексты их фактически ему не принадлежали, но вышли-то они под именем Заместителя Патриаршего Местоблюстителя... Безусловно, такое униженное положение Церкви, да и лично самого митрополита Сергия, было прямым следствием начатой им в 1927 году компромиссной политики с властями. Необходимо также отметить, что эти пресловутые публикации сыграли трагическую и даже роковую роль в судьбе маросейской общины. Дело в том, что, ознакомившись с их текстами, будущий митрополит Мануил (Лемешевский), тогда же — в 1930-м — перешел на позиции «непоминающих». И хотя довольно скоро «сердце епископа смягчилось» и «последовало примирение» его с Заместителем Местоблюстителя, представление о нем у «непоминающих» как об оппозиционере митрополиту Сергию сохранилось по крайней мере до конца 1930-х годов. В результате в 1938-м протоиерей Сергий Мечёв доверился епископу Мануилу, попросив того совершить несколько тайных священнических хиротоний своих духовных чад. Рукоположения состоялись. Весной же 1939 года епископ был арестован и выдал НКВД имена всех посвященных им «мечёвцев» и самого отца Сергия Мечёва. Но все это было несколько позднее. А в 1927 году церковный народ и его пастыри стояли перед необходимостью как-то реагировать на требования вышедшего из-под пера Заместителя Патриаршего Местоблюстителя указа о поминовении. Документальных источников, содержащих собственные высказывания епископа Стефана о происходившей тогда полемике, почти не сохранилось (у «мечёвцев» были приняты строжайшие конспирация и осторожность). В силу своего церковного положения в те годы заметного участия в спорах молодой доктор С.А. Никитин, конечно же, не принимал. Однако можно утверждать со всей определенностью, что он отнюдь не был пассивным наблюдателем, а, напротив, непосредственно, активно участвовал в событиях на своем, предназначенном ему Богом месте. Недаром будущий архиерей принял на себя обязанности председателя церковного совета Никольского храма на Маросейке в 1928 году — то есть как раз тогда, когда и формировалось отношение приходской общины к политике митрополита Сергия. Именно тогда маросейский настоятель и новый духовник молодого «клённиковского» ктитора священник Сергий Мечёв решился не поминать Заместителя Местоблюстителя и, безусловно, нуждался в серьезной поддержке единомысленных духовных чад. С.А. Никитин сделал свой христианский выбор вместе со своими духовными наставниками и друзьями твердо и принципиально. И достойно пронес его в течение всей своей жизни. Представление о том, каким было отношение духовного отца С.А. Никитина епископа Николая (Никольского) к последовавшим после июля 1927 года распоряжениям митрополита Сергия (Страгородского), дает возможность получить ряд сохранившихся документов, приобщенных сотрудниками ОГПУ к следственным делам «церковников» в 1920-1930-х годах. Из них становится известно, что владыка Николай лично пытался убедить митрополита Сергия отказаться от изменения церковнополитического курса, навязанного Заместителю Местоблюстителя Тучковым. Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович) в одном из своих писем конца мая 1928 года так писал об этом: «...мы должны испробовать все пути к примирению. <...> Нас упрекают, что мы порвали с м[итрополитом] С[ергием], не употребив формы увещания. Но вы знаете, как много увещал я, наш Авва, м[итрополит] А[гафангел], дядя и др[угие], — а е [пископ] Ник[олай] даже до смерти». Действительно, как уже говорилось, владыка Николай скончался 4 мая 1928 года, буквально сгорев за несколько дней, и современники были склонны напрямую связывать столь стремительный его уход с тяжелейшими переживаниями по поводу действий митрополита Сергия и церковных нестроений, которые те повлекли за собой. Каких-либо сведений о прекращении возношения за богослужением епископом Николаем имени митрополита Сергия не имеется, официальных заявлений об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от Владыки, насколько известно, не исходило. Достоверно можно говорить лишь о его принципиальном несогласии с вполне конкретными распоряжениями митрополита Сергия. В чем же был несогласен с Заместителем Местоблюстителя епископ Николай? Как было сказано, для многих «непоминающих» толчком к отходу от митрополита Сергия послужил его «Указ о поминовении за богослужениями», выпущенный под давлением Тучкова. В глазах деятелей ОГПУ отказ верующих поминать митрополита Сергия означал принципиальное неприятие Декларации. Ну а несогласие с нею, как следовало из ее же текста, автоматически означало их контрреволюционную настроенность. Недаром почти обязательным вопросом гэпэушников по отношению к «церковникам» отныне становился вопрос, который приходилось слышать и будущему владыке Стефану, и многочисленным его друзьям: «Каково ваше отношение к Декларации митрополита Сергия?» Но не политические взгляды вызывали неприятие церковным народом как Декларации, так и указа о поминовении. Соображения совсем иного порядка — прежде всего морально- нравственные и церковно-канонические — занимали умы и сердца несогласных с митрополитом Сергием. Так, одни обращали внимание на каноническую неправомочность возношения за богослужением «на одном месте двух имен», чего фактически требовал «митрополит Сергий, заставляя возносить вместе с именем митрополита Петра и свое имя». Другие квалифицировали факт исключения из текста выклички слов: «о братиях наших, в темницах и изгнании сущих» как отказ молиться о заключенных, при том что такую молитву прямо «заповедает нам Христос в притче о Страшном Суде: «В темнице бе, и посетили Мене», — и св. апостол». Наконец, третьи, и в их числе оба духовника С.А. Никитина — епископ Николай (Никольский) и священник Сергий Мечёв — не приняли указа от 21 октября по причине, о которой меньше чем за месяц до своей кончины владыка Николай писал между прочим одному из клириков Елецкой епархии: «Не обижайтесь же, родной, если ограничусь краткими ответами на поставленные Вами вопросы: 1) Митроп[олит] Сергий, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, до сего дня пока еще вполне каноничен. 2) При Митр[ополите] Сергии (по громкому названию) есть «синод» — это просто-напросто ЛИЧНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ И ТОЛЬКО. 3) Митр[ополит] Сергий, некогда подмоченный обновленческим верчением, ПЕРВЫЙ, раскаявшийся пред Св[ятейшим] Патриархом Тихоном и прощенный им, — в настоящее время пока православный: сидит он на очень тонком ОСТРИЕ и под непрерывным давлением «внешних» (затаенно жаждущих разделений и даже уничтожения духовной стороны жизни народа и ее руководителей). Митрополит Сергий силится лавировать, насколько возможно оттягивая и отдаляя срок катастрофы и сохраняя духовенство — ждет Солнца и света, да тьма бывш[ую] Русь Святую не объят. Происходящее — явление случайное и изживаемое. 4) Деятельность Митрополита Сергия — при всех давлениях, гуляниях перьев по его бумагам и при всех его промахах — все же пока православна и канонична. Не будем сейчас ставить ему в вину (по современности) ПОДНЕВОЛЬНОЕ нарушение соборности, святости и апостольства Церкви. Апостольства — введением в Церковь Христову мирских начал и земных принципов; святости — похудением подвига Исповедничества (как страдания будто бы за политику); и соборности — временным единоличным управлением Церковью. 5) В данный момент, сохраняя силу, пока должно только пассивно протестовать, не исполняя вредных для Церкви мероприятий, и жить строго по-православному. (Поминовение отлученных от Церкви властей недопустимо). 6) Безусловно открыто отделяться и возглавляться — преждевременно, и надо спокойно выжидать момент проявления митрополитом Сергием САМОЧИНИЯ и ВОЛЬНОГО нарушения канонов, догматов и проч[его]. Новый указ с принуждением молиться за отлученных в 1918 г. 19-25 января и не воссоединенных доселе даст определенный решающий толчок к тому или иному пути. Угроз не смущайтесь — это действо незаконно. Живите со Христом и во Христе спокойно, уверенно, мирно, делая свое Великое Пастырское дело на ниве Христовой. С Вами народ — (в данном случае даже и) закон гражданский, и моральная сила. Весенняя бурливая муть скоро пройдет. <...> 1928 г. 7(20) апреля». В несколько более конкретной и развернутой форме мнение владыки Николая встречается еще в одном документе того времени: «На ваш вопрос могу ответить следующее. Мне, действительно, достоверно известно, что живущий в г. Вязниках и управляющий ныне Владимирской епархией епископ Николай (бывший Елецкий) решительно отверг указ митрополита Сергия и его Синода о поминовении властей на таком основании: нынешняя власть отлучена была от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном 19 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА, и это отлучение подтверждено постановлением Собора от 25 ЯНВАРЯ того же года. Поминовение ОТЛУЧЕННЫХ за литургией есть БОГОХУЛЬСТВО, какового епископ Николай не может допустить ни лично, ни в своей епархии <...>. „Можно ли поминать за литургией Льва Толстого? ” — Спрашивает еп[ископ] Н[иколай]. — „Нет”. — „Значит, и тем более нельзя поминать и современную власть”. Снять отлучение мог бы только полноправный Собор, и при условии покаяния отлученных». Таким образом, как легко видеть, епископ Николай не признал указа митрополита Сергия от 21 октября 1927 года по соображениям чисто канонического характера. Чтобы завершить разговор об известных на сегодняшний день фактах, касающихся разногласий епископа Николая (Никольского) с митрополитом Сергием (Страгород- ским), стоит сказать несколько слов еще об одной проблеме, ставшей бичом для всей Русской Церкви на многие десятилетия вперед (кстати, в последующие годы тяжесть этой проблемы непосредственно пришлось испытать на себе и епископу Стефану). Речь — о начавшемся с июля 1927 года прямом, хотя и закамуфлированном вмешательстве богоборческих властей в кадровую политику Церкви. С самого выхода Декларации это вмешательство выразилось, во-первых, в массовых перемещениях архиереев с одной кафедры на другую, во-вторых, в наложении церковных прещений на конкретных клириков по прямому указанию Тучкова. В этой связи весьма интересным представляется эпизод, который описывает в одном из своих писем конца мая 1928 года М.А. Новоселов: «О еп[ископе] Ник[олае] Ел[ецком] вчера передавали то, чего из М[осквы] нам не писали, т.е. писали, но иначе. Его разговор с [митрополитом] С[ергием] был бурный, решительный. Будто бы [митрополит] С[ергий] поставил такую альтернативу: или Тамбов, или Нарым. Еп[ископ] Н[иколай]: „Что же, это ГПУ? ” „Нет, Синод...” „Нет, ГПУ” и т.д. Правда ли это? Ссылаются на зачат[ьевских] сестер, где он остановился и где умер». «Встретил меня еще на ногах, — писал в июне 1928 года о последних днях своего духовного отца С.А. Никитин, — и вот на моих глазах в течение двух суток из здорового человека он превратился в умирающего, безнадежного. <...> Особенно трудно и ужасно видеть все это, не будучи в состоянии помочь, и чувствовать свое бессилие». Итак, для владыки Николая решением его разногласий с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стала неожиданно скорая смерть. Но живым еще предстояло сделать их выбор. О том, каким образом перешла к непоминовению Николо- Клённиковская община, воспоминания духовных детей протоиерея Сергия Мечёва сообщают с вполне объяснимой краткостью. В жизнеописании отца Сергия говорится, что указ о поминовении от 21 октября 1927 года он «выполнить <...> отказался и уклонился от молитвенного общения с митрополитом Сергием и его последователями. <...> Говорил, что не мог [бы] сохранить мира совести, если бы пришлось служить вместе с „сергианами”. <...> Не принимал о. Сергий и церковной молитвы за неверующих, особенно за воинствующих безбожников, считая, что дело обращения к Богу каждого человека есть дело его свободной воли и что нельзя молиться за тех, кто этого не хочет, в особенности за литургией, которая есть богослужение только верных». Это лаконичное и такое предельно однозначное с виду описание взглядов маросейского настоятеля, к сожалению, совершенно не дает представления о той тяжелейшей борьбе, которая происходила на деле в душах отца Сергия Мечёва и современных ему пастырей, поставленных митрополитом Сергием перед выбором в 1920-1930-е годы. С одной стороны, совесть не позволяла им согласиться с Заместителем Местоблюстителя и жить в соответствии с его программой. С другой — решиться на разрыв с последним, уведя с собой свою паству, пусть даже имея на то благословение какого-либо уважаемого архиерея, было делом, конечно же, чрезвычайно ответственным и влекущим за собой серьезнейшие последствия. Предельно остро осознавая это, священник Сергий Мечёв едва ли считал возможным при решении вопроса о прекращении общения с митрополитом Сергием полагаться исключительно на собственное разумение. Безусловно, одним из факторов, оказавших влияние на позицию маросейского настоятеля, был взгляд его старца иеросхимонаха Нектария Оптинского: преподобный Заместителя Местоблюстителя не поминал. Кроме того, отец Сергий, как и многие другие российские пастыри, сообразовывался с мнением авторитетных иерархов, пользовавшихся общецерковным уважением. Например, известно, что в конце 1927 — начале 1928 годов он имел встречу с не поминавшим митрополита Сергия священномучеником архиепископом Серафимом (Самойловичем). Возможно, что на формирование окончательной позиции отца Сергия оказали влияние взгляды и других архиереев, активно распространявшиеся церковным «самиздатом» через архипастырские послания и письма. Наверняка, свою роль сыграло и известное мнение епископа Николая (Никольского). Ведь не даром «клённиковские» старосты — С.А. Никитин и следовавший за ним на этом посту Н.Н. Виноградов — оба были духовными детьми владыки Николая. В любом случае члены маросейской общины пристально следили за развернувшейся полемикой и старались быть в курсе обсуждавшихся иерархами церковных проблем, занимая активную позицию по отношению к процессам, происходившим в Русской Церкви второй половины 1920-х годов. О том ясно свидетельствуют материалы следственных дел «мечёвцев», по которым те привлекались в качестве обвиняемых в 1920- 1940-е годы. Общине были известны многие полемические документы, посвященные обсуждению политики митрополита Сергия (Страгородского). Московская статья «О послушании митрополиту Сергию», обращение к Заместителю Место блюстителя верующих Ленинградской епархии, увещание к нему же архиепископа Серафима Угличского, письма епископа Виктора Вотского, епископов Димитрия Гдовского и Сергия Копорского конца 1927 года, письмо митрополита Кирилла Казанского от 7 февраля и его же письмо митрополиту Сергию от 15 мая 1929 года, так называемое «Киевское воззвание» — вот лишь краткий перечень тех из них, что удалось изъять сотрудникам ОГПУ у духовных детей отца Сергия при обысках осенью 1929 и зимой 1931 годов. Сравнивая доводы авторов перечисленных документов с известными свидетельствами о позиции отца Сергия Мечёва, можно констатировать, что Николо-Клённиковский настоятель вместе со своей паствой отказался возносить за богослужением имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя по тем же причинам, что и авторы указанных полемических трудов. Тяжесть пастырского выбора, вставшего перед отцом Сергием в связи с требованиями указа о поминовении, значительно усугублялась тем, что при очевидном неприятии политики митрополита Сергия несогласные с ним не были едины во взглядах на то, как на эту политику реагировать. «Непоминающие» не составляли какой-то общей организации. Позиции их в отношении Заместителя Местоблюстителя часто существенно разнились между собой, а кроме того, могли заметно меняться во времени. Самые радикально настроенные оппозиционеры прямо считали «сергиан» предателями Церкви, а совершаемые ими таинства безблагодатными. Умеренные же, стремясь сохранить хотя бы и самую тонкую ниточку общения, до последней возможности не шли на полное отделение; бывало даже, что некоторые испрашивали благословения не поминать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя у своих правящих архиереев, самим митрополитом Сергием назначенных и ему подчинявшихся. Вот как писал об этом в июне 1928 года С.А. Никитин: «В церковной жизни положение тяжелое: многие чрезвычайно смущены воззванием м [итрополита] Сергия и его распоряжением о поминовении властей, — некоторые откололись, другие, хотя и не отошли, но считают недопустимым совершать таинства у „поминающих” священников. Вражда, подозрение, отсутствие любви, нетерпение... Очень, очень тяжело». Священник Сергий Мечёв с духовными чадами были склонны придерживаться срединного пути, не идти с митрополитом Сергием на открытую и резкую конфронтацию. И за это оказывались порицаемы более радикально настроенными оппозиционерами, обвинявшими их в «лукавстве», «неискренности» и «двойственности в отношении м [итрополита] Сергия, котор[ого] частью признают, частью не признают, одни его распоряжения исполняют, другие не исполняют и т.п.» Насколько трудным, буквально мучительным являлся поиск истины в тот момент, как трудно было по совести определить свою церковную позицию, показывает тот факт, что в течение недолгого времени (пока взгляд клённиковского настоятеля не успел еще оформиться) на солее, то есть вне алтаря маросейского храма, митрополита Сергия поминали, в алтаре — нет. Такое положение вещей, безусловно, свидетельствует о чрезвычайной растерянности, которую испытали отец Сергий Мечёв и многие другие российские пастыри в 1927 году. И, надо сказать, эта нерешительность по-пастырски дорого обошлась клённиковскому настоятелю, став причиной ухода с Маросейки некоторых из наиболее принципиально настроенных его духовных детей (кстати, тогда же едкие на язык «иосифляне» между собой стали иронически именовать отца Сергия «Ножичкиным»). В те годы компромисс, пускай и временный, многими верующими воспринимался как измена главному назначению Церкви на земле — бесстрашно свидетельствовать истину Христову в этом падшем и лукавом мире. Сегодня известно, что с течением времени взгляды отца Сергия постепенно менялись в сторону более радикального и четко выраженного неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского). Духовные дети однозначно помнят его как «непоминающего», а иных из его духовных чад, безусловно до конца преданных ему, как, например, С.А. Никитина, в воспоминаниях 1990-х годов современники могли даже назвать «ярыми непоминовенцами». По ответам, которые давал сам отец Сергий Мечёв на допросах в 1929, 1933 и 1941 годах, однозначно судить об изменении его взглядов трудно — слишком существенно разнились обстоятельства, сопровождавшие эти следственные процессы. В 1929 году впрямую вопрос об отношении к действиям митрополита Сергия, судя по всему, отцу Сергию задан не был. По смежным же темам он высказывался следующим образом: «Найденные у меня документы по пов
|