Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священник Александр Щелкачев
Папа рассказывал, что после их с Сергеем Алексеевичем Никитиным московской встречи в районе 1934-1935 годов, когда тот был в гостях у папы, Сергей Алексеевич уехал в Струнино. Потом он, уже будучи на открытом служении, жил в Средней Азии, затем был старшим священником при женском монастыре в Днепропетровске. И вот папа получил от него письмо, откуда узнал, что тот теперь — епископ Можайский и служит в храме Ризоположения в Москве. В архиереи Сергея Алексеевича (тогда уже архимандрита Стефана) рекомендовал архиепископ Ермоген (Голубев). Так что папа, наверное, не виделся с Сергеем Алексеевичем более го лет и даже не был уверен, узнает его Владыка или нет. Папа пришел на службу и просто подошел, когда владыка Стефан помазывал всех елеем. Владыка его сразу узнал, попросил остаться побеседовать. И потом я помню, что папа ходил к нему, исповедовался и причащался только у него до тех пор, пока епископ Стефан не заболел, после чего довольно скоро уехал в Калугу. В Калугу папа к нему, конечно, уже не ездил. Исповедовал папу (да и Андрея Борисовича Ефимова) Владыка не в храме, а у себя дома. Он так папе и говорил, что молодежи вообще лучше исповедоваться не в храме, а дома, он даже предлагал папе меня к нему пригласить, но меня уже стал исповедовать игумен Иоанн (Котляревский). Папа не очень любил ходить в разные храмы, но я помню, что нам приходилось это делать. Здесь уместно привести один случай, который папа пересказывал нам. Это было, по-моему, еще до смерти Сталина. У папы на кафедре был такой доцент Копцов, и вот на него неожиданно поступил донос, где говорилось, что Копцова видели в таком-то храме. А Копцов дружил с другим доцентом кафедры, Крыловым, который был одно время кафедральным парторгом. Донос был анонимным, поэтому Крылов смог не дать хода этому делу и вместе с тем передал рекомендацию Копцову, во-первых, не ходить в один и тот же храм, чтобы не обращать на себя внимания, и, во-вторых, становиться в церкви где-нибудь сзади и вообще стараться быть незаметным. Папа неоднократно рассказывал об этой рекомендации Крылова и сам старался ее соблюдать. Так что я помню, что мы с ним постоянно бывали в разных храмах. Конечно, не во всех московских церквях. Можно перечислить наиболее часто посещавшиеся: Новодевичий (Успенский храм в Новодевичьем монастыре) — поначалу мы чаще всего ходили туда. Затем — Николы в Хамовниках, Илии Обыденного, Воскресения Христова в Сокольниках, Пимена Великого, Ризоположения, где служил владыка Стефан. В другие уже реже заходили: в Трифона- мученика, иногда — в Елохово (но не особенно любили там бывать). То есть уже довольно много получается. Конечно, иногда бывали в Кузнецах, чаще, правда, я здесь бывал без папы, но папа тоже иногда заходил, хотя довольно-таки редко. Но пока владыка Стефан был в Москве, папа исповедовался и причащался только у него, правда, это длилось недолго. Папа нам рассказывал, что Владыка ему чуть ли не в первый же раз, когда они с ним беседовали в храме Ризоположения, сделал предложение: спросил, не хочет ли он стать священником, и сказал, что сразу готов его рукоположить. Но папа ему ответил, что сейчас, по его мнению, такое положение Церкви и духовенства, когда они находятся в порабощенном состоянии, и что в таких условиях он не может принять сан. После такого ответа Владыка, который и сам все это прекрасно понимал, сразу прекратил разговор на эту тему и больше уже к нему не возвращался. Пока Владыка болел, он жил на даче рядом с Ефимовыми — туда мы к нему приезжали. На меня произвело впечатление — я в свое время запомнил, да это и папа рассказывал, — что Владыка очень хорошо знал русскую литературу: поразительно в ней был начитан и как-то очень органично умел отрывки из разных стихотворений — Кольцова, например, и других — вставлять в свои проповеди. Все время было такое обращение к образам русской литературы... Беседу с ним я запомнил только одну: мы тогда вместе с папой и с нынешним отцом Владимиром Воробьевым приезжали к Ефимовым на дачу. Это как раз был уже период начала хрущевского гонения, 1961 год, поэтому очень много по этому поводу говорилось. Владыка употреблял в этой связи такие... образные выражения: в то время на фоне церковной приходской реформы разворачивалась активная деятельность Отдела внешних церковных сношений (прием делегаций и т.п.), Владыка охарактеризовал ее как «пир во время чумы». Потом, когда речь зашла о митрополите Иосифе (Петровых), Владыка сказал, что всякий архиерей, принимающий такого рода решения (о разрыве общения), должен думать, чтобы не оказаться в одиночестве, то есть как-то согласовывать свои шаги с другими архиереями. В этом отношении владыка Иосиф поступал, как считал владыка Стефан, не совсем правильно. Потом он вспомнил, что было время, когда и папа мой митрополита Сергия не поминал, — был у него такой период. Правда, после того как ему отец Владимир Воробьев (его духовник, дедушка нынешнего отца Владимира) сказал, что не стоит этого делать, стал поминать. Поражало умение Владыки во время беседы делать ссылки на евангельский текст. Беседуя, он держал Евангелие, в нужный момент раскрывал его и какой-то подходящий стих оттуда читал. А.Б. Ефимов потом говорил, что в действительности он знал Евангелие практически наизусть, а делал он так, чтобы не ошибиться, а главное, чтобы не привлекать нашего внимания к такому его знанию Писания. И не менее поразительно, как естественно у него это получалось. <...> Еще он советовал: — Берегите свои органы чувств. Вот я лежал в параличе и чувствовал, что никто, кроме Господа, мне не поможет. Хочется помолиться, а тут всякие образы встают... Так что лучше, чтобы в памяти всего этого было поменьше, потому нужно стараться беречься... В тот раз, о котором рассказывал папа, — когда он настоял, чтобы я пошел с ним в храм Ризоположения на службу к владыке Стефану в Неделю о блудном сыне, — не то чтобы я как-то особенно сопротивлялся, просто у меня были сомнения: идти — не идти? Действительно, это была удивительная проповедь, я, правда, помню только впечатление... Владыка говорил очень просто, но вместе с тем и глубоко, и это характерно: такое сочетание простоты и глубины создавало необыкновенно сильное впечатление. А про отца Константина Корчевского владыка Стефан сказал папе: «Вот это — хороший священник, ему можно доверять». Отец Константин сначала был при Новодевичьем монастыре, при академии, затем стал служить в Серпухове, потом его, кажется, в Киевскую семинарию отослали, где-то он был в Поволжье, а потом вернулся в Серпухов и снова стал там настоятелем. Вот тогда он как раз оказался в ведении владыки Стефана, епископа Можайского и викария Московской епархии, и потому Владыка знал отца Константина лично. 26 ноября 2004 г.
|